Главная - Туризм - Горные походы. Отчеты - Самый, самый, самый


Самый, самый, самый

Туризм - Горные походы. Отчеты

самый, самый, самый

Есть такой перевал. Говорят он самый красивый, по крайней мере, в Альпах. Его можно увидеть на обложках горных путеводителей и он, действительно, впечатляет.

Зовут его Моминг (Col de Moming, ударение на втором слоге), что, возможно, означает разрушенная гора. Перевал поражает своей величественной снежно-ледовой седловиной и могучим ледопадом. Находится он в центральной части Валлиских Альп и соединяет долину Циналь, в верховьях которой расположен тихий, обаятельный поселок с тем же названием, и долину Маттерталь со своей знаменитой столицей Церматт и пиком Маттерхорн. Само собой напрашивается второе название этому перевалу: Ци-Це. Китайцев в нашей команде нет, но дань уважения великой стране надо отдать. Вдруг, лет через двадцать, нам это зачтется.

Как бы перевал ни назывался, нам захотелось его пройти. Прошли. Теперь горим желанием поделиться своими впечатлениями об этом великолепном уголке Европы.

Как туда попасть?

Как увидеть этот чудо-перевал и как к нему добраться? Главное, отбросить стереотип, что Альпы – это далеко и дорого. Поездка в Альпы по цене дешевле, чем тур на поляну Москвина, и сравнима с поездкой Москва-Бишкек-Каракол. Стоимость визы в Швейцарию и авиабилетов до Женевы (680 USD) чуть дешевле, чем стоимость авиаперелета до Бишкека (цена туда и обратно, «Аэрофлот»). Трансфер от Женевы до Циналя через Сьер быстр, безопасен и комфортабелен и по цене примерно такой же, как от Бишкека до Каракола (около 55 USD).

Из Женевы к началу пешей части маршрута – поселку Циналь (Zinal) - можно выехать в день прилета, но можно и повременить. Расскажем, как мы добирались до Циналя в июле 2008 года. Вылет из Москвы в 9-55, приземление в Женеве в 11-30 (везде указано местное время). При этом существует одна тонкость: перевес багажа в рейсах родного «Аэрофлота» до Женевы надо оплачивать из расчета 15 евро за килограмм! Поэтому, если группа идет автономно, т.е. не рассчитывает на ночевки в приютах, хотя бы на части маршрута, разумно покупать некоторые продукты в Швейцарии. Это просто сделать в любом супермаркете практически в каждом поселке. В нашем случае мы провели первый день в Женеве, в центр которой из аэропорта легко добраться на троллейбусе №12. Чтобы купить билеты на городской транспорт, надо заранее побеспокоиться о наличии мелких швейцарских банкнот или монет. Для бюджетных групп рекомендуем останавливаться в общежитии в районе железнодорожного вокзала (см. сайт www.youthhostel.ch ): комнаты на 6-12 человек по 25 USD за ночь, включая завтрак и бесплатный проезд по городу на общественном транспорте. Уютная, домашняя Женева стоит того, чтобы там немного задержаться!

Итак, на второй день берем билет на ж/д вокзале сразу до Циналя и садимся на поезд Женева-Висп (Visp) в 10-36. Эта поездка сама по себе маленький праздник: огромные чистые окна вагонов открывают просторы Женевского озера. Быстро приближаются снежные горы, в районе Монтре у берега озера можно увидеть старинный Шильонский замок и далее - знаменитая долина Роны. В Сьере (Sierre) надо поторопиться пересесть на автобус «La Poste», который отходит через 6 минут после остановки поезда, в 12-40 путь от платформы до остановки «La Poste» не более пары минут. Все рядом и очень удобно. Если прямого автобуса до Циналя нет, то от Сьера можно доехать до местечка Vissoie и там уже пересесть на автобус до нужной остановки. Подъем серпантином по горной дороге менее чем за час приводит к конечной станции. В 13-42 мы на месте – в тихой чудной альпийской деревне Циналь на высоте (Н) 1675 метров. Здесь есть все, что надо: банки, магазины, множество миниотелей, расположенных в домах типа шале. Газ можно купить как здесь, так и в Женеве.

