Главная - Одежда и обувь - Одежда в туризме и альпинизме


Одежда в туризме и альпинизме

Туристическое снаряжение - Одежда и обувь

одежда в туризме и альпинизме

Погодные условия в горах весьма переменчивы. Сейчас светит солнце, безветрие, тепло и уютно, хочется раздеться и позагорать. Вдруг солнце скрылось за тучей, налетел ледяной ветер, пошел снег, и захотелось одеть пару пуховок... Многое зависит и от интенсивности физической работы: неся тяжелый рюкзак или проходя сложный маршрут, так разогреваешься, что аж дым идет, как бы прохладно не был одет. Зато потом садишься подождать отставших или час стоишь на перилах - насквозь мокрый на ледяном ветру. Альпинисткая одежда должна максимально сохранять комфорт в столь сложных и противоречивых условиях.

Общепринята стандартная трехслойная схема одежды:

Полезным пополнением к этому может служить

Кроме того, есть правило: никакого х/б! Вещи из х/б тканей сильно впитывают влагу и держат ее в себе; будучи мокрыми, крайне неприятны для тела; не греют, не защищают от ветра и тяжелые.

Футболка из х/б - наихудший вариант, лучше уже вообще никакого белья. Ничто не является таким неприятным для тела, как мокрая хлопчатобумажная футболка.

Раньше в качестве белья использовали тонкую шерсть (при отсутвии других вариантов можно воспользоваться им и сейчас). Сейчас обычно применяют специализированную ткань, так называемое термобелье , либо тонкий флис (подробнее про флис ниже).

Термобелье - белье из синтетической ткани с ячеистой структурой, специально разработанной для максимального удовлетворения этим трем качествам. Для сохранения гигиены тела эта ткань содержит вещества, препятствующие образованию бактерий. Хорошее термобелье остается приемлемо свежим, даже если его не снимать десятками дней при интесивной физической работе в экспедиции.

Раньше в качестве утеплителя использовали шерстяные свитера. Сейчас им на смену пришел их современный синтетический аналог - так называемый флис .

Флис (называемый также в народе полар , поларка ) - синтетическая ткань с начесом, специально разработанная для туризма. Созданная в 70-е годы, она произвела фурор, и стала неотъемлемой частью спортивной одежды.

Название флис происходит от английского fleece - руно, овечья шерсть, ворс, начес. Вначале флис выпускался только компанией Malden Mills под торговыми марками: сначала Polar Fleece, затем Polartec. Отсюда и пошли русские слэнговые названия (нигде в мире, кстати, не используемые). У нас в народе часто можно услышать: это не полар, а флис . Хотя понятно, что имеется в виду, но говорить так неправильно, потому-что Polartec - это тоже флис.

Флис наилучшим образом выполняет роль утепляющего слоя, следующего после белья. Обладая всеми качествами шерсти, флис имеет ряд преимуществ: лучше соотношение тепло/вес, несравнимо быстрее сохнет, гораздо приятнее для тела (не кусается ), более ноский.

Флис бывает разных видов. Один из основных параметров - толщина, она в первую очередь определяет теплоизолирующие свойства. Толщина флиса Polartec задается числом, означающим вес квадратного метра ткани; стандартные значения - 100, 200 и 300. 100-й - это совсем тонкий, по применению близок к термобелью; 300-й - уже достаточно толстый и теплый.

Polartec BiPolar состоит из двух слоев, имеющих разные характеристики: внутренний хорошо впитывает влагу, а внешний быстро сохнет. Polartec BiPolar 300 - наверно, самая толстая и теплая ткань из флисов. Специальный вид флиса - стреч - хорошо растягивается, его обычно применяют для лосин. Есть флисы с мембраной (виндблок и виндстопер), они не продуваются и мало промокают.

Кроме того, бывает десятки видов фактуры, начеса, структуры и состава ткани, по мнению производителей лучше работающих в тех или иных условиях.

По качеству флис также различается. Фирмы-изготовители ведут непрерывную борьбу за улучшения характеристик тканей - как основных их свойств, так и приятных мелочей. С другой стороны, на рынке обычной, цивильной одежды продаются изделия, у которых одна задача: походить внешне на модный флис и быть дешевой. Для того, чтобы отличить крутой флис от левого , нужно иметь большой опыт, и иногда это очень трудно.

Ведущим производителем флиса до сих пор является его создатель - Malden Mills. Его современные флисы под маркой Polartec наиболее продвинуты и надежны.

Как минимум несколько курток из флиса должно быть у каждого человека, выезжающего на природу.

Хотя бы одна так называемая штормовая куртка (штормовка) должна быть у каждого. Она должна быть без утеплителя, чтобы быть более универсальной и быстро сохнуть. Она должна хоть немного дашыть (пропускать наружу испарения), иначе при интесивной физической работе через десять минут вы станете мокрее, чем от дождя. Она должна быть, по возможности, непромокаемой. И обязательно иметь капюшон.

