
Республика Марий-Эл май
Туризм - Летние походы. Отчеты
I. Справочные сведения
1.Проводящая организация: Казанский Государственный Технический университет им. А.Н. Туполева (КАИ)
2.Место проведения: Республика Марий – Эл
Техническое описание прохождения группой маршрута (дневник похода):
30.04.04 На дневном поезде Казань – Й-Ола убыли на маршрут. На ст. Куяр прибыли около 17 час., до р. М Кокшаги дошли быстро, перешли на правый берег через мост и расположились на ночь примерно в 6 км. от дороги в 19 час. (фото 1-3)
01.05.04 Встали рано (около 6 утра) и к 8 часам вышли на маршрут. Вдоль реки пришлось пробираться через густой подлесок, при попытке углубиться в лес упирались в сплошное болото (ориентировочно 1А-1Б) с редкими островками (фото 4). Береговая линия извилистая, можно идти только по довольно узкому перешейку между рекой и болотом, переправляясь через многочисленные ручейки и старицы. Особого упоминания заслуживают два ручья шириной около 2 м. Их удалось перейти по поваленным деревьям. (фото 5 - 9) В 10-30 вышли к устью реки Чернушки. (фото 10) Заболоченная пойма предваряла почти черного цвета глубокий (шест длиной около 2 м. дна не достал) шириной порядка 3,5 м. поток. Вдоль реки ушли на запад и вскоре вышли на тропинку, по которой добрались до д. Чернушки. Довольно быстро дошли до асфальтовой дороги Р-174 и продолжили движение на запад вдоль р. Чернушки. Примерно через четыре километра перешли речку (два рукава шириной около полутора метров, довольно мелкие) (фото 11-12) и пошли на юго-запад в направлении оз. Щучье через многочисленные болотца (н/к) (фото 13). К 18-20 вышли на озеро, на ночлег остановились на западном берегу (фото 14). Вода в озере коричневого от торфа цвета.
02.05.04 Встали поздно - в 8-30 утра и ближе к 11 часам мы продолжили путешествие. По довольно хорошей песчаной дороге вышли на оз. Чуркан (4 км) (фото 15). На удивление вода в озере чистая и прозрачная, хотя во всех встреченных озерцах и болотцах вода темно – коричневая. После привала на берегу озера пошли на юг к оз. Большой Мартын. Дорога, обозначенная на карте, быстро закончилась на вырубке. Продолжив движение в выбранном направлении вышли к болоту (н/к-1А)(фото 16 –17). Обедали на маленьком островке посреди болота, поросшем высокими соснами и посещаемом, по-видимому, лишь сборщиками клюквы. Через болото шли довольно медленно, и выйти к Большому Мартыну удалось лишь к 19-50 (фото 18-19). Стоянка возможна лишь в двух местах - западном берегу (где и остановились) и примерно в середине южной стороны озера. Вода – коричневая. Берега озера сильно заболочены.
03.05.04 Встали, как обычно в 6-30 утра (фото 20), быстро позавтракали и пошли к следующей точке нашего маршрута – оз. Рослому. По дороге доходим до р. Малая Мартынка (фото 21), мост проходим лишь для тяжелой техники, к счастью рядом с ним через речку лежит пара бревен. Дальше идем без дорог через многочисленные болотца и вырубки и к 11 час. вышли на дорогу Р-174 (фото 22). Переходим асфальт и уходим на ЛЭП (фото 23). Все залито водой и заросло молодыми ивами и чахлыми березками. Примерно через километр – речка Таирка в неглубоком овражке. Переходим по бревнышкам и веткам, застрявшим в прибрежных кустах. Пересекаем асфальтовую дорогу на Таир. Дальше идти легче – есть некое подобие дороги. Можно выйти на асфальт, но боимся сбить ноги. К 16 час. выходим на дорогу к лесхозу –дальше дело техники и через 30 минут мы на озере (фото 24). За год, прошедший с нашего прошлого визита, сильно подросли прибрежные кусты, да и островок в центре озера вырос так, что полоса чистой воды стала не шире 10-15 метров. Вероятно, в ближайшем будущем озеро окончательно превратиться в болото. Вода тоже изрядно потемнела.
