Главная - Туризм - Летний рафтинг - Соло в компании


Соло в компании

Туризм - Летний рафтинг

соло в компании

Войти в то же море

Возвращаясь в прошлом году домой, мы уже мечтали снова приехать в Финляндию. Неисследованы берега от Хельсинки до Таммисари, архипелаг Турку. Аланды, куда только заглянули в 2001-м! А весь Ботнический залив! У которого кстати есть и финский и шведский берег...

Но нашлось обстоятельство, которое при всем богатстве выбора определило: снова в Котку.

Вот оно: летом 2007-го в Котку зайдет Tall Ship Race. Гонка Больших Кораблей, ставших учебными судами. Крузенштерн и Седов, Дар Млодзежи и Кристиан Радиш, Лорд Нельсон и ...Фазиси! И множество других названий, звучащих как сказка.

В Котке будут и задумавшие большое плавание от Выборга до Стокгольма Александр Беликов и Илья Лукомский. Идти вместе с гораздо более мощными Попандополой и Котоярви мы конечно не рассчитывали, а все равно приятно: наш надувной флот тоже окажется представлен неплохо.

О судне пришлось задуматься. Как ни хорошо показал себя за все походы и регаты Сполох , а хотелось лодку более мореходную и надёжную. Чтобы можно было устроить рубку-убежище, и меньше заливало брызгами. Наконец, просто немного побольше. Единственный вариант, отвечавший нашим потребностям и возможностям - тримаран Фрези Грант 18. Лодка была заказана фирме ЗАО Кулик осенью, получена в январе и испытана в июне. Получила имя ГРИНДА, составленное из имен членов экипажа и удовлетворяющее заветам капитана Врунгеля: для дельфинов-гринд море дом родной.

о корабле ниже, после дневника похода.

Прочее снаряжение по сравнению с перечисленным в пополнилось радиолокационным отражателем, ручным анемометром, 4-килограммовым Данфортом вместо недееспособной округло-лапчатой кошки и, наконец, колокольчиком-рындой.

15-16.07 Дорога и стапель

Путь из Москвы и пересечение границы прошли спокойно, без приключений. Единственное достойное упоминания впечатление связано с довольно длинным участком пути между Питером и Выборгом. Шоссе там странное - фактически две полноценные полосы в каждую сторону, но правая размечена как обочина, да еще с какими-то поперечными линиями в виде шевронов. Грузовики и те кто едет помедленней не гнушаются свернуть на эту обочинную полосу уступая дорогу торопыгам. Удивительно, что все обгоняющие при этом исправно мигают аварийкой в знак благодарности. Такую вежливую дорогу редко где встретишь.

Доехав до Виролахти, завернули в поселок отовариться в супермаркете продуктами, а потом... не стали выезжать назад на Е18 и свернули на идущую ближе к морю местную дорогу 3513. И правильно сделали - замечательная оказалась дорожка. Взлеты и спуски, а вокруг или леса, или ухоженные финские поля и домики. Глаз радуется, едешь потихоньку, отдыхая - 40-60, больше и не хочется. Да и крутые виражи не дадут. И уже недалеко от Хамины на перекрестке заметили значок кемпинга - палатку.

В одном из путеводителей упоминалось о кемпинге около Хамины, но и только - ни на топокарте, ни в сети ничего найти не удалось. А надо было всего-то открыть карту-схему района, год назад взятую с прочими рекламными проспектами в Котке. Так мы и оказались в кемпинге у поселка с латышским названием Vilniemi.

По плану стапелиться намеревались как и в прошлом году в Санталахти, но были опасения что из-за TSR марина и кемпинг будут забиты, да и цены в кемпинге на время городских празднеств подскакивают. И не очень-то удобное там место. А здесь оказалось просто идеальное. Лесистый берег, песчаный пляж, кафешка-ресепшн, будочки раздевалок. С другой стороны дороги (только в кемпинг и на пляж, сквозного проезда нет) собственно кемпинг, где можно поставить палатку, есть кухня и все удобства.

Первое что бросилось в глаза - российский флаг на корме большой шлюпки, расчаленной у берега. Оказалось, это часть команды питерского Штандарта , копии парусника петровских времен, идет своим ходом в Котку. 10-весельный двухмачтовый катер, народу в нем человек 12, парни и девушки. Мотора нет. От Выборга шли 3 дня, - в лавировку катер идет не очень, на веслах против ветра тоже не сахар. Потом встречали их в море, а на параде в Котке - еще одну лодку штандартовцев, гичку.

