Области применения рюкзаков
Туристическое снаряжение - Летнее снаряжение
Экспедиционные
Так принято называть рюкзаки объемом свыше 80 литров, предназначенные для длительных путешествий и самого жесткого использования. Практически все, что было сказано о конструкции рюкзака, имеет свое воплощение в экспедиционных моделях. Если вы собираетесь совершать пешие или лыжные многодневные походы в горах, носить большой груз - вам понадобится такой рюкзак.
К экспедиционным относятся почти все станковые рюкзаки. Мягкие рюкзаки реже делают большого объема, почти все рюкзаки этого типа - каркасные. Масса среднего каркасного экспедиционного рюкзака - около 2 кг.
Штурмовые
Объем штурмового рюкзака - от 30 до 80 литров. Не обязательно идти с ним на штурм заснеженных вершин - под эту категорию попадают и рюкзаки для двух-трех дневных выездов за город. Современный штурмовой рюкзак - это как бы уменьшенная копия экспедиционного. Он легче экспедиционного, обычно менее 1,5 кг.
Городские
Спортивный стиль в моде. Поэтому столь популярны городские рюкзаки для повседневного использования. Кроме того, это просто удобно. Объем городского рюкзака колеблется в пределах от 10 до 30 литров. Что касается конструкции и внешнего вида, то тут есть где разгуляться дизайнерам! Впрочем, чаще всего все-таки на первый план выходит функциональность. Забавно, но габариты городского рюкзака в первую очередь определяются размерами ... стандартного машинописного листа формата А4. Предполагается, что документы в папке должны влезать в рюкзак, не сминаясь. Если влезет стопка бумаги, то скорее всего влезет и ноутбук, пара бутербродов, бутылка минералки, спортивная форма для вечерней тренировки и книжка для прочтения в метро по пути домой. Больше ничего от такого рюкзака и не требуется.
Для улучшения внешнего вида на городские рюкзаки порой навешивают всевозможную фурнитуру, в больших рюкзаках применяемую для крепления ледового молотка, альпинистской каски, веревки, кошек... Это не более чем украшательство. А вот многочисленные внешние и внутренние карманы полезны.
Специальные
Соревнования
Для соревнований важен минимальный вес снаряжения. Все направлено на его снижение. Ряд фирм производит специальные модели, рассчитанные на приключенческие гонки, соревнования по ски-альпинизму и тому подобные испытания. В России наиболее известна продукция Salomon, реже встречается Silva и Dynastar.
В таких рюкзаках экономят на всем, часто их делают из прочной капроновой сетки, зато добавляют специальные крепления для фляжки на лямки, часто вдоль спины располагают кэмэлбэг - емкость-термос для жидкости, с эластичной трубкой, выведенной наружу, чтобы можно было пить на ходу.
Лыжи/сноуборд
Для экстремальных спусков с горных вершин, фрирайда, внетрассового катания шьют специальные рюкзаки. Они имеют много общего с соревновательными моделями, но вес уже не играет такой решающей роли. Часто присутствует вышеописанный кэмэлбэг для горячего питья.
Основное отличие - крепление для переноски лыж или сноуборда. Требования понятны - крепление должно быть простым и надежным, при ходьбе лыжи и доска не должны доставлять никаких неудобств.
В продвинутых моделях встречаются еще некоторые особенности. Например, налобный ремень, позволяющий при спуске более тонко чувствовать центр тяжести рюкзака - чтобы минимизировать опрокидывающий момент. При прыжках и резких поворотах поведение рюкзака отрабатывается шеей. Впрочем, этот специфический навык требует определенной тренировки. Другая техническая особенность - поясной ремень и лямки делают составной частью альпинистской страховочной системы. Пряжку на пояс ставят особо прочную, выдерживающую нагрузку более 2 тонн. Это позволяет вытащить человека из ледниковой трещины за сблокированные лямки и поясник, работать с веревкой на восхождении, не задумываясь о необходимости одеть обвязку - она и так уже на лыжнике (ради политкорректности обязательно добавлю - бордере).
