Остров Валаам
Туризм - Летние походы. Отчеты
Валаам... В седую древность уходит история этого северного архипелага. Вокруг главного острова Валаам, давшего название всему архипелагу, группами и в одиночку разбросаны острова и островки (всего их более 50). Затерянный среди просторов Ладоги - одного из крупнейших озер Европы,- Валаам возникает словно мираж и медленно плывет навстречу, постоянно меняясь, открывая все новые и новые грани своего очарования.
Крутые тропинки ведут от пристани в Никоновской бухте вверх, к туристскому центру, расположенному на территории бывшего Воскресенского скита, за оградой которого выстроен целый городок из легких домиков и палаток. Отсюда начинаются походы и экскурсии в разные уголки Валаамских островов.
К IX-X векам относят легенды первые поселения славян на Валааме, но это пока только легенды. Парусные суда славян бороздили грозное Ладожское озеро, по необъятности и суровости больше похожее на море. Многие путешественники погибали, но те, которым удалось достигнуть Валаама, остались там, основав еще один форпост на северных рубежах Русского государства. Так возник Валаамский монастырь, которому суждено было сыграть видную роль в проникновении христианства на Север, в борьбе с язычеством, в охране водных торговых путей России: по Ладоге вблизи Валаама проходил древний торговый путь «из варяг в греки».
Точная дата основания монастыря на Валааме неизвестна. Свирепый шторм разбил и потопил шведские корабли, а Магнуса, спасшегося на корабельной доске, волны прибили к берегу. Монахи из монастыря Святого Спаса подобрали шведского короля и приютили в монастыре, где он прожил всего три дня. Умирая, Магнус оставил собственноручное «рукописание», в котором завещал никогда не нападать на Русь.
Этот литературный памятник известен также по Софийской и Холмогорской летописям, где под 6860 (1352) годом записано «Рукописание Магнуша, короля Свескаго» - своеобразное предостережение потомкам. В «Рукописании Магнуша» не упоминается Валаам, в тексте лишь сказано о «монастыре Святого Спаса» на берегу реки Полной. Однако монахи Валаамского монастыря упорно сохраняли легендарную могилу. «Рукописание Магнуша» еще ждет разгадки. Летописи датируют его 1352 годом, а историки XIX века утверждали, что Магнус Эриксон похоронен на Валааме в 1371 году.
История Валаама связана с многовековой борьбой России и Швеции за Карелию. Порубежное положение этих земель делало их ареной ожесточенных сражений. Так было в 1578 и в 1581 годах, когда шведы разоряли и сжигали монастырские постройки. В 1611 году в ходе военных действий территория Валаамского архипелага отошла к Швеции, и обитатели монастыря были вынуждены покинуть его на целое столетие. Они переселились вместе с сохранившимися реликвиями и казной в Приладожье, новгородские и псковские монастыри. Шведское господство в Карелии прекратилось только в результате победного завершения Петром I Северной войны, когда Карелия была возвращена России.
В 1715 году Петр I издает указ, по которому «велено им архимандриту братиею на Ладожском озере на Валаамском острове строить вновь монастырь», и с 1717 года начинается восстановление Валаамского монастыря.
Основным строительным материалом служило дерево, и пожары неоднократно уничтожали монастырские постройки. Лишь с 1782 года, когда игуменом был назначен монах Саровской пустыни Назарий, начинается период возрождения монастырского хозяйства, пришедшего к этому времени в упадок. Назарий составил план всех монастырских построек, большая часть из которых сооружена в 1785-1814 годах. Кирпич изготовлялся на монастырском заводе, а строителями были монахи и жители окрестных карельских и финских поселений.
Наивысшего расцвета в строительной и хозяйственной деятельности монастырь достигает в период игуменства Дамаскииа (1839 - 1881 гг.). За это время были перестроены старые каменные здания и построены новые, сохранившиеся до настоящего времени. На каменных площадках и уступах скал были разведены сады и огороды, земля для которых привозилась в мешках и корзинах с материка. Монастырь за бесценок скупил близлежащие острова, ожерельем окружавшие Валаам, построил на них часовни и церкви, утверждая свое господство.
Главный архитектурный комплекс Валаама - бывший Спасопреображенский монастырь. Высоко поднялся он над волнами Ладоги, и его главная постройка - Спасопреображенский собор с колокольней служит архитектурной доминантой всего архипелага.
Собор окружают два четырехугольника зданий, вписанные один в другой. К самым ранним по времени постройки относятся одно-двухэтажные корпуса внутреннего четырехугольника, сооруженные в 1785 - 1795 годах. Двух-трехэтажные здания наружного четырехугольника построены в 1795-1834 годах.
Во второй половине XIX века все монастырские здания подверглись переделкам, изменившим в большей или меньшей степени их первоначальный архитектурный облик. Последней по времени крупной работой в монастыре явилось строительство в 1887 году нового каменного Спасопреображенского собора. Старый каменный храм, построенный в 1794 году, был разобран, и на его месте по проекту архитектора А. Силина сооружен новый двухэтажный собор.
