
Сплав на байдарке - водные препятствия
Сплав на байдарке - каких препятствий ожидать?
Активный вид спорта (каким, без сомнения, является сплав на байдарке) - это всегда некий вызов стихии, и ярое стремление доказать себе и окружающим, что «да, мы это можем!» Поэтому встреча с препятствиями – вовсе не неожиданное и нежданное явление, а наоборот – желанная и искомая цель. И тут априори самое важное - правильно подготовиться к встрече, не дать захватить себя врасплох. Опытные сплавщики всегда проходят тщательную подготовку, и не отстать от «пионеров-байдарочников» вам помогут советы и рекомендации, приведенные в данной статье.
ЛЕГКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Сначала определимся, какими они бывают – водные препятствия. Самые простые - это быстрины, мели, перекаты, отдельные надводные и подводные камни, заросли водорослей или камыша, топляки и т.д. и т.п.
Песчаные мели и перекаты не представляют для байдарки особой опасности – главное, верно определить, куда сваливается основная вода. Отличить глубокое место от мели легко: обычно над мелью вода светлее, и при безветрии рябит или же образует мелкую волну. Проходить быстрины рекомендуется осторожно, избегая навала на вогнутый берег.
Советы бывалых: более легкие препятствия проходят поочередно, следя за ходом головной лоцманской байдарки. Скорость байдарки относительно потока при гребле должна быть положительной (если табанить – соответственно, отрицательной). Не забывайте также, что любой управляющий гребок вперед, кроме изменения курса, придаст байдарке дополнительную скорость, в то время как управляющий гребок назад затормозит ее.
СЛОЖНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
А вот завалы, заломы, пороги, плотины, и нависшие над водой кусты, а также большие волны при ветре на открытой воде – это уже более сложные препятствия.
Общее правило по технике прохождений сложных препятствий гласит: желательно при маневре, учитывая скорость и направление течения, избежать столкновения с преградой, чтобы не быть залитым водой и перевернутым.
На реках с быстрым течение – более 5 км/ч - лучше не подходить близко к завалам, а пристав к берегу, искать проход. В противном случае велик риск поломки судна, и даже хуже: вас может вместе с байдаркой затянуть под бревна. Если столкновение произошло, постарайтесь задать крен на завал, и зацепившись руками за бревна, вылезти на них.
Самыми трудными для прохожденя являются пороги, особенно если они имеют шиверные участки, где среди беспорядочно разбросанных в русле камней несется вода, разбиваясь и образуя стоячие волны. Пороги и шиверы – характерная особенность горных рек, где часто встречаются участки со значительным падением воды.
Порог представляет собой один или много резких перепадов воды в русле, часто с камнями, расположенными близко к поверхности. Порог может иметь несколько сливов в форме треугольника, обращенного вершиной вниз. Струи от камней образуют боковые стороны треугольника, а ниже вершины бегут стоячие волны. Сложные пороги обязательно разведываются заранее - это позволяет правильно наметить безопасный ход и запомнить ориентиры. Трудность прохождения порога определяется руслом реки, его изгибами и поворотами, уклоном и количеством воды.
На главной части потока – средней линии треугольника - образуются наиболее мощные стоячие валы. Проходить вершину треугольника можно при относительно слабых потоках, стоячих валах высотой до 1 м. При высоте стоячих валов больше 0,5 м байдарку следует задраить фартуком и юбками.
Большие перепады высот в сливах преодолеваются только при наличии свободного прохода (на сливах приходится развивать большую скорость и подставлять корму под мощный поток, поверьте, совсем не стоит).
При больших скоростях очень опасны стоячая вода, противотоки, водовороты. Изучая порог, учтите возможность обратных течений в уловах, расположенных ниже. Если нос байдарки с ходу попадает в стоячую воду или в противоток, судно легко может развернуться поперек струи и опрокинуться, а потому следите, чтоб оно шло параллельно струе или под небольшим углом к ней.
На шиверах нет резких перепадов воды и больших стоячих волн, но в них сильно засорено русло и нет четких сливов, что и создает значительную трудность в их прохождении. Хуже всего, когда при прохождении шиверы и порога нет возможности пристать к берегу и сделать обнос. Поэтому здесь особое значение приобретает своевременная разведка местности, и отправляться в путь по порожистым речкам стоит только в том случае, если хорошо знаешь маршрут.
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
![]() Защита от холодаЧетыре стадии защиты организма от холода. Совершая восхождения, штурмуя пещеры или проходя водными маршрутами, человек постоянно находится под ... |
![]() Список одежды для зимнего походаТуристическое снаряжение – это наша парафия. Ваша – это личные вещи, которые безусловно понадобятся в походе. К списку вещей первой необходимости от... |
Летнее снаряжение:
![]() Выбор спального мешкаСпальный мешок – это непременный атрибут, который должен быть у каждого уважающего себя путешественника, туриста, автомобилиста, дачника. Список мож... |
![]() Виды палаток от производетелейПроизводителей палаток в России и в частности в Петербурге очень много. Кроме этого, к нам везут палатки из-за границы. Много говорят о финских , ... |
Рафтинг для смелых:
Соло в компании![]() Войти в то же море Возвращаясь в прошлом году домой, мы уже мечтали снова приехать в Финляндию. Неисследованы берега от Хельсинки до Таммисари,... |
Отчет о водном походе по Сейму и Десне![]() Сейм, Десна (платформа Река Сейм - Макошино) 30.04.2005 - 4.05 |
Жигулевская кругосветка![]() «Жигулевская кругосветка» – один из самых любимых и популярных водных маршрутов в Самарской области и за ее пределами. Хотя этот маршрут совершенно ... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
На велосипеде зимой![]() Впервые эта статья была опубликована в газете Вольный Ветер в конце 2006 года Я думаю, что не сильно ошибусь, сказав, что на велосипеде зимой езд... |
Велопробег МОСКВА – ВИЧУГА![]() Как уже озвучивалось, маршрут был такой: 400 км с тремя контрольными пунктами, примерно через каждую сотню км: Москва - старт, Покров - кп-1,... |
Отчет о велопоходе![]() Подробный маршрут: Светогорск — Imatra — 6-й веломаршрут — Rautjärvi — Parikkala — 14-й веломаршрут — Punkaharju — дорога № 14, Savonlinna —... |