Подъехали и разгрузились прямо на берегу, тут же с краю дороги оставили машину - за ней обещал присматривать Йокки, житель кемпинга. Услыхав о надувном паруснике, он старался нам помочь чем мог, рассказал о ближних островах, даже готов был отдать свою морскую карту. Сам работает машинистом на железной дороге, в ночные смены. В кемпинге у моря проводит все лето, хотя живет неподалеку. А осенью едет в отпуск в теплые края, обычно в Венецию.

Интересно, где сейчас Попандопола и Котоярви? В Выборге они были за несколько дней до нашего отъезда, может уже в Котке? Звоню - есть связь! — Только выходим в море, говорит Александр - была целая история с выходом, ходили через шлюзы в Сайменский канал. До встречи в Котке.

Основная сборка корабля заняла 4 часа, а потом еще парусное хозяйство, всякие мелочи, что куда прицепить-привязать... Первый выход в море на новом корабле. Благо спешить незачем - никто и ничто не беспокоит, тучи ходят вокруг не задевая нас, и вообще полное благолепие. Выяснилось назначение деревянного столика, стоявшего неподалеку прямо в воде - разделка рыбы! С моря к пляжу подошла лодочка, тут же слетелись чайки. Из лодки выбрались две дамы и на зависть нам достали несколько приличных щучек. Расправившись с ними, понесли кулинарить. Чайки в обиде тоже не остались.

17.07 Курс на Котку

Переваливаясь на катке с боку на бок, Гринда ползет по песку и впервые подставляет серый бок соленой водице. Неподалёку курсирует с рюкзаками к своей ладье штандартовская молодежь. Все уложено и готово. 11 часов - отходим. Флаги поднять! Российский на корме, справа на ванте флаг страны захода — финский, флаг МАРИНС и первый вымпел Московского клуба. Погода ясная, ветер 3 балла, правда встречный. Первые мили, первый привал на небольшом пляжике.

После обеда начинает раздувать. Берем риф. 5 баллов, на порывах анемометр показывает 10 м/с. Пробуем скрутить стаксель, но ненадолго - без него как-то скучновато. Котка уже рядом, мы подходим с востока - со стороны порта и заводов с дымящими трубами. Ближе к берегу попадаем в струю от какой-то трубы и чувствуем знакомую по прошлому году противную вонь. Ф-фу...

Успокаиваю старпома тем что раз тут люди живут (на берегу как обычно симпатичные домики), оно наверное не сильно вредно. Нет уж, хоть о домике в финской деревне так хочется помечтать, под боком у ЦБК или чего-то в этом роде мы бы жить не согласились. Скорей подальше, в море. Путь на запад идет через огороженный мощными буями узкий проход в цепочке островков и камней, и ветер точно оттуда, навстречу. Озираясь, закладываем галсы между буями - неохота в первый же день без особых причин заводить мотор. С яхтой и небольшим корабликом расходимся, а если со стороны порта появится кто посолидней, удрать за кромку фарватера успеем.

Вот и форт Слава, идем мимо него на знакомое местечко на северном конце Лехмасаари. 18:10 - финиш. Те же деревья, цветет шиповник, там же муравьи, здесь стояла палатка. Словно вернулись домой, словно и не было пролетевшего года. Чувство возвращения возникало потом всякий раз, когда приходили на прежние стоянки. Бывало такое и раньше — на Сельке, Лукострове, Кузовах... Но тут, всего через год, за который ничто как оказалось не стерлось в памяти и не изменилось здесь, ощущение было особенным: мы перестали чувствовать себя в гостях . Знакомые пляжи, трава и камушки перестали быть чужой страной. Эти места стали немножко и нашими.

18.07 Наяву!

Сегодня первый день стоянки Tall Ship Race в Котке. Вчера, когда мы уже были на берегу, в порт прошел какой-то парусник, но основной флот уже был на месте: в бинокль вперемешку с кранами и трубами виден лес мачт. Идем смотреть! План - нахально влезть прямо в порт где стоит флот, а там найти местечко где-нибудь где кончаются пирсы, поставить лодку и погулять. Ну а если в акваторию порта нельзя, так жизнь покажет, куда-нибудь приткнемся. Дует на 4-5 баллов, идем зарифившись. Вот и берег, пролив и фарватер ведущие к порту. Теперь парус вниз, пришла пора поработать моторчику.

