
Знакомство с финской Карелией
Всё похоже на Россию — только, всё же, не Россия…
Если быть справедливым, то моё знакомство с финской Карелией состоялось несколькими годами раньше — когда я впервые в жизни в автобусе с «челноками» отправился в Лаппеенранту. Да и до сих пор я ехал в основном по провинциям Etelä-Karjala (Южная Карелия) и Pohjos-Karjala (Северная Карелия), за исключением муниципалитетов Punkaharju и Savonlinna, относящихся к провинции Etelä Savo (Южное Саво). Однако, когда слышишь слово «Карелия» — в сознании возникают прежде всего дикие, малонаселённые области, изобилующие лесами и озёрами. Ну, с лесами и озёрами всё и раньше было в порядке, а вот с дикостью — хуже. Но впереди лежит именно такая Карелия, причём, в отличие от Карелии русской, в ней имеются неплохие асфальтовые (если верить финской карте) дороги с малым траффиком, по которым я и собираюсь проехать, дабы посетить ту часть Финляндии, которая расположена восточнее Костомукши и Сортавалы. Но обо всём по порядку.
Ночь была холодной. Несколько раз просыпался — а все мои тёплые вещи остались в велорюкзаке, в палатке – только влажная одежда. Встаю в 7.30 с мыслями «холодно — антициклон — дождя не будет». Вылезаю. Сухо. Собираюсь где-то за час и еду. Спустя некоторое время… начинает идти дождь! В Tohmajärvi на заправке иду в кафе, где беру 2 какао и бутерброд — 4.80 EUR, и пережидаю наиболее сильный дождь. В честь воскресенья магазины открываются только в 12, а сейчас нет и десяти, поэтому думаю разжиться питьём (juoma — по-фински) в Niirala. Однако на деле оказывается, что Niirala — это всего лишь пропускной пункт, и работающего магазина не нахожу.
Напротив пункта выплаты по tax-free чекам сворачиваю на север на дорогу № 500. У дороги красно-коричневый знак с надписью «Via Karelia» и буквами «R» и «Я». Начинается велодорожка, по ней въезжаю в финское Värtsilä. Справа от дороги над горкой, поросшей лесом, видна пограничная вышка. Двое встречных пешеходов здороваются со мной вслух. Куда-то исчезают машины, и обстановка вокруг как-то неуловимо меняется. В воздухе как будто появляется что-то очень родное, знакомое с детства и неиспорченное. Через несколько минут, действительно, начинается сильный ливень. Ставлю велик к растущей на газоне берёзе и укрываюсь вместе с ним полиэтиленом. К счастью, минут через 20 дождь ослабевает до возможности езды в накидке. Продолжаю движение. Справа от дороги — магазин, но по случаю воскресенья он закрыт. Похоже, придётся брать воду из какого-нибудь озера и кипятить её. Еду дальше. Впереди открывается чудный пейзаж с полями, вырубками и лесопосадками. Дорога изгибается к востоку около озера Sääperi, на котором организован птичий заказник. Берега низкие и болотистые, и хоть есть тропинка к lintutorni — «птичей башне» — время не трачу — всё равно вода, наверняка, для питья пригодна мало, да и подхода к ней может не быть.
Дорога 500 более пологая, чем 3981. Она в чём-то похожа на неё, но как будто бы растянута в длину. Тем не менее, кое в какие подъёмы приходится идти пешком. Это и неплохо — можно размяться. Природа тоже другая — практически нет полей, зато часты вырубки с оставленными на семена большими деревьями (когда такая вырубка начинает зарастать молодым зелёным лесом, она принимает весьма живописный вид), болота с маленькими чёрными озерцами и речками (воистину, страна Suomi здесь по праву носит своё имя!), и, конечно, огромные сосновые леса. Кое-где попадаются хутора и дачи, но их немного, и вид у них не очень нарядный. Всё очень похоже на Россию. Мусора у дороги почти нет.
