На Кавказ ездить можно и нужно
Водный поход
Привет, друзья-пилигримовцы,
Я вернулся с Кавказа и хочу рассказать об этом вам. Наверное, описание будет несколько сумбурным, но оно предназначено для тех, кто представляет себе Карпаты и интересуется Кавказом, то есть для нас.
Стартовали мы ввосьмером в пятницу вечером 21 сентября из Москвы и приехали на Белую поздно вечером в субботу. Ехали не очень быстро, поскольку двигатель у нашего Фольксвагена LT-35 SDI (кроме двигателя
полный аналог Жориного Мерседеса) слабоват. Однако же бус оборудован спальными местами на семь человек, что добавляет комфорту. Я тоже порулил несколько сот километров. Что касается дороги, то она по большей части хорошая, а в Краснодарском крае и Адыгее ещё лучше.
Ехали мимо Ростова, не доезжая Краснодара на Усть-Лабинск, Майкоп.
Проснувшись утром, я увидел довольно широкую и мелкую Белую в широкой долине вроде долины Свечи в самых широких местах, только расход всё же побольше. Впрочем рядом был порожек вполне ничего себе. Потом мы поехали наверх в пос. Гузерипль. Долина реки местами сильно сужается до каньона по сравнению с которым Прикарпатский кажется просто долиной.
Внизу пороги. На первый взгляд, не особо страшные, но подробности позже. Горы очень красивые и от Гузерипля до Хамышек и еще ниже сложены красными породами вроде гранита, туфа и полевого шпата. Вершины в виде
скальных пиков, но поросших деревьями. Деревья - это грабы, буки, дубы и сосны. Оказалось, что и грибов немало. Очень красивая уютная долина.
Дорога - асфальт отличного качества, практически не петляет. Гузерипль - небольшой курортный поселок, чуть побольше верхнего кордона на Пруте, но более ухоженный. Поплыли мы из Гузерипля - и в начале ничего
особенного - обычная речка карпатского уровня - плесы перемежаются с не слишком сложными порогами. Порог Театральный - уже кое-что. Я бы сравнил его по сложности с Водопадным на Пруте, только он более узкий.
Прошли без проблем. Потом был порог Топорики - я его не выделил среди фона. Дальше случилась большая ошибка. Первый, не вполне опытный человек показал, что можно идти, хотя речка куда-то исчезала среди камней. Что показывал Доктор - уже никто не видел. В предпоследний
момент я понял, что что-то неладно, и попытался зачалить в последнее улово, но не смог. Тогда всё-таки развернулся носом и пошел. Можете себе представить порог Топоры? Вся речка сливается в узкий желоб между
гранитных скал с поворотом шириной менее двух метров, высота перепада - метра три, длина - метров семь. Как оказалось, он глубокий - иначе куда деваться воде? Если сжать Бутылочное горлышко раза в три по ширине, увеличить раза в три по высоте и добавить воды раза в два, добавить поворот на 40 градусов, то вот это что-то такое. Впрочем, в Карпатах аналогов нет. Что там творится - это ужас. Меня положило в конце слива, мягенько постучало по камням каской, потом выдернуло из каяка, с головы сняло каску с подшлемником. Я принял привычное положение где-то глубоко внизу. Смотрю вверх - вижу свет, чувствую - за ноги тянет меня тихонько вниз и вбок - в подводный карман, а спасжилет - вверх. Я оттолкнулся от кармана ногами, выплыл на поверхность и схватился за каяк. Струя тянет вниз, но я подтянулся за каяк, вынырнул, даже как-то стабилизировался у скалы. Вижу перед собой лицо Доктора. Он дал морковку Ленке, которая шла первой, а меня спрашивает: Ты можешь подождать? Я сказал, что вроде могу. И действительно, скоро он дал мне веревочку в руки тоже, жаль, что я
бросил при этом каяк. Уже с берега я видел, что из порога выплывает еще один человек. Сначала не очень понятно было, живой он или нет, но он подгреб к берегу. Как проплыл четвертый - я не видел. Потом уже в котле болтались четыре лодки, весла и всякое мелкое барахло. Двое наиболее осторожных человек из группы, не считая Доктора, всё же зачалились перед порогом. Пока мы вылавливали лодки, весла куда-то подевались. Одно - я видел, как выплыло, а вот мое и еще одно исчезли без следа. Мою каску и подшлемник выловили, у одного человека утянуло гидроносок. У меня из лодки вымыло переднюю (!) поддуваху - наверное, она была не надута, но всё равно... С одной же большой задней поддувахой лодку мотало по всему котлу, причем она скрывалась в карманах на несколько секунд. После вылавливания людей и вещей мы переправились на буксире к дороге, а двое бойцов пошли проходить находящиеся немного ниже пороги Киши-I и Киши-II. Прошли вроде успешно, хотя я не видел, как.
