Главная - Туризм - Летний рафтинг - Отчет о водном туристском походе 2 категории сложности (с элементами 5) по рекам Казыр, Томь (Кузнецкий-Алатау)


Отчет о водном туристском походе 2 категории сложности (с элементами 5) по рекам Казыр, Томь (Кузнецкий-Алатау)

Туризм - Летний рафтинг

отчет о водном туристском походе 2 категории сложности (с элементами 5) по рекам казыр, томь (кузнецкий-алатау)

Руководитель группы Карташев Я.Ю.
Авторы отчета: Карташев Ярослав, Филимонов Григорий.


Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю второй категорией сложности.


Содержание:

1. Общие сведения о походе.
2. Состав групы.
3. Общие сведения о районе маршрута.
4. Организация путешествия.
5. График маршрута.
6. Подъезды и отъезды.
7. Техническое описание маршрута.
8. Обеспечение безопасности.
9. Выводы и рекомендации.
10. Картографический материал.
11. Ссылки по теме.
12. Приложения (списки снаряжения).


Общие сведения о походе

1. Вид туризма – водный
2. Район проведения – Кузнецкий Алатау
3. Категория сложности – вторая (с элементами пятой)
4. Число участников – 8 человек
5. Средства передвижения – 4 катамарана-двойки с коленной посадкой
6. Сроки проведения – c 9 августа по 18 августа 2004 года
7. Полевых ночевок – 7
8. Протяженность активной части маршрута – 206 км
9. Нитка маршрута: г. Омск – г. Междуреченск (автомобили) - ст. Лужба (электричка) - пер. Алгуйский(пешком) – Куприяновские Поляны(пешком) – сплав по р. Казыр до устья р. Сургас – восхождение на пик Сургас – р.Казыр (сплав) – р.Томь (сплав) - ст. Лужба - г. Междуреченск - г. Томск (автомобили)

Маршрут утвержден Томской областной МКК. Выдана маршрутная книжка
№ 0-88-04.

К1,2 катамаран-двойка производства клуба Одиссей .
К3,4 катамаран-двойка произвольной конструкции.


Общие сведения о районе маршрута - Горная Шория

Горная Шория - удивительная страна на юге Кузбасса, по размерам не уступающая Бельгии. Девять десятых территории покрыто непроходимой тайгой, а плотность населения - менее 5 человек на квадратный километр. Горная Шория охвачена гигантским амфитеатром гор, открытым к северо-западу. Здесь смыкаются юго-западные отроги Кузнецкого Алатау, южного Салаира и северо-восточного Алтая. Протяженность территории с севера на юг - 170 км, с запада на восток - 100 км. Свое название она получила от малочисленного самобытного народа - шорцев, предки которых на всю Сибирь славились умением выплавлять железо. Именно их русские первопроходцы называли кузнецкими татарами . И первый русский острог на этой земле был назван Кузнецким. Она не поражает головокружительной высотой горных пиков и опасной стремительностью рек. Ее красота не подавляет величием. Природа Шории завораживает плавными очертаниями покрытых тайгой гор, над которыми каменными чудо богатырями поднимаются седоглавые гольцы. Она очаровывает прозрачными до дна горными реками, названия которых звучат как отголоски старинных преданий - Кондома, Мундыбаш, Мрас-Су, Пызас, Кабырза. Она околдовывает таинственными глубинами пещер с удивительно красивыми залами, галереями, извилистыми ходами.

Ее воздух - целебный настой хвои и таежного разнотравья. Ее леса - настоящая кладовая ценных лекарственных растений, грибов и ягод, уникальный по своим питательным свойствам кедровый орех.

У каждого, кто хоть однажды посетил эту землю, своя Шория. Для одних - это великолепные горнолыжные трассы, захватывающий полет на сноуборде по заснеженному склону, для других - бездонное небо и огромные звезды, какие бывают в горах, а для кого-то - небольшая поляна с Венериными башмачками , нежданной наградой возникающая для путника среди тайги. Побывав здесь, Вы увезете с собой заряд здоровья и бодрости, чудесное чувство единения с первозданной природой и огромное желание вернуться в эти края.

Рельеф среднегорный, преобладают высоты 500-800 метров над уровнем моря. Высшая точка - гора Мустаг - 1570 м. Мягкие очертания вершин, узкие и скалистые речные долины, крутые гранитные массивы с вершинами, лишенными растительности (гольцы). Обширный Мрассинский карстовый район с многочисленными пещерами, гротами, воронками и воклюзами.

Низко-средневысотное нагорье в системе Алтае-Саянской горной области Вытянуто в субмеридиональном направлении, протяженность около 400 км. На востоке граничит с Минусинскими межгорными впадинами. Максимальные высоты в центральной части нагорья (массив Тигерташ с горой Верхний Зуб - 2178 м).

Расположенный вблизи массив Кара-Таш имеет безымянную вершину с высотой 2217 м. К северу высота постепенно уменьшается и у северной оконечности составляет около 300 м. Общий облик нагорья определяется преобладанием низких выровненных водоразделов, над которыми возвышаются отдельные среднегорные вершины как следствие избирательной денудации и неотектонического поднятий массивов магматических горных пород - горы Пух-Таскыл (1820 м), Большой Таскыл (1447 м), Большой Каным (1872 м), Крестовая (1549 м) и многие другие. Характерен резкий контраст уплощенных водоразделов и глубоких долин рек Кия, Белый и Черный Июс, Тесь и др. Восточная граница нагорья извилистая, так как отроги далеко вдаются в Минусинские впадины в виде хребта Сах-Сарс горы Сорыб (1305 м), Азыртал и Батеневского кряжа с горой Хазыргон (1249 м). Характерная черта - ярусность рельефа, отражающая наличие нескольких поверхностей выравнивания.

