Главная - Летнее снаряжение - Виды рюкзаков


Виды рюкзаков

Туристическое снаряжение - Летнее снаряжение

виды рюкзаков

Ткань

От прочности ткани во многом зависит долговечность рюкзака (немаловажны также швы и конструкционные особенности, но об этом чуть позже).

Большинство рюкзаков шьются из синтетических тканей. Самыми распространенными среди них являются Cordura и Oxford, последний имеет еще одно название, широко известное в нашей стране - авизент. Oxford мягче и легче, чем Cordura, но менее прочен. Появляются и новые материалы - например, TitanTex, в который вплетены сверхпрочные волокна. Для увеличения прочности некоторые производители армируют ткани кевларовыми нитями. Патентом на большинство подобных материалов обладает компания DuPont. Часто приходится сталкиваться с китайскими подделками, которые дешевле, но и менее прочны.

Cordura бывает разной плотности, маркируется цифрами до 1000 включительно. Чем выше цифра, тем прочнее и тяжелее ткань. Поэтому типы тканей комбинируют: в наиболее истираемых местах ставят более тяжелую ткань, менее ответственные узлы изготавливают из более легких материалов.

Все эти ткани имеют водонепроницаемый слой, но это не всегда можно считать однозначным плюсом. Во-первых, через швы рюкзак все равно рано или поздно промокнет, во-вторых, сохнуть он будет очень долго, в третьих, пропитка не слишком долговечна. Поэтому до сих пор встречаются рюкзаки, сшитые из простого технического капрона, который использовался и 10-20 лет назад. Ткань без пропитки быстро промокает, но зато и очень быстро сохнет.

Для того, чтобы рюкзак не промокал снизу (например, чтобы его можно было поставить на мокрую траву или на снег), дно делают из плотной абсолютно непромокаемой ткани - из Тезы и ее аналогов, идущих на изготовление байдарок и катамаранов.

Еще один важный момент - так называемый горячий крой . Это означает, что края всех деталей рюкзака, выполненных из синтетических тканей, должны быть обязательно оплавлены. Иначе рано или поздно под нагрузкой ткань будет трепаться. Если рюкзак изготовлен не из синтетики, то края должны быть обтачаны или обработаны оверлоком.

Нитки

Рюкзаки шьют прочными синтетическими нитками (полиамид, капрон или капрон-лавсан). При этом прочность нити должна соответствовать прочности ткани, иначе шов под нагрузкой может прорезать ткань. Поэтому в тех редких случаях, когда рюкзак изготавливают из брезента или его аналогов, нитки тоже берут хлопчатобумажные. Концы швов застрачивают, то есть проходят на швейной машинке несколько раз взад-вперед. При самодельном изготовлении капроновые нитки еще и оплавляли зажигалкой - образуется небольшой шарик расплавленного капронового волокна, который не дает нитке проскочить через ткань. В промышленных образцах так уже не делают.

Стропы

Еще один важный элемент любого рюкзака - стропы, из которых изготовлены лямки, поясник, боковые стяжки и все прочие регулировки объема. Де-факто стандартом являются капроновые стропы разной плотности и ширины. Обычная ширина - 15, 20, 25, 30 и 50 мм. Для каждого варианта - свое предназначение.

Самые узкие стропы идут на всевозможные дополнительные элементы, крепление внешнего груза, ледоруба, коврика и тому подобных вещей. Стропы 20 мм уже могут использоваться для боковых стяжек - на этом достигается небольшое снижение веса. Наиболее популярная, базовая ширина - 25 мм. Большинство строп на рюкзаке - именно такой ширины. Фурнитура тоже чаще всего рассчитана на такое значение, поэтому проще найти в продаже пряжку взамен сломавшейся. Стропы 30 и 50 мм используются для поясного ремня, причем 50 мм предпочтительнее.

Концы строп либо срезают наискось, что облегчает вдевание в пряжку, либо зашивают в 2-3 слоя, что препятствует самопроизвольному выскальзыванию кончика из пряжки (особенно важно на пряжках-фастексах, которые в противном случае могут потеряться). Еще один вариант - конец ремня сшивают достаточно большой петлей, куда можно просунуть ладонь в рукавице. Это делается в расчете на работу при предельно низких температурах, когда работать голыми руками невозможно.

Стропы бывают мягкие и жесткие. Для пряжек лучше мягкая стропа, а жесткая идет на всевозможные ручки и петли. Плотность - важная характеристика, имеющая прямое отношение к долговечности. Слишком рыхлая стропа быстро начинает трепаться, особенно в пряжках с зубчиками, она может перекручиваться в пряжках, сильно тянуться под нагрузкой и вообще вести себя самым неподобающим образом. С другой стороны, слишком плотная стропа становится жесткой, ее тяжело затянуть.

Стропы несут в себе и функцию дизайна. Крупные фирмы-производители ставят на свои изделия стропу со своим логотипом, затейливым орнаментом или просто хорошо сочетающимся с остальными элементами цветом.

