Главная - Отчеты - Отчет о пешеходном туристском походе второй категории сложности по Карпатам


Отчет о пешеходном туристском походе второй категории сложности по Карпатам

Туризм - Летние походы. Отчеты

отчет о пешеходном туристском походе второй категории сложности по карпатам

Руководитель группы:Добровольский Александр Вячеславович


Содержание:

Паспорт маршрута
Краткая характеристика района путешествия
Состав группы
График движения на маршруте
Описание маршрута

1. Паспорт маршрута

Нитка маршрута: Славское - Ялынковатая - Лопушное - Синевирская Поляна - Синевир - Колочава - хр.Красный Верх - хр.Красна - г.Климова (1492м) - Усть-Чорна - г.Стоги (1336м) - хр.Бедевляска - г.Малая Куртяска (1644м) - хр.Свидовец - хр. Апшинец - г.Близница(1881м) - Тростянец - г.Шешул (1727м) - г.Петрос (2020м) - ур.Скопеска - г.Говерла(2061) - Ворохта
Вид туризма - Пешеходный
Категория сложности Вторая
Район путешествия Карпаты
Протяженность активной части 162 км
Количество участников 7 человек
Сроки путешествия 21 сентября - 4 октября 2003 года
Погодные условия Сухая теплая солнечная погода в начале похода;
небольшие осадки с похолоданием в середине маршрута;
туман, а потом ветер в конце маршрута.
Температура днем В начале маршрута 17 - 26 С
В конце маршрута 10-18 С
Температура ночью В начале маршрута 10-15 С
В конце маршрута 1-6 С


2. Краткая характеристика района путешествия

Попавших в Карпаты из плоских степей многое поражает: пересеченный рельеф, бурные реки, живописные лесные и луговые долины, размах панорам, открывающихся с вершин. Целительный климат и минеральные воды... Шедевры старинного деревянного зодчества в обрамлении горных еловых и буковых лесов... Быт и искусство горцев - нагорных гуцулов и долинных бойков, эстетика которых сложилась в чудесном единстве с прелестью горной природы... Карпаты - прямое восточное продолжение Альп, с которыми у них много общего в строении молодых и вместе с тем сложно построенных складчато-надвиговых недр. И Альпы и Карпаты сминались в одну и ту же эру складчатости, поэтому обе горные системы относят к единому поясу альпид. Однако новейшее поднятие Карпат отставало от роста Альп, так что горы тут как бы недоразвиты, это недоподнятые Альпы. В результате внешне Карпаты мало отличаются от остальных среднегорий Европы, хотя и построенных более древними складками. С подгорных лесостепных равнин Карпаты видны как спокойная лесистая возвышенность, часто и подолгу завешенная облаками, - здесь нет ослепительных кавказских ансамблей зубчатых гребней, а снега венчают верхи гор только с поздней осени до поздней же весны. Но внешняя скромность панорам обманчива - горы сложны и величественны. Карпаты в целом - это внушительный горный вал, изогнутый в виде дуги длиной в полторы тысячи километров и разделенный на множество мелких хребтов. Выровненные поверхности, успевшие срезать совсем молодые складки и надвиги, поднялись в виде широкого свода, который уже в ходе воздымания усердно размывали реки. Вот и возникла решетчато расчлененная и ступенчато-ярусная горная страна, где так неожиданно обширны спокойные, довольно ровные поверхности с пологими увалами - полонины. Только на самых хребтах в прошлом появились ледники - тут в пригребневые склоны вгрызались циркообразные древнеледниковые кресловины. Из общей длины Карпатской дуги только шестая часть (250км) приходится на территорию Украины. Высоты хребтов всюду умеренные: у средневысотных порядка 1000, у низкогорий - 500-700 метров. Единичные гребни и вершины высотой около 2 километров тоже не назовешь высокогорьями. Украинские Карпаты занимают обе покатости суженного до 100 километров участка горной дуги в северной половине лесистых Карпат, уходящих на юге в Румынию. Лесистыми горы названы в отличие от соседних лесисто-луговых звеньев дуги. Склоны здесь в прошлом были снизу доверху покрыты густыми буковыми и еловыми лесами, а луговым пастбищам лес уступал место лишь на узких полосах пригребневых плоскогорий - полонин и на отдельных полянах - плайях и царинках. Величественна природа Украинских Карпат. На нижнем этаже гор хозяева - высокоствольные буки, пепельно-серые колоннады среди мшистых камней. Выше, ближе к полонинам, царствуют не менее стройные и величавые ели, их силуэтами так по-северному иззубрены гребни отрогов. С буками часто соседствуют древние дубы, ясени, клены, липы, с елями - совсем по-сибирски суровые пихты. Хвойных больше на северных склонах, широколиственные леса особенно пышны на южных. К подножиям лес сменяется лесостепью, а сверху, со стороны полонин, на высотах 1100-1300 метров окаймлен криволесьем. Тут обычны угнетенные зимними снегами буки, кустарниковые клены, рябина, ольховник и едва проходимые, хоть и чуть выше колен, заросли можжевельника. Луга полонин прежде начинались выше, но под натиском человека граница леса сместилась вниз: вырубки не щадили и криволесье - оно давало дрова, а выпасы уничтожали подрост. Единого главного хребта в Карпатах нет: водораздел не раз соскальзывает с одной горной гряды на другую, так что Водораздельным хребтом, как именем собственным, называют совокупность сравнительно второстепенных гряд. Хребты рассечены множеством сквозных поперечных ущелий. Этот мир гор называют собирательным именем Верховина. Сланцево-песчанниковый массив Черных гор с высшей вершиной Украинских Карпат - горой Говерла (2058 метров) - уцелевший фрагмент крыла прогнутой складки. Древнеледниковые цирки послужили поводом для преувеличенно громкого названия этих гор «гуцульскими Альпами». В Украинских Карпатах много минеральных источников. Есть воды железистые (Кобылецкая поляна), углекислые (Квасы, Шаян), сероводородные (Синык), трускавецкая «Нафтуся», карпатский «Боржом» в Сваляве и многие другие. Через горы известно несколько перевальных путей, из них два жедезнодорожных. Северо-восточная покатость Украинских Карпат относится административно к Черновицкой, Ивано-Франковской и Львовской областям Украины, а юго-западная - к Закарпатской области
3. Состав группы

