Экипировка для зимних походов
Туристическое снаряжение - Зимнее снаряжение
Одежда
В отличие от зимних походов или восхождений по простых несложным альпинистским маршрутам (на которых возможно одновременное движение), в зимних восхождениях на техничные маршруты существенная особенность в том, что приходится не постоянно активно двигаться. Сначала ты лезешь, потом минут 30-40 стоишь на станции, потом снова лезешь. И так весь день. В результате чего, пока движешься, взмокаешь от пота, а когда стоишь – замерзаешь.
Соответственно тут гораздо сложнее подобрать правильно сочетание одежды. На подходах, или на единичках-двойках, или в лыжном походе с этим проще. Когда весь день идешь, то одеваешь легко, когда останавливаешься на бивуак – сразу утепляешься. Здесь же, когда лезешь маршрут, то не будешь постоянно раздеваться и одеваться. Поэтому необходимо подобрать одежду так, чтобы и не сильно жарко было двигаться и чтобы не совсем окоченеть от холода за 40 минут без движения.
Я нашла для себя оптимальное сочетание и много лет моим постоянным и любимым комплектом зимой было сверху – термобелье Норвег + сотый полар + виндстоперная куртка Транго + мембранная куртка, сначала К2 Редфокс, а потом тоже редфоксовская, но из верхнего софт-шелла (название). Об этой куртке поподробнее ниже.
Снизу же всегда и до сих пор – кальсоны Норвег + тонкие штаны из сотого полара (сначала были так же самопощивные, сейчас из комплекта редфоксовского поларовского термобелья) + самопошитые самосбросы из очень толстого (порядка трехсотого) виндблока. До сих пор я им не нашла никакой подходящей альтернативы, хотя их минус в том, что на виндблок налипает снег.
Теперь обо всех составляющих подробнее
Термобелье я предпочитаю тонкое. Все зимнее теплое термобелье из сотого полара мне не нравится по двум причинам.
Первая. Я его не воспринимаю, как белье, а воспринимаю как верхнюю одежду. Потому что оно толстое для нижнего белья. Сотый полар (флис и пр.), если он в обтяжку, слишком стягивает тело и нарушает кровообращение. А я люблю, чтобы тело чувствовало себя свободно и дышало. А если такое термобелье будет свободным, то это уже не белье, а джемпер, надетый на голое тело.
Вторая причина – это то, что термобелье из полара сильнее воняет потом. Оно толще тонкого белья, поэтому объема ткани, напрямую впитывающего пот от тела, больше, и соответственно пота впитывается больше и запах сильнее. К тому же, тонкую термуху можно легко простирнуть прямо под душем. А постирать толстое поларовское термобелье без тазика достаточно сложно. Да и вообще объемные вещи стирать в горах сложнее. Я же предпочитаю стирать или менять термобелье после каждого одного или двух серьезных восхождений. Потому что дальше уже оно начинает невыносимо вонять потом и в следствие чего одежда, которая надета поверх термобелья начинает пропитываться тоже запахом пота.
Исходя из своих предпочтений и в результате долгих поисков и выбора, я нашла для себя идеальный вариант для зимы – тонкое, но теплое термобелье с шерстью Norveg. Его единственный минус в том, что оно не износоустойчивое. Ткань слишком нежная и быстро вытирается. Хотя я его относила четыре зимы по два выезда и так же летом иногда надевала и оно до сих пор целое и крепкое. Но я ношу его только под одеждой. Потому что попробовала одеть летом на подходе и там, где рюкзак соприкасался с тканью термухи, верхний слой ткани сразу истерся.
Сейчас я жду отзывов от своих ребят из команды, что они скажут по поводу аналогичного термобелья OZONE из такой же тонкой ткани с шерстью. Эта ткань аналогична той что у Норвега, но выглядит более крепкой и износоустойчивой. Правда она не такая шелковистая, а более грубоватая.
Сверху на термобелье я дальше надевала сотый полар – обычную флиску, которую сшила себе сама из какой-то тряпки, купленной в магазине. Затем шла куртка Транго, купленная когда-то у Тима в Штурме. Это вообще была моя любимая куртка. В свое время на зимней мультигонке Winter Extrem во время лыжного этапа ночью по финскому заливу, когда дул ледяной пронизывающий ветер, мой напарник мерз в толстом поларе и гортексовой куртке, а мне в термобелье, флиске и куртке Транго было нормально. После 6-ти или 7-ми лет активной эксплуатации она уже стала старенькая и виндстопер уже так не работает.