Теперь о штормовых штанах. Все, сказанное о материале штормовых курток, применимо и к ним. Только с поправкой: если условия не совсем уж зимне-экстремальные (глубокий снег, мороз плюс сильный ветер), то более важно, чтобы штаны дышали, чем то, чтобы они не промокали и не продувались.

Очень удобны так называемые самосбросы - штаны, у которых штанины растегиваются по всей длине и позволяют снимать и одевать их, не снимая обувь. Если на вас еще и надеты одеты бахилы и кошки, то продеть через них штаны невозможно. На маршруте снимать и потом одевать обувь отнимет минут пятнадцать. На это может не быть времени, и приядется часами мерзнуть без теплых штанов или, наоборот, страдать от жары.

Мода последнего времени - мембранные материалы. Считается, что они делают чудо , совмещая такие противоречивые свойства, как защита от дождя и вывод испарений наружу.

Мембранные материалы не промокают и дышат (как звучит типичный рекламный слоган), другими словами защищают от внешних осадков и одновременно выводят наружу внутренние испарения. Физика работы мембран бывает достаточно разная (например, они бывают с порами и без). Еще больше зависит от общего конструктива изделия, упаковки мембраны в другие ткани, которые предохраняют ее и помогают ей работать.

Качество работы мембранного материала определяется двумя параметрами (достачно условными) - количеством пропускаемых наружу испарений и высотой выдерживаемого водяного столба. Чем больше оба числа, тем, естественно, лучше. Для более легкой одежды важно, чтобы она дышала, для экстремальной - чтобы не промокала.

Сущетсвует десятки мембран разных производителей. Самая известная и одна из наиболее котирующихся - Gore-Tex компании V.L. Gore. Другие хорошие мембраны - Triple Point Ceramic и SypmaTex. Украинскими производителями часто используется дешевая мембранная ткань - Hi-Pora.

С другой стороны, нахваливаемые свойства мембранных материалов немного условны. Они дышат немного лучше, чем клеенка, а промокают намного сильнее. Так что сильно заморачиваться на них, особенно поначалу, не стоит. Можно помнить, что даже самый крутой Gore-Tex перестает работать (промокает) в местах, где к нему прикасается рюкзак и ветки, а также когда забиваются поры. Как гласит народная мудрость: Не промокает только листовое железо .

Пуховые вещи работают совсем не так, как флисы и мембраны. Создавая сильнейшую термоизоляцию (утепление) и полностью защищая от ветра, они не дышат и не сохнут. С другой стороны, пуховая куртка может очень долго накапливать в себе внутреннюю и внешнюю влагу, сохраняя под собой сухость (таким образом, пух выполняет роль сразу и термоизолирующего, и внешнего слоев).

Пуховая куртка (пуховка) - в основном, бивуачная одежда. Идти и работать в ней не очень удобно, а столь сильный обогрев нужен разве что при очень больших морозах. Вечером в лагере или возле палаки она может сослужить хорошую службу, так как уставший организм мерзнет сильнее обычного, а ночные холода и малая подвижность усугубляют замерзание. С другой стороны, нести вещь только для использования в базовом лагере обычно неоправдано. Так, летом на Кавказ (сейчас, с учетом потепления) пуховки обычно не берут.

Пуховый жилет - очень удобная и полезная вещь. Предельно легкий и миниатюрный в упакованном состоянии, он может буквально спасти вас при внезапных похолоданиях. Работать на маршруте он практически не мешает (кстати, отличная подушка). В общем, очень рекомендую.

Пуховые вещи имеют ряд серьезных недостатков: они очень плохо сохнут, будучи мокрыми - не греют, и склонны к отсыреванию. Намокшую (отсыревшую) пуховку обычно невозмоджно высушить до конца поездки. Пуховые вещи очень хороши на сухом морозе - чем сильнее мороз, тем лучше пух работает.

Куртки на синтетических утеплителях обычно не используют. Так как соотношение их веса и утеплителяющих свойств намного хуже, чем у пуха, их применение (с учетом недостатков, указанных выше) нецелесообразно. Новый синтетический утеплитель, Thinsulate, не уступает пуху по теплу (по рекламной информации), и лишен многих других его недостатков - но очень дорог, и купить куртку на нем на Украине очень сложно.

Теперь о покупке пуховой одежды.

Вещевой рынок. Продаваемые на базарах обычные цивильные пуховки а-ля South Pole Gear где-то за $70 вполне подходят. Украинские производители. Пуховый жилет стоит около $40. Пуховая куртка - $60. Функциональность и конструкция достаточно продуманная и удобная. В отличае от базара - если будет лезть пух или что-то порвется, можно перешить по гарантии. Внешний вид вполне цивильный . Вариант более предпочтительный, чем базар. Зарубежные производители. Все то же, что и для других вещей: качество и цена могут быть гораздо выше, купить на Украине может быть сложно.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Зимний аварийный переход

Средние скорости передвижения по снегу без лыж составляют: 2 км/ч — при толщине снежного покрова 30-50 см; 1 км/ч — при толщине 50-70 см; 0,5 км/ч —...

