Главная - Туризм - Велопоходы - “Здесь вам не равнина, здесь климат иной”


“Здесь вам не равнина, здесь климат иной”

Туризм - Велопоходы

“здесь вам не равнина, здесь климат иной”

24 августа –финал подъема - пер.Тонг (4023 м) - спуск с перевала, обход снежников, возвращение на серпантин - спуск к с.Туура-Суу - по асфальтовой трассе - Ак-Сай - мини-перевал (2090 м) - Шар-Булак - берег оз.Иссык-Куль (1610 м)

Ночью спалось плохо; то и дело во сне являлся мне, как мания, последний виток серпантина. Погода действительно поменялась за ночь, но сильно не ухудшилась: просто стало пасмурно. Встали в 7-30, вышли в 9-20 (я чуть-чуть раньше остальных), и через 2,3 км зашли на вершину перевала практически одновременно к 10-30. Дорога– осыпная тропа, примерно как на Тюз-Ашуу, но более узкая и поэтому более опасная. Идти по такой тропе нужно аккуратно, не торопясь, тщательно выбирая, на какое место наступить, чтобы не уехать вниз по сыпухе. Велосипед важно держать со стороны обрыва. Часто останавливаюсь, высотность все-таки чувствуется и приходится делать короткие частые передышки.

И вот мы наверху! Взят самый высокий (4023 м) перевал на нашем маршруте. Оглядываемся вокруг. Такие перевалы – как граница между двумя мирами, и при подъеме гадаешь и представляешь себе, какой мир ожидает тебя на той стороне. Перевал Тонг стоит того, чтобы на него взойти! По бокам высокие (до 4530 м) вершины в окрестностях перевала, со снежниками, спускающимися с северных склонов, внизу – осыпи, а на дне цирка – ярко-бирюзовое озеро. Справа видны зигзаги спускающегося серпантина. Картина грандиозная, голова опрокидывается вниз; мощь окружающих гор и снежников вполне соответствует ощущению, что ты на самой высокой точке непростого маршрута. Далеко впереди – марево облаков, там должен быть Иссык-Куль, но видимость сегодня все же не абсолютная. Сзади нас заворожившая меня вчера Главная Гора тоже смазана тучами. На самом перевале подтаявший, грязноватый снежник – и это одновременно делает его опасным: снег и грязь, а по сути сель, под которым – лед, может внезапно “поехать” вниз. Зато на серпантине снежников не видно – возникает надежда, что в этом году, возможно, все это оттаяло и дорога свободна?

Отмечаем заход на перевал многочисленными фотографиями, тем временем Дима уже ушел вниз и скрылся за поворотом. Не спеша стартуем и мы – и вот за поворотом встречаем язык снежника, дальше еще и еще один…Нет, напрасные надежды, не растаял снежник! А Дима уже машет рукой откуда-то снизу: сюда, в обход! Действительно, снежник на ощупь совсем твердый, оледеневший. Удержаться на нем в обычной и даже в моей горной обуви без шипов или кошек невозможно, а падать очень далеко и больно, даже шутить на эту тему не хочется, тут все серьезно. Дима даже пробовал вырубить ступени, но это нужно делать небыстро и аккуратно, и все равно получилось бы опасно: скользко. Значит, идем в обход, будем спускаться, обходить снежники снизу.

Видны следы лошадей, на которых здесь спускались вниз по сыпухе импровизированным серпантином. Стали спускаться, я – с рюкзаком за плечами. Леша рюкзак с велосипеда не снимал, но он использовал задний тормоз, без него удерживать велосипед с рюкзаком на таком уклоне не получается. Спуск по сыпухе очень долог и утомителен, камни встречаются разные, в том числе крупные и “живые”; местами приходится пересекать основания языков снежников, и это самое опасное и неприятное: по сути, это селе-грязевые наслоения надо льдом, и по ним начинаешь опасно съезжать вниз. Приходится стопориться об камни, тщательно выбирать, куда наступать. Мы теряем высоту, бирюзовое озеро надвигается на нас, и тут становится ясно, что после того, как мы обойдем снежники, нам придется карабкаться наверх по такой же сыпухе, чтобы выйти к серпантину! Я иду последним и решаю, догадавшись об этой ситуации, по возможности идти траверсом склона, не теряя высоты. Успешно пересек основание последнего снежника и вскоре оказался на площадке, на которую только что перед этим пришли Таня и Дима. Несколько позже подошел Леша – он потерял много высоты, почти спустился до самого озера и потом вынужден был карабкаться вверх. Теперь нам всем пришлось все-таки лезть вверх до ближайшего витка серпантина – все-таки поздновато я сообразил про траверс. Но это было уже не так высоко, хотя и очень, очень круто. Я лезу в две ходки. Наконец, вылезли на виток серпантина. С начала спуска прошло 2 часа. Нам повезло, что погода все это время была приемлемая, иначе пришлось бы хуже. Ноги, руки и спина гудят, а позади – так же невинно, беспристрастно взирали на нас коварные снежники.