Четвертичные оледенения охватывали лишь самые высокие участки Кузнецкого Алатау, где оставили следы в виде каров, морен, ледниковых озер. Уникальной особенностью является наличие современного оледенения, поскольку климатическая снеговая граница в регионе расположена на 1000 - 1200 м. выше них. Насчитывается 91 небольшой ледник общей площадью около 7 км2. Характерна неравномерность выпадения осадков на западных и восточных склонах нагорья. Наиболее обильны они в западной части, что приводит к исключительно многоснежным зимам и интенсивной лавинной деятельности. Основной тип ландшафтов - горно-таежные леса, а на восточном склоне и лиственничная тайга. Выше 2000 м развиты субальпийские луга и горная тундра.

Климат резко-континентальный, смягченный за счет особенностей рельефа. Средняя температура июля +18 по Цельсию, января - - 20 ниже нуля.

Растительный мир: черневая тайга, субальпийские и альпийские луга, горная тундра. Особенности - высокотравье (до 3-4 метров), множество реликтовых видов, ценных лекарственных и пищевых растений: папоротник-орляк, колба, маралий корень, несколько видов Сибирской орхидеи известной под названием Венерины башмачки .

Животный мир Шории типичен для гор Южной Сибири. 39 видов млекопитающих,165 видов птиц. Крупные животные - лось, бурый медведь, марал, дикий северный олень, кабан, косуля. Пушные звери - соболь, белка, американская норка, колонок. В Красную Книгу России внесены орел, беркут, соколы сапсан и балабан, бабочка аполлон и др; в Красную Книгу Кузбасса - все виды летучих мышей, выдра, черный аист, серая цапля. Из 17 видов рыб, населяющих реки, наиболее ценными являются таймень, хариус, ленок, налим и щука.

Реки района принадлежат бассейну р. Томь. Большинство водных маршрутов начинается в г. Таштагол. Из областного центра г. Кемерово или г. Новокузнецка в Таштагол ежедневно ходит поезд. Большой Казыр по характеру – речка скорее саянская. Довольно сильный фон, зачастую затрудняющий чалку (особенно при высокой воде). Т.е. места чалок лучше намечать заранее при просмотре препятствий. Питание дождевое. Основной паводок приходится, как правило, на начало июня, когда обильно тает снег в горах (на Тигертише и на Межказырском хребте). Летом обильные дожди могут вызвать резкий скачок воды. Причем, как и у большинства саянских речек, вода начинает прибывать с опозданием на 12-24 часа от начала дождей. Но пребывает очень быстро. Спадает потом вода тоже довольно быстро.

Характер и сложность порогов сильно меняется в зависимости от воды. Яркий пример – «Чертовы Ворота».В среднюю воду вполне ходибильный очень интересный порог. В высокую воду отбойники и жесткие бочки запросто могут положить даже четверку. При уровне воды ниже среднего – непроход по габариту даже для двоек (однозначно прижимает к камням и киляет).


Организация путешествия

Путешествие было организовано клубом водного туризма Сибирские ЖАБЫ ТГУ, НПО «Мир», заявочные данные были рассмотрены Томской областной МКК. Выдана маршрутная книжка № 0-88-04.

Путешествие имело следующие цели:
• знакомство с районом Кузнецкого Алатау, рекой Казыр, препятствиями соревнований «Кубок Брувера»;
• проведение комплексных соревнований «Казыр Trophy - 2004»;
• приобретение (закрепление) опыта сплава на катамаране-двойке;
• психологический отдых от проблем цивилизации, восстановление сил после рабочего года.

Выбор маршрута был также определен графиком отпусков и финансовыми возможностями участников. К сожалению, не все участники из изначально планируемого состава смогли принять участие в походе.

Присутствие в группе людей с различными физическими данными и туристским опытом внесло свои трудности в процесс разработки графика маршрута. Тем не менее, благодаря компактности района, наличию натоптанных пешеходных троп, приютов, а также с помощью оптимального распределения общественного груза нам удалось создать режим нагрузок и отдыха, отвечающий возможностям каждого участника и интересам группы в целом. Кроме того, в этот режим органично вписалось экспериментальное проведение комплексных соревнований «Казыр trophy», включающих как общетуристские элементы, так и элементы водного туризма – соревнования по скоростному стапелю, спасработам и гонку на длинной дистанции. Особенностью этих соревнований являлось ежедневное подведение промежуточных результатов и выявление лидеров, что способствовало росту здорового спортивного азарта у участников.

Целями проведения соревнований были:
• внесение некоторого разнообразия в традиционный туристский поход;
• повышение спортивного мастерства;
• отработка действий в экстремальных ситуациях: самосплав, самостраховка, взаимная страховка с воды, движение неполным экипажем;
• стимулирование участников к экономии времени на маршруте, улучшению самочувствия группы на маршруте и стоянке;
• приобретение опыта подготовки и проведения разнообразных соревнований, формирования призового фонда.

