Главная - Туризм - Велопоходы - Велопоход по Хибинам Апатиты


Велопоход по Хибинам Апатиты

Туризм - Велопоходы

велопоход по хибинам апатиты

– р. М. Белая - пер. Рамзая – оз. М. Вудьяр – оз. Гольцовое – пер. Умбозёрский – оз. Умбозеро – г. Сев. Суолуайв – брод-2 – п. Ревда – трасса М-18 – город-герой Мурманск

7. 07 г. Апатиты – ст. Хибины – р. М. Белая

В полдень, поездом Астрахань-Мурманск, приехал в г. Апатиты. Север встретил меня жарой, градусов под +25. Как оказалось, дождя не было уже больше недели. Проехал через город на АНОФ-2. Здесь дальнейший путь, неожиданно, преградил шлагбаум, но проблем с проездом по территории комбината не возникло. На вопрос: - Можно проехать? Был ответ охранника на КПП: - На велосипеде? Почему нет?! Дорога идет среди цехов, затем вдоль очистной трубы до ж/д переезда. Здесь асфальт кончается и далее до с. Хибины идет приличная грунтовка.

16.30 станция Хибины (небольшое кирпичное здание с табличкой), переезда нет. Перешел пути, и дальше по дороге в сторону ущелья. За поселком развилка, поехал прямо (на север). Дорога - грунтовка с глубокой колеей, грязью и лужами (в моем случае - чаще следами от луж, стояла сухая погода). Через пару км. дорога выходит р.М.Белая (17.30) и идет по правому берегу (по ходу движения). Дальше ехать сложновато, дорога пошла вверх, с крутыми подъемами и спусками. До брода дотащился за полтора часа. Форсировать реку решил с утра, для первого дня достаточно, а пока наслаждаюсь природой и покоем. Река, с холодной и чистой водой, со всех сторон лес и горные склоны, синее небо и солнце. Прекрасно! Перед сном решил ополоснуться в реке, было приятно освежиться - целый день на жаре. Вода-лёд! Полярный день! Так и не смог нормально заснуть, постоянно просыпался с впечатлением, что уже утро.

8. 07 брод через р. М. Белая – ущелье Рамзая – р. Поачйок

С утра стало ясно, что будет - ясно! День выдался жаркий, кстати, как и последующие (потом, в Мурманске, я прочитал в газете, что в эти дни температура поднималась до +30). В 10.05 перехожу брод. Не хотелось мочить обувь, пошёл босиком. Вначале с велосипедом - побоялся тащить всё сразу. Да и не донёс бы, потому как, очень больно было идти по гальке, да и течение на середине довольно быстрое. Глубина чуть выше колена. Так я и оказался, с велосипедом на одном берегу, а рюкзак с ботинками на другом. Но деваться было некуда, пришлось терпеть. Ноги сильно замёрзли и болели, но обошлось без последствий. Надо сказать, это была первая переправа из многих, которые будут дальше, и последний брод был куда неприятнее этого. Вообще с водой в Хибинах, явно, проблем нет. Накупался вдоволь, хорошо хоть сверху не часто лило. Дальше дорога идёт по левому берегу (по ходу). Еду до р. Ферсмана, неширокий ручей с сильным течением. Перейти вброд будет сложно, но ниже по течению есть переправа - несколько бревен. Надо полагать - они здесь, не всегда присутствуют. Через несколько км. дорога проходит слева от небольшого круглого озерца (11.40), и здесь - фактически и заканчивается. И хотя, дальше ещё идут две колеи - это больше похоже на тропу. Ехать становится трудновато, по большей части, передвигаюсь пешком. Лес начинает редеть и переходит в маленькие берёзки и кустарник, да и берёзки - больше похожи на кустарник. Вскоре открывается превосходный вид на ущелье. Не знаю - в ненастный день, здесь может, и мрачновато - но тогда! - всё было залито солнцем. Я сидел на камне, ни о чём не думал, и смотрел: на синее небо - над склонами, ещё покрытыми кое-где снегом, на переливающуюся и искрящуюся в лучах, растекающуюся внизу реку. В картине, возможно, так я себе всё и представлял, но царящие здесь тишина и умиротворение…восхитительно. Такие места очаровывают! Прямо, отлично видно седловину пер. Вост. Петрелиуса, правее пер. Рамзая.