Вернемся к варианту заезда в Циналь без ночевки в Женеве. Прибыв в Женеву, можно сразу сесть в аэропорту на поезд и тут же выехать в сторону Виспа, например в 12-47. Поезда ходят каждые полчаса, автобус Сьер-Циналь значительно реже (7-8 рейсов в день, последний уходит в 18-45). Через 2 часа группа уже в Сьере и может посвятить около часа на закупку всего недостающего в 15-30 садимся на автобус. Еще через час начинается самое главное - поход!

Подходы

От автобусной остановки вверх по долине вдоль поселка надо пройти 1,5 км по автодороге до моста на левый берег реки Нависенс (La Navisence), берущей начало на юге из ледника Циналь. Далее вверх автомобильное движение запрещено, хотя грунтовка идет до приюта Petit Mounte на высоте 2142 м. Мы же прошли путь по этой дороге до слияния рек Нависенс и Моминг за полтора часа. Здесь следует перейти по деревянному мосту на правый берег потока выше стрелки. За мостом развилка. Если пойти по правой тропе, то через несколько минут, углубившись в лесок справа по ходу, можно найти удивительно тихое, чистое, а, главное, безлюдное место для ночевки. Прозрачный горный поток рядом, но при этом он не мешает своим грохотом. Назовем эти стоянки Классическими (Н=1920).

Как видно из представленной выше временной раскладки, на стоянках в лесу можно запросто оказаться в 18 часов. Таким образом, путь из Москвы до Классических стоянок занимает 10 часов. Представляете, всего за 10 часов вы переходите в другое измерение! Опьяняющий воздух, хрустальный ручей, снежные шапки вершин, просвечивающие сквозь зелень берез, тишина и покой. И нет вам никакого финансового кризиса, политической грязи на телеэкране, толкотни в метро и гадких пробок на улицах.

Как ходят перевал Моминг

Теперь непосредственно о прохождении нашего Ци-Це. Перевал Моминг (3777 м) расположен в северном гребне-отроге главного хребта Валлиских Альп, отходящим от него у вершины Tete de Valpelline. В этом разветвленном гребне выделяются пики Дан Бланш (Dent Blanche, 4357 м) и Вейссхорн (Weisshorn, 4506 м). Оледенение здесь значительное, напоминающее районы Центрального Приэльбрусья. Одно из понижений между вершинами Цинальротхорн (Zinalrothorn, 4221 м) на юге и Вейссхорном на севере и есть перевал Моминг. (Строго говоря, наш перевал ограничивают вершинки Северный (3863) и Южный (3963) Моминг). Его седловина самая простая на многокилометровом гребневом отрезке. Уточним, что «простая» - относительно соседних перевалов, но при этом самая выразительная, приковывающая взгляды любого путешественника, оказавшегося в этом районе.

Путь из долины к подножью Ци-Це идет от Классических стоянок по левой тропе от развилки у деревянного моста с общим направлением на восток в сторону горного приюта Ар Питетта (Ar Pitetta, 2786 м). Дорога до этой хижины мимо озера с тем же названием (2230 м) занимает 2,5 – 3 часа. Ночевка c полупансионом в приюте Клуба альпинистов Швейцарии ( CAS ) стоит около 50 USD. От приюта перевал Моминг предстоит во всей своей красе как логичный путь из огромного цирка одноименного ледника на восток. Ледник спадает с северных склонов Цинальротхорна многоступенчатым широким ледопадом. Нижняя его ступень по-видимому обходится с юга по дуге под склонами вершины Бессо (Besso). Большая фирновая горизонтальная терраса соединяет основание верхней ступени ледопада, что прямо под взлетом Ци-Це, со снежными полями над нижней ступенью. Прохождение верхней ступени с нависающими сераками потенциально лавиноопасно и может потребовать разведки. Набор высоты на этом участке 250 м при средней крутизне 45°. Затем предстоит подъем по наклонному плато под взлет последний для опытного туриста не должен представлять принципиальных сложностей (150 м х 40-45°).

По нашим оценкам подъем на седловину от приюта может занять 7-10 часов, спуск на восток еще добавит около 5 часов. Сложно и долго. Нужен полный набор бивачного снаряжения, ибо погода в этих местах после обеда может развернуться на 180 градусов.

