Главная - Туризм - Горные походы. Отчеты - Как мы прошли перевал Моминг


Как мы прошли перевал Моминг

Туризм - Горные походы. Отчеты

как мы прошли перевал моминг

Из фотоматериалов и карты видно, что прохождение ледопада не обязательно, если под взлет Ци-Це спуститься с северного плеча Цинальротхорна по наклонной снежной полке-террасе (Террасе Моминга), средняя крутизна которой не более 30°. Этот вариант мы предугадали еще в 2003 году, не имея фотографий, но впервые взяв и изучив карты района. (Швейцарские карты, особенно в масштабе 1:25000, - это песня! Вадим Ляпин – где ты?) В тот год пройти этим маршрутом нам не хватило времени. К тому же не было полной уверенности, что так ходят. Теперь же, в 2008 году, перевал Моминг был нашей главной целью

Получив от хозяина приюта Ар Питетта подтверждение, что по Террасе Моминга можно пройти, решаем использовать этот подход под взлет как более безопасный и зрелищный. Подъем на плечо северного гребня Цинальротхорна идет с юго-запада от другого приюта – Монте (Mountet или Grand Mountet, 2886 м).

Попасть сюда можно от Классических стоянок за 3-4 часа в зависимости от веса рюкзаков. Путь к этому приюту идет на юг правым бортом долины реки, а затем ледника Циналь под западными склонами Бессо. Поднявшись высоко над потоком, ухоженная тропа, прерываемая крупными осыпями, выводит в огромный красивейший цирк в верховьях ледника Циналь. Здесь, в окружении трех мощных ледников и альпийских четырехтысячников, царство ледопадов и тишины. Вершины и перевалы на любой вкус (перевалы, правда, начиная от 2А). Господа-товарищи, за 30 лет горного туризма наша команда повидала много интересных мест. Верховья Циналя – одно их лучших!

От приюта Монте по тропе на гребне правобережной морены следует подниматься в верховья ледника Монте под южные склоны вершины Блан-де-Моминг (Blanc de Moming, 3661). Далее, через час хода, вступаем на лед и под скальным забором идем на восток, плавно поднимаясь на снежную часть широкой перемычки между Блан-де-Моминг и северным плечом Цинальротхорна на уровне около 3750 м. Эта перемычка называется Белый гребень (Arete du Blanc). Чем выше мы поднимаемся, тем полнее выступает к югу от Цинальротхорна громада каменного великана – Маттерхорна (4478). Белый гребень острый, сначала снежный, а затем скальный с постепенным увеличением среднего наклона до 40°. Скалы не сложные, но местами требуют попеременной страховки. С учетом наших тяжелых рюкзаков повесили перила 50 метров до 50°. На плече, которое на карте обозачено как L`Epaule с высотой 4017, гребень выполаживается и становится опять снежным, видны жандармы троечного альпинистского маршрута на Цинальротхорн. Время пути от приюта занимает 5,5 часов (приведено время для группы в 6 человек со стандартным набором снаряжения российского туриста).

От плеча, пройдя вперед еще метров 200, следует спуск по крутому снежному склону с бергшрундом на север, на главный гребень, ведущий к Вейссхорну (перила 50 м х 40°). Здесь на высоте 3960 м находится довольно обширное снежное плато. Солнечно, все раскисло. Отдаем себе отчет, что возможна лавинная опасность, так как много свежего снега. Делаем кто обед, кто разведку. Видны следы маленьких лавин. Решаем ночевать на плато. Тут ветрено. Для большего комфорта строим снежную стенку вокруг палаток. От приюта Монте до этого места 6,5 часов пути, но если идти с легкими рюкзаками, думаем, можно уложиться в 4 часа.

Рано утром следующего дня за 2 часа 10 минут спустились по полке-террасе до наклонного плато под взлетом Ци-Це (Н=3650). В ясную погоду этот путь не сложен кроме преодоления центрального разлома в том месте, где ледовая трещина подходит под основание крутого снежного склона под вершинкой Моминг Южный (Sud de Moming) справа по ходу. Здесь может быть по-настоящему лавиноопасно! Спасает то, что склон имеет западную экспозицию. Нужны перила: две веревки среди неявных, полузасыпанных снегом разломов на склоне около 40°, есть участок 5 м х 70°. Отметим, что в средней части спуска по Террасе Моминга слева по ходу есть места для ночевок на снежных наддувах

Далее туристов ждет снежно-ледовый взлет, который легче преодолевать в северной части. Бергшрунд здесь имеет мосты, крутизна склона не более 30°. Выше берга взлет широкий, в средней части ледовый, с наклоном не менее 45°. Над бергшрундом навесили 150 метров вертикальных перил, использовали три промежуточных точки страховки. Скальные выходы северной части седловины обходим справа по постепенно выполаживающемуся фирну. Подъем на перевал Моминг от бергшрунда у нас занял 2 часа 15 минут. На седловине можно поставить пару палаток.

