Главная - Туризм - Летний рафтинг - На Кавказ ездить можно и нужно


На Кавказ ездить можно и нужно

Туризм - Летний рафтинг

на кавказ ездить можно и нужно

Водный поход

Привет, друзья-пилигримовцы,

Я вернулся с Кавказа и хочу рассказать об этом вам. Наверное, описание будет несколько сумбурным, но оно предназначено для тех, кто представляет себе Карпаты и интересуется Кавказом, то есть для нас.

Стартовали мы ввосьмером в пятницу вечером 21 сентября из Москвы и приехали на Белую поздно вечером в субботу. Ехали не очень быстро, поскольку двигатель у нашего Фольксвагена LT-35 SDI (кроме двигателя
полный аналог Жориного Мерседеса) слабоват. Однако же бус оборудован спальными местами на семь человек, что добавляет комфорту. Я тоже порулил несколько сот километров. Что касается дороги, то она по большей части хорошая, а в Краснодарском крае и Адыгее ещё лучше.
Ехали мимо Ростова, не доезжая Краснодара на Усть-Лабинск, Майкоп.

Проснувшись утром, я увидел довольно широкую и мелкую Белую в широкой долине вроде долины Свечи в самых широких местах, только расход всё же побольше. Впрочем рядом был порожек вполне ничего себе. Потом мы поехали наверх в пос. Гузерипль. Долина реки местами сильно сужается до каньона по сравнению с которым Прикарпатский кажется просто долиной.
Внизу пороги. На первый взгляд, не особо страшные, но подробности позже. Горы очень красивые и от Гузерипля до Хамышек и еще ниже сложены красными породами вроде гранита, туфа и полевого шпата. Вершины в виде
скальных пиков, но поросших деревьями. Деревья - это грабы, буки, дубы и сосны. Оказалось, что и грибов немало. Очень красивая уютная долина.

Дорога - асфальт отличного качества, практически не петляет. Гузерипль - небольшой курортный поселок, чуть побольше верхнего кордона на Пруте, но более ухоженный. Поплыли мы из Гузерипля - и в начале ничего
особенного - обычная речка карпатского уровня - плесы перемежаются с не слишком сложными порогами. Порог Театральный - уже кое-что. Я бы сравнил его по сложности с Водопадным на Пруте, только он более узкий.
Прошли без проблем. Потом был порог Топорики - я его не выделил среди фона. Дальше случилась большая ошибка. Первый, не вполне опытный человек показал, что можно идти, хотя речка куда-то исчезала среди камней. Что показывал Доктор - уже никто не видел. В предпоследний
момент я понял, что что-то неладно, и попытался зачалить в последнее улово, но не смог. Тогда всё-таки развернулся носом и пошел. Можете себе представить порог Топоры? Вся речка сливается в узкий желоб между
гранитных скал с поворотом шириной менее двух метров, высота перепада - метра три, длина - метров семь. Как оказалось, он глубокий - иначе куда деваться воде? Если сжать Бутылочное горлышко раза в три по ширине, увеличить раза в три по высоте и добавить воды раза в два, добавить поворот на 40 градусов, то вот это что-то такое. Впрочем, в Карпатах аналогов нет. Что там творится - это ужас. Меня положило в конце слива, мягенько постучало по камням каской, потом выдернуло из каяка, с головы сняло каску с подшлемником. Я принял привычное положение где-то глубоко внизу. Смотрю вверх - вижу свет, чувствую - за ноги тянет меня тихонько вниз и вбок - в подводный карман, а спасжилет - вверх. Я оттолкнулся от кармана ногами, выплыл на поверхность и схватился за каяк. Струя тянет вниз, но я подтянулся за каяк, вынырнул, даже как-то стабилизировался у скалы. Вижу перед собой лицо Доктора. Он дал морковку Ленке, которая шла первой, а меня спрашивает: Ты можешь подождать? Я сказал, что вроде могу. И действительно, скоро он дал мне веревочку в руки тоже, жаль, что я
бросил при этом каяк. Уже с берега я видел, что из порога выплывает еще один человек. Сначала не очень понятно было, живой он или нет, но он подгреб к берегу. Как проплыл четвертый - я не видел. Потом уже в котле болтались четыре лодки, весла и всякое мелкое барахло. Двое наиболее осторожных человек из группы, не считая Доктора, всё же зачалились перед порогом. Пока мы вылавливали лодки, весла куда-то подевались. Одно - я видел, как выплыло, а вот мое и еще одно исчезли без следа. Мою каску и подшлемник выловили, у одного человека утянуло гидроносок. У меня из лодки вымыло переднюю (!) поддуваху - наверное, она была не надута, но всё равно... С одной же большой задней поддувахой лодку мотало по всему котлу, причем она скрывалась в карманах на несколько секунд. После вылавливания людей и вещей мы переправились на буксире к дороге, а двое бойцов пошли проходить находящиеся немного ниже пороги Киши-I и Киши-II. Прошли вроде успешно, хотя я не видел, как.

