Главная - Зимнее снаряжение - Зимний туристический поход в горы


Зимний туристический поход в горы

Туристическое снаряжение - Зимнее снаряжение

зимний туристический поход в горы

Техника передвижения. Движение в походах осуществляется, как правило, по тропам. В горах оно имеет свои особенности. На крутых подъемах длина шага сокращается примерно вдвое. На высоте 2500 м могут начинаться приступы горной болезни — появляются покалывание в висках, головная боль или легкое головокружение, учащается пульс, нарушается координация движений. Здесь нужны короткие промежутки движения (20—25 мин) и длительные (15—20 мин) паузы для отдыха. На подъеме ногу ставят на всю ступню, несколько развернув носки для лучшего сцепления с грунтом.

По склонам крутизной 25—30° поднимаются и спускаются «серпантином». При движении «серпантином» надо следить за тем, чтобы туристы не шли друг под другом, так как возможны срывы камней из-под ног.

Мокрые крутые травянистые склоны представляют собой значительную опасность. Нужно двигаться в отриконенных ботинках или в кошках. Вибрамы плохо держат на мокрой траве и можжевельниках. Для самостраховки используется ледоруб или альпеншток.

На подходах туристам часто приходится организовывать переправы через реки.

Движение по моренам и осыпям. Морены и осыпи — это беспорядочное нагромождение обломков камней, образовавшихся вследствие разрушения скальных пород. Особенно большие морены и осыпи встречаются на Памире, Памиро-Алае и в районе Киргизского Алатау. Переход по ним всегда связан с опасностью. Неосторожное движение может привести к падению или вызвать камнепад. Перед тем как начать движение по морене или осыпи, важно определить степень ее подвижности. Подвижная молодая осыпь или морена имеет более светлый цвет из-за свежих изломов и отсутствия растительности. Неподвижная осыпь более темная, камни покрыты лишайниками и травой.

По морене идут, переступая с камня на камень. Ледоруб держат, как трость. Прежде чем ступить на камень, его следует внимательно осмотреть. По возможности шаги нужно делать небольшие, сохраняя равновесие. Морены, как правило, располагаются несколькими валами. Поэтому, если группа не имеет описания пути их прохождения, следует подняться на доминирующую высоту и осмотреть путь движения через валы, чтобы предотвратить многократный набор и потерю высоты.

По неподвижной крупнокаменной осыпи поднимаются прямо вверх или наискось, как по ступенькам. При большой крутизне движение совершается зигзагами. Ноги ставят на края камней, близкие к склону. Подвижные осыпи следует проходить очень осторожно. Нарушенные камни нужно задерживать до того, как они наберут скорость. Интервал между туристами должен быть сокращен до минимума. Запрещается идти друг под другом. Изменять направление движения можно только “после того, как вся группа компактно соберется на месте поворота. В группе обязательно должны быть назначены наблюдатели, которые постоянно ведут наблюдения за обстановкой и оповещают группу о падении камней. Подниматься лучше по крупной осыпи, спускаться — по мелкой. Мелкие осыпи сползают под ногами и облегчают передвижение.

Движение по ледникам. По ледникам следует двигаться осторожно, по возможности обходя трещины. Как правило, трещин меньше ближе к рантклюфту (боковому краю трещин ледника).

Большую опасность представляют закрытые ледники. Часто под снегом таятся трещины глубиной в десятки метров. По закрытым ледникам следует двигаться в связках. Наиболее мобильна в таких случаях связка из трех человек. Ведущему следует быть предельно внимательным. Между идущими в связке нужно сохранять как можно большее расстояние. Следить за тем, чтобы не двигаться вдоль трещин. Категорически запрещается собираться вместе без предварительного зондирования достаточно обширной площадки направляющим. Первый в связке должен внимательно следить за направлением трещин, в сомнительных местах зондировать снег ледорубом или специальным зондом. Трещины проходить по снежным мостам. Перед прохождением мост следует внимательно осмотреть. Если надежность моста не вызывает сомнения, его проходят в обычном порядке при страховке через ледоруб. Если мост не надежен, его преодолевают по-пластунски с опорой на ледоруб. Двигаться по закрытым ледникам без связок и в одиночку категорически запрещается.

Разбивая бивак на закрытом леднике, следует помнить, что рядом с проверенной площадкой могут быть скрытые трещины. Чтобы избежать случайного падения в трещину, площадку вокруг лагеря огораживают веревкой.

