Главная - Туризм - Туризм виды - Школьный туризм


Школьный туризм

Туризм - Туризм виды

школьный туризм

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - Без странствований не создается ни одна индивидуальность .

Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.

6. Независимо от подхода к туризму администрации и учителей в школе всегда есть некоторое количество детей, которые в потенциале имеют особый, повышенный интерес к туризму, для которых он при определенных условиях может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их досугового времени. Школа не должна оставить без внимания и этих детей, она должна удовлетворить их особый интерес к туризму - создать для них кружки, секции, клубы юных путешественников.

Таким образом, в школе фактически должно быть ДВА туризма: один как обязательный для всех классов ( классный туризм ), но минимальный по объему, другой - для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, - как занятия в кружках по интересам ( кружковый туризм ). Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм.

Четкое понимание бифуркации (разделения на две равноценные части, вида, направления) туризма в школе необходимо работникам школ, внешкольных учреждений, управленческих структур, так как только при этом возможно целесообразное, педагогически грамотное применение различных форм и норм туризма к разным контингентам детей. Непонимание бифуркации туризма нанесет ущерб делу.

О СОДЕРЖАНИИ И ФОРМАХ ТУРИЗМА В ШКОЛЕ

Понятие школьный туризм идентично получившему распространение выражению туристско-краеведческая работа в школе (ТКР).

Туризм, как все на свете, требует труда (так же как, например, чтобы скатиться на санках с горы, надо их тащить туда). Следовательно, и у туризма есть две стороны - ПРОИЗВОДСТВО и ПОТРЕБЛЕНИЕ .

Потребительским содержанием туризма является все то, что он дает (может дать) человеку - тот ожидаемый результат, ради которого человек вступает на туристскую тропу.

Эту потребительскую корзину туризма составляют:
а) радостные переживания (эмоциональность);
б) любопытная, полезная информация (познавательность);
в) укрепление здоровья,
г) физическое развитие;
д) яркие впечатления (восприятие);
е) разного рода полезные умения, навыки.

Повторю: педагогика, школа, учитель должны подходить к потребительским свойствам туризма диалектически - брать в свой арсенал весь комплекс их и делать дело с учетом постепенного развития, углубления интересов детей, не навязывая им свое понимание потребительских свойств туризма.

ПРОИЗВОДСТВО туризма - это вся та многообразная работа, которую должен сделать человек, чтобы получить удовольствие от туризма.

Производство для туриста не цель, а лишь средство, то есть как бы нежелательная часть предприятия. И тут потенциальным туристам на помощь приходит коммерческая туристская сфера, которая берет на себя заботы по производству - так называемый плановый туризм. За соответствующую плату он обеспечивает все, что нужно. Однако само производство туризма обладает огромным педагогическим потенциалом. Поэтому для школы производство туризма не менее значимо, чем потребление . Поэтому плановый туризм для школы значительно менее целесообразен, чем туризм самодеятельный.

Помимо потребительского, школьный туризм имеет и педагогическое содержание. Оно заключается в его свойствах, дающих в руки учителя инструмент разностороннего воздействия на воспитанников.

Сюда, кроме содержимого упомянутой корзины , во-первых, отнесем совершенно уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого воспитанника, которые дает туризм. К походе, как на рентгене, ребенок виден насквозь, вся его жизнь там - быт, труд, преодоление трудностей и лишений, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность - все раскрывается до дна в живом общении. В обычной школьной жизни таких возможностей никогда не возникает. А доскональное знание воспитателем своих подопечных - непременное условие хорошей работы.

Во-вторых, туризм - отличная форма реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, книжных знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.

И в-третьих, если школа полномасштабно использует не только потребление , но и производство туризма, то она получает возможность построить педагогический процесс на самой эффективной методике - коллективной творческой деятельности.

Повторю: это возможно лишь при условии приоритета самодеятельного туризма по отношению к плановому. Содержание ТКР в школе будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся эта работа построена на самоорганизации, то есть когда дети потребляют то, что сами производят.

Туристская работа (занятия туризмом) очень многообразна по формам: походы в разных видах туризма (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, местные и дальние, пешие и транспортные экскурсии, занятия в кружках, секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные виды туристских соревнований, семинары, конкурсы, конференции, выставки, праздники (вечера), турлагеря, музеи...

В использовании форм ТКР отражается бифуркация туризма в школе: отдельные формы (например, занятия в кружках, участие в категорийных походах и пр.) используются только для больших любителей туризма, а другие формы (с соблюдением определенных норм) пригодны для классного туризма (например, одно-двухдневные походы, простейшие соревнования, семинары, местные экскурсии и т.п.).

