Главная - Одежда и обувь - Одежда в туризме и альпинизме


Одежда в туризме и альпинизме

Туристическое снаряжение - Одежда и обувь

одежда в туризме и альпинизме

Погодные условия в горах весьма переменчивы. Сейчас светит солнце, безветрие, тепло и уютно, хочется раздеться и позагорать. Вдруг солнце скрылось за тучей, налетел ледяной ветер, пошел снег, и захотелось одеть пару пуховок... Многое зависит и от интенсивности физической работы: неся тяжелый рюкзак или проходя сложный маршрут, так разогреваешься, что аж дым идет, как бы прохладно не был одет. Зато потом садишься подождать отставших или час стоишь на перилах - насквозь мокрый на ледяном ветру. Альпинисткая одежда должна максимально сохранять комфорт в столь сложных и противоречивых условиях.

Общепринята стандартная трехслойная схема одежды:

Полезным пополнением к этому может служить

Кроме того, есть правило: никакого х/б! Вещи из х/б тканей сильно впитывают влагу и держат ее в себе; будучи мокрыми, крайне неприятны для тела; не греют, не защищают от ветра и тяжелые.

Футболка из х/б - наихудший вариант, лучше уже вообще никакого белья. Ничто не является таким неприятным для тела, как мокрая хлопчатобумажная футболка.

Раньше в качестве белья использовали тонкую шерсть (при отсутвии других вариантов можно воспользоваться им и сейчас). Сейчас обычно применяют специализированную ткань, так называемое термобелье , либо тонкий флис (подробнее про флис ниже).

Термобелье - белье из синтетической ткани с ячеистой структурой, специально разработанной для максимального удовлетворения этим трем качествам. Для сохранения гигиены тела эта ткань содержит вещества, препятствующие образованию бактерий. Хорошее термобелье остается приемлемо свежим, даже если его не снимать десятками дней при интесивной физической работе в экспедиции.

Раньше в качестве утеплителя использовали шерстяные свитера. Сейчас им на смену пришел их современный синтетический аналог - так называемый флис .

Флис (называемый также в народе полар , поларка ) - синтетическая ткань с начесом, специально разработанная для туризма. Созданная в 70-е годы, она произвела фурор, и стала неотъемлемой частью спортивной одежды.

Название флис происходит от английского fleece - руно, овечья шерсть, ворс, начес. Вначале флис выпускался только компанией Malden Mills под торговыми марками: сначала Polar Fleece, затем Polartec. Отсюда и пошли русские слэнговые названия (нигде в мире, кстати, не используемые). У нас в народе часто можно услышать: это не полар, а флис . Хотя понятно, что имеется в виду, но говорить так неправильно, потому-что Polartec - это тоже флис.

Флис наилучшим образом выполняет роль утепляющего слоя, следующего после белья. Обладая всеми качествами шерсти, флис имеет ряд преимуществ: лучше соотношение тепло/вес, несравнимо быстрее сохнет, гораздо приятнее для тела (не кусается ), более ноский.

Флис бывает разных видов. Один из основных параметров - толщина, она в первую очередь определяет теплоизолирующие свойства. Толщина флиса Polartec задается числом, означающим вес квадратного метра ткани; стандартные значения - 100, 200 и 300. 100-й - это совсем тонкий, по применению близок к термобелью; 300-й - уже достаточно толстый и теплый.

Polartec BiPolar состоит из двух слоев, имеющих разные характеристики: внутренний хорошо впитывает влагу, а внешний быстро сохнет. Polartec BiPolar 300 - наверно, самая толстая и теплая ткань из флисов. Специальный вид флиса - стреч - хорошо растягивается, его обычно применяют для лосин. Есть флисы с мембраной (виндблок и виндстопер), они не продуваются и мало промокают.

Кроме того, бывает десятки видов фактуры, начеса, структуры и состава ткани, по мнению производителей лучше работающих в тех или иных условиях.

По качеству флис также различается. Фирмы-изготовители ведут непрерывную борьбу за улучшения характеристик тканей - как основных их свойств, так и приятных мелочей. С другой стороны, на рынке обычной, цивильной одежды продаются изделия, у которых одна задача: походить внешне на модный флис и быть дешевой. Для того, чтобы отличить крутой флис от левого , нужно иметь большой опыт, и иногда это очень трудно.

Ведущим производителем флиса до сих пор является его создатель - Malden Mills. Его современные флисы под маркой Polartec наиболее продвинуты и надежны.

Как минимум несколько курток из флиса должно быть у каждого человека, выезжающего на природу.

Хотя бы одна так называемая штормовая куртка (штормовка) должна быть у каждого. Она должна быть без утеплителя, чтобы быть более универсальной и быстро сохнуть. Она должна хоть немного дашыть (пропускать наружу испарения), иначе при интесивной физической работе через десять минут вы станете мокрее, чем от дождя. Она должна быть, по возможности, непромокаемой. И обязательно иметь капюшон.

