Главная - Туризм - Горные походы. Отчеты - Как мы прошли перевал Моминг


Как мы прошли перевал Моминг

Туризм - Горные походы. Отчеты

как мы прошли перевал моминг

Из фотоматериалов и карты видно, что прохождение ледопада не обязательно, если под взлет Ци-Це спуститься с северного плеча Цинальротхорна по наклонной снежной полке-террасе (Террасе Моминга), средняя крутизна которой не более 30°. Этот вариант мы предугадали еще в 2003 году, не имея фотографий, но впервые взяв и изучив карты района. (Швейцарские карты, особенно в масштабе 1:25000, - это песня! Вадим Ляпин – где ты?) В тот год пройти этим маршрутом нам не хватило времени. К тому же не было полной уверенности, что так ходят. Теперь же, в 2008 году, перевал Моминг был нашей главной целью

Получив от хозяина приюта Ар Питетта подтверждение, что по Террасе Моминга можно пройти, решаем использовать этот подход под взлет как более безопасный и зрелищный. Подъем на плечо северного гребня Цинальротхорна идет с юго-запада от другого приюта – Монте (Mountet или Grand Mountet, 2886 м).

Попасть сюда можно от Классических стоянок за 3-4 часа в зависимости от веса рюкзаков. Путь к этому приюту идет на юг правым бортом долины реки, а затем ледника Циналь под западными склонами Бессо. Поднявшись высоко над потоком, ухоженная тропа, прерываемая крупными осыпями, выводит в огромный красивейший цирк в верховьях ледника Циналь. Здесь, в окружении трех мощных ледников и альпийских четырехтысячников, царство ледопадов и тишины. Вершины и перевалы на любой вкус (перевалы, правда, начиная от 2А). Господа-товарищи, за 30 лет горного туризма наша команда повидала много интересных мест. Верховья Циналя – одно их лучших!

От приюта Монте по тропе на гребне правобережной морены следует подниматься в верховья ледника Монте под южные склоны вершины Блан-де-Моминг (Blanc de Moming, 3661). Далее, через час хода, вступаем на лед и под скальным забором идем на восток, плавно поднимаясь на снежную часть широкой перемычки между Блан-де-Моминг и северным плечом Цинальротхорна на уровне около 3750 м. Эта перемычка называется Белый гребень (Arete du Blanc). Чем выше мы поднимаемся, тем полнее выступает к югу от Цинальротхорна громада каменного великана – Маттерхорна (4478). Белый гребень острый, сначала снежный, а затем скальный с постепенным увеличением среднего наклона до 40°. Скалы не сложные, но местами требуют попеременной страховки. С учетом наших тяжелых рюкзаков повесили перила 50 метров до 50°. На плече, которое на карте обозачено как L`Epaule с высотой 4017, гребень выполаживается и становится опять снежным, видны жандармы троечного альпинистского маршрута на Цинальротхорн. Время пути от приюта занимает 5,5 часов (приведено время для группы в 6 человек со стандартным набором снаряжения российского туриста).

От плеча, пройдя вперед еще метров 200, следует спуск по крутому снежному склону с бергшрундом на север, на главный гребень, ведущий к Вейссхорну (перила 50 м х 40°). Здесь на высоте 3960 м находится довольно обширное снежное плато. Солнечно, все раскисло. Отдаем себе отчет, что возможна лавинная опасность, так как много свежего снега. Делаем кто обед, кто разведку. Видны следы маленьких лавин. Решаем ночевать на плато. Тут ветрено. Для большего комфорта строим снежную стенку вокруг палаток. От приюта Монте до этого места 6,5 часов пути, но если идти с легкими рюкзаками, думаем, можно уложиться в 4 часа.

Рано утром следующего дня за 2 часа 10 минут спустились по полке-террасе до наклонного плато под взлетом Ци-Це (Н=3650). В ясную погоду этот путь не сложен кроме преодоления центрального разлома в том месте, где ледовая трещина подходит под основание крутого снежного склона под вершинкой Моминг Южный (Sud de Moming) справа по ходу. Здесь может быть по-настоящему лавиноопасно! Спасает то, что склон имеет западную экспозицию. Нужны перила: две веревки среди неявных, полузасыпанных снегом разломов на склоне около 40°, есть участок 5 м х 70°. Отметим, что в средней части спуска по Террасе Моминга слева по ходу есть места для ночевок на снежных наддувах

Далее туристов ждет снежно-ледовый взлет, который легче преодолевать в северной части. Бергшрунд здесь имеет мосты, крутизна склона не более 30°. Выше берга взлет широкий, в средней части ледовый, с наклоном не менее 45°. Над бергшрундом навесили 150 метров вертикальных перил, использовали три промежуточных точки страховки. Скальные выходы северной части седловины обходим справа по постепенно выполаживающемуся фирну. Подъем на перевал Моминг от бергшрунда у нас занял 2 часа 15 минут. На седловине можно поставить пару палаток.