Положение по соревнованиям прилагается к настоящему отчету.
Как выяснилось при прохождении маршрута, на фактический график могут сильно влиять метеоусловия. Изначально планировалось прохождение препятствий реки Большой Казыр, но после разведки русла и оценки уровня воды, в связи с большим количеством негабаритных участков для катамаранов-двоек, было принято решение не заносить катамараны вверх по реке. В принципе, в августе, после нескольких дождливых дней, вода в Большом Казыре может подняться до приемлемого уровня. Тем не менее, совершить сплав сможет только психологически и технически подготовленная группа, т.к. двигаться придется в условиях пониженной температуры и сырости, иначе уровень воды в Большом Казыре быстро спадет ниже уровня проходимости. Мы были готовы к сплаву по Большому Казыру в дождливых условиях, но с дождем не повезло. Благодаря экспертов Томского клуба туристов и Евгения Степанова (Шорца), которые снабдили нас необходимой информацией, мы решили совершить совместное восхождение с группой Степанова на находящийся неподалеку пик Сургас и провести сопутствующую разведку левого притока Казыра – реки Сургас на предмет сплава. Восхождение принесло нам много приятных ощущений, новых знакомств и расширило наши представления о районе путешествия.

Заброска на маршрут (проезд до Междуреченска) осуществлялась на личных автомашинах. Это было непривычно для нас и также внесло свою долю приключения в поход.

Личное и командное снаряжение являлось собственностью участников и друзей, находящихся как в Томске, так и в Омске. Перед походом было проведено несколько организационных собраний, тренировка на К1, по электронной почте из Омска в Томск и обратно было отправлено около 200 писем, также осуществилась перевозка 100 кг снаряжения из Томска в Омск.

Этот поход уже по традиции нашего клуба стал свадебным путешествием для молодоженов Никифоровых Сергея и Татьяны.

Подъезды и отъезды
Подъехать к началу маршрута – станции Лужба – можно утром на электричке из Междуреченска, или ночью поездом Новокузнецк-Абакан. Продолжительность пути от Междуреченска – 2 часа. Заканчивается маршрут в Междуреченске. При аварийной ситуации, нехватке времени или плохих погодных условиях маршрут можно закончить на станции Лужба или любой другой железнодорожной станции ниже по течению. Если есть необходимость, аварийный сход с маршрута возможен по тропе/дороге вниз по Казыру с последующей переправой через Томь.


Техническое описание маршрута по реке Малый Казыр - Казыр от Куприяновских полян

Пешая часть
Для того, чтобы попасть на Куприяновские поляны, необходимо сойти с на станции Лужба. Пройдя по автомобильной дороге вдоль Томи около километра вверх по течению, выходите к месту переправы напротив нескольких деревянных домов. Переправляетесь через Томь (там дежурят моторные лодки, берут 10 или 15 р. c пассажира). Попадаете к ППС где можно зарегистрироваться о выходе на маршрут и заказать машину за 1000р до талькового карьера. Если же не получилось заказать машину, то дальше идете вверх по левому берегу ручья Амзас. Грунтовка пересекает Амзас 2 раза. В этом году в этих местах были наведены переправы.

Пройдя в итоге километров 5-6, попадаете к приюту «Амзас». Далее продолжаете двигаться вверх по Амзасу, потом по его притоку – Алгую. Грунтовка хорошо видна все время, периодически пересекает Алгуй, но там почти везде проложены мостики. Грунтовка все время идет вверх, местами превращаясь в довольно противный тягун. Еще километра через 4-5 выходите к тальковому карьеру. К самому карьеру спускаться не надо. Нужно продолжать идти прямо (карьер останется по левую руку) по старой размытой грунтовке, где сосредоточена вся основная грязь пешей части. Через километр-полтора выйдите к Алгуйскому приюту, где можно заказать баню за 100 р/час, и переночевать в домиках за 35р. с человека. Здесь кончается грунтовка и начинается тропа.

После Алгуйского приюта тропа продолжает постепенно подниматься, минут через 30-40 выходит на перевал. Дальше начинается спуск к курумнику (истоки Куприяновского ручья). На верху курумника стоит новый приют «Рубановский стан». Тропа спускается по правому борту курумника вдоль Куприяновского ручья до самых Куприяновских полян. Всего от Алгуйского до Куприяновских идти километров 6. Здесь на Куприяновских Полянах имеется также приют с баней, отсюда начинается водная часть маршрута.

Водная часть
Наш сплав проходил при низком уровне воды, и мы отметили некоторое несоответствие препятствий той лоции, что имелась с собой. В Интернете и Томском турклубе материалы по верхнему участку Казыра на тот момент мы не нашли. Единственное описание маршрута любезно предоставил новосибирский водник Алексей Ревякин, и оно соответствовало большому уровню воды. В настоящем отчете представлено сравнение препятствий для низкого и высокого уровней. Комментарии для низкого уровня выделены отступом и курсивом.

Сразу после впадения Куприяновского ручья, русло Малого Казыра разделено островом на две протоки. Правая мелкая (почти сплошной перекат). Левая протока – несложный порог слаломного типа. Глубина небольшая, течение быстрое. Основная задача - уворачиваться от камней в русле. Далее шиверистый участок и еще один порог подобного же плана. От Куприяновских до стрелки ходу минут 15.