По наклонным участкам открытых ледников передвигаются в кошках. Узкие трещины преодолевают прыжками или переходят по снежным мостам и пробкам. Страховка производится с помощью основной веревки и ледорубов. Возможна страховка крючьями. Выходить на ледник удобнее всего по его языку. Если же ледник круто обрывается к морене, то выход на него следует искать вдоль гребня боковой морены или по рантклюфту.

Вдоль ледника передвигаться лучше по гребню боковой морены или по продольным гребням поверхностных морен. Ледопады безопаснее обходить по боковым моренам, рантклюфтам или склонам долины.

По снежным полям следует двигаться в холодное время суток, когда держит наст. Опору для ступни надо прессовать постепенно, избегая резких толчков. Не нужно стараться удержаться на насте, если он недостаточно крепкий; лучше наст проламывать, а затем вытаптывать под ним ступень. Тело нужно стараться держать вертикально. Двигаться нужно след в след, не сбивая ступеней. Направляющий обязан постоянно следить за окружающей обстановкой и незамедлительно информировать группу о возникновении опасности. На снежные склоны не выходят без ледорубов. Подниматься и спускаться следует по линии падения воды. Нельзя подрезать склон, так как это может вызвать сход лавины. Вверх по крутому склону двигаются в три такта. При траверсах стараются двигаться боком, взяв ледоруб на изготовку. Во время спусков ледоруб держат сбоку штычком назад.

В случае падения турист должен резко перевернуться на живот и задержаться.

По снежному склону крутизной 25—30° двигаются прямо вверх, на более крутых склонах — зигзагами под углом 45°. Ступени выбивают рантом ботинок. Штычок ледоруба упирают в склон на уровне пояса.

Спускаться по снежным склонам при отсутствии лавиноопасности лучше параллельными путями, организуя в случае необходимости страховку друг друга веревкой. В рыхлом снегу идут, не сгибая ноги, друг за другом. В качестве амортизатора используется подминающийся снег. Шаг должен быть умеренным. В твердом снегу на спуске следы выбивают ударом каблука.

На крутых склонах спуск производится в три такта. Идти нужно след в след, сохраняя ступени. Основной вид страховки на снежных и фирновых склонах — страховка через ледоруб. Стоя лицом к склону, турист вытаптывает площадку для стояния. Затем на уровне груди или пояса вгоняет в склон ледоруб. В мягком снегу для ледоруба сначала утаптывается специальная площадка, в середину которой вгоняется древко по самую головку. Овальное древко ледоруба нужно располагать широкой плоскостью в направлении рывка. При страховке на фирновых склонах (плотном снегу) ледоруб молено вгонять только на 2/3 его длины. В некоторых случаях для страховки ледорубом применяют специальные тросики. Такие же тросики применяются для страховки с помощью лавинной лопаты.

Для организации страховки на спусках используют снежные крюки.

Проходя снежный склон, всегда следует помнить об опасности схода лавин.

Движение по ледовым склонам. Основу техники передвижения по льду составляют ходьба и лазание на кошках, а также вырубание ступеней.

На склонах крутизной до 30° можно подниматься прямо вверх. Ноги при этом ставятся «елочкой». При крутизне до 40° поднимаются зигзагами. Кошка ставится на лед с легким ударом.

Склоны крутизной более 40° преодолеваются на передних зубьях кошки.

Подъем производится с опорой о склон клювом и штыком ледоруба. На передних зубьях можно преодолевать склоны крутизной до 60°. На сложных склонах иногда необходимо вырубание ступеней, что требует от туристов большой затраты времени и сил. Расстояние между ступенями должно соответствовать длине шага самого низкорослого участника, а размер ступени — размеру самого большого ботинка. Ступени вырубают несильными частыми ударами, сначала подрубая склон горизонтально, а затем вертикальными ударами скалывая подрубленный лед. Ступень делается с небольшим наклоном от склона.

На склонах крутизной до 50° ступени вырубают в открытой стойке. С каждой позиции вырубают две ступени. Расстояние между ступенями по вертикали — 15—20 см, между каждой парой — 35—40 см. Общее направление линии ступеней к линии падения воды — 45°. При движении зигзагами для поворота вырубается одна большая ступень.

На склонах крутизной более 50° ступени вырубают в закрытой стойке и полуторной длины. Движение производится приставными шагами. На спусках рубятся ступени двойной длины, но в путешествиях это применяется крайне редко.

