Главная - Туризм - Летний рафтинг - На Кавказ ездить можно и нужно


На Кавказ ездить можно и нужно

Туризм - Летний рафтинг

на кавказ ездить можно и нужно

Водный поход

Привет, друзья-пилигримовцы,

Я вернулся с Кавказа и хочу рассказать об этом вам. Наверное, описание будет несколько сумбурным, но оно предназначено для тех, кто представляет себе Карпаты и интересуется Кавказом, то есть для нас.

Стартовали мы ввосьмером в пятницу вечером 21 сентября из Москвы и приехали на Белую поздно вечером в субботу. Ехали не очень быстро, поскольку двигатель у нашего Фольксвагена LT-35 SDI (кроме двигателя
полный аналог Жориного Мерседеса) слабоват. Однако же бус оборудован спальными местами на семь человек, что добавляет комфорту. Я тоже порулил несколько сот километров. Что касается дороги, то она по большей части хорошая, а в Краснодарском крае и Адыгее ещё лучше.
Ехали мимо Ростова, не доезжая Краснодара на Усть-Лабинск, Майкоп.

Проснувшись утром, я увидел довольно широкую и мелкую Белую в широкой долине вроде долины Свечи в самых широких местах, только расход всё же побольше. Впрочем рядом был порожек вполне ничего себе. Потом мы поехали наверх в пос. Гузерипль. Долина реки местами сильно сужается до каньона по сравнению с которым Прикарпатский кажется просто долиной.
Внизу пороги. На первый взгляд, не особо страшные, но подробности позже. Горы очень красивые и от Гузерипля до Хамышек и еще ниже сложены красными породами вроде гранита, туфа и полевого шпата. Вершины в виде
скальных пиков, но поросших деревьями. Деревья - это грабы, буки, дубы и сосны. Оказалось, что и грибов немало. Очень красивая уютная долина.

Дорога - асфальт отличного качества, практически не петляет. Гузерипль - небольшой курортный поселок, чуть побольше верхнего кордона на Пруте, но более ухоженный. Поплыли мы из Гузерипля - и в начале ничего
особенного - обычная речка карпатского уровня - плесы перемежаются с не слишком сложными порогами. Порог Театральный - уже кое-что. Я бы сравнил его по сложности с Водопадным на Пруте, только он более узкий.
Прошли без проблем. Потом был порог Топорики - я его не выделил среди фона. Дальше случилась большая ошибка. Первый, не вполне опытный человек показал, что можно идти, хотя речка куда-то исчезала среди камней. Что показывал Доктор - уже никто не видел. В предпоследний
момент я понял, что что-то неладно, и попытался зачалить в последнее улово, но не смог. Тогда всё-таки развернулся носом и пошел. Можете себе представить порог Топоры? Вся речка сливается в узкий желоб между
гранитных скал с поворотом шириной менее двух метров, высота перепада - метра три, длина - метров семь. Как оказалось, он глубокий - иначе куда деваться воде? Если сжать Бутылочное горлышко раза в три по ширине, увеличить раза в три по высоте и добавить воды раза в два, добавить поворот на 40 градусов, то вот это что-то такое. Впрочем, в Карпатах аналогов нет. Что там творится - это ужас. Меня положило в конце слива, мягенько постучало по камням каской, потом выдернуло из каяка, с головы сняло каску с подшлемником. Я принял привычное положение где-то глубоко внизу. Смотрю вверх - вижу свет, чувствую - за ноги тянет меня тихонько вниз и вбок - в подводный карман, а спасжилет - вверх. Я оттолкнулся от кармана ногами, выплыл на поверхность и схватился за каяк. Струя тянет вниз, но я подтянулся за каяк, вынырнул, даже как-то стабилизировался у скалы. Вижу перед собой лицо Доктора. Он дал морковку Ленке, которая шла первой, а меня спрашивает: Ты можешь подождать? Я сказал, что вроде могу. И действительно, скоро он дал мне веревочку в руки тоже, жаль, что я
бросил при этом каяк. Уже с берега я видел, что из порога выплывает еще один человек. Сначала не очень понятно было, живой он или нет, но он подгреб к берегу. Как проплыл четвертый - я не видел. Потом уже в котле болтались четыре лодки, весла и всякое мелкое барахло. Двое наиболее осторожных человек из группы, не считая Доктора, всё же зачалились перед порогом. Пока мы вылавливали лодки, весла куда-то подевались. Одно - я видел, как выплыло, а вот мое и еще одно исчезли без следа. Мою каску и подшлемник выловили, у одного человека утянуло гидроносок. У меня из лодки вымыло переднюю (!) поддуваху - наверное, она была не надута, но всё равно... С одной же большой задней поддувахой лодку мотало по всему котлу, причем она скрывалась в карманах на несколько секунд. После вылавливания людей и вещей мы переправились на буксире к дороге, а двое бойцов пошли проходить находящиеся немного ниже пороги Киши-I и Киши-II. Прошли вроде успешно, хотя я не видел, как.