При низком уровне воды протоки одинаково мелкие и начинать сплав целесообразно по правой. На слиянии проток (после первых 100м сплава) появляется метровый слив через зубчатую гряду и навал воды на большой камень. Здесь требуется особая внимательность, т.к. это препятствие (№0.Л) появляется неожиданно из-за поворота. Далее до стрелки ничего особенного, но выступает много камней, необходимо постоянно контролировать линию движения.


Стрелка Малого и Большого Казыра выглядит очень интересно. Если смотреть по карте, то похоже, что не Малый Казыр впадает в Большой, а наоборот. Большой Казыр подходит к Малому под прямым углом, но воды в нем гораздо больше, чем в Малом. С воды это выглядит, как белая стена, пересекающая все русло Малого Казыра под углом в 30-40 градусов. Вблизи видно, что это слив 1-1,5 м через всю реку с приличной бочкой и последующими косыми валами. Очень(!) сильный прижим к скальнику правого берега. Просмотреть нужно обязательно. Заходили в слив почти под самым левым берегом, но все равно катамараны сносило практически к самому правому. Этот слив – начало порога «Слепой».

При низком уровне воды мощь слива сильно ослабевает. Экипаж с опытом сплава 4к.с. не испытывает затруднений при прохождении этого слива и всего порога «Слепой» сходу. Менее опытным экипажам рекомендуется разведка.


ПР.1.ТТ Порог «Слепой». Длина 500-600 м. правый берег – крутой каменистый склон, левый берег до рукава Большого Казыра пологий, далее отвесный обрыв 4-8 м. с галечной 2-3-метровой косой. Наиболее сложна входная часть: 2-метровые сливы с последующими за ними жесткими пенными бочками. Перед впадением нижней протоки Бол. Казыра вся левая часть русла забита большими глыбами. Проход судов возможен только у правого берега.

При низком уровне воды нижняя протока отсутствует, мощь препятствия сильно ослабевает. Обеспечение безопасности – взаимостраховка с воды после каждой ступени порога. В целом по низкой воде порог «Слепой» мы оценили как препятствие «С».


Далее порог упрощается. Проход вдоль ЛБ через 1-1,5-метровые пологие валы и сливы. На выходе остров с мелкой, заросшей кустарником правой протокой. Слева впадает небольшой ручей.
Река резко поворачивает направо. Сразу за поворотом остров, большая часть воды уходит в правую протоку. Конец острова – начало следующего препятствия.

ПР.2.С Мощная шивера. Длина около 200 м. левый берег более крутой, по ПБ полуобливные камни. Проход по центру основной струи через жесткие беспорядочные валы и бочки 1-1,5 м. Постепенно шивера упрощается.

В низкую воду препятствие представляет сложность «Л» и идется сходу.

В центре русла небольшой остров из мелких камней – ориентир препятствия. Необходимо непосредственно перед островом причалить к скальной стенке ЛБ для разведки.

ПР.3.С Порог-шивера. Длина 120 м. Проход по центру через «язык» между двух мощных пенных бочек и далее по мощным коротким валам высотой 0,8-1 м. Открытых камней в русле нет. Препятствие находится на прямом участке реки и хорошо просматривается с воды.


В низкую воду препятствие представляет сложность «Л» и идется сходу.


Затем река поворачивает направо, русло становится заметно шире. По ПБ скальные выходы в русле образуют порог.

ПР.4.С Порог. Длина 800 м. ЛБ крутой со скальными выходами, правое русло забито камнями. Редкие полуобливные глыбы на всем протяжении. Короткие и резкие валы более 1 м.
Все препятствие проходится без предварительной береговой разведки, т.к. хорошо просматривается с воды.

В низкую воду препятствие представляет сложность «Л» и идется сходу.

На выходе справа впадает крутопадающий ручей, а слева крупный приток, сразу за устьем которого швартовка к ЛБ для разведки.

ПР.5.Т Порог. Длина 200 м. На прямом участке скальные выходы по ЛБ и огромные валуны в русле у ПБ. На входе слив около 1,8 м. с шириной прохода не более 4,5 м. Далее следует серия 1,5-метровых бочек и валов. На выходе в русле три больших «зуба» с мощными сливами между ними и проходом 4-5 м.

В низкую воду препятствие представляет сложность «Л» и идется сходу.

Через 250 м. слева впадает река Сургас. Долина резко сжимается, образуя каньон.

В низкую воду весь отрезок после «Слепого и до Сургаса - практически непрекращающаяся шивера с несложными порожистыми участками сложности «Л». После стрелки Б. и М. Казыра и до впадения Сургаса всё идется сходу без разведки. Важно не перепутать Сургас с впадающим на 500-600 метров выше него притоком Чабылпут. Чабылпут впадает почти параллельно Казыру, т.е. видно его только когда проплываешь мимо. Сургас впадает «кассически» - под прямым углом. Впадая, Сургас подмыл русло Б. Казыра, образовав ступеньку на 2-3 его русла. В среднюю и выше воду ступенька с воды почти не ощущается, но при низком уровне вполне ощутима.


