Главная - Туризм - Горные походы. Отчеты - Лыжный марафон Финская лыжня


Лыжный марафон Финская лыжня

Туризм - Горные походы. Отчеты

лыжный марафон  финская лыжня

Л.Л.: Желание попасть в Финляндию на знаменитый лыжный марафон появилось у меня еще года два назад, когда мне, человеку далекому от лыжных гонок и лыжного спорта, попался на глаза журнал Лыжные гонки (Теперь он переименовался в Лыжный спорт , стал писать и о горных лыжах и сноуборде, но все равно в основном посвящен беговым лыжам.). Там была опубликована статья об этом марафоне, из которой можно было составить ясное представление о том, что это не столько спортивный лыжный марафон, сколько лыжный праздник, на котром свое место найдет и спортсмен- насос и чайник -любитель с прогулочно-туристским уклоном. А сколько хорошогео в статье было сказано об организации праздника, подготовке трассы, и о том, как Финны любят лыжи и радушно встречают гостей. Вобщем я загорелся. Раньше мне и в голову не могла придти мысль поучаствовать лыжном марафоне. Хотя они и в большом числе проходят у нас в Москве почти каждые выходные. Почему? На лыжах я регулярно стал ходить, только после того, как познакомился с КАРАВАН ом, в уже зрелом возрасте. КАРАВАН ходит на лыжах по подмосковным лесам в туристском стиле - с рюкзаками со снаряженим для привала, ходит частенько по целине, когда нет лыжни и за временем не гонится. То есть никакой скоростной подготвки у меня нет. А в наших лыжных марафонах - главное время. Конечно, можно было бы стартовать в Лыжне Росии , например, но какой в этом смысл? С моей скоростью на пунктах питания и замершего чая уже не будет, а финиш и вовсе закроется. Поэтому, на всякий случай, надо все взять с собой в рюкзаке. А зачем, тогда туда ехать? А марафон FH показался мне по силам. Чтобы уложиться в контрольное время на классической дистанции, скорость получается около 7-8 км/час. Причем все службы марафана работают до самокого конца. Целый год я пытался подбить кого-нибудь из КАРАВАНа поехать в Финляндию на марафон, но безуспешно. Наконец, в 1999 году к нам в клуб пришел Федор Ельцов, коренной питерец, который уже был на этом марафоне.Он поделился своими впечатлениями о FH , которые только усилили мое первое впечатление, полученное из журнала, и я еще больше укрепился в желании туда поехать. Я и Федор образовали инициативную группу КАРАВАН в Финляндию , и начали подготовку. Мы решили не обращаться в турфирмы, а сделать все самим. Ф.Е.

Впервые о марафонах серии WORDLOPPET я услышал в сезон 1994—1995 гг. от питерского лыжника — Юрия Смирнова. Он к тому времени уже побывал там и планировал поездки на другие марафоны. Я был приятно удивлен, оказывается, есть места, где не только к гонщикам-профессионалам, но и к нашему брату «чайнику» относятся по-человечески. Юра сказал, что есть там и классика и конек, большой марафон 75 км, но сначала лучше пробежать короткий — 42 км, что он и сам в первый раз так сделал (хотя Юра лыжник-профессионал) и что, вообще, дистанция простая.

Как проводится марафон?