Изрядно общипанные, но не побежденные, через некоторое время погрузились в бус (Доктор взял велосипед, чтобы за ним ездить, и прятал его в кустах) и отбыли на стоянку чуть выше упомянутых порогов.
Долго обсуждали впечатления, впрочем, доброжелательно.

На следующий день желающие без Доктора стартовали от стоянки, чтобы покататься и поискать потерянные шмотки. У меня же не было настроя и я не поплыл (впрочем, ничего военного в тот день и не было). Не очень
уж и большой ночной дождь добавил изрядно воды (что не характерно для Карпат). На Топорах мы встали, чтобы просигнализировать. Но народ был и так осторожен и все заранее зачалились и обнесли. Потом сразу нашли мое весло. Похоже, оно застряло в кармане, и вымыло его из-за повышения воды, когда котел стал более проносным. Так, что я остался без потерь, чему был очень рад. Потом нашли еще одно весло TNP, а третье - новенькое карбон-кевларовое - нет (носок - не в счет). И это всё ещё хорошо - никто не утонул.

Киши проходили двое более опытных людей. От повышения воды они стали сложнее. Пороги эти требуют некоторой техники и скоростного маневра, но не опасны, поскольку нет котлов и легко организовать страховку. Оба
человека прошли не вполне чисто в отличие от первого дня, а второй и вообще с заплывом. Первый порог представяет собой слив с мощной струей с навалом на большой камень. Второй похож, но несколько смещен вправо, и струя там более кривая. Между порогами довольно мощная сбойка струй от первого порога и впадающей речки Киша. Впрочем, если пройти первый
порог, то второй пройти уже не сложно. Ребята еще долго плыли и доплыли до начала Гранитного каньона и закончили сплав, после чего мы переехали в конец каньона. Вечером заказали баню на турбазе, которая была неподалеку. Баня средняя, но пообщались хорошо.

Гранитный каньон - исключительно интересное и сложно место. Делится он на две части порогами Пригорок и Горка - те же Топоры, только длиной в пять раз больше и с несколькими поворотами - явный обнос или утопление. Сначала более опытных двое проходил по очереди с Доктором нижнюю часть. Особенность в том, что по обе стороны речки две пятидесятиметровые отвесные стены - не вылезешь никуда, пороги вниз - не надо баловаться - впечатляют даже если глядеть сверху, с дороги. Интенсивность сплава весьма высока, хотя места для отдыха тоже есть.

У лагеря поставили страховку для вылавливания каяков, а я водил автобус, фотографировал и заодно возил видеооператора. Пропыли успешно, хотя у первого товарища отломалось халявно приклеенная новенькая карбон-кевларовая лопасть. Однако нас учили ходить и с одной лопастью, поэтому он до улова доплыл, а оставшуюся часть каньона с одной лопастью шел Доктор. Надо сказать, единственный способ организовать страховку там - это сопровождение опытного товарища.

Потом все желающие (это были не все) пошли верхнюю, более простую часть каньона. Там и стенки пониже и расколбас поменьше. Но все равно я почувствовал, что этот уровень уже сложноват для меня. Я сразу лег на старте при прыжке со скалы, но быстро встал еще до слива. Потом уже дальше промазал мимо улова шел - э-э задом в слив, лег, но потом встал. К счастью, рядом было большое спокойное улово. Вообще вода в каньоне сильно отличается от таковой вне его. Турбулентность везде - заметно колбасит даже на вроде бы совершенно ровном месте, не говоря уже о сливах и валах, хотя масштаб этих препятствий вроде и не впечатлял особенно. Но ощущения совершенно новые для меня и необычные. Дальше мои моральные силы подошли к концу и я вылез на дорогу перед крупным сливом с концентрированной струей и острым валом единственным препятствием, который мы смотрели. Как оказалось, это было последнее серьезное препятствие перед Горкой и до общего вылезания я не доплыл всего лишь около 50-100 м, дошел потом пешком. Если бы такой слив был на ровном месте, я бы наверное пошел, но плыть по каньону даже в обнимку лодкой перед Горкой мне что-то не улыбалось. В общем, день прошел удачно. Вечером делали блины, а я немного покатался на велосипеде.

На следующий день поехали на Мзымту. По пути смотрели Хаджохскую теснину тоже на Белой. Каньон еще более узкий, чем Гранитный и сложный. Точнее - не дает права на ошибки. Находится почти на ровном месте. Единственная щель - сам каньон. Он сложен уже известняковыми породами, глубиной около 30 м, внизу непрерывный порог. Вроде бы он считается проще Гранитного, но впечатляет.