Однако доминантой среди форм ТКР в школе является ТУРИСТСКИЙ ПОХОД, так как только походы в их собственном разнообразии видов обладают наиболее широким набором потребительских свойств и с педагогической точки зрения являются наиболее комплексным средством воспитательного воздействия. Только в этой форме ТКР наиболее полно реализуется то, что может извлечь из нее и школьник и педагог.

Обязательной чертой всякого туристского похода является перемещение человека (группы) активным способом, то есть с помощью своей мускульной силы. Поход - ключевая форма ТКР. Без походов нет туризма в школе, и ничто другое не может служить их заменой.

Многие практики понятие школьный туризм ограничивают единственным смыслом - изучением края (краеведением, родиноведением), то есть познавательностью. Краеведческую работу считают главным содержанием туризма (для кого?). Такой подход обедняет воспитательную роль туристского похода - доминантной формы всей работы по туризму - и нередко отталкивает детей от походов, так как у них, как правило, совсем иная мотивация занятия туризмом. Изучать им претит. Им это надоедает на уроках.

Ходовой словесный 'бином - туристско-краеведческая - вовсе не означает, что его два слагаемых одно без другого теряют лицо , не могут существовать каждое по отдельности. Нет. Виды деятельности, характеризуемые этими двумя прилагательными, вполне самостоятельны, а объединяются в общее понятие (туристско-краеведческая работа) просто потому, что когда-то кому-то представился возможным туризм с закрытыми глазами . А точнее сказать - потребовалось, как выразился один московский образованец , соединить приятное с полезным (видимо, считая, что туризм - занятие малополезное, а краеведение - малоприятное). И вот их сочетают в браке : исходя из приоритета знаний, решено было (хотя бы терминологически) присоединить ходовой товар (туризм) к товару , не пользующемуся у школьников повышенным спросом, то есть дать краеведение в нагрузку туризму.

В решении вопроса о содержании туристских походов надо исходить из интересов детей, а мы идем от мнения педагогических теть и дядь , которые лучше знают, что нужно детям.

В упомянутом терминологическом тандеме получила отражение идеология нашей системы образования. Но этот тандем не безобиден с точки зрения воспитания. С давних пор Система ведет гонение на туризм: если проводился поход но местам революционной, боевой и трудовой славы, то он признавался делом хорошим и нужным. Если же молодежь просто шла в поход в горы, в тайгу, то такой туризм оскорбляли прилагательным ''голый , называли его пустой шагистикой и т.п.

Система не видела иного смысла в туризме, кроме его краеведческого наполнения. А результат - отторжение некоторой части школьников от хорошего дела, занятия по интересу.

Когда краеведение ставится по главу угла туристского похода (становится его целью, заданием), тогда строгое прохождение заявленного маршрута с его собственным содержанием - протяженностью, набором естественных препятствий, автономностью жизнеобеспечения и т.п. - ставится в подчиненное положение, перестает быть обязательным, теряет приоритетность. Часто во имя Главной Цели - выполнения краеведческого задания - происходят многочисленные нарушения: сокращения маршрута, отклонения от намеченной нитки, подъезды на попутном транспорте там, где планировалось передвигаться активным способом, обходы препятствий и т.п. То есть поход перестает быть таковым, но его Главная Цель оказывается достигнутой.

Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Справедлив афоризм: Туризм - это краеведение, но краеведение - это не туризм .

Для организованного, культурного туризма прохождение намеченного маршрута является приоритетным. А для краеведения маршрут и способ передвижения не самоценны.

Вполне правомерно говорить и о бифуркации краеведения в школе: простые визуальные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет и серьезное, глубокое краеведение без связи с туризмом. Нет необходимости настоящее краеведение обязательно увязывать со спортивными нормами походов; трудно втиснуть серьезную поисковую, научно-исследовательскую работу в строгие рамки спортивного похода. Часто от этого проигрывают и познавательность и спортивность, а главное - страдают дети от перегрузок.





Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Подготовка и хранение лыж

Прежде чем впервые встать на новые лыжи, их надо подготовить, причём подготовка несколько отличается для пластиковых и деревянных лыж. Деревянные...

News image

Особенности туристических путешествий в горах

К этому виду туристских путешествий относятся те, которые проводятся в районах альпийских гор. Альпийскими горами называются молодые высокие горы...

Летнее снаряжение:

News image

Выбор палатки для похода

Сейчас всё более популярным становится такое времяпровождение, как походы. С друзьями или с семьёй, с экспедициями или на пикник… Но в любом случа...