Изрядно общипанные, но не побежденные, через некоторое время погрузились в бус (Доктор взял велосипед, чтобы за ним ездить, и прятал его в кустах) и отбыли на стоянку чуть выше упомянутых порогов.
Долго обсуждали впечатления, впрочем, доброжелательно.
На следующий день желающие без Доктора стартовали от стоянки, чтобы покататься и поискать потерянные шмотки. У меня же не было настроя и я не поплыл (впрочем, ничего военного в тот день и не было). Не очень
уж и большой ночной дождь добавил изрядно воды (что не характерно для Карпат). На Топорах мы встали, чтобы просигнализировать. Но народ был и так осторожен и все заранее зачалились и обнесли. Потом сразу нашли мое весло. Похоже, оно застряло в кармане, и вымыло его из-за повышения воды, когда котел стал более проносным. Так, что я остался без потерь, чему был очень рад. Потом нашли еще одно весло TNP, а третье - новенькое карбон-кевларовое - нет (носок - не в счет). И это всё ещё хорошо - никто не утонул.
Киши проходили двое более опытных людей. От повышения воды они стали сложнее. Пороги эти требуют некоторой техники и скоростного маневра, но не опасны, поскольку нет котлов и легко организовать страховку. Оба
человека прошли не вполне чисто в отличие от первого дня, а второй и вообще с заплывом. Первый порог представяет собой слив с мощной струей с навалом на большой камень. Второй похож, но несколько смещен вправо, и струя там более кривая. Между порогами довольно мощная сбойка струй от первого порога и впадающей речки Киша. Впрочем, если пройти первый
порог, то второй пройти уже не сложно. Ребята еще долго плыли и доплыли до начала Гранитного каньона и закончили сплав, после чего мы переехали в конец каньона. Вечером заказали баню на турбазе, которая была неподалеку. Баня средняя, но пообщались хорошо.
Гранитный каньон - исключительно интересное и сложно место. Делится он на две части порогами Пригорок и Горка - те же Топоры, только длиной в пять раз больше и с несколькими поворотами - явный обнос или утопление. Сначала более опытных двое проходил по очереди с Доктором нижнюю часть. Особенность в том, что по обе стороны речки две пятидесятиметровые отвесные стены - не вылезешь никуда, пороги вниз - не надо баловаться - впечатляют даже если глядеть сверху, с дороги. Интенсивность сплава весьма высока, хотя места для отдыха тоже есть.
У лагеря поставили страховку для вылавливания каяков, а я водил автобус, фотографировал и заодно возил видеооператора. Пропыли успешно, хотя у первого товарища отломалось халявно приклеенная новенькая карбон-кевларовая лопасть. Однако нас учили ходить и с одной лопастью, поэтому он до улова доплыл, а оставшуюся часть каньона с одной лопастью шел Доктор. Надо сказать, единственный способ организовать страховку там - это сопровождение опытного товарища.
