Главная - Отчеты - Отчет о пешеходном туристском походе второй категории сложности по Карпатам


Отчет о пешеходном туристском походе второй категории сложности по Карпатам

Туризм - Летние походы. Отчеты

отчет о пешеходном туристском походе второй категории сложности по карпатам

Руководитель группы:Добровольский Александр Вячеславович


Содержание:

Паспорт маршрута
Краткая характеристика района путешествия
Состав группы
График движения на маршруте
Описание маршрута

1. Паспорт маршрута

Нитка маршрута: Славское - Ялынковатая - Лопушное - Синевирская Поляна - Синевир - Колочава - хр.Красный Верх - хр.Красна - г.Климова (1492м) - Усть-Чорна - г.Стоги (1336м) - хр.Бедевляска - г.Малая Куртяска (1644м) - хр.Свидовец - хр. Апшинец - г.Близница(1881м) - Тростянец - г.Шешул (1727м) - г.Петрос (2020м) - ур.Скопеска - г.Говерла(2061) - Ворохта
Вид туризма - Пешеходный
Категория сложности Вторая
Район путешествия Карпаты
Протяженность активной части 162 км
Количество участников 7 человек
Сроки путешествия 21 сентября - 4 октября 2003 года
Погодные условия Сухая теплая солнечная погода в начале похода;
небольшие осадки с похолоданием в середине маршрута;
туман, а потом ветер в конце маршрута.
Температура днем В начале маршрута 17 - 26 С
В конце маршрута 10-18 С
Температура ночью В начале маршрута 10-15 С
В конце маршрута 1-6 С


2. Краткая характеристика района путешествия

Попавших в Карпаты из плоских степей многое поражает: пересеченный рельеф, бурные реки, живописные лесные и луговые долины, размах панорам, открывающихся с вершин. Целительный климат и минеральные воды... Шедевры старинного деревянного зодчества в обрамлении горных еловых и буковых лесов... Быт и искусство горцев - нагорных гуцулов и долинных бойков, эстетика которых сложилась в чудесном единстве с прелестью горной природы... Карпаты - прямое восточное продолжение Альп, с которыми у них много общего в строении молодых и вместе с тем сложно построенных складчато-надвиговых недр. И Альпы и Карпаты сминались в одну и ту же эру складчатости, поэтому обе горные системы относят к единому поясу альпид. Однако новейшее поднятие Карпат отставало от роста Альп, так что горы тут как бы недоразвиты, это недоподнятые Альпы. В результате внешне Карпаты мало отличаются от остальных среднегорий Европы, хотя и построенных более древними складками. С подгорных лесостепных равнин Карпаты видны как спокойная лесистая возвышенность, часто и подолгу завешенная облаками, - здесь нет ослепительных кавказских ансамблей зубчатых гребней, а снега венчают верхи гор только с поздней осени до поздней же весны. Но внешняя скромность панорам обманчива - горы сложны и величественны. Карпаты в целом - это внушительный горный вал, изогнутый в виде дуги длиной в полторы тысячи километров и разделенный на множество мелких хребтов. Выровненные поверхности, успевшие срезать совсем молодые складки и надвиги, поднялись в виде широкого свода, который уже в ходе воздымания усердно размывали реки. Вот и возникла решетчато расчлененная и ступенчато-ярусная горная страна, где так неожиданно обширны спокойные, довольно ровные поверхности с пологими увалами - полонины. Только на самых хребтах в прошлом появились ледники - тут в пригребневые склоны вгрызались циркообразные древнеледниковые кресловины. Из общей длины Карпатской дуги только шестая часть (250км) приходится на территорию Украины. Высоты хребтов всюду умеренные: у средневысотных порядка 1000, у низкогорий - 500-700 метров. Единичные гребни и вершины высотой около 2 километров тоже не назовешь высокогорьями. Украинские Карпаты занимают обе покатости суженного до 100 километров участка горной дуги в северной половине лесистых Карпат, уходящих на юге в Румынию. Лесистыми горы названы в отличие от соседних лесисто-луговых звеньев дуги. Склоны здесь в прошлом были снизу доверху покрыты густыми буковыми и еловыми лесами, а луговым пастбищам лес уступал место лишь на узких полосах пригребневых плоскогорий - полонин и на отдельных полянах - плайях и царинках. Величественна природа Украинских Карпат. На нижнем этаже гор хозяева - высокоствольные буки, пепельно-серые колоннады среди мшистых камней. Выше, ближе к полонинам, царствуют не менее стройные и величавые ели, их силуэтами так по-северному иззубрены гребни отрогов. С буками часто соседствуют древние дубы, ясени, клены, липы, с елями - совсем по-сибирски суровые пихты. Хвойных больше на северных склонах, широколиственные леса особенно пышны на южных. К подножиям лес сменяется лесостепью, а сверху, со стороны полонин, на высотах 1100-1300 метров окаймлен криволесьем. Тут обычны угнетенные зимними снегами буки, кустарниковые клены, рябина, ольховник и едва проходимые, хоть и чуть выше колен, заросли можжевельника. Луга полонин прежде начинались выше, но под натиском человека граница леса сместилась вниз: вырубки не щадили и криволесье - оно давало дрова, а выпасы уничтожали подрост. Единого главного хребта в Карпатах нет: водораздел не раз соскальзывает с одной горной гряды на другую, так что Водораздельным хребтом, как именем собственным, называют совокупность сравнительно второстепенных гряд. Хребты рассечены множеством сквозных поперечных ущелий. Этот мир гор называют собирательным именем Верховина. Сланцево-песчанниковый массив Черных гор с высшей вершиной Украинских Карпат - горой Говерла (2058 метров) - уцелевший фрагмент крыла прогнутой складки. Древнеледниковые цирки послужили поводом для преувеличенно громкого названия этих гор «гуцульскими Альпами». В Украинских Карпатах много минеральных источников. Есть воды железистые (Кобылецкая поляна), углекислые (Квасы, Шаян), сероводородные (Синык), трускавецкая «Нафтуся», карпатский «Боржом» в Сваляве и многие другие. Через горы известно несколько перевальных путей, из них два жедезнодорожных. Северо-восточная покатость Украинских Карпат относится административно к Черновицкой, Ивано-Франковской и Львовской областям Украины, а юго-западная - к Закарпатской области
3. Состав группы