Изрядно общипанные, но не побежденные, через некоторое время погрузились в бус (Доктор взял велосипед, чтобы за ним ездить, и прятал его в кустах) и отбыли на стоянку чуть выше упомянутых порогов.
Долго обсуждали впечатления, впрочем, доброжелательно.

На следующий день желающие без Доктора стартовали от стоянки, чтобы покататься и поискать потерянные шмотки. У меня же не было настроя и я не поплыл (впрочем, ничего военного в тот день и не было). Не очень
уж и большой ночной дождь добавил изрядно воды (что не характерно для Карпат). На Топорах мы встали, чтобы просигнализировать. Но народ был и так осторожен и все заранее зачалились и обнесли. Потом сразу нашли мое весло. Похоже, оно застряло в кармане, и вымыло его из-за повышения воды, когда котел стал более проносным. Так, что я остался без потерь, чему был очень рад. Потом нашли еще одно весло TNP, а третье - новенькое карбон-кевларовое - нет (носок - не в счет). И это всё ещё хорошо - никто не утонул.

Киши проходили двое более опытных людей. От повышения воды они стали сложнее. Пороги эти требуют некоторой техники и скоростного маневра, но не опасны, поскольку нет котлов и легко организовать страховку. Оба
человека прошли не вполне чисто в отличие от первого дня, а второй и вообще с заплывом. Первый порог представяет собой слив с мощной струей с навалом на большой камень. Второй похож, но несколько смещен вправо, и струя там более кривая. Между порогами довольно мощная сбойка струй от первого порога и впадающей речки Киша. Впрочем, если пройти первый
порог, то второй пройти уже не сложно. Ребята еще долго плыли и доплыли до начала Гранитного каньона и закончили сплав, после чего мы переехали в конец каньона. Вечером заказали баню на турбазе, которая была неподалеку. Баня средняя, но пообщались хорошо.

Гранитный каньон - исключительно интересное и сложно место. Делится он на две части порогами Пригорок и Горка - те же Топоры, только длиной в пять раз больше и с несколькими поворотами - явный обнос или утопление. Сначала более опытных двое проходил по очереди с Доктором нижнюю часть. Особенность в том, что по обе стороны речки две пятидесятиметровые отвесные стены - не вылезешь никуда, пороги вниз - не надо баловаться - впечатляют даже если глядеть сверху, с дороги. Интенсивность сплава весьма высока, хотя места для отдыха тоже есть.

У лагеря поставили страховку для вылавливания каяков, а я водил автобус, фотографировал и заодно возил видеооператора. Пропыли успешно, хотя у первого товарища отломалось халявно приклеенная новенькая карбон-кевларовая лопасть. Однако нас учили ходить и с одной лопастью, поэтому он до улова доплыл, а оставшуюся часть каньона с одной лопастью шел Доктор. Надо сказать, единственный способ организовать страховку там - это сопровождение опытного товарища.

Потом все желающие (это были не все) пошли верхнюю, более простую часть каньона. Там и стенки пониже и расколбас поменьше. Но все равно я почувствовал, что этот уровень уже сложноват для меня. Я сразу лег на старте при прыжке со скалы, но быстро встал еще до слива. Потом уже дальше промазал мимо улова шел - э-э задом в слив, лег, но потом встал. К счастью, рядом было большое спокойное улово. Вообще вода в каньоне сильно отличается от таковой вне его. Турбулентность везде - заметно колбасит даже на вроде бы совершенно ровном месте, не говоря уже о сливах и валах, хотя масштаб этих препятствий вроде и не впечатлял особенно. Но ощущения совершенно новые для меня и необычные. Дальше мои моральные силы подошли к концу и я вылез на дорогу перед крупным сливом с концентрированной струей и острым валом единственным препятствием, который мы смотрели. Как оказалось, это было последнее серьезное препятствие перед Горкой и до общего вылезания я не доплыл всего лишь около 50-100 м, дошел потом пешком. Если бы такой слив был на ровном месте, я бы наверное пошел, но плыть по каньону даже в обнимку лодкой перед Горкой мне что-то не улыбалось. В общем, день прошел удачно. Вечером делали блины, а я немного покатался на велосипеде.

На следующий день поехали на Мзымту. По пути смотрели Хаджохскую теснину тоже на Белой. Каньон еще более узкий, чем Гранитный и сложный. Точнее - не дает права на ошибки. Находится почти на ровном месте. Единственная щель - сам каньон. Он сложен уже известняковыми породами, глубиной около 30 м, внизу непрерывный порог. Вроде бы он считается проще Гранитного, но впечатляет.

