Водные препятствия
Случился как-то спор между маститым сплавщиком и любителем картинга – какой спорт рискованнее. Итог, понятное дело, был закономерен – опасности подстерегают везде, но для каждого они разные. И если скорость движения на реках существенно меньше, то вода – это вам тоже не трасса, и препятствий на ней – особенно кажущихся незначительными с первого взгляда – намного больше. Это и нагромождения камней и скальных обломков в русле, неоднородности водного потока, извилистость реки и их разнообразные комбинации. Причем, сложность препятствий еще и повышается в зависимости от их размеров, расхода воды, скорости течения, а нередко и погодных условий. Общее одно: наличие достаточного уклона русла (не менее 3 м падения уровня воды на 1 км пути).
Сегодня мы рассмотрим наиболее характерные примеры: сливы, валы и бочки, и как совокупность их в целом на определенном участке – пороги.
О классификации препятствий
Как в международной, так и в отечественной классификации существует шесть категорий – от простейшей первой до максимально сложной и опасной шестой. Но если международная школа в основном ориентирована на технические трудности определенных участков, то наша, помимо всего прочего, учитывает еще и автономность путешествия и протяженность маршрута в целом.
При оценке сложности препятствия обе системы принимают во внимание уклон русла и расход воды, концентрацию труднопроходимых элементов, их протяженность, возможность или невозможность обхода порога по более спокойной воде, а также уровень риска для жизни спортсмена.
Интересный факт: для некоторых типов спортивных судов сложность препятствий может оцениваться индивидуально.
Слив
Слив (водослив, водоскат, водопад) образуется потоком воды, стекающей с одиночного обливного камня, гряды камней или ступеньки в русле. Трудными для прохождения являются крутые высокие сливы (более 45°), сравнимые по высоте с длиной судна. Самые красивые, но в тоже время и опасные - водопадные сливы, когда масса воды отвесно падает со значительной высоты (иногда с десятков метров). Сами по себе встречаются редко, практически всегда в сочетании с другими препятствиями – валами и бочками.
Валы
Валы – это стоячие волны, неподвижные относительно берегов. Они образуются при токе воды в пологих сливах, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Стоит избегать встречи с мощными крутыми валами с пенным гребнем на вершине – высота таких волн в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.
Бочки
Бочки - пенные ямы, котлы - образуются в месте падения воды с крутых сливов. Их главная опасность в сильной вертикальной циркуляции, порождающей встречный ток воды по поверхности бочки. При прохождении такого участка лодка погружается в пенный котел, противоток тормозит движение судна, а поток воды, падающий со слива, с большой долей вероятности может его перевернуть.
Порог
Порог – это сочетание различных препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней). Пороги формируют участок реки повышенной сложности, иногда превращаясь в каскады – последовательное сочетание нескольких порогов. Наиболее трудная для сплава и рискованная для участников разновидность – каскады в каньонах, где поток заключен в отвесные скальные стены, что создает массу специфических препятствий повышенной сложности и затрудняет обеспечение и страховку прохождения.
Опытные водники при выборе маршрута рекомендуют придерживаться следующих правил: спортивный сплав следует проводить по рекам с расходом от 5 кубометров воды в секунду и при уклонах русла до 100 м на 1 км. Не стоит рисковать на водопадных сливах высотой 30 м и выше, а также по мере возможности старайтесь избегать валов и бочек, по геометрическим размерам превосходящие судно более чем вдвое.
Приятного вам сплава и успешного преодоления всех препятствий!
| Читайте: |
|---|
Зимнее снаряжение:
![]() Основные параметры подбора снаряженияОстановимся более подробно на выборе того горнолыжного снаряжения, без которого процесс катания в принципе невозможен. Горные лыжи. Основные крит... |
![]() Выбор лыжного снаряженияНе отходя от кассы. Выбор лыжного снаряжения: советы и рекомендации. Заниматься спортом необходимо с самого раннего детства. Это отличный способ... |
Летнее снаряжение:
![]() Выбор спального мешкаПри относительно небольшом весе спальный мешок должен оставаться теплым и комфортным, несмотря на холодную ночь в походе. Спальный мешок для похода ... |
![]() Выбор спального мешкаКак мне убедится, что спальный мешок соответствует стандарту EN 13537 ? Если вы посмотрите на ярлык, то там должны находится слова EN 13537 и лог... |
Рафтинг для смелых:
Ростов-на-Дону – Туапсе![]() 28.07.04 18-45 стартовали из Москвы, поезд Атаман Платов , видимо, борющийся за звание фирменного: проводницы - в форме, очень вежливые, в купе ... |
Рафтинг в Карелии![]() Карелия – это тот уникальный заповедный край, которому сама природа подарила всё необходимое для активного отдыха. Карелия обладает множеством р... |
Акватрофи-КАРАВАН по р. Зелим![]() С 6 августа по 22 августа 1998 г. в велоклубе Караван состоялся второй многодневный поход Велосплав-КАРАВАН реке Зелим на Урале. Маршрут сост... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Как я ездил в однодневный поход с ночевкой с Экскурсион-кар![]() Однажды рано утром (то есть еще до 12) у меня все началось хорошо: в воскресенье не на шутку распогодилось и сравнительно небольшая компания разнома... |
По верхушкам Тянь-Шаньских елей![]() 22 августа – г.Нарын (2052 м) - Таш-Башат - Эки-Нарын - Орюк-Там - р.Кара-Саз (до 2700 м) С утра выехали не рано. Диме надо было привести орга... |
Велопоход в Испанию![]() Сколько живу на свете, всегда на ноябрьские праздники решал проблему: куда поехать? На Север в поисках первого снега? Так там день световой «с гульк... |

