Навстречу, как в прошлом году в Хельсинки, попадаются не только катера, но и небольшие лодки и даже байдарочник - ну, значит путь в порт открыт для всех, и для нас местечко найдется.

...Но чтобы такое отличное и можно сказать почетное местечко! Между последним в ряду больших парусников питерским Штандартом (копия фрегата петровских времен) и стоявшими за ним яхтами показался свободный кусочек причала. Привязана надувнуха с надписью Русский Стандарт (спонсор, вестимо) и... там есть лесенка в метр шириной. Мозаика планов и неопределенностей, движения, ветра и мотора, встречных катеров и огромных мачт, хлопанья флагов и восторга сложилась. Ошвартовались и пошли гулять.

Фазиси. Слышал конечно это имя давно. Но чтобы что-то знал толком или хотя бы интересовался в то время, когда она строилась и ушла в Уитбред - не помнится... Бесконечно далеки были гонки макси-яхт от наших костров, Парусного берега, Мев и катамаранов. Как космические проекты - да пожалуй еще дальше. О космосе хоть в газетах писали.

Потом где-то промелькнуло что никому в России нет дела до этой яхты и ее продали, не то для рекламы колбасной фирме не то для переделки в круизер. С тех пор стоит мертво где-то за океаном.

А потом однажды на нашей клубной регате Виктор Белоозеров подарил книгу Русская рулетка , где описывалась история Фазиси. Поразительная история. И вдруг эта яхта — в списке участников TSR! Неужели стала учебным судном?!

Вот она. FAZISI... USA. Заметно отличается от соседних крейсеров — низкий острый корпус с высоченной мачтой, ряды лебедок по бортам, вниз под палубу ведет не сказать чтобы проход - лаз с обтекателем.

Впервые после долгой стоянки снова пересекла океан, взяла в Польше курсантов мореходного училища, и вот - здесь, в Котке, на TSR. Принадлежит Польскому яхт-клубу Нью-Йорка. Но что же дальше?

Забирается внутрь парень с панковским гребешком на бритой голове, у стола на корме беседуют и потягивают пивко солидного вида мужики.

К счастью, оказалось что один из них владеет русским получше, чем я английским. Вот что рассказал Павелус:

— Нет, Фазиси не будет учебной, это у нас один рейс. Хотим снова готовить ее к океанским гонкам, только на это нужна уйма денег. Все оборудование и паруса надо заменять. Пока стоят старые. Да-да, те самые, с которыми она ходила в Уитбред в 89-м. Заглядывайте на наш сайт, www.zeglarze.us - новости будут появляться там. Спуститься вниз? О нет, там ужасно тесно, как в подводной лодке...

Зато можно потрогать штурвал. Тот самый. А над головой - свернутый на гике тот самый кевларовый грот, надо сказать здорово потертый.

На плакате краткая история яхты.

...Built in 1989 in the former Russian state Georgia, Fazisi was designed by architect Vlad Murnikow... predatory lines give the appereance of a greate white shark... ocean challenges of the 1989-90 Whitebread Round the World... the first and only boat fro

Грустно что порт приписки - Chicago. Но раз уж Абрамовичу интереснее футбол и яхты другого сорта, а Усманову - коллекция Ростроповича... Спасибо вам, поляки-американцы! Сохранили и яхту и имя, чтобы снова погнать эту алюминиевую стрелу через океаны.

Пока кэп крутился около Фазиси, старпом наблюдала жанровую сценку.

Маленькая надувная моторка с двумя парнями лихо подлетела к другой лодке побольше, и, заложив крутой вираж, обдала ее пассажиров потоком брызг. Раздались громкие возмущенные вопли. Откуда ни возьмись появился катер с надписью POLICE , нахулиганившая надувнуха оказалась у его борта. Разбирались они довольно долго. Потом обратили внимание на эту лодку еще раз. Рулевой больше не выпендривался и шел на малом газу, а второй горячий парень победно слёг: над бортами торчали только ноги, буквой V — вверх босыми пятками.

