Главная - Туризм - Велопоходы - “Здесь вам не равнина, здесь климат иной”


“Здесь вам не равнина, здесь климат иной”

Туризм - Велопоходы

“здесь вам не равнина, здесь климат иной”

24 августа –финал подъема - пер.Тонг (4023 м) - спуск с перевала, обход снежников, возвращение на серпантин - спуск к с.Туура-Суу - по асфальтовой трассе - Ак-Сай - мини-перевал (2090 м) - Шар-Булак - берег оз.Иссык-Куль (1610 м)

Ночью спалось плохо; то и дело во сне являлся мне, как мания, последний виток серпантина. Погода действительно поменялась за ночь, но сильно не ухудшилась: просто стало пасмурно. Встали в 7-30, вышли в 9-20 (я чуть-чуть раньше остальных), и через 2,3 км зашли на вершину перевала практически одновременно к 10-30. Дорога– осыпная тропа, примерно как на Тюз-Ашуу, но более узкая и поэтому более опасная. Идти по такой тропе нужно аккуратно, не торопясь, тщательно выбирая, на какое место наступить, чтобы не уехать вниз по сыпухе. Велосипед важно держать со стороны обрыва. Часто останавливаюсь, высотность все-таки чувствуется и приходится делать короткие частые передышки.

И вот мы наверху! Взят самый высокий (4023 м) перевал на нашем маршруте. Оглядываемся вокруг. Такие перевалы – как граница между двумя мирами, и при подъеме гадаешь и представляешь себе, какой мир ожидает тебя на той стороне. Перевал Тонг стоит того, чтобы на него взойти! По бокам высокие (до 4530 м) вершины в окрестностях перевала, со снежниками, спускающимися с северных склонов, внизу – осыпи, а на дне цирка – ярко-бирюзовое озеро. Справа видны зигзаги спускающегося серпантина. Картина грандиозная, голова опрокидывается вниз; мощь окружающих гор и снежников вполне соответствует ощущению, что ты на самой высокой точке непростого маршрута. Далеко впереди – марево облаков, там должен быть Иссык-Куль, но видимость сегодня все же не абсолютная. Сзади нас заворожившая меня вчера Главная Гора тоже смазана тучами. На самом перевале подтаявший, грязноватый снежник – и это одновременно делает его опасным: снег и грязь, а по сути сель, под которым – лед, может внезапно “поехать” вниз. Зато на серпантине снежников не видно – возникает надежда, что в этом году, возможно, все это оттаяло и дорога свободна?

Отмечаем заход на перевал многочисленными фотографиями, тем временем Дима уже ушел вниз и скрылся за поворотом. Не спеша стартуем и мы – и вот за поворотом встречаем язык снежника, дальше еще и еще один…Нет, напрасные надежды, не растаял снежник! А Дима уже машет рукой откуда-то снизу: сюда, в обход! Действительно, снежник на ощупь совсем твердый, оледеневший. Удержаться на нем в обычной и даже в моей горной обуви без шипов или кошек невозможно, а падать очень далеко и больно, даже шутить на эту тему не хочется, тут все серьезно. Дима даже пробовал вырубить ступени, но это нужно делать небыстро и аккуратно, и все равно получилось бы опасно: скользко. Значит, идем в обход, будем спускаться, обходить снежники снизу.

Видны следы лошадей, на которых здесь спускались вниз по сыпухе импровизированным серпантином. Стали спускаться, я – с рюкзаком за плечами. Леша рюкзак с велосипеда не снимал, но он использовал задний тормоз, без него удерживать велосипед с рюкзаком на таком уклоне не получается. Спуск по сыпухе очень долог и утомителен, камни встречаются разные, в том числе крупные и “живые”; местами приходится пересекать основания языков снежников, и это самое опасное и неприятное: по сути, это селе-грязевые наслоения надо льдом, и по ним начинаешь опасно съезжать вниз. Приходится стопориться об камни, тщательно выбирать, куда наступать. Мы теряем высоту, бирюзовое озеро надвигается на нас, и тут становится ясно, что после того, как мы обойдем снежники, нам придется карабкаться наверх по такой же сыпухе, чтобы выйти к серпантину! Я иду последним и решаю, догадавшись об этой ситуации, по возможности идти траверсом склона, не теряя высоты. Успешно пересек основание последнего снежника и вскоре оказался на площадке, на которую только что перед этим пришли Таня и Дима. Несколько позже подошел Леша – он потерял много высоты, почти спустился до самого озера и потом вынужден был карабкаться вверх. Теперь нам всем пришлось все-таки лезть вверх до ближайшего витка серпантина – все-таки поздновато я сообразил про траверс. Но это было уже не так высоко, хотя и очень, очень круто. Я лезу в две ходки. Наконец, вылезли на виток серпантина. С начала спуска прошло 2 часа. Нам повезло, что погода все это время была приемлемая, иначе пришлось бы хуже. Ноги, руки и спина гудят, а позади – так же невинно, беспристрастно взирали на нас коварные снежники.