Ходового времени от Куприяновских до Сургаса – чуть больше часа. Чалиться лучше сразу(!) после впадения Сургаса. Здесь удобная полочка и небольшая поляна для стоянки. Ниже на 200м – еще одна поляна. С этой стоянки можно сходить на разведку порогов (до «Чертовых ворот» включительно) по тропе левого берега. На это потребуется часа 2-2,5.

Второй вариант развлечений в этом месте – восхождение на пик Сургас. Для этого необходимо выйти на натоптанную тропу, идущую вверх по Сургасу, которая через 100м делает брод и выходит на водораздел между Сургасом и Чабылпутом и далее вверх. С вершины видно весь хребет Тигертыш. Также наверху растут кедры с шишками, много черники. Есть возможность спуститься к озеру, из которого вытекает Чабылпут и искупаться. Воду можно набрать только в озере или в плохозаметном источнике посередине горы. Тропа активно используется пешеходниками.

После стрелки с Сургасом, где-то в 15-20 минутах ходьбы пешком, т.е перед препятствием 6 река делает сначала небольшой левый, потом правый повороты. Между поворотами остров. Перед островом – перекат. Правая протока почти прямая и очень мелкая. Левая протока полноводная, идет по широкой дуге. В конце острова левый берег становится крутым и на самом выходе из протоки находится порог 6 «Безымяный».

Пр.6.Т Порог «Безымянный» (Слоник). Длина 20 м.

В низкую воду представляет собой метровый слив на слиянии проток. Оценили категорией «Л».

ПР.7.Т Порог. «Створ» (Щеки). Длина 50 м. Метров через 15-20 после слияния проток виден «створ»: на левом берегу огромный валун, напоминающий шар. На правом берегу – невысокий скальный выступ, метрах в 1,5 от него – обливник. Между «шаром» и обливником – слив около метра, далее широкий мощный язык с косыми валами, заканчивающийся еще одним небольшим сливом-ступенькой

В низкую воду «обливник» возвышается над водой метра на полтора-два. С него удобно производить фото-видеосъемку. Остается единственный проход шириной около 4-5 метров с косыми валами. Выглядит намного страшнее, чем идется. Оценили категорией «С с минусом». Слив-ступенька отсутствует.

ПР.8.Т Порог «Щель». Длина 50 м. Характерного ориентира порога нет. На входе скорость потока возрастает, и причалить к берегу здесь практически невозможно. Серия валов, сливов и бочек между обливными камнями. На выходе струя бьет в крупные подводные камни, образуя подряд две мощные бочки с параллельными сливами между ними. 20 м. ниже второй бочки улово у ЛБ.

В низкую воду первая бочка с воды не читается. Вместо нее в центре русла лежит обливник, который с воды похож просто на вал. Чистые проходы справа и слева. При среднем уровне воды в левом проходе появляется прижим к скале левого берега. Оценили категорией «Л».

Ориентир следующего препятствия – сужение русла до 2м и скальные выступы по обоим берегам.


ПР.8.ТТ Порог «Палец» (Югус). Длина около 80 м. В начале препятствия серия коротких беспорядочных валов, затем отбойный вал от скалы ЛБ. «Зуб» в русле возвышается над водой более чем на 1,5 м. Ширина единственного левого прохода 4-4,5 м. с двухметровой бочкой, способной опрокинуть судно. Опасен бой струи в «зуб». При проходе необходимо «держать» судно, т.к. его постоянно разворачивает отбойным косым валом. Затем следует серия 1-1,5-метровых резких валов и улово у ЛБ, где необходима как активная, так и пассивная страховка.


В низкую воду остается единственный проход шириной чуть больше габаритов двойки. Необходима разведка, а также точный заход и удержание судна на курсе. Навал на скалы опасности не представляет. Порог по низкому уровню воды оценили категорией «С».

Через 400 м. на пологом левом повороте скала у ЛБ, куда наваливает основная струя. Слева русло забито подводными и полуобливными камнями.

ПР.9.С Порог. Длина не более 50-60 м. Опасен бой струи в скалу с отбойным валом более 2м.


В низкую воду препятствие представляет сложность «Л» и идется сходу.


Река становится шире и как бы приостанавливается, набирая силу перед очередным препятствием. Ориентир – отвесные скальные стенки по обеим берегам.

ПР.10.ТТ Порог «Чертовы ворота». Длина 60-70 м. Русло сжимается скалами до 10-12 м. и имеет резкий уклон. Вход в порог по правому берегу через 1-метровые валы. В центре русла полуобливной «зуб», разбивающий поток на две струи. Опрокидывающийся слив и две бочки более 2-х м. Проход по левому руслу исключается.

В низкую воду между скалами трехметровой высоты остается единственный проход шириной чуть больше габаритов двойки. Необходима разведка. Порог по низкому уровню воды оценили категорией «С с минусом».


Через 100 м. слева впадает крупный ручей, за устьем которого «бом» - ориентир следующего препятствия.

ПР.11.Т Порог. Длина 120 м. ПБ – «бом», ЛБ – выступающие в воду скалы высотой 2-5 м. Русло по диагонали пересекает гряда камней. Ширина прохода 5-6 м. с пологим валом и бочкой не менее 2-х м. Далее два полуобливных «зуба» блтиже к ЛБ, образующие 1,5-метровые сливы. На выходе из порога пенная бочка через все русло.

В низкую воду препятствие представляет сложность «Л» и идется сходу.