Всё посмотрели, подустали... пора на ночевку. Только вот ветер вызывает большие сомнения в безопасности перехода не только до нашего острова, но и вокруг города - в сапог для маломерного флота (Sapokka), где стоят Попандопола и Котоярви. Днем видели как ветер сдвигает с места лёгкие предметы - полетели кувырком пластиковые кресла и стол в одном из заведений. По признакам Бофорта - порыв 9 баллов. Тенты не улетали только потому что края их были прижаты тяжелыми грузами, а каркасы раскреплены тросами на загнанных в асфальт мощных штырях. (На Котоярви, стоявшей с другой стороны города, анемометр зафиксировал дневной максимум 18 м/с. Совпадение очень неплохое).

Шесть часов. К вечеру должно подстихнуть, но пока баллов 6, а порывы и больше. Решаем уйти из порта и посмотреть что делается на выходе фарватера в море. Делается для нас ещё многовато, причалили с подветренного бережка к лесистому острову и стали ждать. До Сапокки рукой подать, но точно против ветра! И вот уже восемь. Ветер действительно стихает, заводим мотор и вскоре огибаем входной мол. Вот они, сразу у входа — Пола у пирса, Котоярви расчалена к ней. Гавань забита до отказа. Подходим, кричим — никого. Описываем круг, и тут выглядывает Илья Лукомский. Наверное, его команда отдыхала и мы их подняли. А половцы все еще в городе.

Илья приглашает на ужин и экскурсию по линкорам, но от ужина приходится отказаться, ограничившись чайком. Стоять тут, как предполагалось в крайнем случае если сильно раздует, совсем неудобно. Привязаться третьими в ряд и ходить на берег (конец длинного голого мола) через две лодки... Тем более у нас нет ни камбуза ни гальюна. Старпом и вовсе не вылезает из рубки, мечтая только о бережке. Ветер уже балла 3-4, так что отбываем к себе на Лехмасаари.

19-20.07 Дневки

Эти дни экипажи Полы и Котоярви посвятили Котке, а мы - чернике, грибам, прогулкам по острову. На Лехмасаари нет домиков, остров отведен для стоянок и отдыха. С восточной стороны, в проливе, удобный подход для яхт и лодок; там стояли и несколько палаток. Но в отличие от других подобных мест стоянка не оборудована и, увы, берег изрядно замусорен. Пивные банки, пластик, бумажки. С нашей же стороны и на пляже со стороны моря чисто, валяется только то что выбросил прибой.

Неприятное событие - сел и даже вовсе лег при попытке ответить на Сашину СМС-ку аккумулятор телефона Xenium, который обязан был стоять до конца похода! Несколько раз забывал выключить трубку, кроме того, переключал разные сети - наверное был повышенный расход. Вот так-то, на емкость надейся а для автономной зарядки надо было что-нибудь взять. Зарядить телефон удалось у музыкантов на форте Елизаветы, когда мы отправились на парад, и с той зарядки трубка действительно продержалась месяц.

21.07 Парад

Сегодня TSR покидает Котку, уходя в Стокгольм. Это будет не гонка, а Cruise in company - совместное плавание несколькими группами, с остановками в Ханко и Мариехамне. Начнется же все парадом, которого мы и ждали два дня. Дальнейший план самый общий - насколько сможем, потянуться вслед, пофотографировать. Первая ночевка флота намечена на рейде в районе о. Pellinki. Далековато, но если ветер позволит есть шанс тоже дойти.

Подъем в 6, а в 9 мы уже заняли позицию на острове Varisaari, где форт Елизаветы. Ждали и гуляли там довольно долго. Около 10 начали прибывать зрители, а первые корабли показались на выходе из порта около 12-ти и вскоре пошли мимо нас. Все-таки отсюда слишком далеко, видно плохо. Решаем присоединиться к скопищу катеров и лодок, стоящих на якорях или потихоньку дефилирующих вдоль фарватера. Тех кто лезет слишком близко, отгоняет полицейский катер. Лавируясь потихоньку под одним зарифленным гротом и иногда привлекая к делу Сузуки, стараемся ему не попасться и не подрезать другие многочисленным посудины, провожающие строй парусников. С форта Слава бабахает пушечный салют проходящим кораблям

лот уходит вдаль. Увы, под дизелями — точно против ветра. Шансов увязаться никаких. Ну что ж, все равно нам тоже идти на запад. Встречаем наших... Потом попадаем в ливень, то берем то отдаем рифы. Когда проясняется, обнаруживаем вставший на якорь Крузенштерн и проходим неподалеку. Прикидываем куда выйти - на Кауниссари, еще один остров неподалеку или может прямо на Питкавири. Галсы раскладываются так, что на него. Погода чертовски переменчива, но все-таки портится. Порывы уже до 10,5; ощутимо поддает волна около метра. Лавируемся под двумя рифами, а навстречу наползает туча... По курсу еще 4 км.