Марафон этот проводится два дня: в субботу основная гонка классическим стилем, а в воскресенье дополнительная свободным, причем, расписание меняется в зависимости от того, включена гонка в розыгрыш ежегодного Кубка марафонов (FIS Marathon Cup, раньше Worldloppet Cup) или нет. Если гонка входит в розыгрыш кубка, то в субботу гонка только на дистанции в 75 км, а в воскресенье две гонки — 42 км классическим и 42 км свободным стилем. Если гонка в розыгрыш кубка не входит, то в субботу 75 и 42 км классическим стилем и в воскресенье 75 и 42 км но свободным стилем. Старт 75-километровой дистанции находится в городе Хаменлинна (Hameenlinna) на льду озера Катумаярви (так я туда и не попал, хотя был на гонке два раза), финиш — на лыжном стадионе в Лахти (Lahti). 42 км бегут по той же дистанции, только стартуют в местечке Ламми (Lammi) — там находится один из пунктов питания. Рельеф спокойный: часть дистанции вообще проходит по льду озер, где-то в 22—25 км от Ламми есть длинный подъем ступеньками и в самом конце дистанции рельеф присутствует, про начало ничего не скажу — участок Хаменлинна—Ламми я не бегал. Дистанция очень хорошо подготовлена: нигде не торчит веток и палок, нет нависающих деревьев, под дорогами проложены проходы либо мостики над ними, а там, где пересечение в одном уровне, все время подсыпают снежок и регулируют движение автомобилей; для классического стиля по всей длине нарезаны 3—4 лыжни, а для свободного ширина делается такой, чтобы два лыжника могли ехать рядом, не мешая друг другу, поэтому всегда есть возможность спокойно обогнать или отстать, не сбиваясь с ритма и ни кому не мешая. В среднем через каждые 8—10 км имеются пункты питания: там дают спортивный напиток, ягодный напиток, кофе, чай, !!!пиво!!!, сухари, изюм и еще черт те что, на что я внимания уже не обращал. Есть пункты техпомощи, где перемажут лыжи и дадут одну лыжу и (или) одну палку взамен сломанных. Гонка стартует в 9:00 группами по 1000 человек, на дистанцию короткого марафона лыжников запускают после того, как пробежит группа лидеров, где-то около 12:30, финиш закрывается в 20:00. Гонщики борются за денежный приз. Всем, кто уложился в контрольное время, дают памятную медаль. Всех сошедших с дистанции довозят до финиша.

Как мы туда поехали?

Первый раз мой приятель Михаил Мансырев и я поехали туда в 1996 г., но наши бдительные погранцы завернули нас с границы, потому что у меня отклеилась фотография от паспорта, но это другая история...

Доехал я туда только на следующий 1997 г. вместе с Мишей и нашим общим приятелем Алексеем Медниковым. Сайта в Интернет у FH тогда еще не было, и нам очень пригодился телефон, который нам дал Юра Смирнов. Переговорами с оргкомитетом занимался Миша. Тогда русских ездило на марафон мало, и финны любезно дали телефоны нескольких гостиниц в Лахти, а не отправили нас к их туроператору. Посоветовались мы и с Юрой Смирновым (а он уже к тому времени туда два раза съездил). Выбрали гостиницу, позвонили туда, забронировали номер (платить вперед ничего не надо). В оргкомитете попросили приглашение, и они нам его прислали. Этого приглашения достаточно для получения визы в Финляндию. Из Питера ходит в Лахти два поезда (очень удобно, но дорого), автобусы (очень неудобно, но дешево), но лучше всего ехать на машине. Мы сразу решили не тратить лишнего и поехали на машине — от Питера до Лахти около 400 км. Поехали в пятницу с утра, чтобы успеть заявиться на марафон заранее, а не перед стартом, и все посмотреть. Тогда мы решили участвовать в коротком марафоне свободным стилем (в воскресенье) и у нас оставалась вся суббота для ознакомления с Лахти. Но самое главное в Лахти — это лыжные трассы: уже в пятницу вечером после уплаты стартового взноса и заселения в гостиницу в полной темноте мы поехали к лыжному стадиону немножко прокатиться. Хорошо освещенная, ровно укатанная ретраками, с идеальной нарезкой по краям лыжня, такую я и не видел никогда, подействовала на нас как наркотик — и мы понеслись. 20 км я тогда точно пробежал, хотя и не собирался. На следующий день мы смотрели финиш классической гонки, награждение, ходили по Лахти. Вечером решили прокатиться и подготовить лыжи. Около восьми вечера подъехали к дистанции марафона (в восемь закрывается финиш), не ожидая там кого-либо увидеть. Каково же было наше удивление, когда мимо нас толпами, некоторые явно навеселе, проходили последние участники. Действительно, для финнов этот марафон — почти национальный праздник. На следующий день бежали марафон. Приятно, прибегаешь на финиш, а на большом табло твое имя и время, некоторых, особенно иностранцев, даже объявляют. Вообщем понравилось и появилось желание пробежать большой марафон, причем, классическим стилем.

Волею судьбы осенью 97-го я оказался в Москве, а так как велосипед я тоже люблю — в КАРАВАНе...