Фамилия,имя,отчество Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
1 Добровольский Александр Вячеславович 1984 Крым-р.1к.с., Псел - р. 1к.с. Руководитель
2 Нестеров Евгений Юрьевич 1983 Крым-р.1к.с., Псел - р. 1к.с. Завснар
3 Нестерова Виктория Юрьевна 1983 Крым - у 1 к.с. Псел - у 1 к.с. Врач
4 Сергейкина Мария Алексеевна 1965 Якутия, Кольский п-ов - у 3к.с. Завхоз
5 Боглаенко Дарья Викторовна 1983 Крым - у 1к.с. Повар
6 Радченко Олег Владимирович 1987 Крым - у. 1 к.с. Физрук
7 Педин Евгений Александрович 1983 Крым - у. н/к. Фотограф

4. График движения на маршруте

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
21.09 1 Харьков - Славское --- Поезд
22.09 2 Славское - Прислоп 12 Пешком
23.09 3 Прислоп - Лопушное 16 Пешком
24.09 4 Лопушное - Синевирское озеро 10 Пешком
25.09 5 Синевирское озеро - Полонина Красная 28 Пешком
26.09 6 Полонина Красная - Усть-Чорна 10 Пешком
27.09 7 Усть-Чорна - г. Тэмпа 10 Пешком
28.09 8 г. Тэмпа - т/б Драгобрат 22 Пешком
29.09 9 т/б Драгобрат - полонина Шесса 14 Пешком
30.09 10 Полонина Шесса - г. Петрос 12 Пешком
01.10 11 г. Петрос - Ворохта 28 Пешком
02.10 12 Ворохта - Харьков Итого: 162 Поезд


5. Описание маршрута

Поход по Карпатам планировалось провести в начале-середине сентября, но по организационным причинам сроки были перенесены на 21 сентября. Часть группы участвовала в Чемпионате Украины по спортивному ориентированию (которые проводились в Киеве), поэтому назначить выход раньше было нецелесообразным. Встреча участников произошла вечером 21 сентября на киевском вокзале в поезде №13 Харьков-Ужгород, на котором группа прибыла в Славское около десяти часов утра.