Перехожу верховье реки М. Белой, - здесь она разливается множеством небольших рукавов, местность заболочена и потому, не замочив ног не перебраться. Царство комаров - пришлось надеть сетку, до этого вполне обходился “москитолом”. Здесь я потерял тропу, а может её, тут и нет. Дальше начинается подъём к перевалу. Тропу, как не высматривал, так и не определил. Да и так понятно куда идти - вперёд и вверх. Поначалу ещё пытаюсь вести велосипед и тащить рюкзак, прыгая кое-как по камням. У подножья перевала становится крутовато, тащу по-очереди, то рюкзак, то велик. Пытаюсь подниматься и напрямую по осыпи из мелких камней, и по склону - по крупным камням, поросшим мхом, здесь можно запросто подвернуть ногу.

15.30 поднялся на первую террасу, здесь подъём более плавный и просматривается тропа. Жутко устал и завалился отдохнуть, даже слегка вздремнул, но легче не стало - жарко и постоянно хочется пить. Немного посидел под большим валуном, единственный тенёк в округе. 18.00, готовлюсь карабкаться дальше. Очередной подъём и я на перевале. Отсюда прекрасный вид, - на пройденный путь наверх. Перевал весь занесён снегом и это хорошо, потому как, дно засыпано огромными камнями и, когда на дне нет снежника, идти через перевал неудобно (это я вычитал). Но через пару завалов, мне, всё равно пришлось перелазить. Здесь в узком ущелье - среди отвесных скал, стоя в снегу, наконец-то было прохладней. Совершено непонятно, кого тут, среди скал и снега, поджидают комары?

19.00 вышел с перевала к долине реки Поачйок. Ущелье уходит вправо, кругом сплошной снег, никакой тропы невидно, и каким путём идти дальше непонятно. Решаю подняться на невысокий левый склон, туда, круто вверх, видна дорога – если её можно назвать таковой,- не знаю, на каком транспорте по ней можно взобраться. Я, не без усилий, взобрался, но не на транспорте, а транспорт на мне. На склоне следы буровой; емного железа и пара обгорелых брёвен, которые ещё не дожгли туристы. Солнце ещё освещало склон и, в какой-то момент, место мне показалось приветливым, собрался здесь остановиться на ночь. Но солнце вскоре спряталось, за высокими склонами на северо-западе, и, я решил поискать местечко получше - дальше. Но дальше было совсем фигово. Вначале я продвигался по дороге, которая на очередном спуске исчезла в снежнике. По нему я спустился к реке, и стал продвигаться край берега, по обрывистым и местами заснеженным склонам, иногда приходилось идти по руслу, прыгая по камням. Начинают встречаться отдельные деревца и кустарники, хотя кто из них кто, подчас, не поймешь - такова флора севера. На пути встретил лагерь московских пешеходов. Немного посидели, поболтали – спасибо им за чай, они собирались к отдыху, а мне пора в путь. Прошли ещё ребята, местные, с Апатит. Движение здесь, надо сказать, как на проспекте. Твёрдо намерен, дойти сегодня до оз. Мал. Вудьяр. Началась лесная зона. Тропа по-прежнему идёт по склону, петляя среди берёз. Постоянные спуски и подъёмы, да ещё жарко и полно комаров. Приходится тащить на себе рюкзак, подчас, и велик. Эта - очень узкая, заросшая, тропа,- абсолютно не подходит для велосипеда. Наконец-то вышел на небольшую площадку, место привалов - это сразу заметно по мусору вокруг. Отсюда тропа уходит круто вверх на склон, также можно спускаться дальше по склону вдоль реки, по-прежнему продираясь среди деревьев (внизу у реки вижу и слышу, ещё компанию - чего людям не спиться). Но здесь силы меня покинули, и, решаю, что на сегодня хватит. Время за полночь, отбой. День выдался насыщенным, вдоволь сегодня наломался, а это плохо - боюсь, что переусердствовал.