Вот вам и препятствие 6-й категории – подумал я, вспомнив о расчете сложности в отчете предыдущей группы. По сути – подумалось мне, сложность тут заключается в том, чтобы так подобрать снаряжение, включая велосипед, чтобы обладать устойчивостью, маневренностью и цепкостью, максимально приближенными к горным туристам. И при этом иметь возможность затем трансформировать свое снаряжение так, чтобы максимально эффективно передвигаться на велосипеде там, где можно на нем проехать. Но, разумеется, при этом навыки для преодоления перевала типа Кара-Кече и для преодоления перевала Тонг используются разные, а значит, по-разному должны и оцениваться. При этом я не стал бы утверждать, что для велопоходов нужно оценивать только движение в седле. На общую сложность похода влияют и участки типа этого. Более того, не будь Тосора как альтернативного пути, нам не сделать нашего маршрута иначе, как через Тонг, и команда, которая не обладает необходимыми навыками пеше-горного перемещения, просто не смогла бы проехать данный маршрут. Соответственно, тот, кто его все-таки проехал, должен получить оценку в том числе и именно за этот элемент сцепки, хотя и сцепки невелосипедной. В общем – размышлял я– здесь большой простор для споров и дискуссий, просто раньше я не взялся бы спорить об этом, пока сам не преодолел подобных препятствий, и теперь могу смело сказать: о пройденном не жалею, пусть даже это и было пройдено пешком.

Между тем мы довольно быстро спускались по серпантину, который после пересечения речки по мосту-трубе превратился в заваленную камнями колею, идущую вдоль реки. Бедные наши велосипеды!-им на камнях приходилось очень несладко под грузом рюкзаков.

Где-то по пути вновь встретили киргизов, те угостили нас кумысом и хотели оставить Таню у себя в юрте (хорошо, что в шутку). А вот драться один пьяный киргиз полез не в шутку. Он лыка не вязал и пытался что-то спросить у Димы. Дима не понял, и киргиз пытался драться. К счастью, его свои быстренько оттащили. Вообще, нужно сказать, что для киргизов справедливо наблюдение, сделанное для других народов – например, бурят или алтайцев: выпив, они могут стать весьма агрессивными и вести себя совершенно неадекватно. Об этом нас предупреждали и местные жители.

Поехали дальше – и вскоре с одного из холмов далеко впереди открылся вид на темно-синее море, сливавшееся с небом на горизонте – то был вожделенный Иссык-Куль!

Вскоре через пос.Туура-Суу мы выехали на асфальтовую трассу в районе пос.Терт-Куль (33 км от места ночевки). Эта трасса идет вокруг озера Иссык-Куль, периодически приближаясь к самому берегу. Решено было назавтра устроить дневку на Иссык-Куле, но для этого требовалось по трассе проехать еще 45 км на запад до места, где трасса близко подходит к берегу озера.

Асфальтовая дорога оказалась не везде хорошего качества, стал задувать сильный встречно-боковой ветер и пошел подъем на асфальтовый мини-перевал Кескен-Бель (2090 м). Зато потом пошел бодрый спуск до уровня Иссык-Куля (1600 м), населенные пункты мелькали мимо на большой скорости, но я успел заметить, что в поселках растут фруктовые деревья, а местные активно продают яблоки и абрикосы.

В паре км за пос.Шор-Булак (73 км) Иссык-Куль подходит к трассе примерно на расстояние 2 км. Ребята поехали по грунтовой колее с целью добраться до берега и найти место. Там Дима снова прокололся, при этом Леша, поехавший на разведку вместе с ним, потерял Диму из виду. В результате искали их все вместе, при этом прокололась еще и Таня, и стало ясно, что времени искать другое место нет и вставать нужно здесь, хотя питьевой воды рядом нет, а вода из Иссык-Куля солоновата на вкус и местные ее не пьют. Место оказалось в общем неплохое, правда впервые за поход тут объявились комары, но не особо злые. Берег песчаный, голый, лишь кое-где невысокие заросли кустарника. В таких зарослях мы и обосновались в 7-30 вечера на дневку.

Вечером наблюдали закат – солнце уткнулось в тучу на самом горизонте и плескало веером золотых лучей, подсвечивая жемчугом кромку ленивого прибоя. Быстро окунувшись в ночь, мы бродили по берегу, наблюдая, как загорались огоньки далеко-далеко на другом берегу – может быть, это были известные казахские курорты; а на западе, там, куда ушло солнце, теперь серебрилось особенно многочисленное скопление огней: Балыкчы.

А вот Леша и Дима были разочарованы Иссык-Кулем. Интересно, чего они ожидали? Ну, это не Байкал, конечно, вода солоновата, горы на другом берегу днем не видны из-за дымки, у воды коровы пасутся. Но мне все равно понравилось.

За день 79 км (из них асфальт – 41 км, грунт – 38 км)

Время движения ?? (сбой велокомпьютера)

Средняя скорость движения ?? (сбой велокомпьютера)

Максимальная скорость ?? (сбой велокомпьютера)

Интегральный набор высоты за день 650 м

Минимальная высота 1600 м (берег Иссык-Куля)

Максимальная высота 4023 м

Высота ночевки 1600 м

Вечером t~+25 град.С




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Выбор горнолыжного снаряжения

Крепление для горнолыжника заключает в себе, всеми изученный тезис, единства и борьбы противоположностей. Надо хорошо прикрепить так, чтобы малейшее...