News image

Виды рюкзаков

Ткань От прочности ткани во многом зависит долговечность рюкзака (немаловажны также швы и конструкционные особенности, но об этом чуть позже). ...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Река Мрассу

News image

Семеро смелых не считая лодок или 12 дней вниз по реке Что Вы знаете о Горной Шории? Это территория, расположенная на юге ...

Зачем мы едем в джунгли

News image

сидячий образ жизни... независимо от родства и систематического положения приводит к формированию сходных черт строения – тело п...

Путешествие в Узбекистан

News image

В Узбекистан хотелось давно, но в Новосибирске турами в Среднюю Азию не занимаются, так как считают что это не безопасно. Че...

Ладога

News image

Походец по северо-восточному и северному берегам Ладожского озера Федор Ельцов

Зимние походы:

Экстрим выходной на Чатыр-Даге, Крым или День Св. Вале

News image

После огромных положительных впечатлений от первого в своей жизни зимнего похода на Говерлу, я не раздумывая подала заявку в ...

Алтай или я снова хочу в прекрасную Азию

News image

Рассказ о том, как это все происходило глазами организатора. Встреча с Алтаем всегда как-то оттягивалась, по разным причинам,...

Зимний пеший поход на о. Большой Уссурийский

News image

Выдалась у меня вчера днем пара свободных часов и я решил, что схожу-ка я на остров Большой Уссурийский. Тем более из моего окна...

Новый Год в Саянах

News image

Идея похода заключалась в том чтобы встретить новый год в Саянах, желательно на Шумаке, на минеральных источниках. Не все смогли...

Горные походы:

Пеший поход в горы

News image

Примечание. Все географические несовпадения случайны. День первый. Согласно заявленному плану, 10 мая в 9 утра Караван ...

Лыжный поход

News image

Старт: примерно 8:08 Финиш: около 18:27 Общее время в пути: 10 часов 19 минут Внимание: в тексте возможен мат! (Отредакти...

Как мы покоряли Альпы

News image

Участники - Воликов Константин, Гоголинский Кирилл, Перегудов Дмитрий АК МИФИ. Все решения принимали единогласно, никто никем не...

Самый, самый, самый

News image

Есть такой перевал. Говорят он самый красивый, по крайней мере, в Альпах. Его можно увидеть на обложках горных путеводителей и о...

Велопоходы:

Savonlinna

News image

Савонлинна — достаточное основание для того, чтобы планировать маршрут именно под посещение этого места Просыпаюсь в 06.00 —...

Велопоход

News image

А я гуляю в лесах и заряжаю у реки аккумулятор. Ночью немного мешали комары, но я, с головой закутавшись в спальник, полиэтил...

Kerimäki — идём на восток!

News image

При разработке маршрута своего первого в жизни велопохода, для меня немаловажную роль играла простота схода с маршрута и эвакуац...

Заметки вело байкера

News image

В 2001 году официальное закрытие сезона пришлось на воскресенье 14 октября. Погода слегка подкачала: ночью был небольшой минус,...

Рафтинг для смелых:

Отчет о водном туристском походе 2 категории сложности (с элементами 5) по рекам Казыр, Томь (Кузнец

News image

Руководитель группы Карташев Я.Ю. Авторы отчета: Карташев Ярослав, Филимонов Григорий. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и...

Апрельские покатушки на Вуоксе

News image

Отчет о поездке Наша команда в составе компании «Адвентурс» и их друзей долго ломала голову, куда бы отправиться на выходные потренироваться пе...

Акватрофи-КАРАВАН по р. Угре и р. Жиздре

News image

С 1 мая по 9 мая 1998 г. в велоклубе Караван состоялся первый многодневный поход Акватрофи-КАРАВАН по Подмосковью. Маршрут состоял из двух сп...

Велопоходы:

Нарынская полупустыня

News image

самый длинный и жаркий день 21 августа - спуск по ущелью р.Куртка - мост через р.Нарын (1638 м) - Ак-Тал - мини-перевал (2085 м) - г.Нарын, го...

Kerimäki — идём на восток!

News image

При разработке маршрута своего первого в жизни велопохода, для меня немаловажную роль играла простота схода с маршрута и эвакуации. Именно поэтому я...

Тянь-Шань – Киргизия

News image

Маршрут: Сосновка - пер.Тео-Ашуу по старой дороге (3590 м) - пер.Ала-Бель (3176 м)-Токтогул - Торкент - пер.Тудзу-Суу (2000 м) - пер

Авторизация