9.07 оз. М. Вудьяр – оз. Гольцовое – р. Партомйок

С утра, как всегда, отличная солнечная погода. Немного болит спина, но в целом всё нормально и настрой бодрый, особенно после завтрака. 13.40 поднялся на склон, тропа здесь уже напоминает дорогу, по которой, плавно спускаясь, выехал к оз. Мал. Вудьяр. Место очень людное, и потому не интересное. Дорога огибает озеро и выходит к широченной дороге на карьер. Плавный спуск, и дальше за поворотом дорога уходит вправо вверх. Мне ехать налево, дорога идёт вдоль русла р. Вудьяврйок, зачастую приходиться ехать прямо по воде. Ближе к перевалу Кукисвумчор(15.40) начинается хорошая грунтовка, ехать становится совсем легко, и на большой скорости, обгоняя группки пешеходов (здесь и правда, весьма, людно) спускаюсь к базе КСС. Дорога идёт по лесу. Спасатель отметил мою группу в книге, то есть меня, расспросив поточнее у него дорогу я двинулся (18.00) дальше. И хотя мой путь далее лежал на пер. Умбозёрский, я не мог не побывать на оз. Гольцовое. Перешёл вброд р. Партомйок, неширокая и спокойная река. Немного далее, вправо уходит дорога – это в сторону Умбозёрского, я еду прямо, к Гольцовому, хорошая дорога, под уклон. Доезжаю до оз. Щучье, дорога идёт вдоль берега и уходит в воду. Под водой кое-где просматривается колея, брод не глубокий, но довольно широкий, приходится долго идти по-пояс в воде.

18.40 выхожу к Гольцовому. Место живописное: спокойная гладь озера среди горных склонов и леса. Решаю искупаться и немного постираться. На берегу остов какой-то бронетехники, развешиваю на нём сохнуть одежду. Сам же наслаждаюсь лёгкой прохладой, которую с озера приносит ветерок, сверху же, по - прежнему, печёт. Через час с небольшим, собираюсь в дорогу. Дальше всё в обратном порядке и в 20.30 я у развилки на пер. Умбозёрский. Дорога идёт на северо-восток и выходит к разрушенной базе геологов. Со стороны перевала, мне навстречу, проезжает джип. Здесь дорога поворачивает на юго-восток и, с небольшим подъёмом, идёт вдоль русла р. Партомйок, несколько раз пересекая реку. Перехожу реку в брод - по камням, немного погодя дорога вновь пересекает реку. Опять приходиться прыгать по камням, балансируя над водой с рюкзаком и велосипедом, жутко неохота мочить башмаки, но, не замочив ног, всё равно не перейти. А дальше дорога снова выходит к броду. 21.40 решаю остановиться на ночь. Чуть ниже по течению видна тропинка, она выходит к подобию переправы из досок и проволоки. По ней я, на следующий день, и переправился. Место довольно дремучее, вокруг по склонам густой хвойный лес. По-земле полно мошкары. Натянул гетры, но они уже успела забраться под штаны, - все ноги, блин! искусали (потом ещё долго были синяки). Поставил наскоро палатку и сразу завалился. Чувствую себя неважно, какое-то болезненное состояние, видно, всё же, перегрелся сегодня на солнце, всё лицо красное и горит. Принял аспирин, правда, пришлось разводить его в холодной воде, но ничего - даже освежает.

10.07 р. Партомйок – пер. Умбозёрский – р. Каскаснюнйок

Ни к чему даже и говорить, какая с утра погода, но к слову – сегодня она и переменилась. В 9 часов вылез из палатки. В траве по-прежнему полно мошки, но видно она не завтракает и, потому не докучает, комаров и вовсе почти нет. 13.30 вышел в путь. Вскоре дорога выходит из леса и за последним бродом идёт слева от русла реки. Ехать по ней практически невозможно, всё завалено крупными камнями. У перевала дорога пропадает, это ничего не меняет, - как подниматься на перевал не имеет значения. Подъём не сильно крут. На пути озеро - обхожу его по левому каменистому берегу, дальше подъём становится круче. На перевале ещё одно озеро (15.35), его обойти можно только слева, справа вплотную подступают скалы. Жара! Соблазн искупаться очень велик, и я, скинув всю одежду, лезу в ледяную чистейшею воду. Несколько взмахов туда-обратно, - всё хватит. Дикий восторг! Поднимаюсь согреться на небольшую скалу справа, отсюда более перспективный вид. И хотя здесь не так живописно как на Рамзае - ощущение первозданной природы выше. За перевалом дороги не видно, тропу я тоже не нахожу. Спускаюсь по каменистым склонам ущелья. Местами можно различить тропу, но ехать возможности нет. Приходится пробираться по руслу р. Каскаснюнйок, по камням и воде, - с велосипедом это весьма не просто. К вечеру появились облака и тучки, подул более крепкий ветер, становится прохладней. Останавливаюсь отдохнуть, с часок покемарил (собственно, спешить мне некуда) - на ещё тёплых, после полуденной жары, валунах на берегу реки.