В конце «бома» необходимо причалить к ЛБ для разведки наиболее сложного препятствия нижнего каньона.

ПР.12.ТТ Порог «Молоко». Длина 100 м. Начинается на левом повороте русла реки.
На пологом левом повороте река с большой скоростью входит в сужение через 1,5-метровые бочки. На выходе из сужения бочка более 2м. Затем основная струя переваливает через обливной валун, образующий 2-метровый слив с последующей бочкой. В конце 1-метровые жесткие валы и 1,5-метровая бочка через все русло. Необходима береговая страховка с ЛБ.


В низкую воду мощь препятствия уменьшается, но вероятность оверкиля ненулевая. Для предотвращения оверкиля необходимо ровно зайти на обливник и так же ровно спрыгнуть с него. Оценили категорией «С»


ПР.10.ТТ Порог «Три Фашиста» отделен от порога «Молоко» 1-метровыми беспорядочными валами по всему руслу на протяжении 100 м. В русле «зубья» и редкие полуобливные глыбы, от которых при прохождении удается с большим трудом увернуться, чему мешают постоянные резкие валы и бочки. Очень сложен выход из порога, т.к. ОПАСНО попадание судна в основную центральную струю между двух скал, торчащих из воды на 2,5-3 м. и образующих 2,5-метровую резкую бочку, способную перевернуть любое судно. Единственный проход у ЛБ вдоль вертикального скального обрыва.

Связка «Молоко»-«Фашисты» довольно опасное и интересное препятствие. Однако основную опасность составляет как раз «Молоко». Тут главное ровно зайти и на приличной скорости. Любая «кривизна» захода (полулагом или лагом) может повлечь переворот судна в бочках. Это практически неминуемо приведет к последующему попаданию на центральные камни «Фашистов». В случае же чистого прохода «Молока», остается достаточно времени, чтобы оттянуться к левому берегу и легко слиться в «Фашистах» по левой протоке. Пороги просматривать обязательно.


В низкую воду даже при оверкиле в «Молоке» места достаточно даже для самоспасения. Порог «Три Фашиста» по низкому уровню воды – препятствие не сложнее категории «Л». Единственный проход слева.


Через 350 м. в конце крутого правого поворота очередное препятствие.

ПР.11.Т Порог. Длина 200 м. ПБ – крутой обрыв высотой до 10 м., слева отвесная скальная стенка до 3-х м. На входе река забита крупными и средними подводными, а у берегов открытыми камнями, образующими 1,5-метровые бочки и 1-метровые валы. Затем в центре русла полуобливной «зуб», разбивающий реку на два потока. Опасно попадание судна в левый с 2,5-метровым сливом и обратным валом. Справа 1,5-метровый слив далее бочка через все русло и валы 1-1,5 м. Необходим тщательный осмотр препятствия по ЛБ с организацией страховки.

В низкую воду препятствие представляет сложность «Л» и идется сходу. Между «Фашистами» и «Кашей» участок легкого сплава с двумя небольшими порожками-сливами. После них на плавном правом повороте на правом берегу улово, песчаный пляжик и пост МЧС. Отсюда до «Каши» 3 минуты сплава или 10 минут пешком.

До следующего препятствия 400-метровая усложняющаяся шивера. Ориентир – отдельные скальные выходы у ЛБ.

ПР.12.ТТ Порог «Каша». Длина 250 м. На входе в порог беспорядочные 1,5-метровые валы, затем полуобливные и обливные камни, образующие сливы с бочками. На выходе русло сжимается двумя скальными валунами, образующими слив около 2-х м. с жесткой пенной бочкой. Далее река становится значительно шире, улово у ЛБ.
Необходима двойная страховка с ЛБ.


Даже по низкому уровню воды «Кашу» необходимо просмотреть. Опасен не завершающий слив и котел, а входные бочки и камни. Нужно четко наметить линию движения. Перед порогом протяженная разгонная шивера, которая идется, как правило, под правым берегом. Непосредственно в зоне видимости порога придется совершать траверс струи под левый берег, чтобы обойти скалы, торчащие в правой части русла и увернуться от нескольких камней в центре. Сразу после слива и справа и слева за скальными выходами берегов – удобные спокойные улова. Можно также прыгать и через центральные камни в конце порога, на самом деле они не так страшны, как кажутся.

Над «Кашей» на правом берегу расположена тур. база «Грань-Экстрем», на берегу стоит баня - 250 р/час. Сообщение с внешним миром у базы только посредством катамаранов, либо по навесной переправе – иначе на нее с левого берега Казыра ни как не попадешь.
Через 300 м. «бом» по ПБ высотой более 200 м. в конце которого следующий порог.

ПР.13.Т Порог («Бом»). Длина 150 м. Левое русло реки забито крупными валунами. Основная струя идет через 2-метровый слив с последующей бочкой, затем бьет в «бом» ПБ. Опасен слив через два полуобливных камня, на которые наваливает основная струя.

В низкую воду препятствие представляет сложность «Л» и идется сходу.

После прохождения вышеописанного препятствия необходимо причалить к ЛБ для разведки.

ПР.14.ТТ Порог «Трек». Длина 100 м. Начинается пологим правым поворотом широкого русла. В центре отдельно стоящие камни, проходы достаточно широкие. Уклон резко возрастает. Скальный выход пород в центре русла образует две струи. Левая забита крупными валунами, чистая в начале правая часть заканчивается каменным мешком с единственным проходом в конце шириной не более 3,5 м. и сливом около 2-х м.