К лучшим памятникам архитектуры на Валааме следует отнести здания Никольского скита, скита Всех святых, монастырской гостиницы и Водопроводного дома, построенные по проектам академика архитектуры А. М. Горностаева в 1840-1862 годах. Остальные архитектурные сооружения Валаама, не обладающие большой художественной ценностью и не отличающиеся строгостью стиля, интересны лишь с исторической точки зрения. В то же время они удивительно органично слились с природой Валаама, которая словно облагораживает их.
Монастырь давно прекратил свое существование. Осенью 1940 года хозяевами Валаама стали 16-17-летние юнги. 200 курсантов школы юнг проходили здесь практику. С первых дней Великой Отечественной войны они оказались на переднем крае. В июле 1941 года юнги помогали эвакуировать на Валаам 168-ю дивизию, попавшую в окружение, а позднее - 4-ю бригаду морской пехоты. Два месяца защитники Валаама удерживали остров, и, только получив приказ об эвакуации, они 12 сентября 1941 года оставили Валаам. Архипелаг был освобожден в 1944 году. О тяжелых боях 1941 и 1944 годов напоминает памятник защитникам Валаама, сооруженный в 1976 году.
Богатство истории Валаама дополняется его природной самобытностью. Возникшие около двух миллиардов лет назад в результате извержения магмы, Валаамские острова состоят из габбро-диабазов («валаамских гранитов»). На 40-60 метров поднимаются отдельные острова, тогда как соседние с ними едва выступают из воды.
Западный и южный берега Валаама - лучшая иллюстрация к происхождению острова. Вертикальной гранитной стеной поднимаются они из воды, и трещины скал создают рисунок циклопической каменной кладки. Словно тысячелетия назад мифические титаны в могучем рывке подняли из глубин Ладоги этот остров и он застыл на века, сохраняя свою первозданную красоту.
Северный и восточный берега Валаама представляют иную картину. Здесь гранитные глыбы не громоздятся одна на другую, а, постепенно понижаясь, уходят под воду.
Повсюду на островах видны следы труда человека. Проходя по удобной дороге, можно прочесть выбитую в скале надпись, когда построена «сия дорога» или сделан «сей колодец». Систему внутренних озер соединяют естественные и рукотворные проливы. Деревянные и каменные мосты перекинуты с берега на берег. Можно бродить по бесконечным тропам Валаама или на шлюпках проплыть вокруг него, заглянуть на соседние острова, входящие в архипелаг.
Скупые краски северной природы подчеркивают суровую, неповторимую красоту острова, покорившую не одно поколение художников. И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, М. К. Клодт, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. К. Рерих и многие, многие другие художники отразили в своем творчестве бесконечно разнообразные пейзажи Валаама. Валаам вдохновлял не только художников: известно, что вторая часть Первой симфонии П. И. Чайковского «Угрюмый край, туманный край» создана великим композитором под впечатлением поездки на Валаам.
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
Практические советы для зимних походовВеличественные горы, живописные ущелья, горные реки и множество других, природных и рукотворных, достопримечательностей привлекают туристов на Кавка... |
Выбор сноуборда. Что стоит знать, виды сноубордов, типыПравильный выбор сноуборда - очень важное и, наверное, первое дело при планировнаии вашего зимнего отдыха или просто путешествий. Сноубординг дар... |
Летнее снаряжение:
РюкзакиТакой сложный вопрос как выбор рюкзака для многих определяется рядом факторов: мнением знакомых, рекламой, стоимостью, собственным опытом и ещё чем ... |
Как выбрать спальникКаждый поход представляет собой не только передвижение по местности, но и ночлеги, которые составляют 35% походного времени. В зависимости от того н... |
Рафтинг для смелых:
Отчет о водном туристском походе 2 категории сложности (с элементами 5) по рекам Казыр, Томь (КузнецРуководитель группы Карташев Я.Ю. Авторы отчета: Карташев Ярослав, Филимонов Григорий. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и... |
Отчет о водном походе по Сейму и ДеснеСейм, Десна (платформа Река Сейм - Макошино) 30.04.2005 - 4.05 |
На вершину ЯмантауНачальный пункт – ст. Юрюзань, конечный: а) пос. Инзер; б) пос. Тирлянский; в) ст |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Валаам без ВалаамаНачиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люди из Велопитера) орг... |
Нарынская полупустынясамый длинный и жаркий день 21 августа - спуск по ущелью р.Куртка - мост через р.Нарын (1638 м) - Ак-Тал - мини-перевал (2085 м) - г.Нарын, го... |
Велопутешествие по югу Южного Острова, Новая Зеландия01 - 09 марта Маршрут (велочасть): Ванака - Арроутаун - Мэйстаун - Квинстаун - Уолтер Пик стейшн - Манапури - Ривертон - Инверкаргилл Далее на... |