19.10 снова в пути. Погода, по всей видимости, действительно переменится. Двигаюсь по правому склону в стороне от реки. Никак не могу определить нормальную тропу. Петляю по склону и, наконец, упираюсь в правый приток Каскаснюнйок. Переходить приток нельзя, где-то здесь по левому склону от реки должна быть дорога. Спускаюсь к реке и перехожу вброд на левый берег. Начинается лес. Здесь видна очень плохая тропа, по которой, продираясь и петляя среди берёз и кустарника, снова выхожу к реке. Дальше приходится идти вдоль русла по камням и воде. Слева появляется подобие дороги. По ней кое-как можно ехать, - лучше плохо ехать, чем хорошо идти, тем более тут и идти-то, хорошо не получается. Перехожу ручей и поднимаюсь на площадку над рекой, здесь явно место привалов. Я тоже останавливаюсь здесь и успеваю поставить палатку, - ближе к полуночи начал моросить дождь.

11.07 г. Вост. Портомчор – р. Тульйок – зал. Тульилухт – р. Майвальтайок – озера Ньюрьявр

Светит солнце, но довольно облачно, ночью дождь не разошёлся и это радует. Немного стало прохладней. Отсюда начинается нормальный крупный лес; с большими деревьями, буреломами, корягами и заросшими валунами. Дорога идёт по южному склону г. Вост. Портомчорр, удаляясь от реки Каскаснюнйок, с чередой небольших подъёмов и спусков. Дорога сильно заболочена; где её пересекают множественные ручейки - сплошная грязь; завалена деревьями и камнями. Местами дорога проходит через болота, ни, а какой езде, не может быть и речи,- приходится буквально тащиться по-колено в воде. У восточного склона г. Вост. Портомчорр дорога уходит вправо, и идёт по холмам, покрытым сосновым лесом, к р. Тульйок. Это хорошая, сухая, грунтовая дорога, по ней я быстро выехал к реке, - немного ниже места слияния с Каскаснюнйоком. Тульйок - большая полноводная река с небыстрым течением, здесь дорога уходит в реку –вероятно тут переправа в брод. Даже не знаю как сказать, - хорошо, что мне туда не надо. Еду дальше, по дороге, которая идёт на восток, к Умбозеру. Ближе к устью дорога выходит к реке и идёт вдоль русла реки, ехать невозможно, сплошные камни, но это небольшой участок – дальше дорога уходит налево, через лес, и по ней я выезжаю к Умбозеру (16.40), с восточной стороны зал. Тульилухт. Погода снова портится, пошёл мелкий дождь, с озера дует приличный ветер - заметно похолодало. Дальше, надо полагать, дорога идёт вдоль берега – дороги как таковой здесь нет, но продвигаться, иначе как по прибрежной песчаной полосе негде – слева тянутся сплошные болота. По влажному вязкому песку ехать невозможно, да и идти с нагруженным велосипедом не легко, заднее колёсо глубоко проваливаются. Из-за налипшего песка, приходится отнять тормоза, он начинает скрести по ободу.

17.40 подхожу к р. Майвальтайок, здесь, в устье - полноводная спокойная река. Брод достаточно широкий, но не глубоко - по-пояс, дно песчаное. Очень не хочется раздеваться и лезть в ледяную воду. … замёрз! Дождь пока перестал и кратковременно выглядывает солнце. Немного погрелся, оделся, и двинул дальше. Через полчаса пути, ещё неширокий рукав. Здесь видны обломки какой-то переправы, перейти в сухую не получается. На другой стороне дорога поднимается и идёт по холмам, через лес, на северо-запад. Проезжаю развалины базы геологов и выезжаю к оз. Н. Ньюръявр (19.10). Сильный ветер и снова начался дождь, на берегу охотничий домик, немного переждал под навесом и поехал дальше. Отсюда дорога уходит на восток, к оз. В. Ньюръявр, идёт вдоль озера и дальше с постоянным набором высоты поднимается на северо-восток, на г. Сев. Суолуайв (судя по карте). Постепенно, из-за крутизны, ехать становиться невозможно и, в 21.00, я останавливаюсь на ночь. Склоны вокруг покрыты лесом. Располагаюсь на берегу ручья, который течёт справа, недалеко от дороги. Здесь он, падая с небольшой высоты, образует каменный бассейн с чистой ледяной водой. Моя пятая, по-счёту, стоянка: самое лучшее место и самая скверная погода. Довольно ветрено и моросит дождь. Ночью ветер стих, и дождь, вроде, прекратился. Похолодало, кстати, очень резко – надо полагать - север.

