Главная - Отчеты - Отчет о пешеходном туристском походе второй категории сложности по Карпатам


Отчет о пешеходном туристском походе второй категории сложности по Карпатам

Туризм - Летние походы. Отчеты

отчет о пешеходном туристском походе второй категории сложности по карпатам

Руководитель группы:Добровольский Александр Вячеславович


Содержание:

Паспорт маршрута
Краткая характеристика района путешествия
Состав группы
График движения на маршруте
Описание маршрута

1. Паспорт маршрута

Нитка маршрута: Славское - Ялынковатая - Лопушное - Синевирская Поляна - Синевир - Колочава - хр.Красный Верх - хр.Красна - г.Климова (1492м) - Усть-Чорна - г.Стоги (1336м) - хр.Бедевляска - г.Малая Куртяска (1644м) - хр.Свидовец - хр. Апшинец - г.Близница(1881м) - Тростянец - г.Шешул (1727м) - г.Петрос (2020м) - ур.Скопеска - г.Говерла(2061) - Ворохта
Вид туризма - Пешеходный
Категория сложности Вторая
Район путешествия Карпаты
Протяженность активной части 162 км
Количество участников 7 человек
Сроки путешествия 21 сентября - 4 октября 2003 года
Погодные условия Сухая теплая солнечная погода в начале похода;
небольшие осадки с похолоданием в середине маршрута;
туман, а потом ветер в конце маршрута.
Температура днем В начале маршрута 17 - 26 С
В конце маршрута 10-18 С
Температура ночью В начале маршрута 10-15 С
В конце маршрута 1-6 С


2. Краткая характеристика района путешествия

Попавших в Карпаты из плоских степей многое поражает: пересеченный рельеф, бурные реки, живописные лесные и луговые долины, размах панорам, открывающихся с вершин. Целительный климат и минеральные воды... Шедевры старинного деревянного зодчества в обрамлении горных еловых и буковых лесов... Быт и искусство горцев - нагорных гуцулов и долинных бойков, эстетика которых сложилась в чудесном единстве с прелестью горной природы... Карпаты - прямое восточное продолжение Альп, с которыми у них много общего в строении молодых и вместе с тем сложно построенных складчато-надвиговых недр. И Альпы и Карпаты сминались в одну и ту же эру складчатости, поэтому обе горные системы относят к единому поясу альпид. Однако новейшее поднятие Карпат отставало от роста Альп, так что горы тут как бы недоразвиты, это недоподнятые Альпы. В результате внешне Карпаты мало отличаются от остальных среднегорий Европы, хотя и построенных более древними складками. С подгорных лесостепных равнин Карпаты видны как спокойная лесистая возвышенность, часто и подолгу завешенная облаками, - здесь нет ослепительных кавказских ансамблей зубчатых гребней, а снега венчают верхи гор только с поздней осени до поздней же весны. Но внешняя скромность панорам обманчива - горы сложны и величественны. Карпаты в целом - это внушительный горный вал, изогнутый в виде дуги длиной в полторы тысячи километров и разделенный на множество мелких хребтов. Выровненные поверхности, успевшие срезать совсем молодые складки и надвиги, поднялись в виде широкого свода, который уже в ходе воздымания усердно размывали реки. Вот и возникла решетчато расчлененная и ступенчато-ярусная горная страна, где так неожиданно обширны спокойные, довольно ровные поверхности с пологими увалами - полонины. Только на самых хребтах в прошлом появились ледники - тут в пригребневые склоны вгрызались циркообразные древнеледниковые кресловины. Из общей длины Карпатской дуги только шестая часть (250км) приходится на территорию Украины. Высоты хребтов всюду умеренные: у средневысотных порядка 1000, у низкогорий - 500-700 метров. Единичные гребни и вершины высотой около 2 километров тоже не назовешь высокогорьями. Украинские Карпаты занимают обе покатости суженного до 100 километров участка горной дуги в северной половине лесистых Карпат, уходящих на юге в Румынию. Лесистыми горы названы в отличие от соседних лесисто-луговых звеньев дуги. Склоны здесь в прошлом были снизу доверху покрыты густыми буковыми и еловыми лесами, а луговым пастбищам лес уступал место лишь на узких полосах пригребневых плоскогорий - полонин и на отдельных полянах - плайях и царинках. Величественна природа Украинских Карпат. На нижнем этаже гор хозяева - высокоствольные буки, пепельно-серые колоннады среди мшистых камней. Выше, ближе к полонинам, царствуют не менее стройные и величавые ели, их силуэтами так по-северному иззубрены гребни отрогов. С буками часто соседствуют древние дубы, ясени, клены, липы, с елями - совсем по-сибирски суровые пихты. Хвойных больше на северных склонах, широколиственные леса особенно пышны на южных. К подножиям лес сменяется лесостепью, а сверху, со стороны полонин, на высотах 1100-1300 метров окаймлен криволесьем. Тут обычны угнетенные зимними снегами буки, кустарниковые клены, рябина, ольховник и едва проходимые, хоть и чуть выше колен, заросли можжевельника. Луга полонин прежде начинались выше, но под натиском человека граница леса сместилась вниз: вырубки не щадили и криволесье - оно давало дрова, а выпасы уничтожали подрост. Единого главного хребта в Карпатах нет: водораздел не раз соскальзывает с одной горной гряды на другую, так что Водораздельным хребтом, как именем собственным, называют совокупность сравнительно второстепенных гряд. Хребты рассечены множеством сквозных поперечных ущелий. Этот мир гор называют собирательным именем Верховина. Сланцево-песчанниковый массив Черных гор с высшей вершиной Украинских Карпат - горой Говерла (2058 метров) - уцелевший фрагмент крыла прогнутой складки. Древнеледниковые цирки послужили поводом для преувеличенно громкого названия этих гор «гуцульскими Альпами». В Украинских Карпатах много минеральных источников. Есть воды железистые (Кобылецкая поляна), углекислые (Квасы, Шаян), сероводородные (Синык), трускавецкая «Нафтуся», карпатский «Боржом» в Сваляве и многие другие. Через горы известно несколько перевальных путей, из них два жедезнодорожных. Северо-восточная покатость Украинских Карпат относится административно к Черновицкой, Ивано-Франковской и Львовской областям Украины, а юго-западная - к Закарпатской области
3. Состав группы