Вот вам и препятствие 6-й категории – подумал я, вспомнив о расчете сложности в отчете предыдущей группы. По сути – подумалось мне, сложность тут заключается в том, чтобы так подобрать снаряжение, включая велосипед, чтобы обладать устойчивостью, маневренностью и цепкостью, максимально приближенными к горным туристам. И при этом иметь возможность затем трансформировать свое снаряжение так, чтобы максимально эффективно передвигаться на велосипеде там, где можно на нем проехать. Но, разумеется, при этом навыки для преодоления перевала типа Кара-Кече и для преодоления перевала Тонг используются разные, а значит, по-разному должны и оцениваться. При этом я не стал бы утверждать, что для велопоходов нужно оценивать только движение в седле. На общую сложность похода влияют и участки типа этого. Более того, не будь Тосора как альтернативного пути, нам не сделать нашего маршрута иначе, как через Тонг, и команда, которая не обладает необходимыми навыками пеше-горного перемещения, просто не смогла бы проехать данный маршрут. Соответственно, тот, кто его все-таки проехал, должен получить оценку в том числе и именно за этот элемент сцепки, хотя и сцепки невелосипедной. В общем – размышлял я– здесь большой простор для споров и дискуссий, просто раньше я не взялся бы спорить об этом, пока сам не преодолел подобных препятствий, и теперь могу смело сказать: о пройденном не жалею, пусть даже это и было пройдено пешком.

Между тем мы довольно быстро спускались по серпантину, который после пересечения речки по мосту-трубе превратился в заваленную камнями колею, идущую вдоль реки. Бедные наши велосипеды!-им на камнях приходилось очень несладко под грузом рюкзаков.

Где-то по пути вновь встретили киргизов, те угостили нас кумысом и хотели оставить Таню у себя в юрте (хорошо, что в шутку). А вот драться один пьяный киргиз полез не в шутку. Он лыка не вязал и пытался что-то спросить у Димы. Дима не понял, и киргиз пытался драться. К счастью, его свои быстренько оттащили. Вообще, нужно сказать, что для киргизов справедливо наблюдение, сделанное для других народов – например, бурят или алтайцев: выпив, они могут стать весьма агрессивными и вести себя совершенно неадекватно. Об этом нас предупреждали и местные жители.

Поехали дальше – и вскоре с одного из холмов далеко впереди открылся вид на темно-синее море, сливавшееся с небом на горизонте – то был вожделенный Иссык-Куль!

Вскоре через пос.Туура-Суу мы выехали на асфальтовую трассу в районе пос.Терт-Куль (33 км от места ночевки). Эта трасса идет вокруг озера Иссык-Куль, периодически приближаясь к самому берегу. Решено было назавтра устроить дневку на Иссык-Куле, но для этого требовалось по трассе проехать еще 45 км на запад до места, где трасса близко подходит к берегу озера.

Асфальтовая дорога оказалась не везде хорошего качества, стал задувать сильный встречно-боковой ветер и пошел подъем на асфальтовый мини-перевал Кескен-Бель (2090 м). Зато потом пошел бодрый спуск до уровня Иссык-Куля (1600 м), населенные пункты мелькали мимо на большой скорости, но я успел заметить, что в поселках растут фруктовые деревья, а местные активно продают яблоки и абрикосы.

В паре км за пос.Шор-Булак (73 км) Иссык-Куль подходит к трассе примерно на расстояние 2 км. Ребята поехали по грунтовой колее с целью добраться до берега и найти место. Там Дима снова прокололся, при этом Леша, поехавший на разведку вместе с ним, потерял Диму из виду. В результате искали их все вместе, при этом прокололась еще и Таня, и стало ясно, что времени искать другое место нет и вставать нужно здесь, хотя питьевой воды рядом нет, а вода из Иссык-Куля солоновата на вкус и местные ее не пьют. Место оказалось в общем неплохое, правда впервые за поход тут объявились комары, но не особо злые. Берег песчаный, голый, лишь кое-где невысокие заросли кустарника. В таких зарослях мы и обосновались в 7-30 вечера на дневку.

Вечером наблюдали закат – солнце уткнулось в тучу на самом горизонте и плескало веером золотых лучей, подсвечивая жемчугом кромку ленивого прибоя. Быстро окунувшись в ночь, мы бродили по берегу, наблюдая, как загорались огоньки далеко-далеко на другом берегу – может быть, это были известные казахские курорты; а на западе, там, куда ушло солнце, теперь серебрилось особенно многочисленное скопление огней: Балыкчы.

А вот Леша и Дима были разочарованы Иссык-Кулем. Интересно, чего они ожидали? Ну, это не Байкал, конечно, вода солоновата, горы на другом берегу днем не видны из-за дымки, у воды коровы пасутся. Но мне все равно понравилось.

За день 79 км (из них асфальт – 41 км, грунт – 38 км)

Время движения ?? (сбой велокомпьютера)

Средняя скорость движения ?? (сбой велокомпьютера)

Максимальная скорость ?? (сбой велокомпьютера)

Интегральный набор высоты за день 650 м

Минимальная высота 1600 м (берег Иссык-Куля)

Максимальная высота 4023 м

Высота ночевки 1600 м

Вечером t~+25 град.С




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Зимний аварийный переход

Средние скорости передвижения по снегу без лыж составляют: 2 км/ч — при толщине снежного покрова 30-50 см; 1 км/ч — при толщине 50-70 см; 0,5 км/ч —...