До Мзымты по прямой менее 100 км, а ехать в объезд около 500 км.
Дорога с нашей стороны гор хорошая. На перевале до Туапсе есть кусок грунтовки около 20 км, впрочем, терпимый. Плохой участок от Туапсе до Сочи - очень извилистый и узкий серпантин и куча машин. Приехали уже
поздно вечером. Но мы по пути купались (кстати, в военном санатории, где мы в 2000 г. отдыхали с Олей), ходили в кафе... Устроились в Адлере недалеко от впадения Мзымты в море и от самого моря в сквере Бестужева, жили прямо в бусе. Утром и вечером купались в море. Днем ездили сплавляться.

Долина Мзымты красивая, но освоена и во многом испорчена человеком. Не так, правда, как на Пруте. Во многих местах что-то строится, в речке копают экскаваторы и т.д. Мы начали сплавляться чуть выше Красной Поляны. Сначала ничего особенного - мелкие каменистые шиверы в стиле Прута. У нас один человек был совсем новичок, так он из всей поездки только этот участок и прокатился. Потом пошел довольно интенсивный сплав с порогами в стиле верхнего Белого Черемоша. Только воды побольше, камни побольше, маневр позатейливее. Небольшие бочки, сбойки, да еще мутная вода и солнце в глаза. В общем, забористо, хотя места для передышки тоже имеются. Один порог Люлька середнячки обнесли из осторожности, хотя можно было бы и пройти. Я на обносе больно стукнулся коленкой. Я бы сказал, что этот участок был мне по силам, хотя и требовал некоторой сосредоточенности. Я прошёл его довольно чисто, без особых ошибок.

Доплыли до плотины ГЭС, потом середнячки остались ждать, а Доктор и один из более сильных (другой уступал свою лодку другу-новичку и отстал) пошли в Греческое ущелье. Говорят, место забористое, если не сказать больше, хотя я не видел. К сожалению, как только они отплыли, перекрыли плотину, и вода в ставке, где мы стояли стала прибавляться. Поэтому у них был ... э-э камне... крикинг. Дошли до конца они успешно, но потом, когда Доктор поехал на велосипеде за бусом, на него бросилась собака, и он сильно упал с подозрением на перелом ключицы. Всё-таки он добрался до буса и доехал на нем до поворота к нам. Потом я сел за руль мы собрали всю публику из трех мест и поехали в больницу. К счастью, оказалось, что перелома или разрыва связок нет - просто сильный ушиб плечевого сустава, но всё равно сплавляться Доктор уже не мог и бус мог водить ограниченно.

На второй день желающие снова прошли первый участок (я не ходил), а в дополнение устроили праздник обжорства. Потом мы купались, ходили в кино, на рынок, снова купались и т.д. До Москвы добрались успешно, мне
пришлось проехать почти всю горную часть дороги. Приехали 30 сентября вечером.

В целом у меня осталось хорошее впечатление от Кавказа. Где мы были, живут украинцы, русские или армяне, поэтому с национальным вопросом никаких проблем не было. Гаишники нам тоже не досаждали. Дороги в основном отличного качества. В горах очень красиво, особенно на Белой, хотя в этих местах они не намного выше Карпат. Со Мзымты всё же видна одна снеговая дорожка. По характеру же горы гораздо более молодые и разнообразные. Ну а речки - вообще сказка - что-то похоже на Карпаты, но есть такое, чего там нет принципиально.

Сочи, как место отдыха, мне не очень понравились. Довольно много народу даже в конце сентября, много машин, пробки. Море было теплое, но побережье не очень интересное. В Коктебеле летом мне понравилось
гораздо больше, но сейчас оттуда вернулись люди - вода была холодной.

Лодка моя показала себя неплохо, хотя для экстремального сплава в каньоне она уже не весьма подходит - заметно кусает (ну и мне техники
не хватает, наверное). Фотоаппарат Пентакс выдержал все издевательства, включая купание в Топорах и съемки в море. Единственное - потеет объектив после холодной воды - надо будет держать аппарат в теплом кармане, поэтому съемки с воды не очень получились. Ну и всё потерянное мною удалось выловить и найти...

Надеюсь, следующая поездка на Кавказ будет уже с вами.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Устойчивые сорта плодовых деревьев.

Зимнее снаряжение:

News image

Особенности туристических путешествий в горах

К этому виду туристских путешествий относятся те, которые проводятся в районах альпийских гор. Альпийскими горами называются молодые высокие горы...