Спуск с перевала в Церматт

Спуск на восток к леднику Хохлихт (Hohlichtgletscher) начинается по широкому снежному склону крутизной 30, местами 40° с редкими трещинами-бергшрундами. Общее направление: сначала вниз-вправо, затем по дуге влево, огибая большой фирновый цирк под склонами вершинки Северный Моминг (Nord de Moming). Приходится тропить: солнце свое дело сделало. Полтора часа работы и мы на снежной тропе, проложенной альпинистами на вершину Шалихорн (Schalihorn, 3975), высота около 3600 м. Далее идем вниз, на юг, в сторону верхнего плато ледника Хохлихт при этом следует остерегаться ледовых обвалов из-под перевала Моминг. После длительной непогоды участок пути от седловины до плато может быть лавиноопасным.

С плато (Н=3400) простого спуска в долину Церматта, к поселку Теш, нет. На пути к ближайшему приюту – Ротхорнхютте (Rothornhutte, 3198 м), что к югу от Цинальротхорна - необходимо преодолеть еще один перевал с отметкой 3622 (Ob. Aschjoch) в восточном отроге этой вершины. Отрог ограничивает ледник Хохлихт с юга. Подъем на него не сложен, но в конце дня утомителен. По широкой дуге за час можно подняться от плато на снежное поле седловины 3622. Отсюда опять нет прямого спуска, приходится траверсировать скальную вершинку Верхний Ашхорн (Ob. Aschhorn, 3669 м) к востоку от седла. На юге снова становится виден могучий Маттерхорн.

Траверс препятствия у нас занял 45 минут. Скалы Верхнего Ашхорна простые, но в конце спуска на следующую снежную седловину, перевал Нижний Ашйох (Unt. Aschjoch, 355 2 м), их крутизна возрастает до 45 градусов. Перед выходом на снег необходима попеременная страховка из-за наклонной плиты высотой около 7 м. К югу от перевала Нижний Ашйох лежит плоское поле ледника Ротхорн, которое надо пересечь в сторону южного ответвления восточного отрога Цинальротхорна, где и находится Ротхорнхютте. Ближе к этому ответвлению можно начать спуск к приюту по закрытому, ровному, но с редкими трещинами леднику (200 х 25°). От верхнего плато ледника Хохлихт до Ротхорнхютте мы шли 3 ч 20 м, а всего от перевала Моминг – 5 часов, не считая времени на обед.

Для тех, кто совершает автономный поход и не хочет ночевать в приюте, рекомендуем поднапрячься и еще интенсивно поработать один час. Вы будете вознаграждены отличными зелеными площадками под водопадами (Н=2600 м) слева от шикарной тропы, спускающейся от Ротхорнхютте в Церматт. Стоянки от тропы не видны и, чтобы сюда попасть, следует переправиться по камням через ручьи, берущие начало из ледника Ротхорн. Чистота, возможность расслабиться из-за отсутствия лишних глаз, великолепные виды на массивы Монте-Розы, Лискамма и Брайтхорна – все делает это место достойным для отдыха на любой вкус.

Отсюда до Церматта (Н=1600) еще два часа хода на восток по долине ручья Трифтбах (смотри описание в нашем отчете 2003 года www.mountain.ru/world_mounts/western_europe/2004/alpy_pohod ). Если есть время, стоит посвятить час-другой осмотру этого раскрученного курорта. Церматт имеет массу интересных достопримечательностей, главная из которых – пирамида Маттерхорна. При наличии трех свободных дней и хорошей погоды можно совершить на нее восхождение (простейший маршрут имеет альпинистскую 3Б к.сл.).

Несколько слов об обратной дороге в Женеву. Из Церматта можно выехать только на железнодорожном транспорте. Отсюда в интервале от 5-39 до 17-39 ч каждый час идут поезда в Женеву с пересадкой в Виспе. В пути 3 часа 40 минут. Еще один поезд, последний, отходит в 20-13 ч.

Что мы имеем

Таким образом, время подъема на перевал Моминг от приюта Монте составляет 11 часов, от Классических стоянок – не менее 14. Время спуска до Ротхорнхютте – 5 часов, до Церматта – 8. То есть маршрут от приюта до приюта по Террасе Моминга + Ци-Це потребует от путников 16 часов довольно напряженной работы, из которых минимум 14 часов со страховкой. Это два дня пути. Категория сложности перевала – 3А в случае прохождения через северное плечо Цинальротхорна. Если подниматься в лоб, от приюта Ар Питетта, сложность может быть как несколько выше, так и ниже в зависимости от состояния верхнего ледопада ледника Моминг. Итак, запишем, что перевал Моминг – снежно-ледовый, 3А к.сл., высотой 3777 м.