Спуск с перевала в Церматт

Спуск на восток к леднику Хохлихт (Hohlichtgletscher) начинается по широкому снежному склону крутизной 30, местами 40° с редкими трещинами-бергшрундами. Общее направление: сначала вниз-вправо, затем по дуге влево, огибая большой фирновый цирк под склонами вершинки Северный Моминг (Nord de Moming). Приходится тропить: солнце свое дело сделало. Полтора часа работы и мы на снежной тропе, проложенной альпинистами на вершину Шалихорн (Schalihorn, 3975), высота около 3600 м. Далее идем вниз, на юг, в сторону верхнего плато ледника Хохлихт при этом следует остерегаться ледовых обвалов из-под перевала Моминг. После длительной непогоды участок пути от седловины до плато может быть лавиноопасным.

С плато (Н=3400) простого спуска в долину Церматта, к поселку Теш, нет. На пути к ближайшему приюту – Ротхорнхютте (Rothornhutte, 3198 м), что к югу от Цинальротхорна - необходимо преодолеть еще один перевал с отметкой 3622 (Ob. Aschjoch) в восточном отроге этой вершины. Отрог ограничивает ледник Хохлихт с юга. Подъем на него не сложен, но в конце дня утомителен. По широкой дуге за час можно подняться от плато на снежное поле седловины 3622. Отсюда опять нет прямого спуска, приходится траверсировать скальную вершинку Верхний Ашхорн (Ob. Aschhorn, 3669 м) к востоку от седла. На юге снова становится виден могучий Маттерхорн.

Траверс препятствия у нас занял 45 минут. Скалы Верхнего Ашхорна простые, но в конце спуска на следующую снежную седловину, перевал Нижний Ашйох (Unt. Aschjoch, 355 2 м), их крутизна возрастает до 45 градусов. Перед выходом на снег необходима попеременная страховка из-за наклонной плиты высотой около 7 м. К югу от перевала Нижний Ашйох лежит плоское поле ледника Ротхорн, которое надо пересечь в сторону южного ответвления восточного отрога Цинальротхорна, где и находится Ротхорнхютте. Ближе к этому ответвлению можно начать спуск к приюту по закрытому, ровному, но с редкими трещинами леднику (200 х 25°). От верхнего плато ледника Хохлихт до Ротхорнхютте мы шли 3 ч 20 м, а всего от перевала Моминг – 5 часов, не считая времени на обед.

Для тех, кто совершает автономный поход и не хочет ночевать в приюте, рекомендуем поднапрячься и еще интенсивно поработать один час. Вы будете вознаграждены отличными зелеными площадками под водопадами (Н=2600 м) слева от шикарной тропы, спускающейся от Ротхорнхютте в Церматт. Стоянки от тропы не видны и, чтобы сюда попасть, следует переправиться по камням через ручьи, берущие начало из ледника Ротхорн. Чистота, возможность расслабиться из-за отсутствия лишних глаз, великолепные виды на массивы Монте-Розы, Лискамма и Брайтхорна – все делает это место достойным для отдыха на любой вкус.

Отсюда до Церматта (Н=1600) еще два часа хода на восток по долине ручья Трифтбах (смотри описание в нашем отчете 2003 года www.mountain.ru/world_mounts/western_europe/2004/alpy_pohod ). Если есть время, стоит посвятить час-другой осмотру этого раскрученного курорта. Церматт имеет массу интересных достопримечательностей, главная из которых – пирамида Маттерхорна. При наличии трех свободных дней и хорошей погоды можно совершить на нее восхождение (простейший маршрут имеет альпинистскую 3Б к.сл.).

Несколько слов об обратной дороге в Женеву. Из Церматта можно выехать только на железнодорожном транспорте. Отсюда в интервале от 5-39 до 17-39 ч каждый час идут поезда в Женеву с пересадкой в Виспе. В пути 3 часа 40 минут. Еще один поезд, последний, отходит в 20-13 ч.

Что мы имеем

Таким образом, время подъема на перевал Моминг от приюта Монте составляет 11 часов, от Классических стоянок – не менее 14. Время спуска до Ротхорнхютте – 5 часов, до Церматта – 8. То есть маршрут от приюта до приюта по Террасе Моминга + Ци-Це потребует от путников 16 часов довольно напряженной работы, из которых минимум 14 часов со страховкой. Это два дня пути. Категория сложности перевала – 3А в случае прохождения через северное плечо Цинальротхорна. Если подниматься в лоб, от приюта Ар Питетта, сложность может быть как несколько выше, так и ниже в зависимости от состояния верхнего ледопада ледника Моминг. Итак, запишем, что перевал Моминг – снежно-ледовый, 3А к.сл., высотой 3777 м.