Рассказав о марафоне в КАРАВАНе просто в качестве досужей байки то ли на привале, то ли после очередного велопохода в электричке, я увидел нешуточное возбуждение, более того, мне сказали, что многие караванщики зимой ходят в лыжные походы, а некоторые бегают на лыжах, и довольно быстро, Леня Ливеровский сказал, что он уже давно туда хочет, вобщем, я сыграл роль катализатора. Ничего не осталось, как поехать снова, теперь уже из Москвы.

Finlandia Hiihto 2000

Сначала решили собрать большую команду и поселиться в домике около Лахти, но и команда не подобралась, и домик оказалось найти не просто — поехали в гостиницу. Теперь все стало проще: у FH есть свой сайт в Интернет http://www.finlandiahiihto.fi/, полно сетевых ресурсов по туризму в Финляндии — так что информацию по гостиницам найти легко. В результате поехали: Леня Ливеровский, Леша Клеманов, моя жена Ольга и я. Через Интернет я познакомился с замечательной парой из Питера — Полиной Трофимовой и Сашей Шакировым, тоже желающей съездить на марафон, они помогли немного сэкономить на гостинице через своих знакомых в турагентстве. Ехать решили опять на машине. Дело в том, что у меня в Питере были дела и я подгадал так, чтобы приехать за неделю до марафона. Леня и Леша приехали в пятницу на поезде. В Лахти въехали часа в четыре и сразу поехали в оргкомитет для того, чтобы заявиться. Оргкомитет снял большой выставочный зал около лыжного стадиона, там же обосновались торговцы лыжами, снаряжением и сувенирами. Кое-что было по разумной цене, но, в основном, в Москве и Питере все это можно купить дешевле. Тут же фирма START открыла пункт подготовки лыж и, туда стояла довольно большая очередь. Висела всякая информация: о месте и времени старта, о погоде в день марафона, схема дистанции. Заявились, потолкались в магазинчиках и поехали в гостиницу. Вечером поехали на лыжный стадион прокатиться. С Лешей случилась та же история, что со мной в первый приезд, попав на освещенную лыжную дорогу, он убежал со свистом, и мы его долго ждали. Вечером пошли мазать лыжи. В гостинице Musta Kissa, где мы жили, лыжников с их мазями и вонючими утюгами пускают в подвальный техэтаж, даже на дверях повесели бумажку Ski Room. Там уже были два финна. По их лыжам, тщательно уклеенным марками прошедших FH, было понятно, что это опытные марафонцы. Английского они не знали, один знал несколько слов по-русски, пытались поделиться опытом насчет смазки, было довольно прикольно. В мазь я все равно не попал (первый сезон бегал классикой после более чем 10-летнего перерыва), на втором пункте питания пришлось перемазываться.

Старт

Леня и я собирались пробежать все 75 км классикой, но зима в 2000 году была малоснежная, с оттепелями, и где-то за две недели до марафона, финны решили не пускать дистанцию по льду озер. В результате старт назначили из Лахти с лыжного стадиона и дистанцию сократили до 53 км — так я и не попал в Хаменлинну (и, видимо, никогда не попаду — с 2001 года старт всегда будет из Лахти). И это гораздо удобнее, потому, что не надо вставать черт те когда и спешить на автобус Лахти—Хаменлинна, и зрители могут наблюдать старт и финиш в одном месте. Погода выдалась превосходная — за несколько дней до гонки прошел снег, потом установился легкий морозец и солнце. Толпа ярко одетых лыжников, все в радостном волнении. Со старта запускали группами по 500 человек через 10 минут. Старт и сразу крутой подъем (он же финишный спуск) на высоту горы приземления 120-метрового трамплина, вся дистанция проходила по сосновому и еловому лесу. Кое на каких закрытых спусках были завалы из лыжников, даже пришлось упасть, чтобы не въехать в лежащих. После марафона посидел в сауне и попил пивка (входит в стартовый взнос) — истинное блаженство. На следующий день небо затянуло тучами — начиналась оттепель. Оля, Леша, Полина и Саша бежали марафон коньком. Я брал с собой коньковые лыжи, и пробежал до последнего пункта питания по параллельной финишной лыжне, посмотрел на лидеров и поснимал на видео. Если утром было - 2°С, то к вечеру уже +3°С. В понедельник вообще дождь пошел, так что уезжать было не обидно. Вечером в понедельник Леня и Леша сели в поезд Петербург—Москва.