Потом все желающие (это были не все) пошли верхнюю, более простую часть каньона. Там и стенки пониже и расколбас поменьше. Но все равно я почувствовал, что этот уровень уже сложноват для меня. Я сразу лег на старте при прыжке со скалы, но быстро встал еще до слива. Потом уже дальше промазал мимо улова шел - э-э задом в слив, лег, но потом встал. К счастью, рядом было большое спокойное улово. Вообще вода в каньоне сильно отличается от таковой вне его. Турбулентность везде - заметно колбасит даже на вроде бы совершенно ровном месте, не говоря уже о сливах и валах, хотя масштаб этих препятствий вроде и не впечатлял особенно. Но ощущения совершенно новые для меня и необычные. Дальше мои моральные силы подошли к концу и я вылез на дорогу перед крупным сливом с концентрированной струей и острым валом единственным препятствием, который мы смотрели. Как оказалось, это было последнее серьезное препятствие перед Горкой и до общего вылезания я не доплыл всего лишь около 50-100 м, дошел потом пешком. Если бы такой слив был на ровном месте, я бы наверное пошел, но плыть по каньону даже в обнимку лодкой перед Горкой мне что-то не улыбалось. В общем, день прошел удачно. Вечером делали блины, а я немного покатался на велосипеде.
На следующий день поехали на Мзымту. По пути смотрели Хаджохскую теснину тоже на Белой. Каньон еще более узкий, чем Гранитный и сложный. Точнее - не дает права на ошибки. Находится почти на ровном месте. Единственная щель - сам каньон. Он сложен уже известняковыми породами, глубиной около 30 м, внизу непрерывный порог. Вроде бы он считается проще Гранитного, но впечатляет.
До Мзымты по прямой менее 100 км, а ехать в объезд около 500 км.
Дорога с нашей стороны гор хорошая. На перевале до Туапсе есть кусок грунтовки около 20 км, впрочем, терпимый. Плохой участок от Туапсе до Сочи - очень извилистый и узкий серпантин и куча машин. Приехали уже
поздно вечером. Но мы по пути купались (кстати, в военном санатории, где мы в 2000 г. отдыхали с Олей), ходили в кафе... Устроились в Адлере недалеко от впадения Мзымты в море и от самого моря в сквере Бестужева, жили прямо в бусе. Утром и вечером купались в море. Днем ездили сплавляться.
Долина Мзымты красивая, но освоена и во многом испорчена человеком. Не так, правда, как на Пруте. Во многих местах что-то строится, в речке копают экскаваторы и т.д. Мы начали сплавляться чуть выше Красной Поляны. Сначала ничего особенного - мелкие каменистые шиверы в стиле Прута. У нас один человек был совсем новичок, так он из всей поездки только этот участок и прокатился. Потом пошел довольно интенсивный сплав с порогами в стиле верхнего Белого Черемоша. Только воды побольше, камни побольше, маневр позатейливее. Небольшие бочки, сбойки, да еще мутная вода и солнце в глаза. В общем, забористо, хотя места для передышки тоже имеются. Один порог Люлька середнячки обнесли из осторожности, хотя можно было бы и пройти. Я на обносе больно стукнулся коленкой. Я бы сказал, что этот участок был мне по силам, хотя и требовал некоторой сосредоточенности. Я прошёл его довольно чисто, без особых ошибок.
Доплыли до плотины ГЭС, потом середнячки остались ждать, а Доктор и один из более сильных (другой уступал свою лодку другу-новичку и отстал) пошли в Греческое ущелье. Говорят, место забористое, если не сказать больше, хотя я не видел. К сожалению, как только они отплыли, перекрыли плотину, и вода в ставке, где мы стояли стала прибавляться. Поэтому у них был ... э-э камне... крикинг. Дошли до конца они успешно, но потом, когда Доктор поехал на велосипеде за бусом, на него бросилась собака, и он сильно упал с подозрением на перелом ключицы. Всё-таки он добрался до буса и доехал на нем до поворота к нам. Потом я сел за руль мы собрали всю публику из трех мест и поехали в больницу. К счастью, оказалось, что перелома или разрыва связок нет - просто сильный ушиб плечевого сустава, но всё равно сплавляться Доктор уже не мог и бус мог водить ограниченно.