12.07 г. Сев. Суолуайв и Намуайв – р. Кальйок - брод-2 – р. Сура

С утра погода начинает налаживаться, дождя нет. К полудню затянувшие небо, хмурые облака, постепенно редеют, и всё чаще проглядывает солнце. Немного прохладно, но так даже лучше. 12.20, хорошо отдохнувши, подкрепившись и набравши сил, в приподнятом настроении, я ступил на дорогу и продолжил подъём в гору. Вскоре лес закончился и взору открылись вершины гор Сев. Суолуайв и Намуайв, обернувшись - видна прекрасная панорама на Умбозеро, зал. Тульилухт и озёра Ньюръявр.

12.50 добрался до развилки, здесь указатели: на одном указателе, прямо, написано - сев. Суолуайв, на другом, направо - бр. С этого места и начались все мои сегодняшние неприятности. Тут надо сказать, что - как я не крутил головой, как не думал, как не привязывал местность к карте, так и не смог окончательно определить, действительно ли дорога идёт через вершину г. Сев. Суолуайв, весьма казалось, что она идёт через г. Намуайв. Как бы там ни было, я всё равно по ней не пошёл, а свернул направо, рассудив, что бэрэ, это брод 2, - здесь нет других путей. Вернее, вначале я двинул, прямо, на гору, но потом соблазнился более пологой дорогой на бэрэ, будь она неладна, в надежде, что это более верный и прямой путь. И действительно, дорога, огибая правый склон, как я думаю, г. Намуайв, вышла на перевал, с которого открылся вид на зал. Чудалухт, и за широкой полосой леса внизу, было отчётливо видно косу врезающеюся в залив и пересекающею её полоску воды - брод 2. Отсюда казалось, до него рукой подать. Разум покинул меня, и я, на очередной развилке, по подвернувшейся дороге устремился вниз, в сторону залива. Спуск был стремителен и недолог. Дорога круто спустилась к заброшенной буровой и …всё. Дальше обрыв. Теперь - совершенно очевидно: напрямую прорваться к заливу невозможно. Ручьи спускающиеся по западному склону горы к озеру, прорезают здесь глубокие ущелья с отвесными склонами. Пробовать спуститься здесь, да ещё с велосипедом - ну на фиг! Итог: пять минут - вниз, час - назад вверх до развилки. Поднявшись, я просто свалился наземь, на мягкий и сухой мох - было хорошо так лежать, думать и смотреть в голубое небо. Я - зол, такая оплошность и столько сил потраченных зазря. Ведь глядя отсюда, и повнимательнее взглянув на карту – вполне можно было предположить невозможность такова броска. Дорога же, так и пошла дальше, огибая западный склон г. Намуайв и постепенно забирая на восток и, по всей видимости, если она сохранит такое направление, то выйдет к дороге идущей через г. Сев. Суолуайв (по карте). Тогда что же значит и зачем этот поворот и указатель – бр. Этот бэрэ так и не дал мне покоя и где-то на северном склоне горы я опять устремился вниз по дороге в надежде, что вот эта-та дорога точно выведет меня к броду. Но дорога не вышла ни к броду, ни к буровой, ни вообще никуда – она увела меня далеко вниз по склону на север и …исчезла. Дальше я продолжил спуск пешком, и опять упёрся в ущелье, судя по карте на этот раз – это приток р. Кальйок.