P.S.

Из имеющихся в России марафонов, в которых могут принять участие любые лыжники, и «чайники», и профессионалы, где отстающих не забывали бы на лыжне, и не смотрели бы свысока, а гонщики могли побороться за достойный приз и где дистанция не имеет повторяющихся участков, можно отметить только Токсовский марафон. Поучаствуем...

Финиш

Никто не остался без медали.Л.Л.

Что такое марафоны системы WORDLOPPET? Справка для велосипедистов

В 1978 массовые спортивно-оздоровительные лыжные марафоны разных стран объединились под эгидой международной организации Wordloppet (WL).

По шведски “loppet” означает поход, что указывает на характер лыжных марафонов, объединенных в Wordloppet. В первую очередь это марафоны на длинные и сверхдлинные дистанции (от 42 до 90 км), трасса которых либо линейная либо представляет собой один большой круг.

В отличие от марафонов, проводимых международной федерацией лыжного спорта (FIS), для участия в марафонах WL лыжнику не требуется наличие действующей лицензии или прохождение квалификации – марафоны WL открыты для всех. (В стартовый взнос входит и доставка сошедших с маршрута лыжников на финиш.)

Еще больше подчеркивает доступность WL-марафонов и их массовость, то что все участники, уложившиеся в контрольное время получают медаль и попадают в финишный протокол. А контрольное время в этих марафонах очень «гуманное» – на уровне 7-9 километров в час, что дает шанс уложится во время, не только спортсменам, но и людям, катающимся для себя. Таких у нас называют «чайниками», а в Скандинавии «черникой».

WL-марафоны являются действительно массовыми лыжными праздниками. Самый престижный 90 километровый шведский марафон Wasaloppet собирает более 10 тысяч лыжников. Это количество уже стало превышать пропускную способность трассы, и шведы стали проводить два старта – в субботу и в воскресенье.

Для тех, кто склонен к спринтерским гонкам и для более слабых участников, в те же сроки даются старты и на укороченные дистанции (от 21 до 45 км).

Лыжники, участвуют в WL-марафонах на свои средства

В организации WL каждая страна представлена одним марафоном, к которым предъявляются жесткие требования по уровню организации и количеству финишировавших участников – не менее одной тысячи.

На сегодняшний день организация Worldloppet объединяет 14 лыжных марафонов, число которых медленно, но неуклонно увеличивается.

Россия сейчас пытается вступить в WL c марафоном «Праздник Севера» (г. Мурманск), но, к сожалению, он пока не удовлетворяет требованиям WL.

В соответствии с принятыми правилами лыжники финишировавшие в 10 из 14 марафонах, один из которых должен быть за океаном (Австралия, Канада, США), получают титул “Wordloppet Master”, при этом срок, за который надо принять участия в 10 марафонах не ограничивается. На начало 2000 года в России было 8 “Wordloppet Master :

Сергей Игнатов.

Георгий Кадыков.

Леонид Мальцев.

Римма Антипанова.

Виталий Чернов.

Филипп Дьяков.

Даниель Кузьмин.

Людмила Колобанова.

Кроме этого ежегодно разыгрывался “WL-Кубок”. Начиная с сезона 99/00 “WL-кубок” был совмещен с “FIS Marathon Cup”. В сезоне 99/00 в него входило 8 марафонов, 6 из которых шли в зачет.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Одежда для зимнего похода

Намокает все, но что – то сохнет быстрее... Одежда должен быть легкая, теплая и удобная

News image

Выбор лыжных палок

Если перед выбором лыж и ботинок большинство всё же задумываются, какие лучше, то с лыжными палками всё обстоит несколько иначе. Многие думают, что ...

Летнее снаряжение:

News image

Спальный мешок в походе любой сложности обеспечивает Ваш комфортный отдых и здоровый сон. Это самое интимное для Вас место в палатке, поскольку в нё...