News image

Снаряжение для зимних походов

это вторая половина успеха путешествия или восхождения. Первая половина - это боевой дух, мотивация, впечатления, красота природы, психологическая а...

Летнее снаряжение:

News image

Тепловой баланс и температурные режимы спальных мешков

European Outdoor Group Наука давно проникла во все области человеческой деятельности и, конечно, в отрасль разработки и производства снаряжения дл...

News image

Как правильно упаковать, одеть и отрегулировать рюкзак

Времена, когда люди ходили с неудобными и тяжёлыми рюкзаками, остались далеко в прошлом. Современные технологии позволяют насладиться окружающими кр...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Остров Валаам

News image

Валаам... В седую древность уходит история этого северного архипелага

Южный Урал

News image

I. Справочные сведения 1.1 Проводящая организация: Казанский Государственный Технический 1.2 Место проведения: Респуб...

«Особенности национального экотуризма»

News image

Природа юга Камчатки исключительно ранима, поэтому экотуризм – наиболее подходящий вид путешествий для тех, кто стремится познак...

Бельгия

News image

Пунктом назначения был Брюгге, но на пути к нему мы планировали осмотреть Антверпен. АНТВЕРПЕН Проехав около 100 км, м...

Зимние походы:

Отчет о горном походе по Алтаю 2-й категории сложности

News image

Нитка маршрута: Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к) - дол. р. Аккем - оз

Евгений Чучин: рассказы о походах

News image

Среди  людей,  общающихся  с  природой  в свободное время,можно выделить слелующие типы:  1)  Туристы.  Люди  чрезвычайножад...

Отчет о зимнем велопоходе по берегу Ледовитого океана

News image

Сказ о походе по Карскому морю В апреле 2007 года при поддержке наших спонсоров, фирмы «Нормал» и авиакомпании «Аэрофлот Норд...

Почему человека тянет в горы?

News image

Почему человека тянет в горы - вопрос достойный ума мудреца или исследователя. Наверное, большие горы пробуждают в человеке те ч...

Горные походы:

Поход по Черногорскому хребту

News image

Зимний поход по Черногорскому хребту или «... Отпустите меня в Гималаи»

Поход в горы

News image

...Про эту 100-километровую гонку я слышал очень давно

Отчет о зимнем горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в янва

News image

Заявленная и пройденная нитки маршрута, отличия и их причины Заявленная: Сел. Ахсау - плато Ахва - пер. Уаза Центральный ч...

Пикник на обочине

News image

“Целью похода была самая высокая точка хребта Яблоновый, что в Читинской области, – гора Кусотка (Косотуй) 1678 м.”..

Велопоходы:

Велопоход по Хибинам Апатиты

News image

– р. М. Белая - пер. Рамзая – оз

Велопутешествие по югу Южного Острова, Новая Зеландия

News image

01 - 09 марта Маршрут (велочасть): Ванака - Арроутаун - Мэйстаун - Квинстаун - Уолтер Пик стейшн - Манапури - Ривертон - Инве...

Велопробег МОСКВА – ВИЧУГА

News image

Как уже озвучивалось, маршрут был такой: 400 км с тремя контрольными пунктами, примерно через каждую сотню км: Москва - ста...

Ruunaan retkeilyalue — Lieksa

News image

Lieksassa, Pielisen rantamilla ja vaarojen katveessa - ovat vuosisatojen ajan kohdanneet itä ja länsi sekä luonto...

Рафтинг для смелых:

Отчет о водном туристском походе 2 категории сложности (с элементами 5) по рекам Казыр, Томь (Кузнец

News image

Руководитель группы Карташев Я.Ю. Авторы отчета: Карташев Ярослав, Филимонов Григорий. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и...

Ростов-на-Дону – Туапсе

News image

28.07.04 18-45 стартовали из Москвы, поезд Атаман Платов , видимо, борющийся за звание фирменного: проводницы - в форме, очень вежливые, в купе ...

Акватрофи-КАРАВАН по р. Зелим

News image

С 6 августа по 22 августа 1998 г. в велоклубе Караван состоялся второй многодневный поход Велосплав-КАРАВАН реке Зелим на Урале. Маршрут сост...

Велопоходы:

Велопутешествие по югу Южного Острова, Новая Зеландия

News image

01 - 09 марта Маршрут (велочасть): Ванака - Арроутаун - Мэйстаун - Квинстаун - Уолтер Пик стейшн - Манапури - Ривертон - Инверкаргилл Далее на...

Маршрут Все яйлы Крыма

News image

Вступление Идея «звездного похода» в Крым возникла в феврале и после обсуждения с Леней Ливеровским она оформилась в конкретное предложение. Пред...

На велосипеде зимой

News image

Впервые эта статья была опубликована в газете Вольный Ветер в конце 2006 года Я думаю, что не сильно ошибусь, сказав, что на велосипеде зимой езд...

Авторизация