
Современный туризм
Туризм - История развития туризма
- явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен. В истории развития туризма принято выделять четыре этапа:
до начала XIX века - предыстория туризма;
начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;
начало XX века - до Второй мировой войны - зарождение массового социального туризма;
после Второй мировой войны - современный этап - массовый социальный туризм;
Формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туристов. В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки, социальные предпосылки, целевые функции туризма на разных этапах развития. На первом этапе развития туризма основными мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество и лечение. В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия - поклонение святыням христианства и ислама. В эпоху Ренессанса религиозная (составляющая туррадю) ослаблена, при этом укрепились образовательный и познавательный мотивы путешественников. Особенностью путешествий до начала XIX века был примитивизм средств передвижения; путешествие было не самоцелью, а необходимым условием к достижению собственно цели: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло одно качество: они составляли меньшинство, элиту общества.
Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807 г. и паровоза - Стефен-соном в 1814 г., совершенствование почтовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило надежность и скорость передвижения при снижении расходов на путешествие. В середине XIX века появились первые пароходные компании, стоявшие в основе круизного туризма. В течение второго этапа развития туризма в обществе происходят такие процессы, как изменение соотношения рабочего времени и времени для отдыха. В Германии в 1873 г. впервые были введены оплачиваемые отпуска, произошло уменьшение рабочего времени в пользу свободного. Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а также постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. В этот период возникают специализированные средства размещения для обслуживания путешественников. В Германии в 1801 г. в городе Ваден-Ваден открылась первоклассная гостиница «Бадишер Хофф», в Швейцарии в 1812 г. был построен отель «Риги Клестерли», в 1869 г. открылась гостиница «Гранд Отель Швайцерхофф» в городке Интерлакен в центральной Швейцарии. В этот период строились роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов и высшего офицерства. Во второй половине XIX века индустрия туризма расширяет сферу своего производства: к средствам размещения добавляются туристские фирмы, в задачу которых входила организация туристских поездок и реализация их потребителю. Хрестоматийным примером является туристское бюро Т. Кука, созданное в середине XIX века в Великобритании. Первое бюро путешествий в Германии - «Райзебюро Штанген» - было основано в Бреслау в 1863 г. Эта фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и активно продавала морские круизные туры. Начиная с 1862 г. появляются и первые каталоги туристских поездок, что отразило процесс расширения туристского спроса.
Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг. и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем именно в этот период между двумя мировыми войнами появляются ростки массового туризма, расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия.
После Второй мировой войны туризм приобретает действительно массовый социальный характер. Формируется индустрия отдыха со своими институтами продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством. Это период массового строительства гостиниц, мотелей, разного рода увеселительных заведений. Расширяются гостиничные цепи, появляются гостиничные семейства. Наблюдается интенсивный рост как въездного, так и выездного туризма. После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм стал постепенно трансформироваться в массовый дифференцированный туризм. Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотивации туристов, обезличенно-конвейерный характер производимых услуг, дифференцированный туризм отличают разнообразная парадигма потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно, с переходом от рынка производителей к рынку потребителей. Именно в это время зарождаются новые виды туризма, обусловленные индивидуальными неординарными потребностями туристов. Туризм в современном мире проявляется в разных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, те группировки по отдельным однородным признакам, зависящих от определенных практических целей.
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
![]() Сигналы бедствияКаждому туристу полезно знать общепринятые сигналы бедствия, которые помогут ему привлечь внимание к себе в чрезвычайных условиях (например, отстав ... |
![]() Природные методы лечения в походеВ походе турист один на один с природой, вдали от оборудованных больниц. Именно поэтому он обязан знать основы полевой медицины - то есть уметь реша... |
Летнее снаряжение:
![]() Виды палатокКак показывает опыт, палатку можно ставить не везде. Даже если продавцы в магазине говорят вам совершенно противоположное. Для того, чтобы не попаст... |
![]() Типы рюкзаковМягкий рюкзак Так называют рюкзаки, которые не имеют никаких жестких элементов каркаса. По объему это могут быть как очень большие, так и совсем ... |
Рафтинг для смелых:
Паводковые реки подмосковья для начинающих![]() Этот текст посвящен вопросу, на который мне, признаться, уже несколько надоело отвечать: - Куда сводить группу начинающих на паводок на выходные... |
Южный Буг. Исповедь адмирала![]() 18 июня с автовокзала мы стартовали в город Ладыжин. Очень удобно, ходит маршрутка, в которую нам удалось вместиться со всем багажом. Было 4 байды, ... |
Каякинг – спорт для смелых![]() Активные водные виды спорта все больше завоевывают сердца людей во всем мире. И один из наиболее динамично развивающихся видов, в том числе и в ... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Отчет о велопоходе![]() Подробный маршрут: Светогорск — Imatra — 6-й веломаршрут — Rautjärvi — Parikkala — 14-й веломаршрут — Punkaharju — дорога № 14, Savonlinna —... |
Впечатления участника вело десанта![]() Всего четыре дня вело этап и четыре дня вело водный, а впечатлений – выше крыши! Спали некоторые, в том числе и я, поистине в марафонском режиме:... |
Отчет о походе Мега-Трофи-КАРАВАН![]() C 30 апреля по 11 мая 1998 г. велоклуб КАРАВАН провел многодневное Мега-Трофи КАРАВАН по горному Крыму. Что такое Мега-Трофи в клубе КАРАВ... |