04.05.04 Подъем в 6-30. Вышли около 9 часов утра. Минут через 30 выходим на дорогу, соединявшую деревни Пучина и Шимшурга. Видимо в последнее время она используется только лесорубами, и то не часто. Земля сплошь покрыта ковром первоцветов и в воздухе стоит густой медовый аромат. Дорога идет почти строго на восток, затем (через 3,5-4 км.) круто забирает к югу и выходит на ЛЭП и далее на асфальтовую дорогу. По асфальту доходим до Ялпая, дальше можно идти по лесу почти до самой р. М. Кокшаги. На речку выходим к 11-30 (фото25). Не задерживаясь проходим через Шуйку. Мост через р. Шуйку снесен половодьем, идем вброд (фото26). От Шуйки до Симакайки через болота ведет дорога, наезженная лесорубами. Движемся по ней. Через речки Ирка (обед) (фото 27) и Оршадка есть мосты, дорога проходит через болота и довольно густой влажный лес (фото 28) на ночлег встаем в 16-30 на озере Большой Марьер (фото29-30). Вода – коричневая.
05.05.04 Спим почти до 7 часов, на маршрут выходим ближе к 9 утра. Дорога лесорубов довольно быстро (от Солдатского ручья) поворачивает к р. М. Кокшаге и нам больше не по пути. На Симакайку ведет местами заросшая травой дорога. Создается впечатление, что кроме нас по ней в этом году никто не ходил. Впечатление усиливают свежие следы медведя и его голос с соседнего болота. К 11 часам вышли к Симакайке, вернее к тому, что от нее осталось (фото 31). Еще через час, перейдя по мосту р. Норку, выходим к Большому Игирьеру. На удивление вода в озере чистейшая, несмотря на заболоченные берега. Останавливаемся на обед. Налегке сходили посмотреть на Малый Игирьер (фото 32). Создается впечатление, что берега наползают на водное зеркало. У воды берег пружинит и раскачивается при ходьбе. До 15 часов ждали, пока спадет жара. К 18 часам вышли к предполагаемому месту ночлега (фото 33). Место решительно не понравилось и после короткого совещания решаем дойти до безымянного озера в 5 км. от пос. Силикатный. Рыхлая песчаная дорога привела нас по холмам, засаженным молодыми сосенками к прошлогодним пожарищам (фото 34) и далее к озерцу. На ночлег остановились лишь в 20 - 10 (фото 35-36).
06.05.04 Последний день похода. Встали около 8 час, не спеша позавтракали и пошли к пос. Силикатному. Дорога отвратительная – сухой, сыпучий песок. К 12 часам вышли на станцию. В Казань уехали на автобусе с пересадкой в Волжске.
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
![]() Список одежды для зимнего походаТуристическое снаряжение – это наша парафия. Ваша – это личные вещи, которые безусловно понадобятся в походе. К списку вещей первой необходимости от... |
![]() Зимой в палаткеПолезные советы по ночевке: Начнем с рассказа про зимнее снаряжение для ночевки в лесу. Проблема эта имеет две составляющие: психологическую (страш... |
Летнее снаряжение:
![]() Виды палатокКак показывает опыт, палатку можно ставить не везде. Даже если продавцы в магазине говорят вам совершенно противоположное. Для того, чтобы не попаст... |
![]() Выбор спального мешкаСпальный мешок – это непременный атрибут, который должен быть у каждого уважающего себя путешественника, туриста, автомобилиста, дачника. Список мож... |
Рафтинг для смелых:
Акватрофи-КАРАВАН по р. Зелим![]() С 6 августа по 22 августа 1998 г. в велоклубе Караван состоялся второй многодневный поход Велосплав-КАРАВАН реке Зелим на Урале. Маршрут сост... |
Ростов-на-Дону – Туапсе![]() 28.07.04 18-45 стартовали из Москвы, поезд Атаман Платов , видимо, борющийся за звание фирменного: проводницы - в форме, очень вежливые, в купе ... |
Акватрофи-КАРАВАН по р. Угре и р. Жиздре![]() С 1 мая по 9 мая 1998 г. в велоклубе Караван состоялся первый многодневный поход Акватрофи-КАРАВАН по Подмосковью. Маршрут состоял из двух сп... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Дорога на Hatunkylä и Сергей Дудко![]() Для того, чтобы действительно стать дороги м гостем, необходимо направить свои колёса как можно дальше от очагов массового туризма и … ездить неб... |
Восточнее Костомукши и Сортавалы![]() Ночью было тепло, одежда, взятая из рюкзака, не понадобилась. Просыпаюсь в 7.30 — идёт дождь. Коротаю время за утренним чаепитием, наконец, дождь ст... |
Parikkala и Punkaharju![]() Это известное туристическое место, обязанное своей популярностью красивой природе… главная достопримечательность — семикилометровая коса шириной бук... |