Если туристы физически и технически отлично подготовлены, а рюкзаки облегчены отсутствием бивачного снаряжения, если нет лавинной опасности, если выйти из приюта Монте не позднее 5 утра, а быть под взлетом не позднее 11 часов дня, то можно пройти Моминг и за один день, затратив на подъем 8 часов, на спуск - 4 часа ходового времени. Дерзайте! Только помните, что погода в Валлиских Альпах меняется после обеда, как правило, в худшую сторону. По нашим наблюдениям это ухудшение было с вероятностью около 60%.

В заключение

В заключение скажем, что мы не претендуем на новизну в нашем варианте прохождения перевала Моминг. Эту седловину альпинисты начали использовать с 1864 года. Путь по Террасе Моминга не столь сложно вычислить. Действительно, уже после похода, в Москве, разбирая купленные в Швейцарии путеводители, мы нашли краткое описание подъема от приюта Ар Питетта на плечо L`Epaule, 4017 по этой верхней наклонной полке (Alpes Valaisannes, vol. 3 Maurice Braundt 2004 маршрут 604, первопрохождение в 1945 г.). Наша группа пошли по Террасе Моминга в обратном направлении. Таким образом, мы связали в единую нить отдельные, ранее пройденные элементы этого горного узла в логичный траверс, преодолев Ци-Це нестандартным путем от приюта Монте через северное плечо Цинальротхорна.

Приведем цитату из другой книги, которую мы использовали при подготовке маршрута (и где не было и намека на Террасу Моминга) - Pennine Alps Central, Alpine Club London, 1975 под редакцией Robin G. Collmb: «A superb glacier pass, one of the finest, most interest and scenic in the Pennins Alps». Эти слова восхищения относятся именно к перевалу Моминг. Действительно, он достоин этих эпитетов: превосходный, один из красивейших, наиболее интересный и живописный. В общем, самый, самый, самый!

Очень рекомендуем этот перевал и мы. Путь через Ци-Це по Террасе Моминга был крайне эмоциональным, разнообразным по технике и относительно безопасным. Серебряное седло перевала Моминг – настоящее украшение Валлиских Альп.

Описание тура знаменитая Тридцатка легендарный маршрут 30 - через горы к морюЖурнал федерального агентства по туризму Олимп
Тридцатый маршрут : через горы к морю

В советское время этот горный маршрут был самым популярным в нашей стране и самым массовым в мире. Во время путешествия через горы к Чёрному морю - можно побывать во всех лондшафтно - климатических зонах. Вот уже несколько лет тридцатка , возрождённая в начале нынешнего столетия усилиями московской компании СВ-Астур , постепенно восстанавливает свою былую славу.

Конечно до показателей времён расцвета горного туризма в СССР ежё далеко. Однако, по словам руководителя турфирмы СВ-Астур Бориса Вислогузова, рост интереса к этому уникальному маршруту не может не радовать. Что неудивительно - необыкновенная красота гор и разнообразие впечатлений, открывающихся участникам тридцатки всего за неделю, манят всё новых и новых путешественников.

Путь лежит через пихтово-буковые леса, буйно цветущие альпийские луга, высокогорные плато, снежные вершины и влажные субтропики, напоённые солнцем освежающим ветром близкого моря. Впереди ждйт шестьнепокорённых перевалов, переход через главный хребет, купание в обжигающе холодных горных реках и водопадах, встречи с экзотическими представителями заповедной флоры и фауны.

Одна из главных изюминок маршрута - его доступность. Для прохождения тридцатки не надо быть обладателем каких-либо спортивных разрядов. Профессионально подготовленные инструкторы СВ-Астур помогут даже непродвинутым туристам ощутить себя через несколько дней опытными путешественниками.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Список снаряжения на зимний Эльбрус

Вес снаряги должен быть минимальный!!! При прочих равных берите то, что полегче. Вступление (условия на Эльбрусе под Новый Год): как показывает м...

News image

Выбор сноуборда. Что стоит знать, виды сноубордов, типы

Правильный выбор сноуборда - очень важное и, наверное, первое дело при планировнаии вашего зимнего отдыха или просто путешествий. Сноубординг дар...

Летнее снаряжение:

News image

Выбор палатки

Складывание палатки Перед укладкой утром хорошо проветрить палатку, чтобы находящаяся внутри конденсионная влага могла испариться. Если Вы тор...