News image

Выбор палатки для похода

Сейчас всё более популярным становится такое времяпровождение, как походы. С друзьями или с семьёй, с экспедициями или на пикник… Но в любом случа...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Республика Марий-Эл май

News image

I. Справочные сведения 1.Проводящая организация: Казанский Государственный Технический университет им. А

Заповедники и национальные парки России

News image

На сегодняшний день на всей территории России, от заполярного круга до субтропиков, во всех природных зонах 70 субъектов Федерац...

Природные жемчужины Камчатки

News image

Цель нашего путешествия – Южно-Камчатский заказник, где «стыкуется» природа полуострова Камчатка и Курильских островов. Его жемч...

Путешествие в Узбекистан

News image

В Узбекистан хотелось давно, но в Новосибирске турами в Среднюю Азию не занимаются, так как считают что это не безопасно. Че...

Зимние походы:

Лыжный траверс центрального Хамар-Дабана

News image

Идея Командир в течение нескольких лет болел мыслью пройти траверс центральной части Хамар-Дабана, да не с кем было. И вот в ...

Зимний поход от шеф-повара Дульского

News image

В зимний поход звали меня давно, и почти каждый год. Вот, счастье такое я преступно от себя отталкивал, придумывая внешние и вну...

Апрельское Заполярье

News image

Данный тур комбинирует в себе зимний туристический поход на снегоступах и зимнее альпинистское восхождение начального уровня. Ид...

Рассказ с картинками о походе на снегоступах по парку О

News image

Парк Оуланка. Вид со скал Ристикалло. Вместо эпиграфа. * * * На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И д...

Горные походы:

Поход по Черногорскому хребту

News image

Зимний поход по Черногорскому хребту или «... Отпустите меня в Гималаи»

Как мы покоряли Альпы

News image

Участники - Воликов Константин, Гоголинский Кирилл, Перегудов Дмитрий АК МИФИ. Все решения принимали единогласно, никто никем не...

Впечатления новичка

News image

В электричке получаю номер и предупреждение о том что я заблужусь, да я и сам знаю: в отличие от Дмитриевской сотни, вторая поло...

Отчет о зимнем горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в янва

News image

Заявленная и пройденная нитки маршрута, отличия и их причины Заявленная: Сел. Ахсау - плато Ахва - пер. Уаза Центральный ч...

Велопоходы:

Валаам без Валаама

News image

Начиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люд...

Велопоход по Египту

News image

Велосипед Велосипед с багажником Велобаул не менее 60 л Чехол для велосипеда Фонарь и задняя мигалка Запасная камера,...

Мега Трофи Караван Крым

News image

Часть 1 Отчёт - рассказ о путешествии, а также некоторые идеи организации мега-трофи. Рассказывает Кузнецов Андрей - руководи...

Рассказ о семейном авто-вело-путешествии Петербург-Хель

News image

Велосипедная часть - Стокгольм-Осло, 750 км). 2001 год. Пролог или Как всё начиналось Мысль прокатиться на велосипедах по ...

Рафтинг для смелых:

Ростов-на-Дону – Туапсе

News image

28.07.04 18-45 стартовали из Москвы, поезд Атаман Платов , видимо, борющийся за звание фирменного: проводницы - в форме, очень вежливые, в купе ...

Отчет о водном туристском походе 2 категории сложности (с элементами 5) по рекам Казыр, Томь (Кузнец

News image

Руководитель группы Карташев Я.Ю. Авторы отчета: Карташев Ярослав, Филимонов Григорий. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и...

Отчет о водном туристском походе 4 категории сложности по рекам Чуя, Катунь, Кадрин (Горный Алтай)

News image

Руководитель группы Филимонов Г.А. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем уча...

Велопоходы:

Мега Трофи Караван Крым

News image

Часть 1 Отчёт - рассказ о путешествии, а также некоторые идеи организации мега-трофи. Рассказывает Кузнецов Андрей - руководитель Мега-Трофи Кара...

Рассказ о семейном авто-вело-путешествии Петербург-Хельсинки

News image

Велосипедная часть - Стокгольм-Осло, 750 км). 2001 год. Пролог или Как всё начиналось Мысль прокатиться на велосипедах по Скандинавии пришла м...

Вдоль Пинеги

News image

Велопоход на тандеме 24 июля – 8 августа 2006 г. Всего 833 км Маршрут: Ядриха (Котлас) – Двинской – Ламбас – Согра – Осяткино – Северный...

Авторизация