Фамилия,имя,отчество Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
1 Добровольский Александр Вячеславович 1984 Крым-р.1к.с., Псел - р. 1к.с. Руководитель
2 Нестеров Евгений Юрьевич 1983 Крым-р.1к.с., Псел - р. 1к.с. Завснар
3 Нестерова Виктория Юрьевна 1983 Крым - у 1 к.с. Псел - у 1 к.с. Врач
4 Сергейкина Мария Алексеевна 1965 Якутия, Кольский п-ов - у 3к.с. Завхоз
5 Боглаенко Дарья Викторовна 1983 Крым - у 1к.с. Повар
6 Радченко Олег Владимирович 1987 Крым - у. 1 к.с. Физрук
7 Педин Евгений Александрович 1983 Крым - у. н/к. Фотограф

4. График движения на маршруте

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
21.09 1 Харьков - Славское --- Поезд
22.09 2 Славское - Прислоп 12 Пешком
23.09 3 Прислоп - Лопушное 16 Пешком
24.09 4 Лопушное - Синевирское озеро 10 Пешком
25.09 5 Синевирское озеро - Полонина Красная 28 Пешком
26.09 6 Полонина Красная - Усть-Чорна 10 Пешком
27.09 7 Усть-Чорна - г. Тэмпа 10 Пешком
28.09 8 г. Тэмпа - т/б Драгобрат 22 Пешком
29.09 9 т/б Драгобрат - полонина Шесса 14 Пешком
30.09 10 Полонина Шесса - г. Петрос 12 Пешком
01.10 11 г. Петрос - Ворохта 28 Пешком
02.10 12 Ворохта - Харьков Итого: 162 Поезд


5. Описание маршрута

Поход по Карпатам планировалось провести в начале-середине сентября, но по организационным причинам сроки были перенесены на 21 сентября. Часть группы участвовала в Чемпионате Украины по спортивному ориентированию (которые проводились в Киеве), поэтому назначить выход раньше было нецелесообразным. Встреча участников произошла вечером 21 сентября на киевском вокзале в поезде №13 Харьков-Ужгород, на котором группа прибыла в Славское около десяти часов утра.