Движение по скалам. При хорошем знании особенностей скального рельефа, умении правильно организовать страховку и достаточной тренированности туристов двигаться по скалам можно достаточно быстро; кроме того, этот путь гораздо надежнее, чем по льду или снегу. Перед началом движения необходимо: 1) хорошо просмотреть путь; 2) перед тем как нагрузить зацеп, предварительно опробовать его на прочность; 3) учесть, что внизу скалы кажутся меньшими и более пологими.

Во время движения: 1) всегда соблюдать правило трех точек опоры; 2) двигаться за счет усилия ног, избегая подтягивания на руках (основной работой рук является захват опор); 3) лазание осуществлять плавно, без рывков; 4) каждую опору использовать несколько раз; 5) действовать спокойно и осмотрительно; 6) помнить о том, что движение по ребрам скал наиболее безопасно; 7) избегать движения по кулуарам.

Спускаться по некрутым скалам нужно спиной к склону, чтобы видеть путь; по крутым скалам — лицом к склону. Основное положение тела — вертикальное, путь движения — кратчайший. Передвигаться по скалам рекомендуется в вибрамах (отриконенные ботинки держат хуже).

До выезда в горы тренировке передвижения по скалам следует уделить особое внимание. Часто туристы испытывают перед скалами страх. На тренировках высоту следует набирать постепенно, добавляя на каждом занятии по 5— 10 м, активно используя при этом горизонтальное лазание на высоте. Полезно проводить регулярные занятия на специальном снаряде для тренировки вестибулярного аппарата; снаряд может заменить натянутая между двумя деревьями основная альпинистская веревка. Многократные подъемы и спуски по скальным стенам на тренировках — залог безаварийного прохождения скальных маршрутов в горах.

Особенности питания. К выбору продуктов следует отнестись особенно тщательно, так как в пути нередко приходится главным образом надеяться на запасы продовольствия.

Желательно приготовление горячих блюд в автоклавном режиме под давлением 0,25—0,3 атм (24,52—29,42 кПа). Применение автоклава, кроме ускорения варки пищи и экономии бензина, позволяет, например, после ужина приготовить пищу на утро. Оставив автоклав под давлением и завернув его в пуховку, вы утром будете иметь теплую пищу, что очень существенно при раннем выходе.

Каждому участнику похода в условиях высокогорья ежедневно требуется 300 мг витамина Си 10 мг витамина В,. Богаты витамином С лук репчатый, сушеный шиповник, томатная паста. Витамин В, есть в мясе, гречневой крупе и сухарях.

Очень важно в походе соблюдение водно-солевого режима. Из-за большой физической нагрузки, солнечной радиации и разреженной атмосферы человек за день теряет очень много влаги (до 5 л), которую надо восполнить. Лучше всего утром, днем и вечером пить чай. Он содержит витамины и необходимые минеральные соли, прекрасно утоляет жажду. Днем в жару хорош зеленый чай, но при тяжелой работе на высоте лучше иметь с собой флягу с обычным чаем — можно будет пить его на малых привалах.

Режим питания группы следует организовать таким образом, чтобы каждые два перехода можно было перекусить (сухофрукты, витамины, конфеты, глюкоза, томатный сок, орехи). Горячая пища необходима три раза в день, считая дневное чаепитие.

При длительном пребывании на высоте иногда пропадает аппетит, видоизменяются вкусовые ощущения, поэтому разнообразьте блюда добавлением специй (перец, горчица, лавровый лист), острыми приправами (томат-паста, лютеница, аджика), повышающими вкусовые качества пищи. Используйте также лимонную и аскорбиновую кислоты, фруктовые экстракты, томатный сок, лук.

Для быстрого восстановления сил после большой физической нагрузки раздайте участникам похода глюкозу, сахар, шоколад. Снимают усталость также крепкий чай с сахаром, бульон, приготовленный из кубиков.

В последние годы для питания в походе все чаще используют сублимированные продукты; таким образом туристы пополняют свой рацион творогом, картофелем, клубникой.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Виды лыж

Лыжи делятся на несколько групп. 1. По целевой аудитории Выбирая лыжи, нужно, прежде всего, исходить из того, для какой цели вы их приобретаете....

News image

Как выбрать горнолыжное снаряжение

Горнолыжного снаряжения сейчас очень много разного и везде. Казалось бы, подобная ситуация должна радовать всех горнолыжников. Вот заходишь ты в маг...

Летнее снаряжение:

News image

Виды рюкзаков

Ткань От прочности ткани во многом зависит долговечность рюкзака (немаловажны также швы и конструкционные особенности, но об этом чуть позже). ...