Теперь о штормовых штанах. Все, сказанное о материале штормовых курток, применимо и к ним. Только с поправкой: если условия не совсем уж зимне-экстремальные (глубокий снег, мороз плюс сильный ветер), то более важно, чтобы штаны дышали, чем то, чтобы они не промокали и не продувались.

Очень удобны так называемые самосбросы - штаны, у которых штанины растегиваются по всей длине и позволяют снимать и одевать их, не снимая обувь. Если на вас еще и надеты одеты бахилы и кошки, то продеть через них штаны невозможно. На маршруте снимать и потом одевать обувь отнимет минут пятнадцать. На это может не быть времени, и приядется часами мерзнуть без теплых штанов или, наоборот, страдать от жары.

Мода последнего времени - мембранные материалы. Считается, что они делают чудо , совмещая такие противоречивые свойства, как защита от дождя и вывод испарений наружу.

Мембранные материалы не промокают и дышат (как звучит типичный рекламный слоган), другими словами защищают от внешних осадков и одновременно выводят наружу внутренние испарения. Физика работы мембран бывает достаточно разная (например, они бывают с порами и без). Еще больше зависит от общего конструктива изделия, упаковки мембраны в другие ткани, которые предохраняют ее и помогают ей работать.

Качество работы мембранного материала определяется двумя параметрами (достачно условными) - количеством пропускаемых наружу испарений и высотой выдерживаемого водяного столба. Чем больше оба числа, тем, естественно, лучше. Для более легкой одежды важно, чтобы она дышала, для экстремальной - чтобы не промокала.

Сущетсвует десятки мембран разных производителей. Самая известная и одна из наиболее котирующихся - Gore-Tex компании V.L. Gore. Другие хорошие мембраны - Triple Point Ceramic и SypmaTex. Украинскими производителями часто используется дешевая мембранная ткань - Hi-Pora.

С другой стороны, нахваливаемые свойства мембранных материалов немного условны. Они дышат немного лучше, чем клеенка, а промокают намного сильнее. Так что сильно заморачиваться на них, особенно поначалу, не стоит. Можно помнить, что даже самый крутой Gore-Tex перестает работать (промокает) в местах, где к нему прикасается рюкзак и ветки, а также когда забиваются поры. Как гласит народная мудрость: Не промокает только листовое железо .

Пуховые вещи работают совсем не так, как флисы и мембраны. Создавая сильнейшую термоизоляцию (утепление) и полностью защищая от ветра, они не дышат и не сохнут. С другой стороны, пуховая куртка может очень долго накапливать в себе внутреннюю и внешнюю влагу, сохраняя под собой сухость (таким образом, пух выполняет роль сразу и термоизолирующего, и внешнего слоев).

Пуховая куртка (пуховка) - в основном, бивуачная одежда. Идти и работать в ней не очень удобно, а столь сильный обогрев нужен разве что при очень больших морозах. Вечером в лагере или возле палаки она может сослужить хорошую службу, так как уставший организм мерзнет сильнее обычного, а ночные холода и малая подвижность усугубляют замерзание. С другой стороны, нести вещь только для использования в базовом лагере обычно неоправдано. Так, летом на Кавказ (сейчас, с учетом потепления) пуховки обычно не берут.

Пуховый жилет - очень удобная и полезная вещь. Предельно легкий и миниатюрный в упакованном состоянии, он может буквально спасти вас при внезапных похолоданиях. Работать на маршруте он практически не мешает (кстати, отличная подушка). В общем, очень рекомендую.

Пуховые вещи имеют ряд серьезных недостатков: они очень плохо сохнут, будучи мокрыми - не греют, и склонны к отсыреванию. Намокшую (отсыревшую) пуховку обычно невозмоджно высушить до конца поездки. Пуховые вещи очень хороши на сухом морозе - чем сильнее мороз, тем лучше пух работает.

Куртки на синтетических утеплителях обычно не используют. Так как соотношение их веса и утеплителяющих свойств намного хуже, чем у пуха, их применение (с учетом недостатков, указанных выше) нецелесообразно. Новый синтетический утеплитель, Thinsulate, не уступает пуху по теплу (по рекламной информации), и лишен многих других его недостатков - но очень дорог, и купить куртку на нем на Украине очень сложно.

Теперь о покупке пуховой одежды.

Вещевой рынок. Продаваемые на базарах обычные цивильные пуховки а-ля South Pole Gear где-то за $70 вполне подходят. Украинские производители. Пуховый жилет стоит около $40. Пуховая куртка - $60. Функциональность и конструкция достаточно продуманная и удобная. В отличае от базара - если будет лезть пух или что-то порвется, можно перешить по гарантии. Внешний вид вполне цивильный . Вариант более предпочтительный, чем базар. Зарубежные производители. Все то же, что и для других вещей: качество и цена могут быть гораздо выше, купить на Украине может быть сложно.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Советы - кому лень разбираться в теории

Оптимальный вариант защиты от холода урбанизированного человека - многослойная одежда из разных материалов. Исследования показали, что лучше всего з...

News image

Зимний туристический поход в горы

Техника передвижения. Движение в походах осуществляется, как правило, по тропам. В горах оно имеет свои особенности. На крутых подъемах длина шага с...