Маршрут был спланирован так, чтобы его начальная и конечная точка находились вблизи железнодорожного транспорта (т.к. студенты имеют 50% скидку на проезд в железнодорожном транспорте). Кроме того, учитывался фактор рельефа, в соответствии с которым маршрут имел минимальный набор высоты с посещением наиболее привлекательных мест.

Итак, группа в составе 7 человек вышла из Славского около 12 часов дня 22 сентября. Выйдя из села по асфальтированной дороге, мы стали подниматься на полонину Высоку. Проселочная дорога то круто взбиралась между пастбищ, то петляла в лесу (см. фото 1). Тропа, проходящая по хребту, имеет красно-белую маркировку, поэтому сбиться с пути трудно. На полонине есть памятник природы местного значения - источник писаная Криница. Там стоит набрать воды, т. к. дальше хорошей воды не будет. Стоять на этой полонине можно, в принципе, везде - удобных мест много. Наш первый ночлег мы организовали слева от дороги в 1 км от вершины Высоки (1248 м). В лесу попадаются грибы - они нам стали хорошим подспорьем в приготовлении ужина. На полонинах также много ягод - ежевика, брусника, черника.

Подъемы и спуски проходят в лесах, где растет смерека. Движение по хребту не было затруднено, но днем поднимается ветер, что тоже необходимо учитывать. Спуск с полонины возможен по любой удобной дороге, которая ведет вниз. Следующий участок по селам Торунь и Лопушное не представляет интереса с точки зрения красивой природы, но интересен в плане быта местного населения, и в селах можно пополнить запасы продуктов.

Около окраины села Лопушное дорога круто поднимается в лес. Места завораживают своей природой. Лес кажется темным, но не мрачным. Переход на Синевир очень красивый. Дорога то выходит на поляны, где много грибов и ягод, то скрывается в коридоре смерек, то слегка теряется среди камней, то резко взбирается в гору. В конце подъема открывается огромная поляна, после которой следует спуск к озеру Синевир. Хороших троп, ведущих в нужном направлении нет, поэтому для спуска была подобрана некрутая лощина, которая вывела нас прямо к озеру (см. фото 2).

Территория, примыкающая к озеру, считается заповедной. Даже местами висят плакаты о запрете разжигания костров и постановки палаток. Но мы разжигали костер, когда обедали, и нас никто не трогал. Для ночевки мы выбрали гуцульскую хижину, где под навесом поставили палатки. Всю ночь шел дождь, и крыша нас здорово спасала.

Переход до Колочавы проходил по хорошо наезженной дороге, поэтому добрались мы быстро. Долина реки Теребля очень живописна. Недалеко от поселка Синевирская Поляна раньше был музей леса и сплава, но местные жители нам рассказали, что его смыло во время большого наводнения в 1998 году. Теперь музей восстанавливают, но ремонтные работы еще так и не доведены до конца. В Колочаве есть почта, телеграф, сельсовет, можно пополнить запас продуктов. На окрестных лесистых склонах можно найти много грибов.

Подъем на полонину Красную мы осуществили «в лоб» по просеке. С вершины открывается красивый пейзаж на окрестные села, полонины, леса и горы (см. фото 3). На полонине есть летние хижины пастухов, в которых можно переночевать. Хижины называются «колыба». В такой хижине мы устроили свою третью ночевку. На протяжении всей полонины, включая также и полонину Гропу, встречается брусника. Спуск с полонины мы осущесвили по лощине ручья, устье которого находилось недалеко от поселка Комсомольское (старое название Немецкая Мокрая) (см. фото 4). Спустившись с полонины, можно переночевать в с. Усть-Чорна на турбазе «Ялынка». Стоимость ночевки колеблется от 1 до 3 гривень.