В пору было впасть в отчаяние. Ну, нет, назад я не полезу! Бросив велосипед, отправился на поиски возможности дальнейшего продвижения. Справа спуститься к реке и затем подняться на противоположный склон невозможно, слишком круто и река внизу образовывает широкую заводь. Слева же, - склон осыпается, и здесь прыгая по валунам, спускаюсь к реке. В этом месте река запружена кочками, поросшими кустарником, и завалена камнями. На другом берегу довольно крутой склон поросший берёзами, но подняться, пожалуй, можно, что я в дальнейшем и проделал. Не стоит и говорить, сколько ушло сил и терпения на преодоление этого подъёма. Пришлось карабкаться круто вверх, таща на себе рюкзак и за собой велосипед, кое-как цепляясь за деревья. По голому склону, наверное, не поднялся бы. И вот я наверху и позади все эти злополучные склоны. Но дальше ещё долго пришлось блуждать по лесу, сплошь заваленному камнями, постоянно карабкаясь вверх-вниз по небольшим холмам, в поисках дороги. Наконец выхожу на узкую накатанную дорогу идущею среди зарослей небольших деревьев. Испытывая недоверие всё же еду по ней на северо-запад, куда мне и надо. Лес редеет. Выезжаю к р. Кальйок. Широкая неглубокая река, прыгая по камням, я переправился на другую сторону. Еду дальше и в 18.40 достигаю условного финала своего путешествия – брод-2. Это впечатляюще! Погода к вечеру снова портится. По небу ползут хмурые тучи, дождя нет, но дует сильный ветер, - он гонит с залива приличные волны, которые грузно прокатываются по узкой протоке между каменистых отмелей, по обе стороны брода. Читал, что “когда ветер со стороны Умбозера довольно сильный, то уровень воды в протоке поднимается довольно значительно, “с головкой будет”. Кхэ, звучит обнадёживающе! Ох, как же не охота лезть в ледяную воду, да ещё в такую погоду. Разделся и пошёл на разведку. Дно каменистое, памятуя первый брод - через р.Белую, полез в воду в ботинках. Направляюсь по-прямой, но почти сразу становиться глубоко, забираю правее в сторону озера, здесь по-пояс, на середине протоки сворачиваю к противоположному берегу. Становится глубже, уже по-горло, кажется, ещё шаг и уйду с головой, кое-как на носочках, подстраиваясь под волну, делаю ещё пару шагов и вырываюсь на отмель. Путь разведан и дело за малым, – пройти этот путь ещё несколько раз, да ещё с велосипедом и рюкзаком, держа их на вытянутых руках над головой, рюкзак, правда - на голове, зато велику по-фигу вода – с ним то, меня, чуть и не смыло на глубину, едва удержался под натиском волн. От холода у меня “зуб на зуб” не попадал. Наскоро обтёрся полотенцем и быстро стал одеваться, обуваясь, обнаружил, что забыл свои незаменимые толстые шерстяные носки (я их повесил подсушиться на деревце) на том берегу. Но никакая нужда меня не заставит, вновь лезть в воду, плюнул в сердцах, развернулся и побрёл дальше.

Иду по песчаной косе по берегу озера и дальше сворачиваю налево, на дорогу. Дорога, петляя, идёт через лес по холмам, местами заболочено, на пути встречаются обширные буреломы, иногда дорогу преграждают поваленные деревья. Очевидно мой велосипед тут первый транспорт в этом году. Встречаю медвежьи следы, зверюга довольно долго шёл по дороге навстречу, я не следопыт, но, по-моему, следы свежие, подумать только - ведь спугнуть его мог и я. Вообще, на своём пути из живности (не считая комаров, эта-та свита всегда при мне), я встретил только глухарку с выводком, которые, едва завидев меня, разорались на весь лес и кинулись в рассыпную. Да ещё птиц на озёрах Ньюръявр, вроде – гуси, а может и нет - далеко было. 22.20 р. Сура. Широкая полноводная река, перейти её в брод было бы не просто: течение быстрое и, наверное, приличная глубина. Но через реку основательный деревянный мост, хотя он и изрядно потрёпан, и на машине не проехать, для моего транспорта в самый раз. За рекой дорога поднимается в гору, начинается высокий сосновый лес. Здесь я останавливаюсь на ночь. Хотел, после такого изматывающего дня, попить горячего чайку, но пошёл дождь, и оставалось только забраться в палатку и лечь спать.