News image

Ваш выбор рюкзака

Итак, вы определились с типом рюкзака. Пусть это будет экспедиционный или штурмовой рюкзак. Теперь нужно выбрать в магазине конкретную модель. Пр...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Заповедники Москвы - Зеленое Кольцо Москвы - Часть перв

News image

На майские праздники мы с друзьями решили исследовать заповедники и национальные парки, расположенные в относительно близко к Мо...

Отчет о походе

News image

После горы Кения мы отправились на север - в заповедник Самбуру, находящийся во владениях одноименного народа, родственного маса...

«Spa-салон» в окружении вулканов

News image

Из заказника на «вахтовке» мы переезжаем в поселок Паужетка, который расположен в месте выхода многочисленных паро - и гидротерм...

Отчет об авто путешествии

News image

Село Юркино (храм Рождества Христова, XYI века), Иосифо-Волоцкий монастырь («Святой колодец» Иосифа Волоцкого), с. Спирово (...

Зимние походы:

Отчет о походе выходного дня на моховое болото - оз. Св

News image

Идея найти и организовать группу туристов, интересующихся природой болот, возникла недавно, хотя зрела давно. После нескольких д...

Рассказ с картинками о походе на снегоступах по парку О

News image

Парк Оуланка. Вид со скал Ристикалло. Вместо эпиграфа. * * * На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И д...

Лыжный траверс центрального Хамар-Дабана

News image

Идея Командир в течение нескольких лет болел мыслью пройти траверс центральной части Хамар-Дабана, да не с кем было. И вот в ...

Отчет о горном походе по Алтаю 2-й категории сложности

News image

Нитка маршрута: Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к) - дол. р. Аккем - оз

Горные походы:

Пеший поход в горы

News image

Примечание. Все географические несовпадения случайны. День первый. Согласно заявленному плану, 10 мая в 9 утра Караван ...

Как мы прошли перевал Моминг

News image

Из фотоматериалов и карты видно, что прохождение ледопада не обязательно, если под взлет Ци-Це спуститься с северного плеча Цина...

Впечатления первопроходца

News image

Выехали очень и очень неспешно – такова была изначальная тактика. Пропускали вперед даже ветеранов, которых мы обычно обгоняем. ...

Подход в первый лагерь на леднике Звездочка

News image

За словом — дело, и вот, пообедав, мы втроем выходим на Звездочку. Ради интереса включаю GPS, хотя тропа более-менее видна, а с ...

Велопоходы:

Самоходом в Финляндию на майские

News image

Своим ходом в Финляндию мы собрались впервые. Мы, это Алена и Евгений Кузнецовы. Давненько хотелось попробовать, и вот, наконец,...

Дорога на Костомукшу

News image

Это Хануд. Планета, где меня родили …. Просыпаюсь по будильнику, быстро, но без спешки, собираюсь и выезжаю. Погода, вроде, н...

Как я ездил в однодневный поход с ночевкой с Экскурсио

News image

Однажды рано утром (то есть еще до 12) у меня все началось хорошо: в воскресенье не на шутку распогодилось и сравнительно неболь...

SARDEGNA BELLA

News image

Сардиния действительно красива. Она похожа и не похожа на другие средиземноморские курорты. Похожесть – очевидна. Необыкновенног...

Рафтинг для смелых:

Рафтинг для смелых

News image

СПЛАВЫ ПО РЕКЕ МЗЫМТА: Если вы еще ни разу не сплавлялись на Кавказе – возьмите старт на реке Мзымта! Горная красавица, берущая свои истоки у Бол...

Отчет о парусно-туристическом походе по БАЛТИЙСКОМУ морю НА КАТАМАРАНАХ «Ветер» и «Мечтатель» ПО МАР

News image

Составил Бойков Алексей, капитан катамарана М388 МЕЧТАТЕЛЬ (frecap@mail.ru). в тесном соавторстве с Веселухой Галиной. ЭкипажИ Катамаран «М...

Соло в компании

News image

Войти в то же море Возвращаясь в прошлом году домой, мы уже мечтали снова приехать в Финляндию. Неисследованы берега от Хельсинки до Таммисари,...

Велопоходы:

Опыт коммерческого велопутешествия

News image

Гарщина… Гарщина и отстой кричали настоящие КАРАВАНщики, когда под шлепки помидоров я отправлялся в коммерческий велотур. Так представлялась м...

“Здесь вам не равнина, здесь климат иной”

News image

24 августа –финал подъема - пер.Тонг (4023 м) - спуск с перевала, обход снежников, возвращение на серпантин - спуск к с.Туура-Суу - по асфальтовой т...

Израиль на велосипеде

News image

Жгучее желание проехать по югу Израиля на велосипеде возникло у меня при первом посещении етой замечательной страны. Так уж вышло, что прошло целых ...

Авторизация