News image

Защита от холода

Четыре стадии защиты организма от холода. Совершая восхождения, штурмуя пещеры или проходя водными маршрутами, человек постоянно находится под ...

Летнее снаряжение:

News image

Формы и типы палаток

В настоящее время ни один турист не может представить себе поход без палатки. Прежде, чем покупать палатку, необходимо ознакомиться с основной инфор...

News image

Выбор палатки - правильно

У каждого вида похода — своя специфика, и если вы с друзьями собрались просто побродить по горам, а не штурмовать кавказские пятитысячники, наворо...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Южный Урал

News image

I. Справочные сведения 1.1 Проводящая организация: Казанский Государственный Технический 1.2 Место проведения: Респуб...

Зачем мы едем в джунгли

News image

сидячий образ жизни... независимо от родства и систематического положения приводит к формированию сходных черт строения – тело п...

Сбылись взрослые мечты

News image

Я уже писал о наших с Женькой детских мечтах бродить по горам, нюхать цветочки, собирать травку и грибочки. В прошлом походе нам...

Голландия и Бельгия - две страны, два мира

News image

Амстердам-Гаага-Эфтелинг-Брюгге-Брюссель Мама, папа и дочка 6 лет. Сами. ПОДГОТОВКА Давно зрел план отвезти дочь в...

Зимние походы:

Новый Год в Карпатах

News image

Идей и планов по поводу встречи Нового года нет. Под рукой интернет…чего бы мне хотелось? Чего-то яркого, незабываемого… Случа...

Отчет по походе 5 кс c элементами 6 кс Памир (линейный

News image

Отчет о горном походе 5-й категории сложности 27.07.2003 по 01.09 2003г

Зимний поход от шеф-повара Дульского

News image

В зимний поход звали меня давно, и почти каждый год. Вот, счастье такое я преступно от себя отталкивал, придумывая внешние и вну...

Смотритель дома на горе

News image

На южном Урале, на горе Дальний Таганай, среди метелей и туманов стоит дом — старая метеостанция. От Златоуста до неё километров...

Горные походы:

Отчет о зимнем горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в янва

News image

Заявленная и пройденная нитки маршрута, отличия и их причины Заявленная: Сел. Ахсау - плато Ахва - пер. Уаза Центральный ч...

Поход по Черногорскому хребту

News image

Зимний поход по Черногорскому хребту или «... Отпустите меня в Гималаи»

Самый, самый, самый

News image

Есть такой перевал. Говорят он самый красивый, по крайней мере, в Альпах. Его можно увидеть на обложках горных путеводителей и о...

Впечатления новичка

News image

В электричке получаю номер и предупреждение о том что я заблужусь, да я и сам знаю: в отличие от Дмитриевской сотни, вторая поло...

Велопоходы:

Дорога на Костомукшу

News image

Это Хануд. Планета, где меня родили …. Просыпаюсь по будильнику, быстро, но без спешки, собираюсь и выезжаю. Погода, вроде, н...

Архангельск-Северодвинск-Солза-Кянда-Тамица-Покровское-

News image

Выбор онежского полуострова для очередных покатушек был не случайным. Давно хотелось побывать на Белом море и посмотреть Соловки...

Kerimäki — идём на восток!

News image

При разработке маршрута своего первого в жизни велопохода, для меня немаловажную роль играла простота схода с маршрута и эвакуац...

Отчет о велопоходе

News image

Подробный маршрут: Светогорск — Imatra — 6-й веломаршрут — Rautjärvi — Parikkala — 14-й веломаршрут — Punkaharju — дорог...

Рафтинг для смелых:

На вершину Ямантау

News image

Начальный пункт – ст. Юрюзань, конечный: а) пос. Инзер; б) пос. Тирлянский; в) ст

Mikle. 2009г

News image

Справа по течению Волги от Васильевских островов, в районе поселка Малая Рязань, начинаются живописные скалы, примерно посредине между Малой Рязанью...

Вместо Иссык-Куля - БоденЗее, и другая культурная программа

News image

Рекомендуем окрестности и сам городок Meersburg. Кемпинги в наличии. Очень красивая набережная, виноградники Spat - Burgunder, духовой оркестр веч...

Велопоходы:

Как я ездил в однодневный поход с ночевкой с Экскурсион-кар

News image

Однажды рано утром (то есть еще до 12) у меня все началось хорошо: в воскресенье не на шутку распогодилось и сравнительно небольшая компания разнома...

Велопоход в Испанию

News image

Сколько живу на свете, всегда на ноябрьские праздники решал проблему: куда поехать? На Север в поисках первого снега? Так там день световой «с гульк...

Нарынская полупустыня

News image

самый длинный и жаркий день 21 августа - спуск по ущелью р.Куртка - мост через р.Нарын (1638 м) - Ак-Тал - мини-перевал (2085 м) - г.Нарын, го...

Авторизация