А не врубить ли нам железный фордак, как он себя покажет на волне? Хорошо показывает. 5 баллов в морду, на 2/3 газа идем 7,4 км/ч, а в тени острова 8,1. 20:10 - причаливаем меж двух громадных валунов. Этот остров - просто чудо, мечта. Таким запомнился в прошлом году, так же принял нас и сейчас. Крупные камни, нагретые дневным солнцем, еще теплые... наверное тут не было дождя. Надвигавшаяся туча куда-то рассеивается, к девяти ветер совсем стихает. Приходит прогнозная СМС-ка: завтра в Хельсинки ясно.

6-27.07 Обратно на восток

Здесь будет наша самая дальняя стоянка в этом плавании, дальше не пойдем. Надо оставить запас времени на непредвиденные обстоятельства, да и ветер меняется. Снова идти с попутным ветром - удача, которую упускать не хочется. Выходим в 8:55, пока дует с севера - бейдевинд. В 10:30 открылись шпили и дома Хельсинки, ветерок ослабел, зато действительно стал отходить на запад.

Час бежит за часом. Море вокруг, встречные лодки и яхты, бодро бегущий послушный кораблик... это прекрасно. Но что-то наш бег заметно ускорился. В три взяли первый риф, в пять, на подходе к Пеллинки - второй. Снова останавливаться на Тунхольме уже не хочется, решаем навестить еще одну старую стоянку в шхерах, где что ни творись с погодой, ей нас не достать.

Точка в GPS есть, но поскольку идем с другой стороны, узнать местность не удается. Знакомый берег открылся буквально за сто метров. Arriving destination. 0 м.

Утром снова сюрприз: все укрыто плотным туманом. Сильная роса. Полный штиль, в тишине слышен щебет каких-то пташек. Пока завтракаем и собираемся, туман начинает рассеиваться, показывается солнце. В 9:55 выходим. 3 балла в корму, вперед, на восток! Днем повторяется вчерашняя история, только гораздо раньше: второй риф взяли уже в 12. Фордак 5 баллов. На волнах наша Гринда начинает показывать норов, не желая встречать ветер кормой и раз за разом порываясь броситься к нему навстречу. Старпом просит смениться с вахты ( — Гришка, бросай фотик, сам рули!), и правда — держать румпальник приходится уже не пальчиками, а с применением грубой силы. Но если не зевать, тримаран идет просто отлично!

Время три часа, уже рядом Кауниссари. Полсотни километров пролетели. Ну что ж, на знакомом пляже с восточной стороны сейчас должно быть тихо, идем туда. Финиш - 15:15. Да, тут за стеной леса тихо и тепло... даже можно искупаться, водичка у берега градусов 18. Не то что у Хельсинки, где на пляжном стенде было написано +14°.

28.07 Дневка

Гуляем по Кауниссари. Море черники, грибы — прямо у дороги нашли даже несколько белых. Прогулялся в посёлок, правда не совсем удачно — хотелось рыбки, а за ней как оказалось надо было поспешить с утра, до 11-ти. Привозят свежий улов, коптят, продали - и лавочка закрыта до завтра. Зато обнаружилась достопримечательность, пропущенная в прошлом году: картинная галерея.

До Хамины и кемпинга отсюда один переход. Но, в отличие от прошлого года, мы не накатались! Значит, на этот раз пойдём туда, куда не решились прошлым летом - по внешней дуге , островам Национального парка.

29.07 Национальный парк

Полностью он называется довольно длинно: Национальный парк восточной части Финского залива . Парк занимает мористые острова от границы с Россией на востоке до Питкавири на западе и, возможно, будет расширен в сторону Ловисы. Его столица - Хаапасари, там старая рыбацкая, а ныне туристическая деревня, а также пункт паспортного контроля. Здесь можно войти в финские воды с моря и уйти из страны. Однако сам этот остров и соседние, так же как Кауниссари, в собственно нацпарк не входят, видимо потому что там есть поселки и коттеджи.