Баулы
Баул - это большой (да что там - просто огромный) прочный мешок с лямками и многочисленными ручками. Баул - атрибут альпинистской экспедиции. Я бы разделил все баулы на те, у которых молния сбоку (вообще говоря, это просто большая сумка, наподобие спортивной, но с лямками), и те, что представляют собой и вовсе обычный мешок с затягивающимся верхом и теми же простыми лямками.
В чем же сермяга, спросите вы? Баулы первого типа используются при транспортировке экспедиционного груза, например в поезде, самолете или на вьючных животных. Очень часто на них ставят крупную прочную молнию с натуральным навесным замком. Предполагается, что это позволит оградить груз от излишне любопытных носильщиков - просто так внутрь уже не залезть, а резать баулы и откровенно что-то воровать у носильщиков не принято.
Баулы второго типа - для стенных альпинистских восхождений. Они шьются из очень прочной, непромокаемой, износостойкой ткани. Ткань дублируется прочной стропой, образующей силовой каркас. Все стропы сходятся на грузовой петле, за которую баул тянут вверх в поднебесье. Лямки нужны на подходах к стене от базового лагеря или на простых участках маршрута, когда тянуть мешок волоком по разрушенным пологим скалам гораздо тяжелее, чем пронести его на плечах.
Упаковки для сплава
Это весьма специфическая для российского рынка продукция, поскольку разборные суда и необходимость их переноски почти не встречаются больше нигде в мире. Рюкзаки-упаковки производят изготовители самих плавсредств, например, фирма Тритон. Это весьма объемные (более 140 литров) рюкзаки упрощенной конструкции. Особенность - широкий вход сбоку, позволяющий удобнее укладывать сложенную лодку или катамаран. Для длительной переноски по пересеченной местности упаковки не очень удобны из-за примитивной подвесной системы, и на протяженной пешей заброске чаще пользуются большими экспедиционными рюкзаками.
Встречается еще один вариант - отдельная система пояс+лямки для переноски полиэтиленового каяка. На каяке система крепится стропами, каяк несут вертикально, что конечно не очень удобно, даже если это короткая родео-модель длиной 2,5 метра. Но все-таки такой способ дает возможность совершать автономные переходы с реки на реку. Вещи укладывают в кокпит каяка, вес получается приличный. Подвесные системы для переноски каяков производят западные фирмы, специализирующиеся на аксессуарах для экстремального сплава.
Драйбэги
Драйбэг - в переводе на русский - это непромокаемый рюкзак. Сей специфический продукт находит применение в водном туризме при сплаве на рафтах или катамаранах, - средствах сплава, позволяющих размещать объемный груз. Фактически, это большая гермоупаковка с лямками.
Применяются драйбэги и в таком экзотическом виде спорта как каньонинг - прохождение речных каньонов пешком и самосплавом в гидрокостюме, с использованием альпинистской техники. Рюкзак-драйбэг должен быть абсолютно непромокаемым (шьется из плотной ткани с ПВХ-покрытием), стойким к истиранию. Лямки в таких рюкзаках не пришивают, а приклеивают, чтобы не нарушить герметичность. Верх мешка закручивают несколько раз и фиксируют пряжкой - как и в обычных гермоупаковках для сплава по бурной воде.
Рюкзаки для автостопа
Ребятами из Петербургской Лиги автостопа около 20 лет назад был разработан специальный рюкзак для поездок автостопом. Он отличается необычной формой - это подобие блина, молния по кругу, лямки крепятся на репшнуре, пущенном по периметру рюкзака. Размеры рассчитаны таким образом, чтобы в машине можно было убрать рюкзак под ноги. Объем небольшой - не больше 40 литров, но больше автостопщикам обычно и не требуется. Снаружи нашиты светоотражающие ленты, ночью хорошо заметные в свете фар.
Велосипедные
Велорюкзаки бывают двух видов - заплечные для коротких поездок и малых грузов, и рюкзаки- штаны для перевозки на багажнике велосипеда.