Летнее снаряжение:

News image

Выбор рюкзака

Надевание рюкзака Ни в коем случае не следует рывкообразно набрасывать рюкзак с пола на плечи, стоя с выпрямленными в коленях ногами. Сперва сле...

News image

Спальный мешок для кемпинга

Большинство кемпинговых спальников имеют температуру комфорта от 9,4°С до +10°С Конструкция спального мешка Как работает спальный мешок? Спальни...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Трофейные качества животных

News image

Добыть по настоящему трофейное животное очень сложно. В разных районах Киргизии размер рогов различный, также отличается и фор...

Вперед – на Тымерокан

News image

Мои знакомые уверяли меня, что где-то читали, что Тымера с эвенкийского языка переводится как «опасная». А раз мы летим на реку ...

Республика Марий-Эл май

News image

I. Справочные сведения 1.Проводящая организация: Казанский Государственный Технический университет им. А

Природные жемчужины Камчатки

News image

Цель нашего путешествия – Южно-Камчатский заказник, где «стыкуется» природа полуострова Камчатка и Курильских островов. Его жемч...

Зимние походы:

Отчет о горном походе 3 категории сложности по хребту К

News image

Нитка маршрута: Новая Чара - дол. Среднего Сакукана - изба ГМС - пер. Трех Жандармов (2А) - пер. 25 лет Сов

Лыжный траверс центрального Хамар-Дабана

News image

Идея Командир в течение нескольких лет болел мыслью пройти траверс центральной части Хамар-Дабана, да не с кем было. И вот в ...

Зимний поход по Памиру

News image

С большим облегчением снимаю с себя обязанности по мониторингу команды МАИ, которая завершила лыжный поход по Памиру с восхожден...

Winter Scottish Climbing, Ben Nevis

News image

В прошлые выходные приобщились к зимним шотландским горам - вместе с Лешей Долининым поползали по склонам Бен-Невиса. в субботу ...

Горные походы:

Как мы покоряли Альпы

News image

Участники - Воликов Константин, Гоголинский Кирилл, Перегудов Дмитрий АК МИФИ. Все решения принимали единогласно, никто никем не...

О не случайности случайностей

News image

Сейчас, собираясь в дорогу, я уже точно знаю, что, если бы всё происходило так, как запланировал, то и не стоило бы выходить из ...

У каждого своя Победа

News image

Часть 1: Вводная После успешного опыта на Ленина и Корженевской следующим логичным шагом было бы посещение Иныльчека, что я и...

Отчет о зимнем походе на Приполярный Урал

News image

Часть I, картографическая. 1. Схема региона и нашего с Митянькой по нему путешествия. Для любопытных

Велопоходы:

Ruunaan retkeilyalue — Lieksa

News image

Lieksassa, Pielisen rantamilla ja vaarojen katveessa - ovat vuosisatojen ajan kohdanneet itä ja länsi sekä luonto...

Велопробег МОСКВА – КОТЛАС

News image

Впечатления автора По традиции тихохода я сразу оказался в хвосте. Некоторое время ехали вместе с Вадимом Кудиным и Иваном от...

Велопробег МОСКВА – ВИЧУГА

News image

Как уже озвучивалось, маршрут был такой: 400 км с тремя контрольными пунктами, примерно через каждую сотню км: Москва - ста...

Мега Трофи Караван Крым

News image

Часть 1 Отчёт - рассказ о путешествии, а также некоторые идеи организации мега-трофи. Рассказывает Кузнецов Андрей - руководи...

Рафтинг для смелых:

На Кавказ ездить можно и нужно

News image

Водный поход Привет, друзья-пилигримовцы, Я вернулся с Кавказа и хочу рассказать об этом вам. Наверное, описание будет несколько сумбурным...

Акватрофи-КАРАВАН по р. Угре и р. Жиздре

News image

С 1 мая по 9 мая 1998 г. в велоклубе Караван состоялся первый многодневный поход Акватрофи-КАРАВАН по Подмосковью. Маршрут состоял из двух сп...

Отчет о парусно-туристическом походе по БАЛТИЙСКОМУ морю НА КАТАМАРАНАХ «Ветер» и «Мечтатель» ПО МАР

News image

Составил Бойков Алексей, капитан катамарана М388 МЕЧТАТЕЛЬ (frecap@mail.ru). в тесном соавторстве с Веселухой Галиной. ЭкипажИ Катамаран «М...

Велопоходы:

Самоходом в Финляндию на майские

News image

Своим ходом в Финляндию мы собрались впервые. Мы, это Алена и Евгений Кузнецовы. Давненько хотелось попробовать, и вот, наконец, собрались. Визы сде...

Тур-де-Дюрсо

News image

Рассказ о водном велопоходе. Общие сведения. Сроки проведения: 26 августа-9 сентября 2000 года. Маршрут планировался, как центральный поход...

Вдоль Пинеги

News image

Велопоход на тандеме 24 июля – 8 августа 2006 г. Всего 833 км Маршрут: Ядриха (Котлас) – Двинской – Ламбас – Согра – Осяткино – Северный...

Авторизация