Более сложная часть маршрута началась после выхода из с. Усть-Чорна. Подъем на хр. Свидовец потребовал достаточно много времени. Но нам повезло с погодой: было ясно, и хорошо просматривались даже дальние вершины. Тропа промаркирована зеленой маркировкой. Ночевку мы сделали на склоне г. Тэмпа. Дальше на Свидовце можно встретить бело-желтую маркировку. Придерживаясь ее, можно идти смело и точно. Она приведет на турбазу «Драгобрат» (там же расположен и ясинянский контрольно-спасательный отряд).

Со Свидовца открываются красивые пейзажи. Несколько сотен метров вниз - и перед вами горные озера с прозрачной холодной водой. Ночевка в корпусах туристских баз около Ясиней обойдется в 5-15 грн с человека. Мы же нашли удобную поляну недалеко от лыжного подъемника. Там же был кран с питьевой водой.

В с. Ясиня можно пополнить запас продуктов для выхода на самую ответственную часть маршрута - Петрос-Говерла. Начинать подниматься можно двумя способами: через Шешул (более сложно) или через полонину Шессу (просто). Оба подъема проходят в живописных массивах смерековых лесов. Но, к сожалению, в день нашего выхода на Петрос погода была облачной, а видимость ограниченной.

Переночевав снова в летнем домике пастухов, мы вышли на Говерлу (см. фото 5 и 6) . Погода была солнечная, но на вершине дул очень сильный ветер (около полудня). Спускаться можно тоже различными вариантами, но мы выбрали путь на базу «Заросляк». Кстати, Говерла считается заповедником, но к нам никто не подходило и не препятствовал нашему прохождению, разжиганию костров и постановке лагеря на его территории.

Спускаться в Ворохту лучше всего долиной Прута. Железнодорожным транспортом Ворохта связана с Ивано-Франковском, Львовом, но сообщение не очень удобное по времени. Мы выехали из ворохты в 3 часа ночи, утром были во Львове и как раз успели на поезд Трускавец-Харьков, который прибыл в Харьков 4 октября утром. Так закончилось наше путешествие.

В целом, маршрут можно считать подходящим для схоженых, физически подготовленных групп. На протяжении всего маршрута проблем с водой нет. Местное население относится к туристам на удивление дружелюбно. (нас неоднократно угощали яблоками).

Хорошими источниками информации являются дети, которые пасут коров. Их принято угощать конфетами и прочим сладостями. Хорошим подспорьем в организации ночевок являются летние хижины пастухов. По словам местных гуцулов, пастухи со своими стадами уходят с полонин вниз где-то уже в начале сентября, поэтому на хижины можно вполне рассчитывать. Рацион на маршруте выгодно пополняют ягоды и грибы. Так что, приходите в Карпаты!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Shimano Stella FJ в Москве

Зимнее снаряжение:

News image

Список одежды для зимнего похода

Туристическое снаряжение – это наша парафия. Ваша – это личные вещи, которые безусловно понадобятся в походе. К списку вещей первой необходимости от...

News image

Снаряжение для зимних походов

Чем меньше народу в палатке и чем просторнее в самой палатке, а так же чем лучше, плотнее и больше подготовлена площадка под палатку, тем меньше...

Летнее снаряжение:

News image

Выбор спального мешка

Как мне убедится, что спальный мешок соответствует стандарту EN 13537 ? Если вы посмотрите на ярлык, то там должны находится слова EN 13537 и лог...

News image

Выбор спального мешка

Современные спальные мешки подразделяются по виду кроя: кокон одеяло комбинированные Вид кроя Кокон Кокон представляет собой спаль...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Путешествие в Узбекистан

News image

В Узбекистан хотелось давно, но в Новосибирске турами в Среднюю Азию не занимаются, так как считают что это не безопасно. Че...

«Господин! Дай мне МОИ деньги!»

News image

И в глазах не увидишь просьбы: есть требование, есть полная и абсолютная уверенность в том, что ты - белый человек, просто обя...