До Мзымты по прямой менее 100 км, а ехать в объезд около 500 км.
Дорога с нашей стороны гор хорошая. На перевале до Туапсе есть кусок грунтовки около 20 км, впрочем, терпимый. Плохой участок от Туапсе до Сочи - очень извилистый и узкий серпантин и куча машин. Приехали уже
поздно вечером. Но мы по пути купались (кстати, в военном санатории, где мы в 2000 г. отдыхали с Олей), ходили в кафе... Устроились в Адлере недалеко от впадения Мзымты в море и от самого моря в сквере Бестужева, жили прямо в бусе. Утром и вечером купались в море. Днем ездили сплавляться.

Долина Мзымты красивая, но освоена и во многом испорчена человеком. Не так, правда, как на Пруте. Во многих местах что-то строится, в речке копают экскаваторы и т.д. Мы начали сплавляться чуть выше Красной Поляны. Сначала ничего особенного - мелкие каменистые шиверы в стиле Прута. У нас один человек был совсем новичок, так он из всей поездки только этот участок и прокатился. Потом пошел довольно интенсивный сплав с порогами в стиле верхнего Белого Черемоша. Только воды побольше, камни побольше, маневр позатейливее. Небольшие бочки, сбойки, да еще мутная вода и солнце в глаза. В общем, забористо, хотя места для передышки тоже имеются. Один порог Люлька середнячки обнесли из осторожности, хотя можно было бы и пройти. Я на обносе больно стукнулся коленкой. Я бы сказал, что этот участок был мне по силам, хотя и требовал некоторой сосредоточенности. Я прошёл его довольно чисто, без особых ошибок.

Доплыли до плотины ГЭС, потом середнячки остались ждать, а Доктор и один из более сильных (другой уступал свою лодку другу-новичку и отстал) пошли в Греческое ущелье. Говорят, место забористое, если не сказать больше, хотя я не видел. К сожалению, как только они отплыли, перекрыли плотину, и вода в ставке, где мы стояли стала прибавляться. Поэтому у них был ... э-э камне... крикинг. Дошли до конца они успешно, но потом, когда Доктор поехал на велосипеде за бусом, на него бросилась собака, и он сильно упал с подозрением на перелом ключицы. Всё-таки он добрался до буса и доехал на нем до поворота к нам. Потом я сел за руль мы собрали всю публику из трех мест и поехали в больницу. К счастью, оказалось, что перелома или разрыва связок нет - просто сильный ушиб плечевого сустава, но всё равно сплавляться Доктор уже не мог и бус мог водить ограниченно.

На второй день желающие снова прошли первый участок (я не ходил), а в дополнение устроили праздник обжорства. Потом мы купались, ходили в кино, на рынок, снова купались и т.д. До Москвы добрались успешно, мне
пришлось проехать почти всю горную часть дороги. Приехали 30 сентября вечером.

В целом у меня осталось хорошее впечатление от Кавказа. Где мы были, живут украинцы, русские или армяне, поэтому с национальным вопросом никаких проблем не было. Гаишники нам тоже не досаждали. Дороги в основном отличного качества. В горах очень красиво, особенно на Белой, хотя в этих местах они не намного выше Карпат. Со Мзымты всё же видна одна снеговая дорожка. По характеру же горы гораздо более молодые и разнообразные. Ну а речки - вообще сказка - что-то похоже на Карпаты, но есть такое, чего там нет принципиально.

Сочи, как место отдыха, мне не очень понравились. Довольно много народу даже в конце сентября, много машин, пробки. Море было теплое, но побережье не очень интересное. В Коктебеле летом мне понравилось
гораздо больше, но сейчас оттуда вернулись люди - вода была холодной.

Лодка моя показала себя неплохо, хотя для экстремального сплава в каньоне она уже не весьма подходит - заметно кусает (ну и мне техники
не хватает, наверное). Фотоаппарат Пентакс выдержал все издевательства, включая купание в Топорах и съемки в море. Единственное - потеет объектив после холодной воды - надо будет держать аппарат в теплом кармане, поэтому съемки с воды не очень получились. Ну и всё потерянное мною удалось выловить и найти...

Надеюсь, следующая поездка на Кавказ будет уже с вами.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Одежда и аксесcуары для лыжного отдыха

Для комфортного катания желательно иметь куртку, брюки-наполукомбинезон, шапку и перчатки. Многие производители спортивного снаряжения шьют одежду д...

News image

Подготовка и хранение лыж

Прежде чем впервые встать на новые лыжи, их надо подготовить, причём подготовка несколько отличается для пластиковых и деревянных лыж. Деревянные...