Заплечные велорюкзаки имеют следующие особенности конструкции: улучшенную вентиляцию спины (проблема актуальна, поскольку велосипедист едет в стойке с согнутой спиной, и рюкзак сильно к ней прижат), из специального кармана вынимается непромокаемая накидка, закрывающая мешок от дождя и грязи, часто встраивают кэмэлбэг, ременные крепления или большой карман из сетки для шлема. Велорюкзак должен быть обязательно обильно снабжен светоотражающей лентой для езды в темное время суток.
Но возить на спине больше нескольких килограмм неудобно, поэтому для велосипедных походов применяют специальные рюкзаки, которые крепятся на багажник. Они имеют форму штанов, их так и называют - велоштаны . Объем - от 60 до 80-90 литров. Эти рюкзаки бывают однообъемные или многосекционные. Первые вмещают больше вещей и применяются для более длительных поездок, вторые - позволяют более эффективно подобрать нужный объем для конкретной поездки (в коротких выездах можно использовать только боковые емкости, оставив верхний клапан дома).
Велосипедные рюкзаки должны быть прочными, желательно непромокаемыми, с возможностью крепления дополнительного груза снаружи. Обязательны светоотражающие элементы, поскольку большой рюкзак закрывает подседельную мигалку, и ее не видно водителям попутных машин. Немаловажная деталь - наличие или отсутствие лямок для переноски велорюкзака на спине. Для больших и сложных походов лямки просто необходимы, поскольку в тех местах, где приходится идти пешком, на переправах через реки, подъемах на трудные перевалы рюкзак перекочевывает на спину путешественника. Лямками снабжают однообъемные велорюкзаки, а многосекционные обычно лямок не имеют, поскольку рассчитаны на более цивильное использование, да и вес предполагается меньший.
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
Зимний аварийный переходСредние скорости передвижения по снегу без лыж составляют: 2 км/ч — при толщине снежного покрова 30-50 см; 1 км/ч — при толщине 50-70 см; 0,5 км/ч —... |
Зимний туристический поход в горыТехника передвижения. Движение в походах осуществляется, как правило, по тропам. В горах оно имеет свои особенности. На крутых подъемах длина шага с... |
Летнее снаряжение:
Выбор снаряжения для активного туризма: спальные мешкиКакими качествами должен обладать спальный мешок, чтобы в нём было комфортно в длительных походах? С чего начать при выборе подобного снаряжения? ... |
Укладка рюкзака: как правильно укладывать вещи в рюкзакУпаковка рюкзака – дело настолько непростое, что в туризме существует несколько разных школ этого процесса. Мы с вами рассмотрим один из самых распр... |
Рафтинг для смелых:
Акватрофи-КАРАВАН по р. ЗелимС 6 августа по 22 августа 1998 г. в велоклубе Караван состоялся второй многодневный поход Велосплав-КАРАВАН реке Зелим на Урале. Маршрут сост... |
Рафтинг в КарелииКарелия – это тот уникальный заповедный край, которому сама природа подарила всё необходимое для активного отдыха. Карелия обладает множеством р... |
Акватрофи-КАРАВАН по р. Угре и р. ЖиздреС 1 мая по 9 мая 1998 г. в велоклубе Караван состоялся первый многодневный поход Акватрофи-КАРАВАН по Подмосковью. Маршрут состоял из двух сп... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Kerimäki — идём на восток!При разработке маршрута своего первого в жизни велопохода, для меня немаловажную роль играла простота схода с маршрута и эвакуации. Именно поэтому я... |
Архангельск-Северодвинск-Солза-Кянда-Тамица-Покровское-ОнегаВыбор онежского полуострова для очередных покатушек был не случайным. Давно хотелось побывать на Белом море и посмотреть Соловки. Онежский полуост... |
Велопробег МОСКВА – МАНТУРОВОВпечатления участника Начало К месту старта на площадь Савёловского вокзала прибыло 8 человек: 7 участников, в том числе 6 - по основному марш... |