В низкую воду «Трек» надо обязательно просмотреть. При недостаточном уровне воды справа прохода нет. Слева необходим четкий маневр, чтобы резко завернуть за камень. Если вовремя завернуть не удалось, и вы ткнулись носом в берег, то можно закинуть корму на струю и пройти основной слив кормой. «Трек» – очень удобное место для покатушек и тренировок, т.к. длина небольшая, и есть широкая набитая тропа для повторного заноса судов.

Порог «Трек» - последнее из сложных препятствий реки Бол. Казыр, однако, уклон не уменьшается и скорость течения по-прежнему велика. Река делает пологий левый поворот, в конце его последнее препятствие, которое хорошо просматривается с воды.

На этом повороте стоит мост. В нашу воду проходимы и левые и правые ворота моста. В низкую воду правая протока – перекат. Метрах в 30 после моста в правой трети русла имеется еще одно странное препятствие. Местные называют его «Яма». В малую воду там вообще ни чего не наблюдается. А вот при уровне воды среднем и выше появляется бочка, прохождение ч/з которую приводит к попаданию в воронку или подсос.


ПР.2.53.С Шивера. Длина 200-250 м. Мощные, более чем 1,5-метровые бочки у ПБ, у ЛБ – жесткий 1-метровый вал. Открытых камней в русле нет.

В низкую воду препятствие представляет сложность «Л» и идется сходу.

От устья р. Бол. Казыр до устья реки Амзас 8 км. Сплава по реке Томь. Много островов. Постоянный пологий вал до 0,5 м. Препятствий нет. Ориентир приближения Лужбы – бетонный железнодорожный «тоннель» на левом берегу. Далее за плавном левым поворотом становится виден остров. Для схода с маршрута по причине нехватки времени чалиться необходимо метров за 100 до острова – как раз попадаете почти напротив станции.
Дальше до Междуреченска 2 дня спокойного сплава по Томи без категорийных препятствий.

Примечание.

После похода мы обнаружили в Сети сайт http://www.brodiagi.narod.ru - здесь находятся дневники по реке Казыр. В этих дневниках наблюдается несоответствие названий порогов верхней части Казыра с описанием от Ревякина. Порог Безымянный здесь назван Слоник , порог Створ - Щеки , порог Палец - Югус . Эти названия также имеют место быть и указываются нами в скобках.


Обеспечение безопасности

Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема, ножа-стропореза и гидрокостюма. Группа имела не совсем подробные описание и лоцию реки и составила свое описание для низкого уровня воды.

При сплаве применялась разведка ключевых препятствий и взаимостраховка с воды. Первый экипаж (он же наиболее опытный) после прохождения препятствия сразу же вставал на страховку ниже по течению в первом же улове. При нормальном прохождении второго экипажа первый смещается в следующее улово, а второй встает на страховку третьего и т.д. Дистанция между экипажами 20-25 метров.

Также предварительно перед выходом на основную часть сплава (после дневки на Сургасе) была проведена соревнование-тренировка по спасательным работам, где были отработана техника действий во всевозможных экстремальных ситуациях. Благодаря этому, участники похода были морально подготовлены к оверкилю, самосплаву, зачаливанию перевернутого катамарана, что очень пригодилось на маршруте в порогах Молоко и Каша (см. Дневник).


Выводы и рекомендации

Маршрут по данной воде соответствует 3 категории сложности. Предпочтительны каяки, катамараны-двойки. Фоновый сплав соответствует 2-3 к.с. При повышении уровня воды его сложность принципиально меняется, ключевые препятствия становятся гораздо опаснее. В связи с этим в группе настоятельно рекомендуется присутствие человека с опытом сплава 5 к.с. для адекватной оценки сложности препятствий и возможностей группы.

Уровень воды в Казыре в середине августа был очень низок, не смотря на предшествующую неделю ливней в этом районе, и сделал сплав динамичным, приятным как для сплава, так и для отдыха.
Водную часть маршрута можно приятно разнообразить радиальными выходами на близлежащие перевалы и вершины. Если никто не захочет оставаться в лагере караулить водное снаряжение, можно оставить снаряжение на приюте «Куприяновский».

Планы группы на поход не были полностью выполнены: из-за уже упомянутого низкого уровня воды, не было совершено прохождение Большого Казыра, но вместо этого участники похода совершили незапланированное восхождение на пик Сургас. Все участники продемонстрировали требуемую техническую подготовленность, успешно закрепили на практике различные приёмы управления катамараном двойкой, действия в экстремальных ситуациях, организацию страховки и спасработ.

Казыр – идеальная река для подготовки новичков и тренировки опытных спортсменов. В низкую воду новичков можно пускать на все пороги – во всех порогах выносит на спокойную воду. Все пороги прекрасно просматриваются с берега и страхуются.

По весеннему половодью в конце мая - начале июня отдельные участки малорасходных рек Кузнецкого Алатау (Казыр, Сургас, Бельсу, Верхний и Нижний Тайжесу) в связи с крайне большим объемом тающего снега могут приобрести сложность до 6 к.с. включительно.
Картографические материалы по реке Казыр

При подготовке к походу нами были изучены карты района путешествия масштаба 0,25 и 2 км в одном сантиметре. Карты и отчеты по Саянским маршрутам опубликованы на CD «Водные маршруты России / Саяны». На сплаве мы пользовались заламинированными картами и краткой лоцией с ориентирами препятствий.