Если туристы физически и технически отлично подготовлены, а рюкзаки облегчены отсутствием бивачного снаряжения, если нет лавинной опасности, если выйти из приюта Монте не позднее 5 утра, а быть под взлетом не позднее 11 часов дня, то можно пройти Моминг и за один день, затратив на подъем 8 часов, на спуск - 4 часа ходового времени. Дерзайте! Только помните, что погода в Валлиских Альпах меняется после обеда, как правило, в худшую сторону. По нашим наблюдениям это ухудшение было с вероятностью около 60%.

В заключение

В заключение скажем, что мы не претендуем на новизну в нашем варианте прохождения перевала Моминг. Эту седловину альпинисты начали использовать с 1864 года. Путь по Террасе Моминга не столь сложно вычислить. Действительно, уже после похода, в Москве, разбирая купленные в Швейцарии путеводители, мы нашли краткое описание подъема от приюта Ар Питетта на плечо L`Epaule, 4017 по этой верхней наклонной полке (Alpes Valaisannes, vol. 3 Maurice Braundt 2004 маршрут 604, первопрохождение в 1945 г.). Наша группа пошли по Террасе Моминга в обратном направлении. Таким образом, мы связали в единую нить отдельные, ранее пройденные элементы этого горного узла в логичный траверс, преодолев Ци-Це нестандартным путем от приюта Монте через северное плечо Цинальротхорна.

Приведем цитату из другой книги, которую мы использовали при подготовке маршрута (и где не было и намека на Террасу Моминга) - Pennine Alps Central, Alpine Club London, 1975 под редакцией Robin G. Collmb: «A superb glacier pass, one of the finest, most interest and scenic in the Pennins Alps». Эти слова восхищения относятся именно к перевалу Моминг. Действительно, он достоин этих эпитетов: превосходный, один из красивейших, наиболее интересный и живописный. В общем, самый, самый, самый!

Очень рекомендуем этот перевал и мы. Путь через Ци-Це по Террасе Моминга был крайне эмоциональным, разнообразным по технике и относительно безопасным. Серебряное седло перевала Моминг – настоящее украшение Валлиских Альп.

Описание тура знаменитая Тридцатка легендарный маршрут 30 - через горы к морюЖурнал федерального агентства по туризму Олимп
Тридцатый маршрут : через горы к морю

В советское время этот горный маршрут был самым популярным в нашей стране и самым массовым в мире. Во время путешествия через горы к Чёрному морю - можно побывать во всех лондшафтно - климатических зонах. Вот уже несколько лет тридцатка , возрождённая в начале нынешнего столетия усилиями московской компании СВ-Астур , постепенно восстанавливает свою былую славу.

Конечно до показателей времён расцвета горного туризма в СССР ежё далеко. Однако, по словам руководителя турфирмы СВ-Астур Бориса Вислогузова, рост интереса к этому уникальному маршруту не может не радовать. Что неудивительно - необыкновенная красота гор и разнообразие впечатлений, открывающихся участникам тридцатки всего за неделю, манят всё новых и новых путешественников.

Путь лежит через пихтово-буковые леса, буйно цветущие альпийские луга, высокогорные плато, снежные вершины и влажные субтропики, напоённые солнцем освежающим ветром близкого моря. Впереди ждйт шестьнепокорённых перевалов, переход через главный хребет, купание в обжигающе холодных горных реках и водопадах, встречи с экзотическими представителями заповедной флоры и фауны.

Одна из главных изюминок маршрута - его доступность. Для прохождения тридцатки не надо быть обладателем каких-либо спортивных разрядов. Профессионально подготовленные инструкторы СВ-Астур помогут даже непродвинутым туристам ощутить себя через несколько дней опытными путешественниками.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Сигналы бедствия

Каждому туристу полезно знать общепринятые сигналы бедствия, которые помогут ему привлечь внимание к себе в чрезвычайных условиях (например, отстав ...

News image

Защита от холода

Четыре стадии защиты организма от холода. Совершая восхождения, штурмуя пещеры или проходя водными маршрутами, человек постоянно находится под ...

Летнее снаряжение:

News image

Виды палаток от производетелей

Производителей палаток в России и в частности в Петербурге очень много. Кроме этого, к нам везут палатки из-за границы. Много говорят о финских , ...

