Главная - Туризм - Туризм виды - Школьный туризм


Школьный туризм

Туризм - Туризм виды

школьный туризм

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - Без странствований не создается ни одна индивидуальность .

Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.

6. Независимо от подхода к туризму администрации и учителей в школе всегда есть некоторое количество детей, которые в потенциале имеют особый, повышенный интерес к туризму, для которых он при определенных условиях может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их досугового времени. Школа не должна оставить без внимания и этих детей, она должна удовлетворить их особый интерес к туризму - создать для них кружки, секции, клубы юных путешественников.

Таким образом, в школе фактически должно быть ДВА туризма: один как обязательный для всех классов ( классный туризм ), но минимальный по объему, другой - для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, - как занятия в кружках по интересам ( кружковый туризм ). Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм.

Четкое понимание бифуркации (разделения на две равноценные части, вида, направления) туризма в школе необходимо работникам школ, внешкольных учреждений, управленческих структур, так как только при этом возможно целесообразное, педагогически грамотное применение различных форм и норм туризма к разным контингентам детей. Непонимание бифуркации туризма нанесет ущерб делу.

О СОДЕРЖАНИИ И ФОРМАХ ТУРИЗМА В ШКОЛЕ

Понятие школьный туризм идентично получившему распространение выражению туристско-краеведческая работа в школе (ТКР).

Туризм, как все на свете, требует труда (так же как, например, чтобы скатиться на санках с горы, надо их тащить туда). Следовательно, и у туризма есть две стороны - ПРОИЗВОДСТВО и ПОТРЕБЛЕНИЕ .

Потребительским содержанием туризма является все то, что он дает (может дать) человеку - тот ожидаемый результат, ради которого человек вступает на туристскую тропу.

Эту потребительскую корзину туризма составляют:
а) радостные переживания (эмоциональность);
б) любопытная, полезная информация (познавательность);
в) укрепление здоровья,
г) физическое развитие;
д) яркие впечатления (восприятие);
е) разного рода полезные умения, навыки.

Повторю: педагогика, школа, учитель должны подходить к потребительским свойствам туризма диалектически - брать в свой арсенал весь комплекс их и делать дело с учетом постепенного развития, углубления интересов детей, не навязывая им свое понимание потребительских свойств туризма.

ПРОИЗВОДСТВО туризма - это вся та многообразная работа, которую должен сделать человек, чтобы получить удовольствие от туризма.

Производство для туриста не цель, а лишь средство, то есть как бы нежелательная часть предприятия. И тут потенциальным туристам на помощь приходит коммерческая туристская сфера, которая берет на себя заботы по производству - так называемый плановый туризм. За соответствующую плату он обеспечивает все, что нужно. Однако само производство туризма обладает огромным педагогическим потенциалом. Поэтому для школы производство туризма не менее значимо, чем потребление . Поэтому плановый туризм для школы значительно менее целесообразен, чем туризм самодеятельный.

Помимо потребительского, школьный туризм имеет и педагогическое содержание. Оно заключается в его свойствах, дающих в руки учителя инструмент разностороннего воздействия на воспитанников.

Сюда, кроме содержимого упомянутой корзины , во-первых, отнесем совершенно уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого воспитанника, которые дает туризм. К походе, как на рентгене, ребенок виден насквозь, вся его жизнь там - быт, труд, преодоление трудностей и лишений, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность - все раскрывается до дна в живом общении. В обычной школьной жизни таких возможностей никогда не возникает. А доскональное знание воспитателем своих подопечных - непременное условие хорошей работы.

Во-вторых, туризм - отличная форма реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, книжных знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.

И в-третьих, если школа полномасштабно использует не только потребление , но и производство туризма, то она получает возможность построить педагогический процесс на самой эффективной методике - коллективной творческой деятельности.

Повторю: это возможно лишь при условии приоритета самодеятельного туризма по отношению к плановому. Содержание ТКР в школе будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся эта работа построена на самоорганизации, то есть когда дети потребляют то, что сами производят.

Туристская работа (занятия туризмом) очень многообразна по формам: походы в разных видах туризма (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, местные и дальние, пешие и транспортные экскурсии, занятия в кружках, секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные виды туристских соревнований, семинары, конкурсы, конференции, выставки, праздники (вечера), турлагеря, музеи...

В использовании форм ТКР отражается бифуркация туризма в школе: отдельные формы (например, занятия в кружках, участие в категорийных походах и пр.) используются только для больших любителей туризма, а другие формы (с соблюдением определенных норм) пригодны для классного туризма (например, одно-двухдневные походы, простейшие соревнования, семинары, местные экскурсии и т.п.).