News image

Зимний отдых для экономных

Наиболее популярные у россиян зарубежные горнолыжные курорты находятся в Альпах (Франция, Австрия, Швейцария и Италия, меньше Германия) и в Татрах (...

Летнее снаряжение:

News image

Cпальники. Выбор спальников

Спальный мешок в туристическом походе – вещь не просто нужная, а попросту необходимая. Но, выбирая подходящий вариант, помните: существует три основ...

News image

Типы палаток по назначению

Отправной точкой в деле выбора палатки является ее назначение. Я бы выделил несколько основных классов: - палатки для туризма обычной сложности, ...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

О Республике Марий-Эл

News image

Техническое описание прохождения группой маршрута (дневник похода): 30.10.04. В 15-25 поезд «Казань – Йошкар-Ола» прибыл на с...

Оптика для охоты в Киргизии

News image

Правильный подбор оптического прицела это важная составляющая удачной охоты. Начнем отталкиваться от того в каких условиях в...

Исполнение желаний

News image

Дело было в начале августа 2004 года. Ранним утром (в середине ночи по московскому времени!!!) наша скромная мужская компания, ...

Дикарем в Турцию, или как я не стал шкипером

News image

В детстве я имел мечту – встать за штурвал настоящей яхты. Исполнить ее в нашем сухопутном городе было совершенно нереально и я ...

Зимние походы:

Смотритель дома на горе

News image

На южном Урале, на горе Дальний Таганай, среди метелей и туманов стоит дом — старая метеостанция. От Златоуста до неё километров...

Отчет о походе выходного дня на моховое болото - оз. Св

News image

Идея найти и организовать группу туристов, интересующихся природой болот, возникла недавно, хотя зрела давно. После нескольких д...

Избушка на горе Дальний Таганай

News image

Лес вокруг изменился до неузнаваемости: ели попадались все чаще невысокие, склоненные ветром и покрытые толстым снежным панцирем...

Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни

News image

Попадая в Африку, многие начинают сразу валять дурака. Выражаясь более мягко – впадают в детство..

Горные походы:

Как мы прошли перевал Моминг

News image

Из фотоматериалов и карты видно, что прохождение ледопада не обязательно, если под взлет Ци-Це спуститься с северного плеча Цина...

Отчет о зимнем горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в янва

News image

Заявленная и пройденная нитки маршрута, отличия и их причины Заявленная: Сел. Ахсау - плато Ахва - пер. Уаза Центральный ч...

Лыжный поход

News image

Старт: примерно 8:08 Финиш: около 18:27 Общее время в пути: 10 часов 19 минут Внимание: в тексте возможен мат! (Отредакти...

Пеший поход в горы

News image

Примечание. Все географические несовпадения случайны. День первый. Согласно заявленному плану, 10 мая в 9 утра Караван ...

Велопоходы:

Дорога на Костомукшу

News image

Это Хануд. Планета, где меня родили …. Просыпаюсь по будильнику, быстро, но без спешки, собираюсь и выезжаю. Погода, вроде, н...

Валаам без Валаама

News image

Начиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люд...

Дорога на Hatunkylä и Сергей Дудко

News image

Для того, чтобы действительно стать дороги м гостем, необходимо направить свои колёса как можно дальше от очагов массового ту...

Parikkala и Punkaharju

News image

Это известное туристическое место, обязанное своей популярностью красивой природе… главная достопримечательность — семикилометро...

Рафтинг для смелых:

Апрельские покатушки на Вуоксе

News image

Отчет о поездке Наша команда в составе компании «Адвентурс» и их друзей долго ломала голову, куда бы отправиться на выходные потренироваться пе...

Паводковые реки подмосковья для начинающих

News image

Этот текст посвящен вопросу, на который мне, признаться, уже несколько надоело отвечать: - Куда сводить группу начинающих на паводок на выходные...

Вода, вода, кругом вода…

News image

Чем ближе лето, тем популярнее в корпоративной среде становятся так называемые «инсентив-туры». Культурный отдых с элементами риска, соревнований и ...

Велопоходы:

Мега Трофи Караван Крым

News image

Часть 1 Отчёт - рассказ о путешествии, а также некоторые идеи организации мега-трофи. Рассказывает Кузнецов Андрей - руководитель Мега-Трофи Кара...

В Норвегии прошли красочные велосостязания

News image

Этим летом впервые состоялись соревнования под названием «Норвежская арктическая велогонка 2013», которую назвали красивейшей в мире велосипедной...

Savonlinna

News image

Савонлинна — достаточное основание для того, чтобы планировать маршрут именно под посещение этого места Просыпаюсь в 06.00 — дождь, решаю поваля...

Авторизация