Как прошли перевал мы

Из фотоматериалов и карты видно, что прохождение ледопада не обязательно, если под взлет Ци-Це спуститься с северного плеча Цинальротхорна по наклонной снежной полке-террасе (Террасе Моминга), средняя крутизна которой не более 30°. Этот вариант мы предугадали еще в 2003 году, не имея фотографий, но впервые взяв и изучив карты района. (Швейцарские карты, особенно в масштабе 1:25000, - это песня! Вадим Ляпин – где ты?) В тот год пройти этим маршрутом нам не хватило времени. К тому же не было полной уверенности, что так ходят. Теперь же, в 2008 году, перевал Моминг был нашей главной целью.

Получив от хозяина приюта Ар Питетта подтверждение, что по Террасе Моминга можно пройти, решаем использовать этот подход под взлет как более безопасный и зрелищный. Подъем на плечо северного гребня Цинальротхорна идет с юго-запада от другого приюта – Монте (Mountet или Grand Mountet, 2886 м).

Попасть сюда можно от Классических стоянок за 3-4 часа в зависимости от веса рюкзаков. Путь к этому приюту идет на юг правым бортом долины реки, а затем ледника Циналь под западными склонами Бессо. Поднявшись высоко над потоком, ухоженная тропа, прерываемая крупными осыпями, выводит в огромный красивейший цирк в верховьях ледника Циналь. Здесь, в окружении трех мощных ледников и альпийских четырехтысячников, царство ледопадов и тишины. Вершины и перевалы на любой вкус (перевалы, правда, начиная от 2А). Господа-товарищи, за 30 лет горного туризма наша команда повидала много интересных мест. Верховья Циналя – одно их лучших!

От приюта Монте по тропе на гребне правобережной морены следует подниматься в верховья ледника Монте под южные склоны вершины Блан-де-Моминг (Blanc de Moming, 3661). Далее, через час хода, вступаем на лед и под скальным забором идем на восток, плавно поднимаясь на снежную часть широкой перемычки между Блан-де-Моминг и северным плечом Цинальротхорна на уровне около 3750 м. Эта перемычка называется Белый гребень (Arete du Blanc). Чем выше мы поднимаемся, тем полнее выступает к югу от Цинальротхорна громада каменного великана – Маттерхорна (4478). Белый гребень острый, сначала снежный, а затем скальный с постепенным увеличением среднего наклона до 40°. Скалы не сложные, но местами требуют попеременной страховки. С учетом наших тяжелых рюкзаков повесили перила 50 метров до 50°. На плече, которое на карте обозачено как L`Epaule с высотой 4017, гребень выполаживается и становится опять снежным, видны жандармы троечного альпинистского маршрута на Цинальротхорн. Время пути от приюта занимает 5,5 часов (приведено время для группы в 6 человек со стандартным набором снаряжения российского туриста).

От плеча, пройдя вперед еще метров 200, следует спуск по крутому снежному склону с бергшрундом на север, на главный гребень, ведущий к Вейссхорну (перила 50 м х 40°). Здесь на высоте 3960 м находится довольно обширное снежное плато. Солнечно, все раскисло. Отдаем себе отчет, что возможна лавинная опасность, так как много свежего снега. Делаем кто обед, кто разведку. Видны следы маленьких лавин. Решаем ночевать на плато. Тут ветрено. Для большего комфорта строим снежную стенку вокруг палаток. От приюта Монте до этого места 6,5 часов пути, но если идти с легкими рюкзаками, думаем, можно уложиться в 4 часа.

Рано утром следующего дня за 2 часа 10 минут спустились по полке-террасе до наклонного плато под взлетом Ци-Це (Н=3650). В ясную погоду этот путь не сложен кроме преодоления центрального разлома в том месте, где ледовая трещина подходит под основание крутого снежного склона под вершинкой Моминг Южный (Sud de Moming) справа по ходу. Здесь может быть по-настоящему лавиноопасно! Спасает то, что склон имеет западную экспозицию. Нужны перила: две веревки среди неявных, полузасыпанных снегом разломов на склоне около 40°, есть участок 5 м х 70°. Отметим, что в средней части спуска по Террасе Моминга слева по ходу есть места для ночевок на снежных наддувах.