Однако доминантой среди форм ТКР в школе является ТУРИСТСКИЙ ПОХОД, так как только походы в их собственном разнообразии видов обладают наиболее широким набором потребительских свойств и с педагогической точки зрения являются наиболее комплексным средством воспитательного воздействия. Только в этой форме ТКР наиболее полно реализуется то, что может извлечь из нее и школьник и педагог.

Обязательной чертой всякого туристского похода является перемещение человека (группы) активным способом, то есть с помощью своей мускульной силы. Поход - ключевая форма ТКР. Без походов нет туризма в школе, и ничто другое не может служить их заменой.

Многие практики понятие школьный туризм ограничивают единственным смыслом - изучением края (краеведением, родиноведением), то есть познавательностью. Краеведческую работу считают главным содержанием туризма (для кого?). Такой подход обедняет воспитательную роль туристского похода - доминантной формы всей работы по туризму - и нередко отталкивает детей от походов, так как у них, как правило, совсем иная мотивация занятия туризмом. Изучать им претит. Им это надоедает на уроках.

Ходовой словесный 'бином - туристско-краеведческая - вовсе не означает, что его два слагаемых одно без другого теряют лицо , не могут существовать каждое по отдельности. Нет. Виды деятельности, характеризуемые этими двумя прилагательными, вполне самостоятельны, а объединяются в общее понятие (туристско-краеведческая работа) просто потому, что когда-то кому-то представился возможным туризм с закрытыми глазами . А точнее сказать - потребовалось, как выразился один московский образованец , соединить приятное с полезным (видимо, считая, что туризм - занятие малополезное, а краеведение - малоприятное). И вот их сочетают в браке : исходя из приоритета знаний, решено было (хотя бы терминологически) присоединить ходовой товар (туризм) к товару , не пользующемуся у школьников повышенным спросом, то есть дать краеведение в нагрузку туризму.

В решении вопроса о содержании туристских походов надо исходить из интересов детей, а мы идем от мнения педагогических теть и дядь , которые лучше знают, что нужно детям.

В упомянутом терминологическом тандеме получила отражение идеология нашей системы образования. Но этот тандем не безобиден с точки зрения воспитания. С давних пор Система ведет гонение на туризм: если проводился поход но местам революционной, боевой и трудовой славы, то он признавался делом хорошим и нужным. Если же молодежь просто шла в поход в горы, в тайгу, то такой туризм оскорбляли прилагательным ''голый , называли его пустой шагистикой и т.п.

Система не видела иного смысла в туризме, кроме его краеведческого наполнения. А результат - отторжение некоторой части школьников от хорошего дела, занятия по интересу.

Когда краеведение ставится по главу угла туристского похода (становится его целью, заданием), тогда строгое прохождение заявленного маршрута с его собственным содержанием - протяженностью, набором естественных препятствий, автономностью жизнеобеспечения и т.п. - ставится в подчиненное положение, перестает быть обязательным, теряет приоритетность. Часто во имя Главной Цели - выполнения краеведческого задания - происходят многочисленные нарушения: сокращения маршрута, отклонения от намеченной нитки, подъезды на попутном транспорте там, где планировалось передвигаться активным способом, обходы препятствий и т.п. То есть поход перестает быть таковым, но его Главная Цель оказывается достигнутой.

Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Справедлив афоризм: Туризм - это краеведение, но краеведение - это не туризм .

Для организованного, культурного туризма прохождение намеченного маршрута является приоритетным. А для краеведения маршрут и способ передвижения не самоценны.

Вполне правомерно говорить и о бифуркации краеведения в школе: простые визуальные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет и серьезное, глубокое краеведение без связи с туризмом. Нет необходимости настоящее краеведение обязательно увязывать со спортивными нормами походов; трудно втиснуть серьезную поисковую, научно-исследовательскую работу в строгие рамки спортивного похода. Часто от этого проигрывают и познавательность и спортивность, а главное - страдают дети от перегрузок.





Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Дополнительное снаряжение для лыжных походов

Всегда берите с собой налобный фонарик! Зимний день короток, а искать дорогу домой в полной темноте - довольно-таки экстремальное развлечение. Удобн...

News image

Подготовка и хранение лыж

Прежде чем впервые встать на новые лыжи, их надо подготовить, причём подготовка несколько отличается для пластиковых и деревянных лыж. Деревянные...