Голландия и Бельгия - две страны, два мира

News image

Амстердам-Гаага-Эфтелинг-Брюгге-Брюссель Мама, папа и дочка 6 лет. Сами. ПОДГОТОВКА Давно зрел план отвезти дочь в...

Вышний Волочек – Кимры Караван-Толстый

News image

1. И был день первый А начать повествование, пожалуй, надо с того, что выдумал всё это Егор Иванов. Некоторые думают, чт...

Зимние походы:

Лыжный траверс центрального Хамар-Дабана

News image

Идея Командир в течение нескольких лет болел мыслью пройти траверс центральной части Хамар-Дабана, да не с кем было. И вот в ...

Почему человека тянет в горы?

News image

Почему человека тянет в горы - вопрос достойный ума мудреца или исследователя. Наверное, большие горы пробуждают в человеке те ч...

Отчет о 15-дневном конном походе к высокогорному озеру

News image

УЙМЕНЬ - ЭТО СИЛА!!! И странно и чудно - везде по всему краю хвалят Русский Алтай. И горы-то прекрасны, и недра-то м...

Евгений Чучин: рассказы о походах

News image

Среди  людей,  общающихся  с  природой  в свободное время,можно выделить слелующие типы:  1)  Туристы.  Люди  чрезвычайножад...

Горные походы:

Отчет о зимнем походе на Приполярный Урал

News image

Часть I, картографическая. 1. Схема региона и нашего с Митянькой по нему путешествия. Для любопытных

Подход в первый лагерь на леднике Звездочка

News image

За словом — дело, и вот, пообедав, мы втроем выходим на Звездочку. Ради интереса включаю GPS, хотя тропа более-менее видна, а с ...

Впечатления новичка

News image

В электричке получаю номер и предупреждение о том что я заблужусь, да я и сам знаю: в отличие от Дмитриевской сотни, вторая поло...

Самый, самый, самый

News image

Есть такой перевал. Говорят он самый красивый, по крайней мере, в Альпах. Его можно увидеть на обложках горных путеводителей и о...

Велопоходы:

Тур-де-Дюрсо

News image

Рассказ о водном велопоходе. Общие сведения. Сроки проведения: 26 августа-9 сентября 2000 года. Маршрут планировался, к...

Велопробег МОСКВА – ВИЧУГА

News image

Как уже озвучивалось, маршрут был такой: 400 км с тремя контрольными пунктами, примерно через каждую сотню км: Москва - ста...

Архангельск-Северодвинск-Солза-Кянда-Тамица-Покровское-

News image

Выбор онежского полуострова для очередных покатушек был не случайным. Давно хотелось побывать на Белом море и посмотреть Соловки...

По верхушкам Тянь-Шаньских елей

News image

22 августа – г.Нарын (2052 м) - Таш-Башат - Эки-Нарын - Орюк-Там - р.Кара-Саз (до 2700 м) С утра выехали не рано. Диме над...

Рафтинг для смелых:

Рафтинг в Якутии

News image

Якутия богатейший край, источник неисчерпаемых природных богатств. И одним из главнейших ресурсов региона являются, конечно же, местные реки: знамен...

На Кавказ ездить можно и нужно

News image

Водный поход Привет, друзья-пилигримовцы, Я вернулся с Кавказа и хочу рассказать об этом вам. Наверное, описание будет несколько сумбурным...

В августе на Байкале

News image

В нашем очередном походе на Байкал 2006 г. пришлось там немного поштормовать (ходили вдвоем с Натальей, одним судном). Собственно, вся история – спл...

Велопоходы:

Караван-Онего

News image

В 2002 году избранный состав КАРАВАНа успешно по частям возвратился из велопохода вокруг Онежского озера. Отрадно отметить, что на части мы и наш...

Велопоход по ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ

News image

Инта – р. Кожим - р. Балбанью – оз. Б

Как я ездил в однодневный поход с ночевкой с Экскурсион-кар

News image

Однажды рано утром (то есть еще до 12) у меня все началось хорошо: в воскресенье не на шутку распогодилось и сравнительно небольшая компания разнома...

Авторизация