News image

Виды лыж

Лыжи делятся на несколько групп. 1. По целевой аудитории Выбирая лыжи, нужно, прежде всего, исходить из того, для какой цели вы их приобретаете....

Летнее снаряжение:

News image

Как правильно упаковать, одеть и отрегулировать рюкзак

Времена, когда люди ходили с неудобными и тяжёлыми рюкзаками, остались далеко в прошлом. Современные технологии позволяют насладиться окружающими кр...

News image

Выбор рюкзака

Форма Форма основной емкости рюкзака определяется его предназначением и законами физики. Чем выше центр тяжести рюкзака и чем ближе он расположен...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Пеший маршрут Заповедными тропами Крыма

News image

Дорога в Крым Шляпа… настоящая австралийская шляпа, вот с чего начался для меня первый пеший поход в Крым. Эту шляпу я ув...

Ладога

News image

Походец по северо-восточному и северному берегам Ладожского озера Федор Ельцов

Дикарем в Турцию, или как я не стал шкипером

News image

В детстве я имел мечту – встать за штурвал настоящей яхты. Исполнить ее в нашем сухопутном городе было совершенно нереально и я ...

Отчет об авто путешествии

News image

Село Юркино (храм Рождества Христова, XYI века), Иосифо-Волоцкий монастырь («Святой колодец» Иосифа Волоцкого), с. Спирово (...

Зимние походы:

Чимганские горы

News image

Поездка в Узбекистан была предпринята мною совершенно спонтанно и так как я в очередной раз получил статус холостяка, то и прогр...

Winter Scottish Climbing, Ben Nevis

News image

В прошлые выходные приобщились к зимним шотландским горам - вместе с Лешей Долининым поползали по склонам Бен-Невиса. в субботу ...

Зимний поход по Памиру

News image

С большим облегчением снимаю с себя обязанности по мониторингу команды МАИ, которая завершила лыжный поход по Памиру с восхожден...

Отчет по походе 5 кс c элементами 6 кс Памир (линейный

News image

Отчет о горном походе 5-й категории сложности 27.07.2003 по 01.09 2003г

Горные походы:

Поход в горы

News image

...Про эту 100-километровую гонку я слышал очень давно

Пикник на обочине

News image

“Целью похода была самая высокая точка хребта Яблоновый, что в Читинской области, – гора Кусотка (Косотуй) 1678 м.”..

У каждого своя Победа

News image

Часть 1: Вводная После успешного опыта на Ленина и Корженевской следующим логичным шагом было бы посещение Иныльчека, что я и...

Поход по Черногорскому хребту

News image

Зимний поход по Черногорскому хребту или «... Отпустите меня в Гималаи»

Велопоходы:

Savonlinna

News image

Савонлинна — достаточное основание для того, чтобы планировать маршрут именно под посещение этого места Просыпаюсь в 06.00 —...

Отчет о велопоходе

News image

Изменения маршрута п осравнению с заявленным: коснулись следующих участков: Между зимовкой Карабулак и поселком Акеспе предполаг...

Архангельск-Северодвинск-Солза-Кянда-Тамица-Покровское-

News image

Выбор онежского полуострова для очередных покатушек был не случайным. Давно хотелось побывать на Белом море и посмотреть Соловки...

Отчет о походе Мега-Трофи-КАРАВАН

News image

C 30 апреля по 11 мая 1998 г. велоклуб КАРАВАН провел многодневное Мега-Трофи КАРАВАН по горному Крыму. Что такое Мега-Т...

Рафтинг для смелых:

Южный Буг. Исповедь адмирала

News image

18 июня с автовокзала мы стартовали в город Ладыжин. Очень удобно, ходит маршрутка, в которую нам удалось вместиться со всем багажом. Было 4 байды, ...

Апрельские покатушки на Вуоксе

News image

Отчет о поездке Наша команда в составе компании «Адвентурс» и их друзей долго ломала голову, куда бы отправиться на выходные потренироваться пе...

Жигулевская кругосветка

News image

«Жигулевская кругосветка» – один из самых любимых и популярных водных маршрутов в Самарской области и за ее пределами. Хотя этот маршрут совершенно ...

Велопоходы:

Заметки вело байкера

News image

В 2001 году официальное закрытие сезона пришлось на воскресенье 14 октября. Погода слегка подкачала: ночью был небольшой минус, лужи замерзли, свис...

Parikkala и Punkaharju

News image

Это известное туристическое место, обязанное своей популярностью красивой природе… главная достопримечательность — семикилометровая коса шириной бук...

Отчет о велопоходе

News image

Подробный маршрут: Светогорск — Imatra — 6-й веломаршрут — Rautjärvi — Parikkala — 14-й веломаршрут — Punkaharju — дорога № 14, Savonlinna —...

Авторизация