News image

Выбор палатки - правильно

У каждого вида похода — своя специфика, и если вы с друзьями собрались просто побродить по горам, а не штурмовать кавказские пятитысячники, наворо...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Маршрут Тропа отшельника Армения, Иджеван, Енокаван

News image

Уникальный маршрут, где достопримечательности и архитектурные памятники Армении ожесточенно соперничают с красотой природы и нас...

Природные жемчужины Камчатки

News image

Цель нашего путешествия – Южно-Камчатский заказник, где «стыкуется» природа полуострова Камчатка и Курильских островов. Его жемч...

Река Мрассу

News image

Семеро смелых не считая лодок или 12 дней вниз по реке Что Вы знаете о Горной Шории? Это территория, расположенная на юге ...

Конный тур по озерам Марийского края

News image

Первый день 2 августа Поезд № 54 Москва – Чебоксары прибыл в г. Чебоксары (г. Шупашкар – 534 года) в 8.00

Зимние походы:

Отчет о походе по Карпатам в феврале

News image

В феврале 2006 года мы решили в который раз слиться с природой. В качестве полигона были выбраны зимние Карпаты. Зимний поход эт...

Зимний поход от шеф-повара Дульского

News image

В зимний поход звали меня давно, и почти каждый год. Вот, счастье такое я преступно от себя отталкивал, придумывая внешние и вну...

Расскажу-ка я о вечном и высоком

News image

Давно хотел написать о том, что я испытал там, в горах. Но как-то времени не было, да и написал бы, а дальше что - читать про се...

Отчет о походе выходного дня на моховое болото - оз. Св

News image

Идея найти и организовать группу туристов, интересующихся природой болот, возникла недавно, хотя зрела давно. После нескольких д...

Горные походы:

Лыжный поход

News image

Старт: примерно 8:08 Финиш: около 18:27 Общее время в пути: 10 часов 19 минут Внимание: в тексте возможен мат! (Отредакти...

О не случайности случайностей

News image

Сейчас, собираясь в дорогу, я уже точно знаю, что, если бы всё происходило так, как запланировал, то и не стоило бы выходить из ...

Отчет о зимнем горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в янва

News image

Заявленная и пройденная нитки маршрута, отличия и их причины Заявленная: Сел. Ахсау - плато Ахва - пер. Уаза Центральный ч...

Путешествие по Европе: Чертов мост. Семейное восхождени

News image

Восхождение на Маттерхорн я начал планировать сразу, как только мы с женой решили поехать в гости к нашим родственникам и друзья...

Велопоходы:

Отчет о велопоходе

News image

Подробный маршрут: Светогорск — Imatra — 6-й веломаршрут — Rautjärvi — Parikkala — 14-й веломаршрут — Punkaharju — дорог...

Рассказ о семейном авто-вело-путешествии Петербург-Хель

News image

Велосипедная часть - Стокгольм-Осло, 750 км). 2001 год. Пролог или Как всё начиналось Мысль прокатиться на велосипедах по ...

Самоходом в Финляндию на майские

News image

Своим ходом в Финляндию мы собрались впервые. Мы, это Алена и Евгений Кузнецовы. Давненько хотелось попробовать, и вот, наконец,...

Опыт коммерческого велопутешествия

News image

Гарщина… Гарщина и отстой кричали настоящие КАРАВАНщики, когда под шлепки помидоров я отправлялся в коммерческий велотур. ...

Рафтинг для смелых:

Река Инзерь

News image

Целый год мы собирались на этот долгожданный сплав, ходили в СЮН практически на каждое занятие, и вот наконец настал этот момент... Наш первый сплав

Отчет о парусно-туристическом походе по БАЛТИЙСКОМУ морю НА КАТАМАРАНАХ «Ветер» и «Мечтатель» ПО МАР

News image

Составил Бойков Алексей, капитан катамарана М388 МЕЧТАТЕЛЬ (frecap@mail.ru). в тесном соавторстве с Веселухой Галиной. ЭкипажИ Катамаран «М...

Паводковые реки подмосковья для начинающих

News image

Этот текст посвящен вопросу, на который мне, признаться, уже несколько надоело отвечать: - Куда сводить группу начинающих на паводок на выходные...

Велопоходы:

Архангельск-Северодвинск-Солза-Кянда-Тамица-Покровское-Онега

News image

Выбор онежского полуострова для очередных покатушек был не случайным. Давно хотелось побывать на Белом море и посмотреть Соловки. Онежский полуост...

Маршрут Все яйлы Крыма

News image

Вступление Идея «звездного похода» в Крым возникла в феврале и после обсуждения с Леней Ливеровским она оформилась в конкретное предложение. Пред...

Заметки вело байкера

News image

В 2001 году официальное закрытие сезона пришлось на воскресенье 14 октября. Погода слегка подкачала: ночью был небольшой минус, лужи замерзли, свис...

Авторизация