Фамилия,имя,отчество Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
1 Добровольский Александр Вячеславович 1984 Крым-р.1к.с., Псел - р. 1к.с. Руководитель
2 Нестеров Евгений Юрьевич 1983 Крым-р.1к.с., Псел - р. 1к.с. Завснар
3 Нестерова Виктория Юрьевна 1983 Крым - у 1 к.с. Псел - у 1 к.с. Врач
4 Сергейкина Мария Алексеевна 1965 Якутия, Кольский п-ов - у 3к.с. Завхоз
5 Боглаенко Дарья Викторовна 1983 Крым - у 1к.с. Повар
6 Радченко Олег Владимирович 1987 Крым - у. 1 к.с. Физрук
7 Педин Евгений Александрович 1983 Крым - у. н/к. Фотограф

4. График движения на маршруте

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
21.09 1 Харьков - Славское --- Поезд
22.09 2 Славское - Прислоп 12 Пешком
23.09 3 Прислоп - Лопушное 16 Пешком
24.09 4 Лопушное - Синевирское озеро 10 Пешком
25.09 5 Синевирское озеро - Полонина Красная 28 Пешком
26.09 6 Полонина Красная - Усть-Чорна 10 Пешком
27.09 7 Усть-Чорна - г. Тэмпа 10 Пешком
28.09 8 г. Тэмпа - т/б Драгобрат 22 Пешком
29.09 9 т/б Драгобрат - полонина Шесса 14 Пешком
30.09 10 Полонина Шесса - г. Петрос 12 Пешком
01.10 11 г. Петрос - Ворохта 28 Пешком
02.10 12 Ворохта - Харьков Итого: 162 Поезд


5. Описание маршрута

Поход по Карпатам планировалось провести в начале-середине сентября, но по организационным причинам сроки были перенесены на 21 сентября. Часть группы участвовала в Чемпионате Украины по спортивному ориентированию (которые проводились в Киеве), поэтому назначить выход раньше было нецелесообразным. Встреча участников произошла вечером 21 сентября на киевском вокзале в поезде №13 Харьков-Ужгород, на котором группа прибыла в Славское около десяти часов утра.