Далее туристов ждет снежно-ледовый взлет, который легче преодолевать в северной части. Бергшрунд здесь имеет мосты, крутизна склона не более 30°. Выше берга взлет широкий, в средней части ледовый, с наклоном не менее 45°. Над бергшрундом навесили 150 метров вертикальных перил, использовали три промежуточных точки страховки. Скальные выходы северной части седловины обходим справа по постепенно выполаживающемуся фирну. Подъем на перевал Моминг от бергшрунда у нас занял 2 часа 15 минут. На седловине можно поставить пару палаток.

Спуск с перевала в Церматт

Спуск на восток к леднику Хохлихт (Hohlichtgletscher) начинается по широкому снежному склону крутизной 30, местами 40° с редкими трещинами-бергшрундами. Общее направление: сначала вниз-вправо, затем по дуге влево, огибая большой фирновый цирк под склонами вершинки Северный Моминг (Nord de Moming). Приходится тропить: солнце свое дело сделало. Полтора часа работы и мы на снежной тропе, проложенной альпинистами на вершину Шалихорн (Schalihorn, 3975), высота около 3600 м. Далее идем вниз, на юг, в сторону верхнего плато ледника Хохлихт при этом следует остерегаться ледовых обвалов из-под перевала Моминг. После длительной непогоды участок пути от седловины до плато может быть лавиноопасным.

С плато (Н=3400) простого спуска в долину Церматта, к поселку Теш, нет. На пути к ближайшему приюту – Ротхорнхютте (Rothornhutte, 3198 м), что к югу от Цинальротхорна - необходимо преодолеть еще один перевал с отметкой 3622 (Ob. Aschjoch) в восточном отроге этой вершины. Отрог ограничивает ледник Хохлихт с юга. Подъем на него не сложен, но в конце дня утомителен. По широкой дуге за час можно подняться от плато на снежное поле седловины 3622. Отсюда опять нет прямого спуска, приходится траверсировать скальную вершинку Верхний Ашхорн (Ob. Aschhorn, 3669 м) к востоку от седла. На юге снова становится виден могучий Маттерхорн.

Траверс препятствия у нас занял 45 минут. Скалы Верхнего Ашхорна простые, но в конце спуска на следующую снежную седловину, перевал Нижний Ашйох (Unt. Aschjoch, 355 2 м), их крутизна возрастает до 45 градусов. Перед выходом на снег необходима попеременная страховка из-за наклонной плиты высотой около 7 м. К югу от перевала Нижний Ашйох лежит плоское поле ледника Ротхорн, которое надо пересечь в сторону южного ответвления восточного отрога Цинальротхорна, где и находится Ротхорнхютте. Ближе к этому ответвлению можно начать спуск к приюту по закрытому, ровному, но с редкими трещинами леднику (200 х 25°). От верхнего плато ледника Хохлихт до Ротхорнхютте мы шли 3 ч 20 м, а всего от перевала Моминг – 5 часов, не считая времени на обед.

Для тех, кто совершает автономный поход и не хочет ночевать в приюте, рекомендуем поднапрячься и еще интенсивно поработать один час. Вы будете вознаграждены отличными зелеными площадками под водопадами (Н=2600 м) слева от шикарной тропы, спускающейся от Ротхорнхютте в Церматт. Стоянки от тропы не видны и, чтобы сюда попасть, следует переправиться по камням через ручьи, берущие начало из ледника Ротхорн. Чистота, возможность расслабиться из-за отсутствия лишних глаз, великолепные виды на массивы Монте-Розы, Лискамма и Брайтхорна – все делает это место достойным для отдыха на любой вкус.

Отсюда до Церматта (Н=1600) еще два часа хода на восток по долине ручья Трифтбах (смотри описание в нашем отчете 2003 года www.mountain.ru/world_mounts/western_europe/2004/alpy_pohod ). Если есть время, стоит посвятить час-другой осмотру этого раскрученного курорта. Церматт имеет массу интересных достопримечательностей, главная из которых – пирамида Маттерхорна. При наличии трех свободных дней и хорошей погоды можно совершить на нее восхождение (простейший маршрут имеет альпинистскую 3Б к.сл.).

