Водные препятствия
Случился как-то спор между маститым сплавщиком и любителем картинга – какой спорт рискованнее. Итог, понятное дело, был закономерен – опасности подстерегают везде, но для каждого они разные. И если скорость движения на реках существенно меньше, то вода – это вам тоже не трасса, и препятствий на ней – особенно кажущихся незначительными с первого взгляда – намного больше. Это и нагромождения камней и скальных обломков в русле, неоднородности водного потока, извилистость реки и их разнообразные комбинации. Причем, сложность препятствий еще и повышается в зависимости от их размеров, расхода воды, скорости течения, а нередко и погодных условий. Общее одно: наличие достаточного уклона русла (не менее 3 м падения уровня воды на 1 км пути).
Сегодня мы рассмотрим наиболее характерные примеры: сливы, валы и бочки, и как совокупность их в целом на определенном участке – пороги.
О классификации препятствий
Как в международной, так и в отечественной классификации существует шесть категорий – от простейшей первой до максимально сложной и опасной шестой. Но если международная школа в основном ориентирована на технические трудности определенных участков, то наша, помимо всего прочего, учитывает еще и автономность путешествия и протяженность маршрута в целом.
При оценке сложности препятствия обе системы принимают во внимание уклон русла и расход воды, концентрацию труднопроходимых элементов, их протяженность, возможность или невозможность обхода порога по более спокойной воде, а также уровень риска для жизни спортсмена.
Интересный факт: для некоторых типов спортивных судов сложность препятствий может оцениваться индивидуально.
Слив
Слив (водослив, водоскат, водопад) образуется потоком воды, стекающей с одиночного обливного камня, гряды камней или ступеньки в русле. Трудными для прохождения являются крутые высокие сливы (более 45°), сравнимые по высоте с длиной судна. Самые красивые, но в тоже время и опасные - водопадные сливы, когда масса воды отвесно падает со значительной высоты (иногда с десятков метров). Сами по себе встречаются редко, практически всегда в сочетании с другими препятствиями – валами и бочками.
Валы
Валы – это стоячие волны, неподвижные относительно берегов. Они образуются при токе воды в пологих сливах, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Стоит избегать встречи с мощными крутыми валами с пенным гребнем на вершине – высота таких волн в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.
Бочки
Бочки - пенные ямы, котлы - образуются в месте падения воды с крутых сливов. Их главная опасность в сильной вертикальной циркуляции, порождающей встречный ток воды по поверхности бочки. При прохождении такого участка лодка погружается в пенный котел, противоток тормозит движение судна, а поток воды, падающий со слива, с большой долей вероятности может его перевернуть.
Порог
Порог – это сочетание различных препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней). Пороги формируют участок реки повышенной сложности, иногда превращаясь в каскады – последовательное сочетание нескольких порогов. Наиболее трудная для сплава и рискованная для участников разновидность – каскады в каньонах, где поток заключен в отвесные скальные стены, что создает массу специфических препятствий повышенной сложности и затрудняет обеспечение и страховку прохождения.
Опытные водники при выборе маршрута рекомендуют придерживаться следующих правил: спортивный сплав следует проводить по рекам с расходом от 5 кубометров воды в секунду и при уклонах русла до 100 м на 1 км. Не стоит рисковать на водопадных сливах высотой 30 м и выше, а также по мере возможности старайтесь избегать валов и бочек, по геометрическим размерам превосходящие судно более чем вдвое.
Приятного вам сплава и успешного преодоления всех препятствий!
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
Скрытые прелести зимнего туризмаДля многих из нас понятия «отпуск» и «лето» стали почти синонимами. Зимой наши леса и пляжи безмолвствуют, а многие турфирмы еле шевелятся как медве... |
Групповое снаряжение в лыжном походеСпальный мешок должен быть сделан из легких, дышащих материалов, обеспечивающих определенную температуру комфорта. В зимних путешествиях применя... |
Летнее снаряжение:
Выбор палатки: допрос с пристрастиемИтак, мы разобрались с количеством мест, тамбурами и конструкцией палаток. Это позволит нам сделать осознанный выбор той или иной палатки. Но это ещ... |
Выбор спального мешкаСпальный мешок – это непременный атрибут, который должен быть у каждого уважающего себя путешественника, туриста, автомобилиста, дачника. Список мож... |
Рафтинг для смелых:
Отчет о водном походе по р. Курга, Рова, ИокангаМаршрут Ст. Оленегорск - Ревда - Ловозеро - Семерка - оз. Ловозеро - р. Курга - оз |
На Кавказ ездить можно и нужноВодный поход Привет, друзья-пилигримовцы, Я вернулся с Кавказа и хочу рассказать об этом вам. Наверное, описание будет несколько сумбурным... |
Жигулевская кругосветка«Жигулевская кругосветка» – один из самых любимых и популярных водных маршрутов в Самарской области и за ее пределами. Хотя этот маршрут совершенно ... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Восточнее Костомукши и СортавалыНочью было тепло, одежда, взятая из рюкзака, не понадобилась. Просыпаюсь в 7.30 — идёт дождь. Коротаю время за утренним чаепитием, наконец, дождь ст... |
Чехия! Пиво! Велосипед!Нитка маршрута: С-Петербург - Брест - Warszawa - Wroclaw (ж.д.) Wroclaw - Zabkowice Sl.- Paczkow - Чешская граница - Javornik - Jesenik - Praha (ж |
Маршрут Все яйлы КрымаВступление Идея «звездного похода» в Крым возникла в феврале и после обсуждения с Леней Ливеровским она оформилась в конкретное предложение. Пред... |