Маршрут был спланирован так, чтобы его начальная и конечная точка находились вблизи железнодорожного транспорта (т.к. студенты имеют 50% скидку на проезд в железнодорожном транспорте). Кроме того, учитывался фактор рельефа, в соответствии с которым маршрут имел минимальный набор высоты с посещением наиболее привлекательных мест.

Итак, группа в составе 7 человек вышла из Славского около 12 часов дня 22 сентября. Выйдя из села по асфальтированной дороге, мы стали подниматься на полонину Высоку. Проселочная дорога то круто взбиралась между пастбищ, то петляла в лесу (см. фото 1). Тропа, проходящая по хребту, имеет красно-белую маркировку, поэтому сбиться с пути трудно. На полонине есть памятник природы местного значения - источник писаная Криница. Там стоит набрать воды, т. к. дальше хорошей воды не будет. Стоять на этой полонине можно, в принципе, везде - удобных мест много. Наш первый ночлег мы организовали слева от дороги в 1 км от вершины Высоки (1248 м). В лесу попадаются грибы - они нам стали хорошим подспорьем в приготовлении ужина. На полонинах также много ягод - ежевика, брусника, черника.

Подъемы и спуски проходят в лесах, где растет смерека. Движение по хребту не было затруднено, но днем поднимается ветер, что тоже необходимо учитывать. Спуск с полонины возможен по любой удобной дороге, которая ведет вниз. Следующий участок по селам Торунь и Лопушное не представляет интереса с точки зрения красивой природы, но интересен в плане быта местного населения, и в селах можно пополнить запасы продуктов.

Около окраины села Лопушное дорога круто поднимается в лес. Места завораживают своей природой. Лес кажется темным, но не мрачным. Переход на Синевир очень красивый. Дорога то выходит на поляны, где много грибов и ягод, то скрывается в коридоре смерек, то слегка теряется среди камней, то резко взбирается в гору. В конце подъема открывается огромная поляна, после которой следует спуск к озеру Синевир. Хороших троп, ведущих в нужном направлении нет, поэтому для спуска была подобрана некрутая лощина, которая вывела нас прямо к озеру (см. фото 2).

Территория, примыкающая к озеру, считается заповедной. Даже местами висят плакаты о запрете разжигания костров и постановки палаток. Но мы разжигали костер, когда обедали, и нас никто не трогал. Для ночевки мы выбрали гуцульскую хижину, где под навесом поставили палатки. Всю ночь шел дождь, и крыша нас здорово спасала.

Переход до Колочавы проходил по хорошо наезженной дороге, поэтому добрались мы быстро. Долина реки Теребля очень живописна. Недалеко от поселка Синевирская Поляна раньше был музей леса и сплава, но местные жители нам рассказали, что его смыло во время большого наводнения в 1998 году. Теперь музей восстанавливают, но ремонтные работы еще так и не доведены до конца. В Колочаве есть почта, телеграф, сельсовет, можно пополнить запас продуктов. На окрестных лесистых склонах можно найти много грибов.

Подъем на полонину Красную мы осуществили «в лоб» по просеке. С вершины открывается красивый пейзаж на окрестные села, полонины, леса и горы (см. фото 3). На полонине есть летние хижины пастухов, в которых можно переночевать. Хижины называются «колыба». В такой хижине мы устроили свою третью ночевку. На протяжении всей полонины, включая также и полонину Гропу, встречается брусника. Спуск с полонины мы осущесвили по лощине ручья, устье которого находилось недалеко от поселка Комсомольское (старое название Немецкая Мокрая) (см. фото 4). Спустившись с полонины, можно переночевать в с. Усть-Чорна на турбазе «Ялынка». Стоимость ночевки колеблется от 1 до 3 гривень.