В данном разделе приводятся обзорная карта, карта верхней части Казыра, схема Казыров.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Выбор лыжного снаряжения

Не отходя от кассы. Выбор лыжного снаряжения: советы и рекомендации. Заниматься спортом необходимо с самого раннего детства. Это отличный способ...

News image

Зимнее снаряжение

Для зимы мне эта куртка понравилась больше, чем гортексовая или любая другая мембранная. Вообще у самой этой куртки единственный недостаток по сра...

Летнее снаряжение:

News image

Cпальники. Выбор спальников

Спальный мешок в туристическом походе – вещь не просто нужная, а попросту необходимая. Но, выбирая подходящий вариант, помните: существует три основ...

News image

Выбор спального мешка

Этот информационный листок был предоставлен EOG, с целью проинформировать потребителя о новом стандарте EN 13537 относительно температурных параметр...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

О Республике Марий-Эл

News image

Техническое описание прохождения группой маршрута (дневник похода): 30.10.04. В 15-25 поезд «Казань – Йошкар-Ола» прибыл на с...

Вперед к Кайлашу…

News image

Новый день… я полон ожиданий и в боевом настрое мы завтракаем все теми же лепешками так как основная провизия уже в джипе и ...

Дикарем в Турцию, или как я не стал шкипером

News image

В детстве я имел мечту – встать за штурвал настоящей яхты. Исполнить ее в нашем сухопутном городе было совершенно нереально и я ...

В царстве медведя и лосося

News image

Перелет на вертолете из Петропавловска-Камчатского до Курильского озера, занимающий около полутора часов, пролетает как один миг...

Зимние походы:

Новый Год на Эльбрусе, зимнее восхождение на Эльбрус

News image

И так банальное желание встречать Новый Год вне дома возникло и в канун 2011 года, где-то так в сентябре 2010. Я уже точно оп...

Экстрим выходной на Чатыр-Даге, Крым или День Св. Вале

News image

После огромных положительных впечатлений от первого в своей жизни зимнего похода на Говерлу, я не раздумывая подала заявку в ...

Подобие отчёта о зимнем 3-х дневном походе

News image

Маршрут: т/л Глобус - г.Кукуль - г.Пидбордо - т/л Козмейщик -г.Говерла - т/л Глобус

Евгений Чучин: рассказы о походах

News image

Среди  людей,  общающихся  с  природой  в свободное время,можно выделить слелующие типы:  1)  Туристы.  Люди  чрезвычайножад...

Горные походы:

Самый, самый, самый

News image

Есть такой перевал. Говорят он самый красивый, по крайней мере, в Альпах. Его можно увидеть на обложках горных путеводителей и о...

Путешествие по Европе: Чертов мост. Семейное восхождени

News image

Восхождение на Маттерхорн я начал планировать сразу, как только мы с женой решили поехать в гости к нашим родственникам и друзья...

Как мы покоряли Альпы

News image

Участники - Воликов Константин, Гоголинский Кирилл, Перегудов Дмитрий АК МИФИ. Все решения принимали единогласно, никто никем не...

Пеший поход в горы

News image

Примечание. Все географические несовпадения случайны. День первый. Согласно заявленному плану, 10 мая в 9 утра Караван ...

Велопоходы:

Знакомство с финской Карелией

News image

Всё похоже на Россию — только, всё же, не Россия… Если быть справедливым, то моё знакомство с финской Карелией состоялось не...

Велопоход по Египту

News image

Велосипед Велосипед с багажником Велобаул не менее 60 л Чехол для велосипеда Фонарь и задняя мигалка Запасная камера,...

Parikkala и Punkaharju

News image

Это известное туристическое место, обязанное своей популярностью красивой природе… главная достопримечательность — семикилометро...

Велопробег МОСКВА – ВИЧУГА

News image

Как уже озвучивалось, маршрут был такой: 400 км с тремя контрольными пунктами, примерно через каждую сотню км: Москва - ста...

Рафтинг для смелых:

Mikle. 2009г

News image

Справа по течению Волги от Васильевских островов, в районе поселка Малая Рязань, начинаются живописные скалы, примерно посредине между Малой Рязанью...

Отчет о водном походе по Сейму и Десне

News image

Сейм, Десна (платформа Река Сейм - Макошино) 30.04.2005 - 4.05

Отчет о водном походе по р. Курга, Рова, Иоканга

News image

Маршрут Ст. Оленегорск - Ревда - Ловозеро - Семерка - оз. Ловозеро - р. Курга - оз

Велопоходы:

Дорога на Hatunkylä и Сергей Дудко

News image

Для того, чтобы действительно стать дороги м гостем, необходимо направить свои колёса как можно дальше от очагов массового туризма и … ездить неб...

Валаам без Валаама

News image

Начиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люди из Велопитера) орг...

Kerimäki — идём на восток!

News image

При разработке маршрута своего первого в жизни велопохода, для меня немаловажную роль играла простота схода с маршрута и эвакуации. Именно поэтому я...

Авторизация