13.07 п. Ревда – поворот на Оленегорск – трасса М-18

С утра налаживается приветливая погода, солнечно. Оставшийся участок пути до посёлка Ревда проходит через сосновый лес. Сначала, петляя, с чередой небольших подъёмов и спусков, идёт хорошая накатанная грунтовка, которая выходит к развалинам в/ч, и здесь, далее - до шоссе на Ревду - пошёл приличный асфальт. Всё, “дикая” часть моего путешествия, пожалуй - завершена. К полудню я был в Ревде. Затем, минуя посёлок, доезжаю до поворота на Оленегорск, отсюда до него порядка 70 км. На всём протяжении нормальная асфальтовая дорога идущая через лесотундру: сопки, поросшие хвойным лесом; заболоченные низины русел рек. Вдалеке на юге, сквозь пелену непрекращающегося проливного дождя, видны вершины Хибин. В их сторону, на ходу, изредка бросаю прощальные взгляды. Любоваться пейзажами нет никакого желания, от хорошего, с утра, настроения ни осталось и следа. Во второй половине дня погода резко изменилась - начался дождь, самый сильный и продолжительный за эти дни. За несколько часов пути, я, весь насквозь промок и продрог. Остановиться негде и незачем. В километрах 30 от Оленегорска - развилка, поворачиваю направо, и по этой дороге, в районе оз. Пулозеро, выезжаю на трассу Мурманск-Питер. Здесь на берегу озера останавливаюсь на ночь: место неудачное, дождь не прекращается – очень мерзко, но уже поздно и нет больше сил. Наконец, уже в палатке, после того как я переоделся в сухое, забрался в спальник и выпил остатки бальзама (у меня была фляжечка на такие случаи) ко мне начали возвращаться хорошее настроение и бодрость духа.

14.07 трасса М-18 – город - герой Мурманск

Ночью дождь прекратился, и утро меня порадовало солнечным светом. Сегодня день был солнечный, довольно ветрено, но тепло и не было дождя. Описывать дальнейший путь нет смысла, в накручивании асфальтовых километров, признаться, мало интересного. Выехав ближе к полдню - к вечеру я был в городе-герое Мурманске. Некоторые выводы: Ландшафт. Природа первозданна и красива. Для путешественника достаточно уединённых мест, хотя “дикости” маловато. Но впрочем, справедливости ради, надо признать, что совсем без дорог, с велосипедом, передвигаться никак невозможно, стало быть, всего здесь равно. Мне очень понравилось, притом, что я многого не видел и, уверен, каждый найдёт для себя в Хибинах много интересного. Будет возможность - поеду ещё. Карты. Кстати, ни у кого, кого я встретил, не было нормальных карт! – этот вопрос для меня, так и остался открытым, их что, в природе не существует, если даже в Мурманске я ничего приличного не нашёл, или не там искал? У меня были отпечатанные листы карты Кольского, взятой с Интернета, с нормальным масштабом, но видно старой. Такую же отпечатанную карту, что очень странно, я видел у спасателя на базе КСС. Вода. Хотя мне, я думаю, сильно повезло с погодой, и побольшести было сухо, совершено очевидно, что грязи, всяких луж, болот, ручьёв и рек в Хибинах в изобилии. Да и дожди вероятно не редкость. Перед поездкой, почитав туристические отчёты, я долго размышлял: брать мне с собой сапоги или не брать. Решил не брать, и правильно сделал. Всё же: такая дополнительная тяжесть - непозволительная роскошь, да и проку от них, признаться, было бы мало, тут если и пригодились бы, то разве что – болотные, никак ни меньше. Добротные башмаки, которые не жалко (мои, к концу, - раскисли и развалились), и толстые шерстяные носки, - может и не так комфортно, но зато практично и ноги будут целы. Не забывать только, смазывать их, - ноги, питательным кремом на ночь. Комары да мошки. Естественно, всякому понятно, что такого добра здесь полно и что эта компания, любому, может испортить радость общения с природой. Поэтому я взял с собой москитную сетку и кучу разных препаратов. Впрочем, кучу брать и не стоило, не буду заниматься антирекламой, скажу лишь, что новый карандаш “москитола” меня просто порадовал, очень удобно наносить и чрезвычайно эффективно. Рекомендую. Всего хорошего!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Защита от холода

Четыре стадии защиты организма от холода. Совершая восхождения, штурмуя пещеры или проходя водными маршрутами, человек постоянно находится под ...

News image

Список снаряжения на зимний Эльбрус

Вес снаряги должен быть минимальный!!! При прочих равных берите то, что полегче. Вступление (условия на Эльбрусе под Новый Год): как показывает м...

Летнее снаряжение:

News image

Материалы для туристических палаток

Почти все производимые палатки Снаряжение — двуслойные. Внешний слой — это тент, внутренний слой — сама палатка. Двуслойная схема эффективнее односл...