Более сложная часть маршрута началась после выхода из с. Усть-Чорна. Подъем на хр. Свидовец потребовал достаточно много времени. Но нам повезло с погодой: было ясно, и хорошо просматривались даже дальние вершины. Тропа промаркирована зеленой маркировкой. Ночевку мы сделали на склоне г. Тэмпа. Дальше на Свидовце можно встретить бело-желтую маркировку. Придерживаясь ее, можно идти смело и точно. Она приведет на турбазу «Драгобрат» (там же расположен и ясинянский контрольно-спасательный отряд).

Со Свидовца открываются красивые пейзажи. Несколько сотен метров вниз - и перед вами горные озера с прозрачной холодной водой. Ночевка в корпусах туристских баз около Ясиней обойдется в 5-15 грн с человека. Мы же нашли удобную поляну недалеко от лыжного подъемника. Там же был кран с питьевой водой.

В с. Ясиня можно пополнить запас продуктов для выхода на самую ответственную часть маршрута - Петрос-Говерла. Начинать подниматься можно двумя способами: через Шешул (более сложно) или через полонину Шессу (просто). Оба подъема проходят в живописных массивах смерековых лесов. Но, к сожалению, в день нашего выхода на Петрос погода была облачной, а видимость ограниченной.

Переночевав снова в летнем домике пастухов, мы вышли на Говерлу (см. фото 5 и 6) . Погода была солнечная, но на вершине дул очень сильный ветер (около полудня). Спускаться можно тоже различными вариантами, но мы выбрали путь на базу «Заросляк». Кстати, Говерла считается заповедником, но к нам никто не подходило и не препятствовал нашему прохождению, разжиганию костров и постановке лагеря на его территории.

Спускаться в Ворохту лучше всего долиной Прута. Железнодорожным транспортом Ворохта связана с Ивано-Франковском, Львовом, но сообщение не очень удобное по времени. Мы выехали из ворохты в 3 часа ночи, утром были во Львове и как раз успели на поезд Трускавец-Харьков, который прибыл в Харьков 4 октября утром. Так закончилось наше путешествие.

В целом, маршрут можно считать подходящим для схоженых, физически подготовленных групп. На протяжении всего маршрута проблем с водой нет. Местное население относится к туристам на удивление дружелюбно. (нас неоднократно угощали яблоками).

Хорошими источниками информации являются дети, которые пасут коров. Их принято угощать конфетами и прочим сладостями. Хорошим подспорьем в организации ночевок являются летние хижины пастухов. По словам местных гуцулов, пастухи со своими стадами уходят с полонин вниз где-то уже в начале сентября, поэтому на хижины можно вполне рассчитывать. Рацион на маршруте выгодно пополняют ягоды и грибы. Так что, приходите в Карпаты!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Выбор лыжных палок

Если перед выбором лыж и ботинок большинство всё же задумываются, какие лучше, то с лыжными палками всё обстоит несколько иначе. Многие думают, что ...

News image

Выбор горных лыж

При выборе горных лыж имеются свои нюансы. Длина (ростовка). Ростовку горных лыж подбирают в зависимости от роста, веса, уровня мастерства и стиле...

Летнее снаряжение:

News image

Выбор спального мешка

При относительно небольшом весе спальный мешок должен оставаться теплым и комфортным, несмотря на холодную ночь в походе. Спальный мешок для похода ...

News image

Выбор снаряжения для активного туризма: спальные мешки

Какими качествами должен обладать спальный мешок, чтобы в нём было комфортно в длительных походах? С чего начать при выборе подобного снаряжения? ...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Вперед к Кайлашу…

News image

Новый день… я полон ожиданий и в боевом настрое мы завтракаем все теми же лепешками так как основная провизия уже в джипе и ...

Отчет об авто путешествии

News image

Село Юркино (храм Рождества Христова, XYI века), Иосифо-Волоцкий монастырь («Святой колодец» Иосифа Волоцкого), с. Спирово (...