В Saarivaara есть деревянная православная часовня (tsasouna по-фински), украшенная резьбой. Чуть дальше — озеро Kanajärvi, на берегу которого организован пляж (uimaranta по-фински), о чём предупреждает деревянная табличка. На пляже — стол с деревянными скамейками, есть небольшая земляная площадка для машин, через дорогу по деревянной табличке с надписью «WC» — туалет в сельском стиле (типа того, какие строят обычно в России на дачах, только стены без щелей, никакого электричества, и весь свет поступает через небольшое окошко). Вместо большого мусорного бака с крышкой — какое-то старое ведро, заполненное мусором. С пляжа хорошо виден ряд желтоватых буйков, обозначающих погранзону, а при желании можно рассмотреть второй ряд буйков — белых, за которыми начинается Россия. Выходит солнце. Сушу палатку и полиэтиленовый тент, достаю горелку — обедать. Не проходит и часа, как вновь сгущаются тучи, я спешно сворачиваю палатку, и как раз вовремя — начинается дождь. Накрываю вел тентом, а сам, сидя за столом под зонтиком, варю кашу, кипячу чай и открываю упаковку сушёных кальмаров. У меня заканчивается первый газовый баллон.
Накипятив 3.5 литра чая и поев каши, отправляюсь дальше. Дождь перестаёт, однако вскоре вновь начинается, к счастью, слабый. Похоже, он уже не прекратится сегодня, так что надо искать место и ставить палатку, пока он не стал сильнее. Не доезжая Mutalahti, нахожу на карте просёлок, не доходящий до погранзоны (а значит — пограничники по нему не ездят), и сворачиваю на него. Восемь вечера. Дорожка делает изгиб влево, и я в поисках подходящего места где проезжаю, а где прохожу её всю. В основном вдоль дорожки черничник, и на него вставать совершенно не хочется. В самом конце — место для разворота машин в виде буквы «T». Похоже, дорожка сделана для сборщиков ягод. Возвращаюсь немного назад, туда, где я приметил небольшую полянку, по дороге срываю красный гриб и сыроежку. Полянка оказывается моховой и сыроватой, но воды на ней нет, и я закатываю туда вел, укрываю его и ставлю палатку. Комары едят нещадно, «Gardex» не помогает, а место приходится тщательно расчищать от веток и шишек, дабы не повредить дно палатки. Наконец, залезаю в палатку, чищу и жарю грибы, пишу дневник, слушаю дождь, изучаю карту и ложусь спать.
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
![]() Основные параметры подбора снаряженияОстановимся более подробно на выборе того горнолыжного снаряжения, без которого процесс катания в принципе невозможен. Горные лыжи. Основные крит... |
![]() Зимний туристический поход в горыТехника передвижения. Движение в походах осуществляется, как правило, по тропам. В горах оно имеет свои особенности. На крутых подъемах длина шага с... |
Летнее снаряжение:
![]() Как поставить палатку?Для того, чтобы понять, как же ставить палатку, следует сперва выяснить, какая же палатка у вас в наличии. На сегодняшний день в продаже в основн... |
Отдых одесситов в Ялте: чем доехать из Одессы в Крым?Несмотря на то, что Одесса является популярным курортным городом, множество ее жителей каждое лето ездят отдыхать на Черноморское побережье Крыма. Люб... |
Рафтинг для смелых:
Отчет о парусно-туристическом походе по БАЛТИЙСКОМУ морю НА КАТАМАРАНАХ «Ветер» и «Мечтатель» ПО МАР![]() Составил Бойков Алексей, капитан катамарана М388 МЕЧТАТЕЛЬ (frecap@mail.ru). в тесном соавторстве с Веселухой Галиной. ЭкипажИ Катамаран «М... |
Соло в компании![]() Войти в то же море Возвращаясь в прошлом году домой, мы уже мечтали снова приехать в Финляндию. Неисследованы берега от Хельсинки до Таммисари,... |
Паводковые реки подмосковья для начинающих![]() Этот текст посвящен вопросу, на который мне, признаться, уже несколько надоело отвечать: - Куда сводить группу начинающих на паводок на выходные... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Велопоход![]() Вторник 22.07 103.5 км (грунтовка) Дорога от Першлахты до Филлиповского была очень изматывающая. Сплошные подъемы и спуски по плохой дороге |
Велопоход по Египту![]() Велосипед Велосипед с багажником Велобаул не менее 60 л Чехол для велосипеда Фонарь и задняя мигалка Запасная камера, насос, заплатки, на... |
Мега Трофи Караван Крым![]() Часть 1 Отчёт - рассказ о путешествии, а также некоторые идеи организации мега-трофи. Рассказывает Кузнецов Андрей - руководитель Мега-Трофи Кара... |