Маршрут был спланирован так, чтобы его начальная и конечная точка находились вблизи железнодорожного транспорта (т.к. студенты имеют 50% скидку на проезд в железнодорожном транспорте). Кроме того, учитывался фактор рельефа, в соответствии с которым маршрут имел минимальный набор высоты с посещением наиболее привлекательных мест.

Итак, группа в составе 7 человек вышла из Славского около 12 часов дня 22 сентября. Выйдя из села по асфальтированной дороге, мы стали подниматься на полонину Высоку. Проселочная дорога то круто взбиралась между пастбищ, то петляла в лесу (см. фото 1). Тропа, проходящая по хребту, имеет красно-белую маркировку, поэтому сбиться с пути трудно. На полонине есть памятник природы местного значения - источник писаная Криница. Там стоит набрать воды, т. к. дальше хорошей воды не будет. Стоять на этой полонине можно, в принципе, везде - удобных мест много. Наш первый ночлег мы организовали слева от дороги в 1 км от вершины Высоки (1248 м). В лесу попадаются грибы - они нам стали хорошим подспорьем в приготовлении ужина. На полонинах также много ягод - ежевика, брусника, черника.

Подъемы и спуски проходят в лесах, где растет смерека. Движение по хребту не было затруднено, но днем поднимается ветер, что тоже необходимо учитывать. Спуск с полонины возможен по любой удобной дороге, которая ведет вниз. Следующий участок по селам Торунь и Лопушное не представляет интереса с точки зрения красивой природы, но интересен в плане быта местного населения, и в селах можно пополнить запасы продуктов.

Около окраины села Лопушное дорога круто поднимается в лес. Места завораживают своей природой. Лес кажется темным, но не мрачным. Переход на Синевир очень красивый. Дорога то выходит на поляны, где много грибов и ягод, то скрывается в коридоре смерек, то слегка теряется среди камней, то резко взбирается в гору. В конце подъема открывается огромная поляна, после которой следует спуск к озеру Синевир. Хороших троп, ведущих в нужном направлении нет, поэтому для спуска была подобрана некрутая лощина, которая вывела нас прямо к озеру (см. фото 2).

Территория, примыкающая к озеру, считается заповедной. Даже местами висят плакаты о запрете разжигания костров и постановки палаток. Но мы разжигали костер, когда обедали, и нас никто не трогал. Для ночевки мы выбрали гуцульскую хижину, где под навесом поставили палатки. Всю ночь шел дождь, и крыша нас здорово спасала.

Переход до Колочавы проходил по хорошо наезженной дороге, поэтому добрались мы быстро. Долина реки Теребля очень живописна. Недалеко от поселка Синевирская Поляна раньше был музей леса и сплава, но местные жители нам рассказали, что его смыло во время большого наводнения в 1998 году. Теперь музей восстанавливают, но ремонтные работы еще так и не доведены до конца. В Колочаве есть почта, телеграф, сельсовет, можно пополнить запас продуктов. На окрестных лесистых склонах можно найти много грибов.

Подъем на полонину Красную мы осуществили «в лоб» по просеке. С вершины открывается красивый пейзаж на окрестные села, полонины, леса и горы (см. фото 3). На полонине есть летние хижины пастухов, в которых можно переночевать. Хижины называются «колыба». В такой хижине мы устроили свою третью ночевку. На протяжении всей полонины, включая также и полонину Гропу, встречается брусника. Спуск с полонины мы осущесвили по лощине ручья, устье которого находилось недалеко от поселка Комсомольское (старое название Немецкая Мокрая) (см. фото 4). Спустившись с полонины, можно переночевать в с. Усть-Чорна на турбазе «Ялынка». Стоимость ночевки колеблется от 1 до 3 гривень.