News image

Виды и назначение туристических рюкзаков

На рюкзак, как средство перемещения вашего туристического снаряжения, нужно обратить самое пристальное внимание, поскольку от его правильного выбора...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Голландия и Бельгия - две страны, два мира

News image

Амстердам-Гаага-Эфтелинг-Брюгге-Брюссель Мама, папа и дочка 6 лет. Сами. ПОДГОТОВКА Давно зрел план отвезти дочь в...

О Республике Марий-Эл

News image

Техническое описание прохождения группой маршрута (дневник похода): 30.10.04. В 15-25 поезд «Казань – Йошкар-Ола» прибыл на с...

Бельгия

News image

Пунктом назначения был Брюгге, но на пути к нему мы планировали осмотреть Антверпен. АНТВЕРПЕН Проехав около 100 км, м...

Одежда и обувь во время охотничьего тура в Киргизию

News image

Надо иметь комплект одежды в котором комфортно находится по собственным ощущениям в определенных температурных условиях. Б...

Зимние походы:

Зимний поход от шеф-повара Дульского

News image

В зимний поход звали меня давно, и почти каждый год. Вот, счастье такое я преступно от себя отталкивал, придумывая внешние и вну...

Зимний поход в Карпаты

News image

это очень похоже на наш Новогодный вариант Возникла идея написать отчет о горном зимнем походе по Украинским Карпатам, чтобы бы...

Отчет о горном походе по Алтаю 2-й категории сложности

News image

Нитка маршрута: Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к) - дол. р. Аккем - оз

Отчет о горном походе 3 категории сложности по хребту К

News image

Нитка маршрута: Новая Чара - дол. Среднего Сакукана - изба ГМС - пер. Трех Жандармов (2А) - пер. 25 лет Сов

Горные походы:

О не случайности случайностей

News image

Сейчас, собираясь в дорогу, я уже точно знаю, что, если бы всё происходило так, как запланировал, то и не стоило бы выходить из ...

Пеший поход в горы

News image

Примечание. Все географические несовпадения случайны. День первый. Согласно заявленному плану, 10 мая в 9 утра Караван ...

Лыжный марафон Финская лыжня

News image

Л.Л.: Желание попасть в Финляндию на знаменитый лыжный марафон появилось у меня еще года два назад, когда мне, человеку далекому...

Лыжный поход

News image

Старт: примерно 8:08 Финиш: около 18:27 Общее время в пути: 10 часов 19 минут Внимание: в тексте возможен мат! (Отредакти...

Велопоходы:

Велопоход

News image

Вторник 22.07 103.5 км (грунтовка) Дорога от Першлахты до Филлиповского была очень изматывающая. Сплошные подъемы и спуски...

Израиль на велосипеде

News image

Жгучее желание проехать по югу Израиля на велосипеде возникло у меня при первом посещении етой замечательной страны. Так уж вышл...

Караван-Онего

News image

В 2002 году избранный состав КАРАВАНа успешно по частям возвратился из велопохода вокруг Онежского озера. Отрадно отметить, ч...

Маршрут Все яйлы Крыма

News image

Вступление Идея «звездного похода» в Крым возникла в феврале и после обсуждения с Леней Ливеровским она оформилась в конкретн...

Рафтинг для смелых:

Ростов-на-Дону – Туапсе

News image

28.07.04 18-45 стартовали из Москвы, поезд Атаман Платов , видимо, борющийся за звание фирменного: проводницы - в форме, очень вежливые, в купе ...

Отчет о водном походе чайников

News image

Отчет о водном походе чайников. Собрались в водный поход чайники, которые в этом деле, короче, в первый раз. Собралась группа из 21 человека, сборн...

Соло в компании

News image

Войти в то же море Возвращаясь в прошлом году домой, мы уже мечтали снова приехать в Финляндию. Неисследованы берега от Хельсинки до Таммисари,...

Велопоходы:

Kerimäki — идём на восток!

News image

При разработке маршрута своего первого в жизни велопохода, для меня немаловажную роль играла простота схода с маршрута и эвакуации. Именно поэтому я...

Велопоход по Египту

News image

Велосипед Велосипед с багажником Велобаул не менее 60 л Чехол для велосипеда Фонарь и задняя мигалка Запасная камера, насос, заплатки, на...

Вдоль Пинеги

News image

Велопоход на тандеме 24 июля – 8 августа 2006 г. Всего 833 км Маршрут: Ядриха (Котлас) – Двинской – Ламбас – Согра – Осяткино – Северный...

Авторизация