Острова парка принадлежат птицам и туристам. Есть места где птицам отдан высший приоритет и высадка запрещена; на таких островах по берегам стоят желтые таблички. На другие острова нельзя высаживаться в гнездовой период. Зато на других оборудовано все что нужно плавучему народу: причалы, навесы и очаги, тропы, туалеты, места для палаток и костров, есть контейнеры для мусора и ящички со схемами достопримечательностей и буклетами. А написано там следующее: попасть в нацпарк можно на катерах, которые ходят по таким-то расписаниям из Котки и Хамины, но самый правильный способ - на своей лодке. Приятно сознавать что мы на правильном п

Проход в бухту оказался всего метров 10, просто атолл на Балтике. Гостевой причал у церкви, туда и идем. Но решили не к самому причалу, а носом в травку рядом - показалось уютнее. Наш корабль и маневры вызывают живой интерес у команды стоящего у причала катера - что это мы лезем в камыши, не надо ли помочь? Все в порядке!

Заглянули в лютеранскую церковь. У входа не черные старухи фанатичного вида, а симпатичная девочка лет 15-ти, в скромном но вполне светском платье, ни следа косметики на лице. Взяли пару открыток на память. Внутри непривычная скромность убранства. После пышности, золочения, икон и лампад православных церквей тут кажется пустовато, но зато... открыто и чисто. Скамьи для прихожан как в соборах у католиков, деревянное распятие. Иконостаса нет; только кафедра, над ней изображающая Христа с мальчиком картина. Бросается в глаза парусный кораблик, висящий на нити рядом с люстрами. Непривычно и даже пожалуй неуместно. Церковь ведь а не судомодельный кружок.

А если без стереотипов... почему бы и нет? Ещё надо поискать лучший образ непростого движения души к Свету. Тем более тут, на маленьком острове, где поколения прихожан этой церкви проводили в море всю жизнь.

Обошли вокруг бухты - вот и практически весь поселок. Побывали в маленьком музее в здании старой школы, зашли в магазин. Интересно, что дорог как таковых тут нет - только дорожки пешеходно-велосипедного вида, местами идущие по скальному куполу, гладкому как настоящее шоссе. Нет и машин, видели только квадроцикл с тележкой. Ездить посуху собственно некуда, но ведь перевозить что-то жителям приходится.

Проведя на Хаапасари два часа, в 16:15 отправляемся дальше - на Улько-Таммио. Остров известен тем, что на нем сохранились укрепления времен последней войны. Между тем погода портится: громоздятся тучи, сбоку идет ливень. Ускользаем от атмосферных катаклизмов, и в 18 часов мы у цели. Издалека видна наблюдательная вышка, а вот узкий пролив, ведущий в самую глубину острова, открывается только когда подходим вплотную.

Встаем рядом с причалом, около него два больших катера. Точнее, катер или моторная яхта один - Saga. Второе судно - переоборудованный рыбак, под названием... POLA!

Со стороны моря стоянка защищена насыпной грядой. Беглый осмотр местности: рядом навес с очагом, все удобства имеются, лесенка ведет на каменный лоб из-за которого торчит ствол здоровенного орудия. Рукояти и шкалы целы. Можно покрутить, и пушка словно в бессильной злобе водит туда-сюда длинным рылом: затвор-то не открывается.

А вот с местом для палатки проблема: ровная площадка есть у навеса, прямо на дорожке. Если кто-то соберется на барбекю, будем мешать (вечером в самом деле там отдыхал народ с какого-то из катеров). Поставили палатку прямо у воды — удобно, и вещи таскать далеко не надо. А поскольку тут не окатанная галька а щебень с острыми краями, тримаран оставляем на воде, растянув концы от причала к береговым валунам.

Только расположились, как к нам подошел парень, представившийся работником, обслуживающим остров. Вообще-то, ставить палатки тут не разрешается, для этого немного дальше есть специальное место. Вы ненадолго, только переночевать до завтра? Тогда нет проблем, не беспокойтесь, пожалуйста. На наблюдательную вышку нельзя, там военные — но у нас есть своя, специально для туристов. Показал на принесенной схеме где какие достопримечательности и удобства и пожелал хорошего отдыха.

До штатного кемпингового места мы не дошли метров 100 - надо было обогнуть причал. Но берег там круче и каменист, да и комарики должны водиться. Зато под защитой еще и причального мола стоянка абсолютно закрыта от ветра и волны с любой стороны.

