Немного о сложности препятствий и делении на категории
Первая категория, третья, пятая категории препятствий – что мы знаем о них? Есть международная классификация, есть русская – но и та и другая написана сухим языком технологических подробностей. А что на самом деле происходит на том или ином уровне? Что чувствует себя человек, выпавший за борт на участке второй или четвертой категории сложности? Что можно ожидать в том или другом случае?
На все эти вопросы вы получите ответы из нашей небольшой статьи, которую можно было бы озаглавить «в спасжилете по порогам».
Класс I: почти отдых
Что такое препятствие первой категории? Это быстро текущая вода со стремнинами и небольшими валами. Вряд ли вы выпадете из лодки на этом участке, но если такое все же произошло – берег легко достижим. Некоторые экстремалы считают такой заплыв даже приятным отдыхом от гребли. Практически все снаряжение остается в целости и сохранности. Правда, лодку может немного поцарапать.
Класс II: для любителей
Здесь вы встретите прямолинейные пороги с широкими, чистыми проходами, очевидными без разведки. Оказавшись за бортом, отдыхать не придется – активно собираем вещи и следим, чтобы не напороться на скользкие камни и колючий кустарник при выходе на берег. Весла, если были потеряны, придется искать далеко внизу по течению. Что-то может оказаться безвозвратно утраченным – как правило, это мелкие предметы. От ударов о подводные камни на лодке могут появиться вмятины и глубокие царапины.
Класс III: будь всегда готов!
Пороги третьей степени даже при желании бывает уже сложно обойти. Вас ожидают нерегулярные валы, вспененная вода. Здесь упасть за борт – легкое дело, и надо быть готовым к последствиям. Ноги будут периодически больно царапаться об острые подводные камни. Некоторые вещи придется добровольно отдать потоку. Трудное решение держаться за лодку может привести к неприятным моментам, когда пловец обнаруживает себя ниже по течению от судна. Весло вполне может оказаться в небольшой бочке значительно выше по течению. Все личное снаряжение уплывает от вас в разные стороны. Те, кто оказался на берегу раньше вас, дают ценные советы. На лодке реально обнаружить вмятины.
Класс IV: экстрим начинается
Четвертая категория чаще всего встречается в холодных горных реках, и чтобы не замерзнуть заранее позаботьтесь о гидрокостюме. Напряженные, мощные, но предсказуемые пороги требуют точного маневрирования при плавании в турбулентном потоке. И здесь лучше перестраховаться и либо обойти опасный участок по берегу, либо в точности соблюдать все инструкции и быть готовым ко всему. Очень страшно упасть в мощные сливы, а выбраться на сушу бывает весьма затруднительно и в некоторых случаях вовсе не рекомендуется. Про весло можно забыть совсем. Давлением воды смывает гермоупаковку со всеми ценными вещами – потом их находишь только при большом везении. И сама лодка может запросто застрять в центре порога. Даже за спасконец, который бросают более счастливые товарищи, не так-то просто ухватиться. В общем, плавать по такой воде – удовольствие не для слабонервных, и избежать его намного проще, чем преодолеть.
Класс V: только для спецов
Прохождение препятствия пятой категории без сплавсредства – это даже не для экспертов, а для героев. Вода, как правило, имеет температуру около 5 градусов Цельсия и, сами понимаете, долго находиться в ней без серьезного вреда здоровью не получится. Слово плыть – здесь более чем не уместно, потому что от вас тут почти ничего не зависит. Можно застрять в бочке, и даже попытки свернуть быстрее на берег не удаются, так как пороги данного класса имеют протяженность километр или более. Давлением воды с вас, как правило, смывает все, что можно смыть, за первые несколько секунд (обувь, перчатки, солнцезащитные очки и т.п.). Про то, что было в лодке и говорить нечего: большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается за несколько минут, а то и вовсе - секунд. Если лодку удается спасти, она, как правило, требует трехдневного ремонта. Без травм вы на сушу не выберетесь, - переломы, переохлаждение и сотрясения мозга вам почти гарантированы. В общем, умный в порог пятой категории не пойдет, умный его обойдет!
Класс VI: не для пловцов
А этот раздел уже не для нашей статьи по определению: в такой воде не плавают совсем, никак и ни за какие коврижки! :)
| Читайте: |
|---|
Зимнее снаряжение:
![]() Зимой в палаткеПолезные советы по ночевке: Начнем с рассказа про зимнее снаряжение для ночевки в лесу. Проблема эта имеет две составляющие: психологическую (страш... |
![]() Особенности туристических путешествий в горахК этому виду туристских путешествий относятся те, которые проводятся в районах альпийских гор. Альпийскими горами называются молодые высокие горы... |
Летнее снаряжение:
![]() Укладка рюкзакаНа простых маршрутах. Центр тяжести должен быть расположен близко к туловищу, идеально - на высоте плеч. Спальный мешок обычно кладётся в нижнее о... |
![]() Выбор рюкзакаРюкзак - один из немногих видов туристского снаряжения, без которого не обойтись в любом виде путешествий. Горный поход, лыжная прогулка, подходы к ... |
Рафтинг для смелых:
Отчет о водном походе по р. Курга, Рова, Иоканга![]() Маршрут Ст. Оленегорск - Ревда - Ловозеро - Семерка - оз. Ловозеро - р. Курга - оз |
Паводковые реки подмосковья для начинающих![]() Этот текст посвящен вопросу, на который мне, признаться, уже несколько надоело отвечать: - Куда сводить группу начинающих на паводок на выходные... |
Жигулевская кругосветка![]() «Жигулевская кругосветка» – один из самых любимых и популярных водных маршрутов в Самарской области и за ее пределами. Хотя этот маршрут совершенно ... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Отчет о походе Мега-Трофи-КАРАВАН![]() C 30 апреля по 11 мая 1998 г. велоклуб КАРАВАН провел многодневное Мега-Трофи КАРАВАН по горному Крыму. Что такое Мега-Трофи в клубе КАРАВ... |
Самоходом в Финляндию на майские![]() Своим ходом в Финляндию мы собрались впервые. Мы, это Алена и Евгений Кузнецовы. Давненько хотелось попробовать, и вот, наконец, собрались. Визы сде... |
По верхушкам Тянь-Шаньских елей![]() 22 августа – г.Нарын (2052 м) - Таш-Башат - Эки-Нарын - Орюк-Там - р.Кара-Саз (до 2700 м) С утра выехали не рано. Диме надо было привести орга... |
























