На вершину Ямантау
Начальный пункт – ст. Юрюзань, конечный: а) пос. Инзер; б) пос. Тирлянский; в) ст. Шушпа.
Категория сложности – I.
Цифры в скобках – приблизительное расстояние от ст. Юрюзань.
ЯМАНТАУ, наиболее высокий горный массив Юж. Урала, в Башкирии. Высота 1640 м. На склонах — смешанные леса. крупный массив с двумя вершинами- Большой (1640) и Малой (1519). Они соединены широкой седловиной на высоте 1300 метров. Поход начинается от железнодорожной станции Юрюзань, стоящей на узкоколейке (не путать с городом Юрюзань Челябинской области). От станции туристы идут к юго-западу вдоль реки Юрюзань, текущей среди горных хребтов Машак на западе и Кумердак на востоке. В полукилометре от станции долина реки имеет вид ущелья. Здесь Юрюзань с шумом пробивается среди крупных глыб, заваливших ее русло. Местные жители называют это место Шумы . Вода в реке чистая, прозрачная. Берега высокие, покрытые преимущественно хвойным лесом (ель, пихта), но много лиственных деревьев, ягод (земляника, малина). Примерно через 3 часа туристы подходят к поляне, где некогда была деревня Круглое. Деревни давно уже нет, и только заросли крапивы указывают, что здесь раньше стояли дома. За деревней берега Юрюзани делаются ниже, появляются болота, среди которых реку не всегда можно найти.
Туристы проходят еще одну крапивную поляну (бывшая деревня Прудки) и идут вдоль хребта Машак до тех пор, пока его отроги, изменив направление на юго-восточное, не загородят пути. Тогда следует подниматься на хребет по обычной здесь осыпи. Камни покрыты мхом, много живых ( живых камней достаточно и на подступах к Машаку). Вот выдержка из дневника ленинградского туриста Юзуфовича: Идем по камням осыпи... Входим в высокую густую траву. Идти трудно. Трава покрывает огромные камни (старая осыпь). Идем осторожно. В траве не видно ям среди камней. Ямы эти глубоки и потому опасны... .
На вершине Машака (1381 м) триангуляционная вышка. Отсюда хорошо виден Ямантау (75 км). Туристы берут азимут на его седловину и спускаются с Машака в межгорье. Тропа на седловину Ямантау идет по лугам среди высокой травы. Место для ночлега найти здесь нелегко – слишком сыро. Обычно туристы поднимаются сперва на седловину и, оставив на ней рюкзаки, совершают подъем на Большой Ямантау к увенчивающей его триангуляционной вышке. Вершина Ямантау представляет собой обширную и ровную местами заболоченную площадку. Кое-где на ней валяются кварцитовые глыбы. С вершины в хорошую погоду открывается широкий обзор окружающих гору лесных и горных далей. Но хорошая погода здесь бывает не часто. Ведь это дурная гора . От седловины можно идти на Кузъелгу, Тирлянский или Шушпу.
На Кузъелгу. С седловины горы, взяв азимут 270°, туристы спускаются к долине реки Малый Инзер и через несколько километров выходят на дорогу, ведущую к селу Кузъелга (около 95 км), проходят деревни Бардагулово (около 120 км) и Реветь (около 135 км). При желании кончить поход в Инзере из этого поселка по узкоколейке можно приехать в Белорецк. Можно продолжить маршрут до Уфы водой. В этом случае необходимо выяснить (например, в сельсовете), насколько высоко стоит вода в реке Инзер и насколько проходим перекат Сарышта. Если вода достаточно высокая, нужно ехать до станции Курманяй, в селе Запань (2 км от станции) купить лодку и на ней плыть по Инзеру, Симу, Белой до села Охлебинино вниз. Если же из-за низкой воды Сарышта непроходим, следует идти вдоль берега реки вниз по течению и в лесобирже Бриштамак (ниже села Ассы) приобрести бревна для плота, на котором сплавиться до Охлебинино (см. маршрут Река Инзер ).
На Тирлянский и Шушпу. Туристы спускаются с юго-восточной стороны седловины. Подъем и спуск идут по россыпям кварцитовидного песчаника (уместно напомнить о необходимости внимательно выбирать дорогу). Не представит большого труда попасть на тропу, идущую в юго-восточном направлении к долине Большого Инзера. Реку придется переходить вброд, но это не страшно – здесь она мелка. От переправы идет явственная дорога к Журавлиному Болоту (около 100 км) – пустому, догнивающему поселку. От него путь раздваивается; к Тирлянскому (125 км) ведет хорошая проселочная дорога. Местность живописная. Леса чередуются с лугами, а невысокие хребты – с понижениями. К Шушпе (112 км) туристы движутся по недействующей и понемногу разбираемой узкоколейке. Шушпа – железнодорожная станция между Тирлянским и Белорецком.
| Читайте: |
|---|
Зимнее снаряжение:
![]() Скрытые прелести зимнего туризмаДля многих из нас понятия «отпуск» и «лето» стали почти синонимами. Зимой наши леса и пляжи безмолвствуют, а многие турфирмы еле шевелятся как медве... |
![]() Специальное зимнее снаряжениеНе ставя себе цель подробно рассказать об устройстве и технических характеристиках всего альпинистского снаряжения, вкратце назову что есть что.... |
Летнее снаряжение:
Отдых одесситов в Ялте: чем доехать из Одессы в Крым?Несмотря на то, что Одесса является популярным курортным городом, множество ее жителей каждое лето ездят отдыхать на Черноморское побережье Крыма. Люб... |
![]() Типы палаток и выбор палаткиТамбур, на самом деле, очень важный элемент конструкции. Здесь можно устроить склад вещей, снять с себя мокрую одежду, дабы не допустить влагу внутр... |
Рафтинг для смелых:
Апрельские покатушки на Вуоксе![]() Отчет о поездке Наша команда в составе компании «Адвентурс» и их друзей долго ломала голову, куда бы отправиться на выходные потренироваться пе... |
Вместо Иссык-Куля - БоденЗее, и другая культурная программа![]() Рекомендуем окрестности и сам городок Meersburg. Кемпинги в наличии. Очень красивая набережная, виноградники Spat - Burgunder, духовой оркестр веч... |
В августе на Байкале![]() В нашем очередном походе на Байкал 2006 г. пришлось там немного поштормовать (ходили вдвоем с Натальей, одним судном). Собственно, вся история – спл... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Велопробег МОСКВА – КОТЛАС![]() Впечатления автора По традиции тихохода я сразу оказался в хвосте. Некоторое время ехали вместе с Вадимом Кудиным и Иваном от Версаччи, беседовал... |
Дорога на Hatunkylä и Сергей Дудко![]() Для того, чтобы действительно стать дороги м гостем, необходимо направить свои колёса как можно дальше от очагов массового туризма и … ездить неб... |
Возрожденный Арал![]() Активная часть маршрута: с 3 по 12 октября 2006 (десять ходовых дней) Преодоленное расстояние: 501,5 км (асфальта не более 40 км) Группа: A13 Expe... |
