Вперед – на Тымерокан

News image

Мои знакомые уверяли меня, что где-то читали, что Тымера с эвенкийского языка переводится как «опасная». А раз мы летим на реку ...

Дикарем в Турцию, или как я не стал шкипером

News image

В детстве я имел мечту – встать за штурвал настоящей яхты. Исполнить ее в нашем сухопутном городе было совершенно нереально и я ...

Зимние походы:

Отчет по походе 5 кс c элементами 6 кс Памир (линейный

News image

Отчет о горном походе 5-й категории сложности 27.07.2003 по 01.09 2003г

Евгений Чучин: рассказы о походах

News image

Среди  людей,  общающихся  с  природой  в свободное время,можно выделить слелующие типы:  1)  Туристы.  Люди  чрезвычайножад...

Winter Scottish Climbing, Ben Nevis

News image

В прошлые выходные приобщились к зимним шотландским горам - вместе с Лешей Долининым поползали по склонам Бен-Невиса. в субботу ...

Избушка на горе Дальний Таганай

News image

Лес вокруг изменился до неузнаваемости: ели попадались все чаще невысокие, склоненные ветром и покрытые толстым снежным панцирем...

Горные походы:

Отчет о зимнем походе на Приполярный Урал

News image

Часть I, картографическая. 1. Схема региона и нашего с Митянькой по нему путешествия. Для любопытных

У каждого своя Победа

News image

Часть 1: Вводная После успешного опыта на Ленина и Корженевской следующим логичным шагом было бы посещение Иныльчека, что я и...

Впечатления первопроходца

News image

Выехали очень и очень неспешно – такова была изначальная тактика. Пропускали вперед даже ветеранов, которых мы обычно обгоняем. ...

Путешествие по Европе: Чертов мост. Семейное восхождени

News image

Восхождение на Маттерхорн я начал планировать сразу, как только мы с женой решили поехать в гости к нашим родственникам и друзья...

Велопоходы:

Знакомство с финской Карелией

News image

Всё похоже на Россию — только, всё же, не Россия… Если быть справедливым, то моё знакомство с финской Карелией состоялось не...

По верхушкам Тянь-Шаньских елей

News image

22 августа – г.Нарын (2052 м) - Таш-Башат - Эки-Нарын - Орюк-Там - р.Кара-Саз (до 2700 м) С утра выехали не рано. Диме над...

Походец по северо-восточному и северному берегам Ладожс

News image

В начале 2003 года у меня вместе с друзьями из московского клуба КАРАВАН появилась идея провести совместный походик по берегам Л...

Отчет о походе

News image

1) Киргизию можно рекомендовать как исключительно удачный регион для совершения походов практически сколь угодно большой трудно...

Рафтинг для смелых:

Рафтинг в Карелии

News image

Карелия – это тот уникальный заповедный край, которому сама природа подарила всё необходимое для активного отдыха. Карелия обладает множеством р...

Ростов-на-Дону – Туапсе

News image

28.07.04 18-45 стартовали из Москвы, поезд Атаман Платов , видимо, борющийся за звание фирменного: проводницы - в форме, очень вежливые, в купе ...

Отчет о водном туристском походе 2 категории сложности (с элементами 5) по рекам Казыр, Томь (Кузнец

News image

Руководитель группы Карташев Я.Ю. Авторы отчета: Карташев Ярослав, Филимонов Григорий. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и...

Велопоходы:

Чехия! Пиво! Велосипед!

News image

Нитка маршрута: С-Петербург - Брест - Warszawa - Wroclaw (ж.д.) Wroclaw - Zabkowice Sl.- Paczkow - Чешская граница - Javornik - Jesenik - Praha (ж

Дорога на Hatunkylä и Сергей Дудко

News image

Для того, чтобы действительно стать дороги м гостем, необходимо направить свои колёса как можно дальше от очагов массового туризма и … ездить неб...

Возрожденный Арал

News image

Активная часть маршрута: с 3 по 12 октября 2006 (десять ходовых дней) Преодоленное расстояние: 501,5 км (асфальта не более 40 км) Группа: A13 Expe...

Авторизация