Более сложная часть маршрута началась после выхода из с. Усть-Чорна. Подъем на хр. Свидовец потребовал достаточно много времени. Но нам повезло с погодой: было ясно, и хорошо просматривались даже дальние вершины. Тропа промаркирована зеленой маркировкой. Ночевку мы сделали на склоне г. Тэмпа. Дальше на Свидовце можно встретить бело-желтую маркировку. Придерживаясь ее, можно идти смело и точно. Она приведет на турбазу «Драгобрат» (там же расположен и ясинянский контрольно-спасательный отряд).

Со Свидовца открываются красивые пейзажи. Несколько сотен метров вниз - и перед вами горные озера с прозрачной холодной водой. Ночевка в корпусах туристских баз около Ясиней обойдется в 5-15 грн с человека. Мы же нашли удобную поляну недалеко от лыжного подъемника. Там же был кран с питьевой водой.

В с. Ясиня можно пополнить запас продуктов для выхода на самую ответственную часть маршрута - Петрос-Говерла. Начинать подниматься можно двумя способами: через Шешул (более сложно) или через полонину Шессу (просто). Оба подъема проходят в живописных массивах смерековых лесов. Но, к сожалению, в день нашего выхода на Петрос погода была облачной, а видимость ограниченной.

Переночевав снова в летнем домике пастухов, мы вышли на Говерлу (см. фото 5 и 6) . Погода была солнечная, но на вершине дул очень сильный ветер (около полудня). Спускаться можно тоже различными вариантами, но мы выбрали путь на базу «Заросляк». Кстати, Говерла считается заповедником, но к нам никто не подходило и не препятствовал нашему прохождению, разжиганию костров и постановке лагеря на его территории.

Спускаться в Ворохту лучше всего долиной Прута. Железнодорожным транспортом Ворохта связана с Ивано-Франковском, Львовом, но сообщение не очень удобное по времени. Мы выехали из ворохты в 3 часа ночи, утром были во Львове и как раз успели на поезд Трускавец-Харьков, который прибыл в Харьков 4 октября утром. Так закончилось наше путешествие.

В целом, маршрут можно считать подходящим для схоженых, физически подготовленных групп. На протяжении всего маршрута проблем с водой нет. Местное население относится к туристам на удивление дружелюбно. (нас неоднократно угощали яблоками).

Хорошими источниками информации являются дети, которые пасут коров. Их принято угощать конфетами и прочим сладостями. Хорошим подспорьем в организации ночевок являются летние хижины пастухов. По словам местных гуцулов, пастухи со своими стадами уходят с полонин вниз где-то уже в начале сентября, поэтому на хижины можно вполне рассчитывать. Рацион на маршруте выгодно пополняют ягоды и грибы. Так что, приходите в Карпаты!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Лыжи и палки

ЛЫЖИ Современные лыжи делятся на три группы: Лыжи широкого профиля - предназначены для любительского катания. Лыжи специальные - для ski-...

News image

Групповое снаряжение в лыжном походе

Спальный мешок должен быть сделан из легких, дышащих материалов, обеспечивающих определенную температуру комфорта. В зимних путешествиях применя...

Летнее снаряжение:

News image

Комфорт в палатке

В нелегком деле выбора палатки исходными посылками являются количество человек, которые могут в палатке спать, а также их требования к комфорту. В к...

News image

Выбор спального мешка

Этот информационный листок был предоставлен EOG, с целью проинформировать потребителя о новом стандарте EN 13537 относительно температурных параметр...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Отчет об авто путешествии

News image

Село Юркино (храм Рождества Христова, XYI века), Иосифо-Волоцкий монастырь («Святой колодец» Иосифа Волоцкого), с. Спирово (...

Заповедники и национальные парки России

News image

На сегодняшний день на всей территории России, от заполярного круга до субтропиков, во всех природных зонах 70 субъектов Федерац...

