Главная - Туризм - Туризм виды - Школьный туризм


Школьный туризм

Туризм - Туризм виды

школьный туризм

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - Без странствований не создается ни одна индивидуальность .

Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.

6. Независимо от подхода к туризму администрации и учителей в школе всегда есть некоторое количество детей, которые в потенциале имеют особый, повышенный интерес к туризму, для которых он при определенных условиях может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их досугового времени. Школа не должна оставить без внимания и этих детей, она должна удовлетворить их особый интерес к туризму - создать для них кружки, секции, клубы юных путешественников.

Таким образом, в школе фактически должно быть ДВА туризма: один как обязательный для всех классов ( классный туризм ), но минимальный по объему, другой - для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, - как занятия в кружках по интересам ( кружковый туризм ). Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм.

Четкое понимание бифуркации (разделения на две равноценные части, вида, направления) туризма в школе необходимо работникам школ, внешкольных учреждений, управленческих структур, так как только при этом возможно целесообразное, педагогически грамотное применение различных форм и норм туризма к разным контингентам детей. Непонимание бифуркации туризма нанесет ущерб делу.

О СОДЕРЖАНИИ И ФОРМАХ ТУРИЗМА В ШКОЛЕ

Понятие школьный туризм идентично получившему распространение выражению туристско-краеведческая работа в школе (ТКР).

Туризм, как все на свете, требует труда (так же как, например, чтобы скатиться на санках с горы, надо их тащить туда). Следовательно, и у туризма есть две стороны - ПРОИЗВОДСТВО и ПОТРЕБЛЕНИЕ .

Потребительским содержанием туризма является все то, что он дает (может дать) человеку - тот ожидаемый результат, ради которого человек вступает на туристскую тропу.

Эту потребительскую корзину туризма составляют:
а) радостные переживания (эмоциональность);
б) любопытная, полезная информация (познавательность);
в) укрепление здоровья,
г) физическое развитие;
д) яркие впечатления (восприятие);
е) разного рода полезные умения, навыки.

Повторю: педагогика, школа, учитель должны подходить к потребительским свойствам туризма диалектически - брать в свой арсенал весь комплекс их и делать дело с учетом постепенного развития, углубления интересов детей, не навязывая им свое понимание потребительских свойств туризма.

ПРОИЗВОДСТВО туризма - это вся та многообразная работа, которую должен сделать человек, чтобы получить удовольствие от туризма.

Производство для туриста не цель, а лишь средство, то есть как бы нежелательная часть предприятия. И тут потенциальным туристам на помощь приходит коммерческая туристская сфера, которая берет на себя заботы по производству - так называемый плановый туризм. За соответствующую плату он обеспечивает все, что нужно. Однако само производство туризма обладает огромным педагогическим потенциалом. Поэтому для школы производство туризма не менее значимо, чем потребление . Поэтому плановый туризм для школы значительно менее целесообразен, чем туризм самодеятельный.

Помимо потребительского, школьный туризм имеет и педагогическое содержание. Оно заключается в его свойствах, дающих в руки учителя инструмент разностороннего воздействия на воспитанников.

Сюда, кроме содержимого упомянутой корзины , во-первых, отнесем совершенно уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого воспитанника, которые дает туризм. К походе, как на рентгене, ребенок виден насквозь, вся его жизнь там - быт, труд, преодоление трудностей и лишений, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность - все раскрывается до дна в живом общении. В обычной школьной жизни таких возможностей никогда не возникает. А доскональное знание воспитателем своих подопечных - непременное условие хорошей работы.

Во-вторых, туризм - отличная форма реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, книжных знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.

И в-третьих, если школа полномасштабно использует не только потребление , но и производство туризма, то она получает возможность построить педагогический процесс на самой эффективной методике - коллективной творческой деятельности.

Повторю: это возможно лишь при условии приоритета самодеятельного туризма по отношению к плановому. Содержание ТКР в школе будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся эта работа построена на самоорганизации, то есть когда дети потребляют то, что сами производят.

Туристская работа (занятия туризмом) очень многообразна по формам: походы в разных видах туризма (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, местные и дальние, пешие и транспортные экскурсии, занятия в кружках, секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные виды туристских соревнований, семинары, конкурсы, конференции, выставки, праздники (вечера), турлагеря, музеи...

В использовании форм ТКР отражается бифуркация туризма в школе: отдельные формы (например, занятия в кружках, участие в категорийных походах и пр.) используются только для больших любителей туризма, а другие формы (с соблюдением определенных норм) пригодны для классного туризма (например, одно-двухдневные походы, простейшие соревнования, семинары, местные экскурсии и т.п.).