Летнее снаряжение:

News image

Виды палаток от производетелей

Производителей палаток в России и в частности в Петербурге очень много. Кроме этого, к нам везут палатки из-за границы. Много говорят о финских , ...

News image

Системы ветниляции в рюкзаках

Система вентиляции рюкзаков Loap AAS I Простая в использовании модифицируемая система AAS I разработанная для наиболее экстремального использо...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Заповедники и национальные парки России

News image

На сегодняшний день на всей территории России, от заполярного круга до субтропиков, во всех природных зонах 70 субъектов Федерац...

Пеший маршрут Заповедными тропами Крыма

News image

Дорога в Крым Шляпа… настоящая австралийская шляпа, вот с чего начался для меня первый пеший поход в Крым. Эту шляпу я ув...

Исполнение желаний

News image

Дело было в начале августа 2004 года. Ранним утром (в середине ночи по московскому времени!!!) наша скромная мужская компания, ...

В царстве медведя и лосося

News image

Перелет на вертолете из Петропавловска-Камчатского до Курильского озера, занимающий около полутора часов, пролетает как один миг...

Зимние походы:

Новый Год на Эльбрусе, зимнее восхождение на Эльбрус

News image

И так банальное желание встречать Новый Год вне дома возникло и в канун 2011 года, где-то так в сентябре 2010. Я уже точно оп...

Отчет о горном походе по Алтаю 2-й категории сложности

News image

Нитка маршрута: Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к) - дол. р. Аккем - оз

Смотритель дома на горе

News image

На южном Урале, на горе Дальний Таганай, среди метелей и туманов стоит дом — старая метеостанция. От Златоуста до неё километров...

Рассказ с картинками о походе на снегоступах по парку О

News image

Парк Оуланка. Вид со скал Ристикалло. Вместо эпиграфа. * * * На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И д...

Горные походы:

Впечатления первопроходца

News image

Выехали очень и очень неспешно – такова была изначальная тактика. Пропускали вперед даже ветеранов, которых мы обычно обгоняем. ...

Лыжный поход

News image

Старт: примерно 8:08 Финиш: около 18:27 Общее время в пути: 10 часов 19 минут Внимание: в тексте возможен мат! (Отредакти...

Впечатления новичка

News image

В электричке получаю номер и предупреждение о том что я заблужусь, да я и сам знаю: в отличие от Дмитриевской сотни, вторая поло...

Как мы прошли перевал Моминг

News image

Из фотоматериалов и карты видно, что прохождение ледопада не обязательно, если под взлет Ци-Це спуститься с северного плеча Цина...

Велопоходы:

Заметки вело байкера

News image

В 2001 году официальное закрытие сезона пришлось на воскресенье 14 октября. Погода слегка подкачала: ночью был небольшой минус,...

На велосипеде зимой

News image

Впервые эта статья была опубликована в газете Вольный Ветер в конце 2006 года Я думаю, что не сильно ошибусь, сказав, что на ...

Велопоход в Испанию

News image

Сколько живу на свете, всегда на ноябрьские праздники решал проблему: куда поехать? На Север в поисках первого снега? Так там де...

По верхушкам Тянь-Шаньских елей

News image

22 августа – г.Нарын (2052 м) - Таш-Башат - Эки-Нарын - Орюк-Там - р.Кара-Саз (до 2700 м) С утра выехали не рано. Диме над...

Рафтинг для смелых:

Ростов-на-Дону – Туапсе

News image

28.07.04 18-45 стартовали из Москвы, поезд Атаман Платов , видимо, борющийся за звание фирменного: проводницы - в форме, очень вежливые, в купе ...

Акватрофи-КАРАВАН по р. Угре и р. Жиздре

News image

С 1 мая по 9 мая 1998 г. в велоклубе Караван состоялся первый многодневный поход Акватрофи-КАРАВАН по Подмосковью. Маршрут состоял из двух сп...

Вместо Иссык-Куля - БоденЗее, и другая культурная программа

News image

Рекомендуем окрестности и сам городок Meersburg. Кемпинги в наличии. Очень красивая набережная, виноградники Spat - Burgunder, духовой оркестр веч...

Велопоходы:

Нарынская полупустыня

News image

самый длинный и жаркий день 21 августа - спуск по ущелью р.Куртка - мост через р.Нарын (1638 м) - Ак-Тал - мини-перевал (2085 м) - г.Нарын, го...

Вдоль Пинеги

News image

Велопоход на тандеме 24 июля – 8 августа 2006 г. Всего 833 км Маршрут: Ядриха (Котлас) – Двинской – Ламбас – Согра – Осяткино – Северный...

Велопоход

News image

Вторник 22.07 103.5 км (грунтовка) Дорога от Першлахты до Филлиповского была очень изматывающая. Сплошные подъемы и спуски по плохой дороге

Авторизация