Фурнитура

Фурнитура - это пряжки, молнии и все прочие крючочки-застежки на вашем рюкзаке. Они должны быть прочными и удобными. В зимних путешествиях работать с пряжками приходится в рукавицах, и это предъявляет очень жесткие требования к эргономичности фурнитуры - плохо, если надо снимать рукавицы, чтобы залезть в рюкзак.

Еще недавно считалось, что самая прочная фурнитура - металлическая, но впоследствии оказалось, что хорошая пластиковая пряжка способна выдержать не меньшие нагрузки, а вес при этом заметно снижается. При очень сильных морозах пластиковые пряжки становятся хрупкими и требуют большой деликатности в обращении, без резких рывков и ударов.

Самый популярный элемент фурнитуры на рюкзаке - трехщелевая пряжка. Она позволяет затягивать стропу и применяется на лямках, боковых стяжках, для крепления клапана со стороны спины. Пряжка должна соответствовать ширине стропы. Необходимо, чтобы стропа жестко фиксировалась в пряжке, и при этом легко затягивалась. Это зависит не только от свойств самой стропы, но и от геометрии и материала пряжки. Поскольку на такой фурнитуре крепятся лямки, требуется повышенная прочность. Хорошая пластиковая трехщелевая пряжка шириной 25 мм выдерживает рывок в 200 кг, металлическая - чуть больше. Из производителей фурнитуры наиболее известны западные Nexus, National Molding и отечественные Снаряжение и Апри .

На поясном ремне необходима пряжка-самосброс. Во времена самодельного снаряжения на поясники ставили автомобильные ремни безопасности или ремни от самолетных кресел. Не секрет, что в результате массового увлечения туризмом в половине самолетов в СССР выполнить указание пилота пристегните ремни не представлялось возможным. Более законопослушные граждане были вынуждены самостоятельно выпиливать пряжку из металла (который тоже где-нибудь воровали).

Самосброс на пояснике - требование безопасности. Важно, чтобы в критической ситуации можно было мгновенно освободиться от рюкзака. Существует два современных варианта поясной пряжки - фастекс и собственно самосброс . Фастекс (есть еще термин трезубец ) удобнее застегивать, самосброс - расстегивать. Фастекс конструктивно сложнее, и поэтому менее надежен. Наиболее часто пряжки на поясном ремне ломаются не от использования при каких-то экстремальных нагрузках, а потому что на них наступают, когда рюкзак лежит на земле.

Важно, чтобы пряжки поясника не были намертво пришиты, иначе убитую пряжку трудно заменить, придется распарывать швы. Все сказанное справедливо и для пряжек клапана, за тем исключением, что на них труднее наступить ногой.

Для крепления альпинистских кошек, дополнительного объема, навесных карманов, коврика и вообще чего угодно, на рюкзак пришивают пластиковые накладки с прорезями. Это наименее подверженный поломкам элемент фурнитуры - просто нечему ломаться.

Для затягивания шнурков, например на горловине рюкзака, используются зажимы- танки . Почему танки - честно говоря, не знаю. В использовании зажимы очень удобны, но под нагрузкой все равно едут , не могут намертво зафиксировать шнурок.

Полезные мелочи - колокольчики на конце шнурков, позволяющие ухватиться в рукавице. Стоит обратить внимание и на то, как сделаны в рюкзаке отверстия для шнурков. Это могут быть металлические люверсы или накладки из кожи. Кожа легче, проще в ремонте и замене, но менее долговечна. Люверсы имеют неприятное свойство частично отрываться от ткани.

Помимо этой основной фурнитуры, существует еще великое множество всякого эксклюзива. Некоторые фирмы специально заказывают необычные пряжки, чтобы их продукция отличалась от конкурентов. По большому счету, это все от лукавого, но попадаются и очень удачные решения. С нестандартной фурнитурой могут возникать проблемы при необходимости замены вышедшей из строя пряжки: очень часто ломается трезубец фастекса, и если он нестандартный, то вы никогда не найдете аналог, и придется менять весь узел целиком, распарывать швы, перешивать ремни...

Отнесем к фурнитуре и застежки-молнии. Их делят на два типа: витые и трактор . Трактор - это молния с крупными зубьями, каждый из которых отдельно закреплен на тканной основе. При движении бегунка такая молния издает характерный звук работающего вдали трактора. Витые молнии изготавливают по другому, зубья образуют непрерывную витую леску. Такие молнии дешевле. Вопpеки pасхожемy мнению, они слyжат достаточно долго. Тpактоp тоже не гаpантия - иногда y него начинают выпадать зyбья.

Из производителей традиционно ценится YKK. Многие фирмы сейчас заказывают на специализированных фабриках замки для молний с собственной символикой, так что определить, кто же настоящий производитель, не всегда возможно.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Сигналы бедствия

Каждому туристу полезно знать общепринятые сигналы бедствия, которые помогут ему привлечь внимание к себе в чрезвычайных условиях (например, отстав ...