Несколько слов об обратной дороге в Женеву. Из Церматта можно выехать только на железнодорожном транспорте. Отсюда в интервале от 5-39 до 17-39 ч каждый час идут поезда в Женеву с пересадкой в Виспе. В пути 3 часа 40 минут. Еще один поезд, последний, отходит в 20-13 ч.

Что мы имеем

Таким образом, время подъема на перевал Моминг от приюта Монте составляет 11 часов, от Классических стоянок – не менее 14. Время спуска до Ротхорнхютте – 5 часов, до Церматта – 8. То есть маршрут от приюта до приюта по Террасе Моминга + Ци-Це потребует от путников 16 часов довольно напряженной работы, из которых минимум 14 часов со страховкой. Это два дня пути. Категория сложности перевала – 3А в случае прохождения через северное плечо Цинальротхорна. Если подниматься в лоб, от приюта Ар Питетта, сложность может быть как несколько выше, так и ниже в зависимости от состояния верхнего ледопада ледника Моминг. Итак, запишем, что перевал Моминг – снежно-ледовый, 3А к.сл., высотой 3777 м.

Если туристы физически и технически отлично подготовлены, а рюкзаки облегчены отсутствием бивачного снаряжения, если нет лавинной опасности, если выйти из приюта Монте не позднее 5 утра, а быть под взлетом не позднее 11 часов дня, то можно пройти Моминг и за один день, затратив на подъем 8 часов, на спуск- 4 часа ходового времени. Дерзайте! Только помните, что погода в Валлиских Альпах меняется после обеда, как правило, в худшую сторону. По нашим наблюдениям это ухудшение было с вероятностью около 60%.

В заключение

В заключение скажем, что мы не претендуем на новизну в нашем варианте прохождения перевала Моминг. Эту седловину альпинисты начали использовать с 1864 года. Путь по Террасе Моминга не столь сложно вычислить. Действительно, уже после похода, в Москве, разбирая купленные в Швейцарии путеводители, мы нашли краткое описание подъема от приюта Ар Питетта на плечо L`Epaule, 4017 по этой верхней наклонной полке (Alpes Valaisannes, vol. 3 Maurice Braundt 2004 маршрут 604, первопрохождение в 1945 г.). Наша группа пошли по Террасе Моминга в обратном направлении. Таким образом, мы связали в единую нить отдельные, ранее пройденные элементы этого горного узла в логичный траверс, преодолев Ци-Це нестандартным путем от приюта Монте через северное плечо Цинальротхорна.

Приведем цитату из другой книги, которую мы использовали при подготовке маршрута (и где не было и намека на Террасу Моминга) - Pennine Alps Central, Alpine Club London, 1975 под редакцией Robin G. Collmb: «A superb glacier pass, one of the finest, most interest and scenic in the Pennins Alps». Эти слова восхищения относятся именно к перевалу Моминг. Действительно, он достоин этих эпитетов: превосходный, один из красивейших, наиболее интересный и живописный. В общем, самый, самый, самый!

Очень рекомендуем этот перевал и мы. Путь через Ци-Це по Террасе Моминга был крайне эмоциональным, разнообразным по технике и относительно безопасным. Серебряное седло перевала Моминг – настоящее украшение Валлиских Альп.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Одежда и аксесcуары для лыжного отдыха

Для комфортного катания желательно иметь куртку, брюки-наполукомбинезон, шапку и перчатки. Многие производители спортивного снаряжения шьют одежду д...

News image

Специальное снаряжение в лыжном походе

Лыжи - самое специальное снаряжение для лыжных походов. Туристские лыжи бывают окантованные ( тиса , бескид ) и неокантованные ( дрова ). Турис...

Летнее снаряжение:

News image

Как поставить палатку?

Для того, чтобы понять, как же ставить палатку, следует сперва выяснить, какая же палатка у вас в наличии. На сегодняшний день в продаже в основн...

News image

Выбор снаряжения для активного туризма: спальные мешки

Какими качествами должен обладать спальный мешок, чтобы в нём было комфортно в длительных походах? С чего начать при выборе подобного снаряжения? ...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Брюссель

News image

В Брюсселе жили в отеле Tulip Inn Boulevard 3*. Отель хороший, не хуже гаагской 4*. Находится в 15 минутах бодрого шага от Гра...