На второй день желающие снова прошли первый участок (я не ходил), а в дополнение устроили праздник обжорства. Потом мы купались, ходили в кино, на рынок, снова купались и т.д. До Москвы добрались успешно, мне
пришлось проехать почти всю горную часть дороги. Приехали 30 сентября вечером.
В целом у меня осталось хорошее впечатление от Кавказа. Где мы были, живут украинцы, русские или армяне, поэтому с национальным вопросом никаких проблем не было. Гаишники нам тоже не досаждали. Дороги в основном отличного качества. В горах очень красиво, особенно на Белой, хотя в этих местах они не намного выше Карпат. Со Мзымты всё же видна одна снеговая дорожка. По характеру же горы гораздо более молодые и разнообразные. Ну а речки - вообще сказка - что-то похоже на Карпаты, но есть такое, чего там нет принципиально.
Сочи, как место отдыха, мне не очень понравились. Довольно много народу даже в конце сентября, много машин, пробки. Море было теплое, но побережье не очень интересное. В Коктебеле летом мне понравилось
гораздо больше, но сейчас оттуда вернулись люди - вода была холодной.
Лодка моя показала себя неплохо, хотя для экстремального сплава в каньоне она уже не весьма подходит - заметно кусает (ну и мне техники
не хватает, наверное). Фотоаппарат Пентакс выдержал все издевательства, включая купание в Топорах и съемки в море. Единственное - потеет объектив после холодной воды - надо будет держать аппарат в теплом кармане, поэтому съемки с воды не очень получились. Ну и всё потерянное мною удалось выловить и найти...
Надеюсь, следующая поездка на Кавказ будет уже с вами.
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
Зимние походыЗимние походы различаются по сложности, уровень которой зависит от района проведения похода, продолжительности похода и температурного режима. Ниже ... |
Как выбрать горнолыжное снаряжениеГорнолыжного снаряжения сейчас очень много разного и везде. Казалось бы, подобная ситуация должна радовать всех горнолыжников. Вот заходишь ты в маг... |
Летнее снаряжение:
Рюкзак. Выбор рюкзакаВыбор рюкзака очень важен для любого похода , ведь рюкзак влияет не только на удовольствие, но и на здоровье туриста. Часто туристы понимают свои ош... |
Из чего делают палатки«…материал тента полиэстер PU 185 T RipStop».. для непосвященных это выглядит китайской грамотой, но в этой фразе указана очень важная информация, п... |
Рафтинг для смелых:
Отчет о водном походе по р. Курга, Рова, ИокангаМаршрут Ст. Оленегорск - Ревда - Ловозеро - Семерка - оз. Ловозеро - р. Курга - оз |
Вода, вода, кругом вода…Чем ближе лето, тем популярнее в корпоративной среде становятся так называемые «инсентив-туры». Культурный отдых с элементами риска, соревнований и ... |
Рафтинг в КарелииКарелия – это тот уникальный заповедный край, которому сама природа подарила всё необходимое для активного отдыха. Карелия обладает множеством р... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Дорога на КостомукшуЭто Хануд. Планета, где меня родили …. Просыпаюсь по будильнику, быстро, но без спешки, собираюсь и выезжаю. Погода, вроде, ничего — это радует |
Велопробег МОСКВА – ВИЧУГАКак уже озвучивалось, маршрут был такой: 400 км с тремя контрольными пунктами, примерно через каждую сотню км: Москва - старт, Покров - кп-1,... |
Возрожденный АралАктивная часть маршрута: с 3 по 12 октября 2006 (десять ходовых дней) Преодоленное расстояние: 501,5 км (асфальта не более 40 км) Группа: A13 Expe... |