Аварийная ситуация на воде: что делать?
Любители экстремальных видов спорта знают одно непреложное для всех правило: отправляясь в рискованное путешествие, всегда надо быть готовым ко всякого рода неожиданностям. Конечно, предсказать, чем закончится встреча с тем или иным препятствием заранее сложно, но правила поведения при аварии должны у каждого участника сплава «отскакивать от зубов».
Психологическая подготовка
И в первую очередь, как ни банально это звучит, важен самонастрой. Чаще всего человек теряет драгоценные минуты не от отсутствия спасательных средств, а от растерянности и страха. Быть готовым к борьбе со стихией за свою жизнь и спасение судна, трезво оценивать ситуацию, свое состояние и возможности – вот негласный закон поведения при аварии.
К любому несчастному случаю надо морально готовиться заранее, также как к преодолению порогов и т.п. Все возможные ситуации «проиграйте» заранее и доведите «до автоматизма» нужный порядок действий: умение покинуть перевернутое судно, плавание в спасательном жилете по бурной воде, бросание и прием спасательного конца.
Постоянный самоконтроль и контроль за обстановкой на реке на 50% решают исход дела в вашу пользу. Перевернулись с байдаркой? Главное - выплыть и держатся за нее. По возможности, не выпускайте из руки весло, и схватившись за обвязку, закиньте его на дно байдарки. Следующий шаг – постараться побыстрее пристать к берегу. Если байдарка находится в улове или на плесе, и вы не лишились весла, забирайтесь на байдарку верхом и подгребите к берегу (вариант для каркасно-надувных и надувных байдарок).
Находясь в воде, не забывайте об основных опасностях - ударах о камни, сбоях в дыхании, переохлаждении.
Удары о камни
Чаще всего такая опасность наиболее вероятна на сложных участках реки. Если впереди предвидится крутой водослив, водопад или скопление камней, желательно бросить судно и самому добраться до берега. В крайнем случае - зайти в тень камня и там ждать подачи с берега спасательного конца.
Если избежать неприятности не удалось, займите правильное положение в воде. Поднятые и слегка согнутые ноги помогут ослабить удары о камни. Хорошей защитой послужит также весло или сама байдарка.
Обычно страдают конечности, но много хуже, если будут задеты жизненно важные центры, и как следствие наступит потеря сознания или болевой шок. Поэтому умение вовремя сгруппироваться - навык, которые стоит освоить в первую очередь.
Но самое страшное даже не камни, - вода их, как правило, обходит, и человека может просто пронести мимо. Плачевные последствия неизбежны при столкновении с проницаемыми для воды препятствиями: завалами, деревьями, железным хламом, низко нависающими над водой выступами скал и т.п. Тут только один выход – еще на подходе ноги в руки , и подальше от опасного участка.
Сбои в дыхании
Причиной может стать либо недостаточная подъемная сила спасжилета, либо несоответствие ритма дыхания характеру волнения на реке. Высокие валы при любом спасе накрывают с головой, поэтому ритм дыхания нужно привести в соответствие с чередованием валов.
Бывают сбои и от усталости – если пришлось усиленно работать по выходу на берег. Здесь совет один: доводить себя до изнеможения только в крайнем случае, когда выбираться на сушу необходимо, и есть реальная возможность сделать это.
Переохлаждение организма
Еще одна важная задача по спасению – не допустить переохлаждения организма. Крайний срок пребывания в холодной воде горных рек - 10-15 минут, но многое зависит от вашего физического состояния, возраста и типа нервной системы. Если за 5-7 минут не удалось причалить к берегу с плавсредством, бросайте его и выбирайтесь сами.
И в завершение совет: не будьте пассивными, помните старую истину: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Вода любит смелых и сильных духом, готовых к любым трудностям и опасностям, подстерегающим на пути. В конце концов, именно чтобы встретиться с экстримом вы и выбрали эту стезю.
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
Советы - кому лень разбираться в теорииОптимальный вариант защиты от холода урбанизированного человека - многослойная одежда из разных материалов. Исследования показали, что лучше всего з... |
Практические советы для зимних походовВеличественные горы, живописные ущелья, горные реки и множество других, природных и рукотворных, достопримечательностей привлекают туристов на Кавка... |
Летнее снаряжение:
Как поставить палатку?Для того, чтобы понять, как же ставить палатку, следует сперва выяснить, какая же палатка у вас в наличии. На сегодняшний день в продаже в основн... |
Спальный мешок для кемпингаБольшинство кемпинговых спальников имеют температуру комфорта от 9,4°С до +10°С Конструкция спального мешка Как работает спальный мешок? Спальни... |
Рафтинг для смелых:
В августе на БайкалеВ нашем очередном походе на Байкал 2006 г. пришлось там немного поштормовать (ходили вдвоем с Натальей, одним судном). Собственно, вся история – спл... |
Жигулевская кругосветка«Жигулевская кругосветка» – один из самых любимых и популярных водных маршрутов в Самарской области и за ее пределами. Хотя этот маршрут совершенно ... |
Акватрофи-КАРАВАН по р. ЗелимС 6 августа по 22 августа 1998 г. в велоклубе Караван состоялся второй многодневный поход Велосплав-КАРАВАН реке Зелим на Урале. Маршрут сост... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Тур-де-ДюрсоРассказ о водном велопоходе. Общие сведения. Сроки проведения: 26 августа-9 сентября 2000 года. Маршрут планировался, как центральный поход... |
На велосипеде зимойВпервые эта статья была опубликована в газете Вольный Ветер в конце 2006 года Я думаю, что не сильно ошибусь, сказав, что на велосипеде зимой езд... |
Чехия! Пиво! Велосипед!Нитка маршрута: С-Петербург - Брест - Warszawa - Wroclaw (ж.д.) Wroclaw - Zabkowice Sl.- Paczkow - Чешская граница - Javornik - Jesenik - Praha (ж |