Однако доминантой среди форм ТКР в школе является ТУРИСТСКИЙ ПОХОД, так как только походы в их собственном разнообразии видов обладают наиболее широким набором потребительских свойств и с педагогической точки зрения являются наиболее комплексным средством воспитательного воздействия. Только в этой форме ТКР наиболее полно реализуется то, что может извлечь из нее и школьник и педагог.

Обязательной чертой всякого туристского похода является перемещение человека (группы) активным способом, то есть с помощью своей мускульной силы. Поход - ключевая форма ТКР. Без походов нет туризма в школе, и ничто другое не может служить их заменой.

Многие практики понятие школьный туризм ограничивают единственным смыслом - изучением края (краеведением, родиноведением), то есть познавательностью. Краеведческую работу считают главным содержанием туризма (для кого?). Такой подход обедняет воспитательную роль туристского похода - доминантной формы всей работы по туризму - и нередко отталкивает детей от походов, так как у них, как правило, совсем иная мотивация занятия туризмом. Изучать им претит. Им это надоедает на уроках.

Ходовой словесный 'бином - туристско-краеведческая - вовсе не означает, что его два слагаемых одно без другого теряют лицо , не могут существовать каждое по отдельности. Нет. Виды деятельности, характеризуемые этими двумя прилагательными, вполне самостоятельны, а объединяются в общее понятие (туристско-краеведческая работа) просто потому, что когда-то кому-то представился возможным туризм с закрытыми глазами . А точнее сказать - потребовалось, как выразился один московский образованец , соединить приятное с полезным (видимо, считая, что туризм - занятие малополезное, а краеведение - малоприятное). И вот их сочетают в браке : исходя из приоритета знаний, решено было (хотя бы терминологически) присоединить ходовой товар (туризм) к товару , не пользующемуся у школьников повышенным спросом, то есть дать краеведение в нагрузку туризму.

В решении вопроса о содержании туристских походов надо исходить из интересов детей, а мы идем от мнения педагогических теть и дядь , которые лучше знают, что нужно детям.

В упомянутом терминологическом тандеме получила отражение идеология нашей системы образования. Но этот тандем не безобиден с точки зрения воспитания. С давних пор Система ведет гонение на туризм: если проводился поход но местам революционной, боевой и трудовой славы, то он признавался делом хорошим и нужным. Если же молодежь просто шла в поход в горы, в тайгу, то такой туризм оскорбляли прилагательным ''голый , называли его пустой шагистикой и т.п.

Система не видела иного смысла в туризме, кроме его краеведческого наполнения. А результат - отторжение некоторой части школьников от хорошего дела, занятия по интересу.

Когда краеведение ставится по главу угла туристского похода (становится его целью, заданием), тогда строгое прохождение заявленного маршрута с его собственным содержанием - протяженностью, набором естественных препятствий, автономностью жизнеобеспечения и т.п. - ставится в подчиненное положение, перестает быть обязательным, теряет приоритетность. Часто во имя Главной Цели - выполнения краеведческого задания - происходят многочисленные нарушения: сокращения маршрута, отклонения от намеченной нитки, подъезды на попутном транспорте там, где планировалось передвигаться активным способом, обходы препятствий и т.п. То есть поход перестает быть таковым, но его Главная Цель оказывается достигнутой.

Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Справедлив афоризм: Туризм - это краеведение, но краеведение - это не туризм .

Для организованного, культурного туризма прохождение намеченного маршрута является приоритетным. А для краеведения маршрут и способ передвижения не самоценны.

Вполне правомерно говорить и о бифуркации краеведения в школе: простые визуальные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет и серьезное, глубокое краеведение без связи с туризмом. Нет необходимости настоящее краеведение обязательно увязывать со спортивными нормами походов; трудно втиснуть серьезную поисковую, научно-исследовательскую работу в строгие рамки спортивного похода. Часто от этого проигрывают и познавательность и спортивность, а главное - страдают дети от перегрузок.





Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Дополнительное снаряжение для лыжных походов

Всегда берите с собой налобный фонарик! Зимний день короток, а искать дорогу домой в полной темноте - довольно-таки экстремальное развлечение. Удобн...

News image

Зимнее туристическое снаряжение для активных туров

Этот список снаряжения является результатом многих и многих походов, и придерживаться его очень желательно. Если вы планируете не брать какие-либо и...

Летнее снаряжение:

News image

Области применения рюкзаков

Экспедиционные Так принято называть рюкзаки объемом свыше 80 литров, предназначенные для длительных путешествий и самого жесткого использования. ...