2.08 Хамина, военный музей

Как не побывать в городке, рядом с которым остановились — первом финском городе на пути от российской границы. Естественно, при таком положении история города богатая, но мы в нее углубляться не будем. Желающие легко найдут массу информации про Хамину. На нас старая крепость особого впечатления не произвела. Размеры ее внушают уважение - фактически весь город окружен бастионами, но как раз поэтому они не выглядят цельно и мощно, как старинный замок. Напоминают скорее облицованные камнем набережные. Крепостные сооружения использованы и под стадион, и для концертной площадки под громадным тентом. В центре окруженного бастионами старого города — ратушная площадь, от нее радиальными лучами расходятся симпатичные улочки с невысокими домами.

Главная достопримечательность Хамины - рыбный киоск на стоянке для дальнобоев, что на трассе Е18 с российской стороны. Рыбка солится и коптится тут же, всеми процессами включая и саму торговлю заправляют две русские тетушки, так что проблем с общением нет. Цены не сказать что дешевы: разная рыбка в готовом к употреблению виде идет по 17-20 евро за кило, самая дешевая икра (форель) - 7 евро за 250-граммовую баночку. Сырая вдвое дешевле, а посолить можно и самому. Шоферюги тащат целые лососевые туши. Можно и прямо тут расположиться за столиком и закусить стейком из лососины, что мы не преминули сделать. Сыты были весь день, а уж вкус...

Эта стоянка может послужить местом старта-финиша, хотя в отличие от кемпинга и неуютным. Зато прямо на трассе, магазины через дорогу. Прямо за стоянкой - лодочное кладбище , а за ним причалы. И собраться, и сброситься на воду есть где.

В городе конечно есть музеи, причем даже... русских самоваров. Не зашли, самовар у нас и свой на даче. А вот в музее школы офицеров запаса мы побывали, оказавшись единственными посетителями перед закрытием.

Хамина была городом военным и военных как в старину, так и в новое время. Здесь работает школа офицеров, кующая кадры финской армии. В городе есть закрытый для штатской публики квартал где размещается воинская часть.

Недалеко от школы офицеров стоит трогательный памятник бабке с корзиной пирожков. Много лет маркитантка бабка Варвара не только вела свой маленький пирожковый бизнес, но и по-матерински опекала и утешала будущих офицеров, чем и заслужила добрую память - деньги на памятник собрали курсанты.

А вот самоходка со свастикой. Коктейль покрепче рекомендовал товарищ Молотов на такой случай. Лучше бы ей стоять вместе с пушками и более современным танком на музейной площадке во дворе. На постаменте, хоть и скромном, место другой технике. Рядом значок парковки на три машины — припарковалась, значит. Ещё два места вакантны.

Музей офицерской школы пожалуй одновременно и музей всей финской армии, но не боевой славы . Насколько можно понять осматривая экспонаты, экспозицию старались сделать политкорректной. Вот люди, их карьера, награды. Снаряжение и оружие. А с кем и как собственно воевали, это вопрос отдельный.

Подробно о Зимней войне с Финляндией можно прочесть здесь - в статье 1989 года, приуроченной к встрече Горбачева и Койвисто спустя полвека после событий. Можно заглянуть в Википедию. Малоизвестный факт — во Второй мировой, ставшей для финнов продолжением первой войны с СССР, под конец им пришлось драться и с немцами. Были бои в Лапландии и на Гогланде.

Спросил у дежурного, как служат в финской армии. По призыву, в 25 лет. Вот ведь - как все здесь, по уму! Cлужить идут мужики, а не школьники. Женщины — добровольно. Тьфу-тьфу, чтобы воевать финнам, как и их соседям по Скандинавии, больше не пришлось. Мир во всем мире очевидно не состоялся, но хоть в некоторых местах




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Горные лыжи

Важно ли хорошое горнолыжное снаряжение? Несомненно! Правильная экипировка – залог хорошего зимнего отдыха. И напротив – даже при наличии самых хоро...

News image

Зимний туристический поход в горы

Техника передвижения. Движение в походах осуществляется, как правило, по тропам. В горах оно имеет свои особенности. На крутых подъемах длина шага с...

Летнее снаряжение:

News image

Укладка рюкзака: как правильно укладывать вещи в рюкзак

Упаковка рюкзака – дело настолько непростое, что в туризме существует несколько разных школ этого процесса. Мы с вами рассмотрим один из самых распр...