Летнее снаряжение:

News image

Рюкзак. Выбор рюкзака

Выбор рюкзака очень важен для любого похода , ведь рюкзак влияет не только на удовольствие, но и на здоровье туриста. Часто туристы понимают свои ош...

News image

Как выбрать спальник

Каждый поход представляет собой не только передвижение по местности, но и ночлеги, которые составляют 35% походного времени. В зависимости от того н...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Одежда и обувь во время охотничьего тура в Киргизию

News image

Надо иметь комплект одежды в котором комфортно находится по собственным ощущениям в определенных температурных условиях. Б...

Дикарем в Турцию, или как я не стал шкипером

News image

В детстве я имел мечту – встать за штурвал настоящей яхты. Исполнить ее в нашем сухопутном городе было совершенно нереально и я ...

Монастыри приладожья

News image

Начиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люд...

Путешествие в Узбекистан

News image

В Узбекистан хотелось давно, но в Новосибирске турами в Среднюю Азию не занимаются, так как считают что это не безопасно. Че...

Зимние походы:

Рассказ с картинками о походе на снегоступах по парку О

News image

Парк Оуланка. Вид со скал Ристикалло. Вместо эпиграфа. * * * На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И д...

Новый Год в Карпатах

News image

Идей и планов по поводу встречи Нового года нет. Под рукой интернет…чего бы мне хотелось? Чего-то яркого, незабываемого… Случа...

Новый Год в Саянах

News image

Идея похода заключалась в том чтобы встретить новый год в Саянах, желательно на Шумаке, на минеральных источниках. Не все смогли...

Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни

News image

Попадая в Африку, многие начинают сразу валять дурака. Выражаясь более мягко – впадают в детство..

Горные походы:

Как мы прошли перевал Моминг

News image

Из фотоматериалов и карты видно, что прохождение ледопада не обязательно, если под взлет Ци-Це спуститься с северного плеча Цина...

О не случайности случайностей

News image

Сейчас, собираясь в дорогу, я уже точно знаю, что, если бы всё происходило так, как запланировал, то и не стоило бы выходить из ...

Лыжный поход

News image

Старт: примерно 8:08 Финиш: около 18:27 Общее время в пути: 10 часов 19 минут Внимание: в тексте возможен мат! (Отредакти...

Пеший поход в горы

News image

Примечание. Все географические несовпадения случайны. День первый. Согласно заявленному плану, 10 мая в 9 утра Караван ...

Велопоходы:

Знакомство с финской Карелией

News image

Всё похоже на Россию — только, всё же, не Россия… Если быть справедливым, то моё знакомство с финской Карелией состоялось не...

Дорога на Костомукшу

News image

Это Хануд. Планета, где меня родили …. Просыпаюсь по будильнику, быстро, но без спешки, собираюсь и выезжаю. Погода, вроде, н...

Parikkala и Punkaharju

News image

Это известное туристическое место, обязанное своей популярностью красивой природе… главная достопримечательность — семикилометро...

Велопробег МОСКВА – МАНТУРОВО

News image

Впечатления участника Начало К месту старта на площадь Савёловского вокзала прибыло 8 человек: 7 участников, в том числе 6...

Рафтинг для смелых:

Отчет о водном походе по Сейму и Десне

News image

Сейм, Десна (платформа Река Сейм - Макошино) 30.04.2005 - 4.05

Соло в компании

News image

Войти в то же море Возвращаясь в прошлом году домой, мы уже мечтали снова приехать в Финляндию. Неисследованы берега от Хельсинки до Таммисари,...

На Кавказ ездить можно и нужно

News image

Водный поход Привет, друзья-пилигримовцы, Я вернулся с Кавказа и хочу рассказать об этом вам. Наверное, описание будет несколько сумбурным...

Велопоходы:

Заметки вело байкера

News image

В 2001 году официальное закрытие сезона пришлось на воскресенье 14 октября. Погода слегка подкачала: ночью был небольшой минус, лужи замерзли, свис...

На велосипеде зимой

News image

Впервые эта статья была опубликована в газете Вольный Ветер в конце 2006 года Я думаю, что не сильно ошибусь, сказав, что на велосипеде зимой езд...

По верхушкам Тянь-Шаньских елей

News image

22 августа – г.Нарын (2052 м) - Таш-Башат - Эки-Нарын - Орюк-Там - р.Кара-Саз (до 2700 м) С утра выехали не рано. Диме надо было привести орга...

Авторизация