Сбылись взрослые мечты

News image

Я уже писал о наших с Женькой детских мечтах бродить по горам, нюхать цветочки, собирать травку и грибочки. В прошлом походе нам...

Гент и Люксембург

News image

Расположен где-то в 45 км от Брюсселя. Туристическим центром стал всего около 10 лет назад – до того просто не нуждался в этом –...

Зимние походы:

Отчет по походе 5 кс c элементами 6 кс Памир (линейный

News image

Отчет о горном походе 5-й категории сложности 27.07.2003 по 01.09 2003г

Чимганские горы

News image

Поездка в Узбекистан была предпринята мною совершенно спонтанно и так как я в очередной раз получил статус холостяка, то и прогр...

А вы любите горы?

News image

Санкт-Петербург - Новороссийск и обратно. После двух лет поездок на море на машине стал накапливаться какой-то опыт, а так же...

Зимний поход от шеф-повара Дульского

News image

В зимний поход звали меня давно, и почти каждый год. Вот, счастье такое я преступно от себя отталкивал, придумывая внешние и вну...

Горные походы:

Поход по Черногорскому хребту

News image

Зимний поход по Черногорскому хребту или «... Отпустите меня в Гималаи»

Лыжный поход

News image

Старт: примерно 8:08 Финиш: около 18:27 Общее время в пути: 10 часов 19 минут Внимание: в тексте возможен мат! (Отредакти...

Подход в первый лагерь на леднике Звездочка

News image

За словом — дело, и вот, пообедав, мы втроем выходим на Звездочку. Ради интереса включаю GPS, хотя тропа более-менее видна, а с ...

У каждого своя Победа

News image

Часть 1: Вводная После успешного опыта на Ленина и Корженевской следующим логичным шагом было бы посещение Иныльчека, что я и...

Велопоходы:

По верхушкам Тянь-Шаньских елей

News image

22 августа – г.Нарын (2052 м) - Таш-Башат - Эки-Нарын - Орюк-Там - р.Кара-Саз (до 2700 м) С утра выехали не рано. Диме над...

Как я ездил в однодневный поход с ночевкой с Экскурсио

News image

Однажды рано утром (то есть еще до 12) у меня все началось хорошо: в воскресенье не на шутку распогодилось и сравнительно неболь...

Отчет о велопоходе

News image

Изменения маршрута п осравнению с заявленным: коснулись следующих участков: Между зимовкой Карабулак и поселком Акеспе предполаг...

Дорога на Hatunkylä и Сергей Дудко

News image

Для того, чтобы действительно стать дороги м гостем, необходимо направить свои колёса как можно дальше от очагов массового ту...

Рафтинг для смелых:

Соло в компании

News image

Войти в то же море Возвращаясь в прошлом году домой, мы уже мечтали снова приехать в Финляндию. Неисследованы берега от Хельсинки до Таммисари,...

Паводковые реки подмосковья для начинающих

News image

Этот текст посвящен вопросу, на который мне, признаться, уже несколько надоело отвечать: - Куда сводить группу начинающих на паводок на выходные...

Южный Буг. Исповедь адмирала

News image

18 июня с автовокзала мы стартовали в город Ладыжин. Очень удобно, ходит маршрутка, в которую нам удалось вместиться со всем багажом. Было 4 байды, ...

Велопоходы:

Походец по северо-восточному и северному берегам Ладожского

News image

В начале 2003 года у меня вместе с друзьями из московского клуба КАРАВАН появилась идея провести совместный походик по берегам Ладожского озера. Что...

Рассказ о семейном авто-вело-путешествии Петербург-Хельсинки

News image

Велосипедная часть - Стокгольм-Осло, 750 км). 2001 год. Пролог или Как всё начиналось Мысль прокатиться на велосипедах по Скандинавии пришла м...

Заметки вело байкера

News image

В 2001 году официальное закрытие сезона пришлось на воскресенье 14 октября. Погода слегка подкачала: ночью был небольшой минус, лужи замерзли, свис...

Авторизация