Оптика для охоты в Киргизии

News image

Правильный подбор оптического прицела это важная составляющая удачной охоты. Начнем отталкиваться от того в каких условиях в...

Усадьба Поленово, с. Бехово

News image

Отчет об автопутешествии из цикла: «Святые источники и родники Московской области и близлежащих областей» Усадьба Поленово...

«Особенности национального экотуризма»

News image

Природа юга Камчатки исключительно ранима, поэтому экотуризм – наиболее подходящий вид путешествий для тех, кто стремится познак...

Зимние походы:

Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни

News image

Попадая в Африку, многие начинают сразу валять дурака. Выражаясь более мягко – впадают в детство..

Расскажу-ка я о вечном и высоком

News image

Давно хотел написать о том, что я испытал там, в горах. Но как-то времени не было, да и написал бы, а дальше что - читать про се...

Новый Год на Эльбрусе, зимнее восхождение на Эльбрус

News image

И так банальное желание встречать Новый Год вне дома возникло и в канун 2011 года, где-то так в сентябре 2010. Я уже точно оп...

Новый Год в Саянах

News image

Идея похода заключалась в том чтобы встретить новый год в Саянах, желательно на Шумаке, на минеральных источниках. Не все смогли...

Горные походы:

Отчет о зимнем походе на Приполярный Урал

News image

Часть I, картографическая. 1. Схема региона и нашего с Митянькой по нему путешествия. Для любопытных

Поход в горы

News image

...Про эту 100-километровую гонку я слышал очень давно

У каждого своя Победа

News image

Часть 1: Вводная После успешного опыта на Ленина и Корженевской следующим логичным шагом было бы посещение Иныльчека, что я и...

Подход в первый лагерь на леднике Звездочка

News image

За словом — дело, и вот, пообедав, мы втроем выходим на Звездочку. Ради интереса включаю GPS, хотя тропа более-менее видна, а с ...

Велопоходы:

Знакомство с финской Карелией

News image

Всё похоже на Россию — только, всё же, не Россия… Если быть справедливым, то моё знакомство с финской Карелией состоялось не...

Велопробег МОСКВА – ВИЧУГА

News image

Как уже озвучивалось, маршрут был такой: 400 км с тремя контрольными пунктами, примерно через каждую сотню км: Москва - ста...

Чехия! Пиво! Велосипед!

News image

Нитка маршрута: С-Петербург - Брест - Warszawa - Wroclaw (ж.д.) Wroclaw - Zabkowice Sl.- Paczkow - Чешская граница - Javornik ...

Караван-Онего

News image

В 2002 году избранный состав КАРАВАНа успешно по частям возвратился из велопохода вокруг Онежского озера. Отрадно отметить, ч...

Рафтинг для смелых:

Жигулевская кругосветка

News image

«Жигулевская кругосветка» – один из самых любимых и популярных водных маршрутов в Самарской области и за ее пределами. Хотя этот маршрут совершенно ...

Ростов-на-Дону – Туапсе

News image

28.07.04 18-45 стартовали из Москвы, поезд Атаман Платов , видимо, борющийся за звание фирменного: проводницы - в форме, очень вежливые, в купе ...

Отчет о водном туристском походе 4 категории сложности по рекам Чуя, Катунь, Кадрин (Горный Алтай)

News image

Руководитель группы Филимонов Г.А. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем уча...

Велопоходы:

Караван-Онего

News image

В 2002 году избранный состав КАРАВАНа успешно по частям возвратился из велопохода вокруг Онежского озера. Отрадно отметить, что на части мы и наш...

“Здесь вам не равнина, здесь климат иной”

News image

24 августа –финал подъема - пер.Тонг (4023 м) - спуск с перевала, обход снежников, возвращение на серпантин - спуск к с.Туура-Суу - по асфальтовой т...

Опыт коммерческого велопутешествия

News image

Гарщина… Гарщина и отстой кричали настоящие КАРАВАНщики, когда под шлепки помидоров я отправлялся в коммерческий велотур. Так представлялась м...

Авторизация