News image

Зимние походы

Зимние походы различаются по сложности, уровень которой зависит от района проведения похода, продолжительности похода и температурного режима. Ниже ...

Летнее снаряжение:

News image

Выбор палатки для похода

Сейчас всё более популярным становится такое времяпровождение, как походы. С друзьями или с семьёй, с экспедициями или на пикник… Но в любом случа...

News image

Как правильно упаковать, одеть и отрегулировать рюкзак

Времена, когда люди ходили с неудобными и тяжёлыми рюкзаками, остались далеко в прошлом. Современные технологии позволяют насладиться окружающими кр...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Конный тур по озерам Марийского края

News image

Первый день 2 августа Поезд № 54 Москва – Чебоксары прибыл в г. Чебоксары (г. Шупашкар – 534 года) в 8.00

Лошади

News image

Все лошади в горах Киргизии не большие но чрезвычайно выносливые. Многие называют их Киргизкой породы, так как в основном их р...

Исполнение желаний

News image

Дело было в начале августа 2004 года. Ранним утром (в середине ночи по московскому времени!!!) наша скромная мужская компания, ...

Ландшафт в Киргизии на местах охоты

News image

Горы в зависимости от региона высота их будет всегда различная. Подходить к животным придется на лошади но потом спешиваться и...

Зимние походы:

Евгений Чучин: рассказы о походах

News image

Среди  людей,  общающихся  с  природой  в свободное время,можно выделить слелующие типы:  1)  Туристы.  Люди  чрезвычайножад...

Подобие отчёта о зимнем 3-х дневном походе

News image

Маршрут: т/л Глобус - г.Кукуль - г.Пидбордо - т/л Козмейщик -г.Говерла - т/л Глобус

Зимний поход по Памиру

News image

С большим облегчением снимаю с себя обязанности по мониторингу команды МАИ, которая завершила лыжный поход по Памиру с восхожден...

Новый Год в Карпатах

News image

Идей и планов по поводу встречи Нового года нет. Под рукой интернет…чего бы мне хотелось? Чего-то яркого, незабываемого… Случа...

Горные походы:

Поход по Черногорскому хребту

News image

Зимний поход по Черногорскому хребту или «... Отпустите меня в Гималаи»

Как мы покоряли Альпы

News image

Участники - Воликов Константин, Гоголинский Кирилл, Перегудов Дмитрий АК МИФИ. Все решения принимали единогласно, никто никем не...

Отчет о зимнем походе на Приполярный Урал

News image

Часть I, картографическая. 1. Схема региона и нашего с Митянькой по нему путешествия. Для любопытных

Как мы прошли перевал Моминг

News image

Из фотоматериалов и карты видно, что прохождение ледопада не обязательно, если под взлет Ци-Це спуститься с северного плеча Цина...

Велопоходы:

Отчет о походе Мега-Трофи-КАРАВАН

News image

C 30 апреля по 11 мая 1998 г. велоклуб КАРАВАН провел многодневное Мега-Трофи КАРАВАН по горному Крыму. Что такое Мега-Т...

Походец по северо-восточному и северному берегам Ладожс

News image

В начале 2003 года у меня вместе с друзьями из московского клуба КАРАВАН появилась идея провести совместный походик по берегам Л...

Мега Трофи Караван Крым

News image

Часть 1 Отчёт - рассказ о путешествии, а также некоторые идеи организации мега-трофи. Рассказывает Кузнецов Андрей - руководи...

О марафоне Париж-Брест-Париж

News image

Вариант с автобусом не устраивал меня изначально. В первую очередь, из-за матери, да и сам я двое суток в автобусе трястись не...

Рафтинг для смелых:

Вместо Иссык-Куля - БоденЗее, и другая культурная программа

News image

Рекомендуем окрестности и сам городок Meersburg. Кемпинги в наличии. Очень красивая набережная, виноградники Spat - Burgunder, духовой оркестр веч...

Акватрофи-КАРАВАН по р. Угре и р. Жиздре

News image

С 1 мая по 9 мая 1998 г. в велоклубе Караван состоялся первый многодневный поход Акватрофи-КАРАВАН по Подмосковью. Маршрут состоял из двух сп...

Отчет о водном туристском походе 4 категории сложности по рекам Чуя, Катунь, Кадрин (Горный Алтай)

News image

Руководитель группы Филимонов Г.А. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем уча...

Велопоходы:

Заметки вело байкера

News image

В 2001 году официальное закрытие сезона пришлось на воскресенье 14 октября. Погода слегка подкачала: ночью был небольшой минус, лужи замерзли, свис...

Велопоход по Египту

News image

Велосипед Велосипед с багажником Велобаул не менее 60 л Чехол для велосипеда Фонарь и задняя мигалка Запасная камера, насос, заплатки, на...

Велопоход в Испанию

News image

Сколько живу на свете, всегда на ноябрьские праздники решал проблему: куда поехать? На Север в поисках первого снега? Так там день световой «с гульк...

Авторизация