News image

Из чего делают палатки

«…материал тента полиэстер PU 185 T RipStop».. для непосвященных это выглядит китайской грамотой, но в этой фразе указана очень важная информация, п...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Плато Путорана: рыболовный рай

News image

Рыбацкий восторг - щука на 12 кг, таймень на 10 кг! Водопад на притоке Тымерокана «Все перекаты, да – перекаты…» - кто...

Маршруты за пределами Юго-Восточной Азии

News image

Программа Тайного Меридиана по Южной Америке остается по-прежнему относительно недорогой. Главная часть этой программы проходит ...

Конный тур по озерам Марийского края

News image

Первый день 2 августа Поезд № 54 Москва – Чебоксары прибыл в г. Чебоксары (г. Шупашкар – 534 года) в 8.00

Мажойский каскад май 2008. Порог Малыш поглотит Чибитск

News image

. Уже не первый год наша команда водников из Новосибирска и группы поддержки дружно выезжает в Горный Алтай на майские праздн...

Зимние походы:

Отчет о походе по Карпатам в феврале

News image

В феврале 2006 года мы решили в который раз слиться с природой. В качестве полигона были выбраны зимние Карпаты. Зимний поход эт...

Отчет о 15-дневном конном походе к высокогорному озеру

News image

УЙМЕНЬ - ЭТО СИЛА!!! И странно и чудно - везде по всему краю хвалят Русский Алтай. И горы-то прекрасны, и недра-то м...

Смотритель дома на горе

News image

На южном Урале, на горе Дальний Таганай, среди метелей и туманов стоит дом — старая метеостанция. От Златоуста до неё километров...

Новый Год в Саянах

News image

Идея похода заключалась в том чтобы встретить новый год в Саянах, желательно на Шумаке, на минеральных источниках. Не все смогли...

Горные походы:

Пикник на обочине

News image

“Целью похода была самая высокая точка хребта Яблоновый, что в Читинской области, – гора Кусотка (Косотуй) 1678 м.”..

Подход в первый лагерь на леднике Звездочка

News image

За словом — дело, и вот, пообедав, мы втроем выходим на Звездочку. Ради интереса включаю GPS, хотя тропа более-менее видна, а с ...

Как мы прошли перевал Моминг

News image

Из фотоматериалов и карты видно, что прохождение ледопада не обязательно, если под взлет Ци-Це спуститься с северного плеча Цина...

Лыжный марафон Финская лыжня

News image

Л.Л.: Желание попасть в Финляндию на знаменитый лыжный марафон появилось у меня еще года два назад, когда мне, человеку далекому...

Велопоходы:

Израиль на велосипеде

News image

Жгучее желание проехать по югу Израиля на велосипеде возникло у меня при первом посещении етой замечательной страны. Так уж вышл...

Велопоход

News image

Вторник 22.07 103.5 км (грунтовка) Дорога от Першлахты до Филлиповского была очень изматывающая. Сплошные подъемы и спуски...

Караван-Онего

News image

В 2002 году избранный состав КАРАВАНа успешно по частям возвратился из велопохода вокруг Онежского озера. Отрадно отметить, ч...

Восточнее Костомукши и Сортавалы

News image

Ночью было тепло, одежда, взятая из рюкзака, не понадобилась. Просыпаюсь в 7.30 — идёт дождь. Коротаю время за утренним чаепитие...

Рафтинг для смелых:

Рафтинг в Якутии

News image

Якутия богатейший край, источник неисчерпаемых природных богатств. И одним из главнейших ресурсов региона являются, конечно же, местные реки: знамен...

Отчет о парусно-туристическом походе по БАЛТИЙСКОМУ морю НА КАТАМАРАНАХ «Ветер» и «Мечтатель» ПО МАР

News image

Составил Бойков Алексей, капитан катамарана М388 МЕЧТАТЕЛЬ (frecap@mail.ru). в тесном соавторстве с Веселухой Галиной. ЭкипажИ Катамаран «М...

Отчет о водном походе по р. Курга, Рова, Иоканга

News image

Маршрут Ст. Оленегорск - Ревда - Ловозеро - Семерка - оз. Ловозеро - р. Курга - оз

Велопоходы:

По верхушкам Тянь-Шаньских елей

News image

22 августа – г.Нарын (2052 м) - Таш-Башат - Эки-Нарын - Орюк-Там - р.Кара-Саз (до 2700 м) С утра выехали не рано. Диме надо было привести орга...

Велопоход по ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ

News image

Инта – р. Кожим - р. Балбанью – оз. Б

Рассказ о семейном авто-вело-путешествии Петербург-Хельсинки

News image

Велосипедная часть - Стокгольм-Осло, 750 км). 2001 год. Пролог или Как всё начиналось Мысль прокатиться на велосипедах по Скандинавии пришла м...

Авторизация