News image

Рюкзак. Выбор рюкзака

Выбор рюкзака очень важен для любого похода , ведь рюкзак влияет не только на удовольствие, но и на здоровье туриста. Часто туристы понимают свои ош...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Дикарем в Турцию, или как я не стал шкипером

News image

В детстве я имел мечту – встать за штурвал настоящей яхты. Исполнить ее в нашем сухопутном городе было совершенно нереально и я ...

«Особенности национального экотуризма»

News image

Природа юга Камчатки исключительно ранима, поэтому экотуризм – наиболее подходящий вид путешествий для тех, кто стремится познак...

Мажойский каскад май 2008. Порог Малыш поглотит Чибитск

News image

. Уже не первый год наша команда водников из Новосибирска и группы поддержки дружно выезжает в Горный Алтай на майские праздн...

«Spa-салон» в окружении вулканов

News image

Из заказника на «вахтовке» мы переезжаем в поселок Паужетка, который расположен в месте выхода многочисленных паро - и гидротерм...

Зимние походы:

Рассказ с картинками о походе на снегоступах по парку О

News image

Парк Оуланка. Вид со скал Ристикалло. Вместо эпиграфа. * * * На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И д...

Отчет о зимнем велопоходе по берегу Ледовитого океана

News image

Сказ о походе по Карскому морю В апреле 2007 года при поддержке наших спонсоров, фирмы «Нормал» и авиакомпании «Аэрофлот Норд...

Подобие отчёта о зимнем 3-х дневном походе

News image

Маршрут: т/л Глобус - г.Кукуль - г.Пидбордо - т/л Козмейщик -г.Говерла - т/л Глобус

Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни

News image

Попадая в Африку, многие начинают сразу валять дурака. Выражаясь более мягко – впадают в детство..

Горные походы:

У каждого своя Победа

News image

Часть 1: Вводная После успешного опыта на Ленина и Корженевской следующим логичным шагом было бы посещение Иныльчека, что я и...

Как мы прошли перевал Моминг

News image

Из фотоматериалов и карты видно, что прохождение ледопада не обязательно, если под взлет Ци-Це спуститься с северного плеча Цина...

Поход по Черногорскому хребту

News image

Зимний поход по Черногорскому хребту или «... Отпустите меня в Гималаи»

Самый, самый, самый

News image

Есть такой перевал. Говорят он самый красивый, по крайней мере, в Альпах. Его можно увидеть на обложках горных путеводителей и о...

Велопоходы:

Валаам без Валаама

News image

Начиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люд...

Тянь-Шань – Киргизия

News image

Маршрут: Сосновка - пер.Тео-Ашуу по старой дороге (3590 м) - пер.Ала-Бель (3176 м)-Токтогул - Торкент - пер.Тудзу-Суу (2000 м) ...

На велосипеде зимой

News image

Впервые эта статья была опубликована в газете Вольный Ветер в конце 2006 года Я думаю, что не сильно ошибусь, сказав, что на ...

По верхушкам Тянь-Шаньских елей

News image

22 августа – г.Нарын (2052 м) - Таш-Башат - Эки-Нарын - Орюк-Там - р.Кара-Саз (до 2700 м) С утра выехали не рано. Диме над...

Рафтинг для смелых:

Отчет о водном походе по Сейму и Десне

News image

Сейм, Десна (платформа Река Сейм - Макошино) 30.04.2005 - 4.05

Отчет о водном походе чайников

News image

Отчет о водном походе чайников. Собрались в водный поход чайники, которые в этом деле, короче, в первый раз. Собралась группа из 21 человека, сборн...

Рафтинг в Карелии

News image

Карелия – это тот уникальный заповедный край, которому сама природа подарила всё необходимое для активного отдыха. Карелия обладает множеством р...

Велопоходы:

По верхушкам Тянь-Шаньских елей

News image

22 августа – г.Нарын (2052 м) - Таш-Башат - Эки-Нарын - Орюк-Там - р.Кара-Саз (до 2700 м) С утра выехали не рано. Диме надо было привести орга...

Как я ездил в однодневный поход с ночевкой с Экскурсион-кар

News image

Однажды рано утром (то есть еще до 12) у меня все началось хорошо: в воскресенье не на шутку распогодилось и сравнительно небольшая компания разнома...

Дорога на Hatunkylä и Сергей Дудко

News image

Для того, чтобы действительно стать дороги м гостем, необходимо направить свои колёса как можно дальше от очагов массового туризма и … ездить неб...

Авторизация