News image

Выбор палатки: допрос с пристрастием

Итак, мы разобрались с количеством мест, тамбурами и конструкцией палаток. Это позволит нам сделать осознанный выбор той или иной палатки. Но это ещ...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

«Особенности национального экотуризма»

News image

Природа юга Камчатки исключительно ранима, поэтому экотуризм – наиболее подходящий вид путешествий для тех, кто стремится познак...

Маршрут Тропа отшельника Армения, Иджеван, Енокаван

News image

Уникальный маршрут, где достопримечательности и архитектурные памятники Армении ожесточенно соперничают с красотой природы и нас...

Трофейные качества животных

News image

Добыть по настоящему трофейное животное очень сложно. В разных районах Киргизии размер рогов различный, также отличается и фор...

Пеший маршрут Заповедными тропами Крыма

News image

Дорога в Крым Шляпа… настоящая австралийская шляпа, вот с чего начался для меня первый пеший поход в Крым. Эту шляпу я ув...

Зимние походы:

Избушка на горе Дальний Таганай

News image

Лес вокруг изменился до неузнаваемости: ели попадались все чаще невысокие, склоненные ветром и покрытые толстым снежным панцирем...

Евгений Чучин: рассказы о походах

News image

Среди  людей,  общающихся  с  природой  в свободное время,можно выделить слелующие типы:  1)  Туристы.  Люди  чрезвычайножад...

Зимний поход в Карпаты

News image

это очень похоже на наш Новогодный вариант Возникла идея написать отчет о горном зимнем походе по Украинским Карпатам, чтобы бы...

Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни

News image

Попадая в Африку, многие начинают сразу валять дурака. Выражаясь более мягко – впадают в детство..

Горные походы:

Пеший поход в горы

News image

Примечание. Все географические несовпадения случайны. День первый. Согласно заявленному плану, 10 мая в 9 утра Караван ...

О не случайности случайностей

News image

Сейчас, собираясь в дорогу, я уже точно знаю, что, если бы всё происходило так, как запланировал, то и не стоило бы выходить из ...

Зимний поход в Хибины

News image

ВЕЛИЧИЕ МАЛЕНЬКИХ ГОР Несколько месяцев, начиная с ноября прошлого года, в Ленинском клубе туристов Москвы по вторникам соб...

У каждого своя Победа

News image

Часть 1: Вводная После успешного опыта на Ленина и Корженевской следующим логичным шагом было бы посещение Иныльчека, что я и...

Велопоходы:

Отчет о велопоходе

News image

Подробный маршрут: Светогорск — Imatra — 6-й веломаршрут — Rautjärvi — Parikkala — 14-й веломаршрут — Punkaharju — дорог...

SARDEGNA BELLA

News image

Сардиния действительно красива. Она похожа и не похожа на другие средиземноморские курорты. Похожесть – очевидна. Необыкновенног...

Возрожденный Арал

News image

Активная часть маршрута: с 3 по 12 октября 2006 (десять ходовых дней) Преодоленное расстояние: 501,5 км (асфальта не более 40 к...

Велопробег МОСКВА – ВИЧУГА

News image

Как уже озвучивалось, маршрут был такой: 400 км с тремя контрольными пунктами, примерно через каждую сотню км: Москва - ста...

Рафтинг для смелых:

Южный Буг. Исповедь адмирала

News image

18 июня с автовокзала мы стартовали в город Ладыжин. Очень удобно, ходит маршрутка, в которую нам удалось вместиться со всем багажом. Было 4 байды, ...

В августе на Байкале

News image

В нашем очередном походе на Байкал 2006 г. пришлось там немного поштормовать (ходили вдвоем с Натальей, одним судном). Собственно, вся история – спл...

Вода, вода, кругом вода…

News image

Чем ближе лето, тем популярнее в корпоративной среде становятся так называемые «инсентив-туры». Культурный отдых с элементами риска, соревнований и ...

Велопоходы:

Как я ездил в однодневный поход с ночевкой с Экскурсион-кар

News image

Однажды рано утром (то есть еще до 12) у меня все началось хорошо: в воскресенье не на шутку распогодилось и сравнительно небольшая компания разнома...

“Здесь вам не равнина, здесь климат иной”

News image

24 августа –финал подъема - пер.Тонг (4023 м) - спуск с перевала, обход снежников, возвращение на серпантин - спуск к с.Туура-Суу - по асфальтовой т...

Отчет о велопоходе

News image

Подробный маршрут: Светогорск — Imatra — 6-й веломаршрут — Rautjärvi — Parikkala — 14-й веломаршрут — Punkaharju — дорога № 14, Savonlinna —...

Авторизация