И сейчас за последние два сезона и более 4-х зимних выездов, учитывая, что январь – это Кавказ, март-апрель – Хибины и т.д., мне довелось протестировать различную другую одежду. Поскольку пришла пора отказываться от своей хоть и любимой и привычной, но уже состарившейся одежды и переходить на что-то более современное.
И могу сказать, что процесс подбора оптимального варианта и сочетания одежды для зимы очень сложный. Очень часто во время этих последних зимних выездов, приходилось испытывать дискомфорт и сильно мерзнуть. И не потому что вещи были плохие, а потому что трудно оптимально и правильно подобрать для себя их сочетание.
Например, я думала, что толстая софт-шеловская куртка, у которой внутренний слой такой мохнатый меховой, одетая поверх термобелья и под мембранную куртку, заменит мне как раз мой предыдущий вариант из сотого полара и куртки Транго. Потому что по общей толщине и объему получалось аналогично. И по теплу, когда я одевала не на маршруте, то тоже эта софт-шеловская куртка грела так же как и флиска плюс Транговская куртка. Но на маршруте выяснились свои нюансы.
В моем старом варианте пот проходил через термобелье, дальше взмокала тонкая поларка, а винстоперная куртка оставалась сухой. Термуха и тонкая поларка высыхали под курткой достаточно быстро и в результате, когда после активного движении, я стояла на страховке, то не замерзала.
Но в варианте с меховым софт-шеллом пот проходил через термобелье и так как дальше промежуточного слоя не было, то взмокал этот самый внутренний меховой слой софт-шеловой куртки. И этот толстый мех уже не высыхал. Поэтому после того, как я сильно взмокала от пота при активном движении, то потом на страховке была полностью мокрая спина и начинало просто знобить от холода. И не помогло даже то, что когда начав мерзнуть, я надела тонкую пуховку, потому что спина была все равно сильно мокрой. Поэтому даже в пуховке я не согрелась, а согреться удавалось только когда начинала снова двигаться, но в результате чего еще сильнее взмокала от пота и соответственно еще более мокрой становилась спина.
Выводы
В конечном итоге для меня более оптимальными оказались следующие варианты из того, что я имею из одежды:
1. Термобелье + тонкая виндстоперная куртка Редфокс с узункольского кубка (которая как раз по толщине аналогична сотой флиске и так же быстро высыхает при потении) + тонкая редфоксовская пуховка West Face Extreme и поверх нее куртка из верхнего софт-шела;
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
Зимний аварийный переходСредние скорости передвижения по снегу без лыж составляют: 2 км/ч — при толщине снежного покрова 30-50 см; 1 км/ч — при толщине 50-70 см; 0,5 км/ч —... |
Одежда для зимнего походаНамокает все, но что – то сохнет быстрее... Одежда должен быть легкая, теплая и удобная |
Летнее снаряжение:
Виды палатокКак показывает опыт, палатку можно ставить не везде. Даже если продавцы в магазине говорят вам совершенно противоположное. Для того, чтобы не попаст... |
Спальный мешок в походе любой сложности обеспечивает Ваш комфортный отдых и здоровый сон. Это самое интимное для Вас место в палатке, поскольку в нё... |
Рафтинг для смелых:
Соло в компанииВойти в то же море Возвращаясь в прошлом году домой, мы уже мечтали снова приехать в Финляндию. Неисследованы берега от Хельсинки до Таммисари,... |
Река ИнзерьЦелый год мы собирались на этот долгожданный сплав, ходили в СЮН практически на каждое занятие, и вот наконец настал этот момент... Наш первый сплав |
На Кавказ ездить можно и нужноВодный поход Привет, друзья-пилигримовцы, Я вернулся с Кавказа и хочу рассказать об этом вам. Наверное, описание будет несколько сумбурным... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Велопоход в ИспаниюСколько живу на свете, всегда на ноябрьские праздники решал проблему: куда поехать? На Север в поисках первого снега? Так там день световой «с гульк... |
Дорога на Hatunkylä и Сергей ДудкоДля того, чтобы действительно стать дороги м гостем, необходимо направить свои колёса как можно дальше от очагов массового туризма и … ездить неб... |
Возрожденный АралАктивная часть маршрута: с 3 по 12 октября 2006 (десять ходовых дней) Преодоленное расстояние: 501,5 км (асфальта не более 40 км) Группа: A13 Expe... |