На вершину Ямантау
Начальный пункт – ст. Юрюзань, конечный: а) пос. Инзер; б) пос. Тирлянский; в) ст. Шушпа.
Категория сложности – I.
Цифры в скобках – приблизительное расстояние от ст. Юрюзань.
ЯМАНТАУ, наиболее высокий горный массив Юж. Урала, в Башкирии. Высота 1640 м. На склонах — смешанные леса. крупный массив с двумя вершинами- Большой (1640) и Малой (1519). Они соединены широкой седловиной на высоте 1300 метров. Поход начинается от железнодорожной станции Юрюзань, стоящей на узкоколейке (не путать с городом Юрюзань Челябинской области). От станции туристы идут к юго-западу вдоль реки Юрюзань, текущей среди горных хребтов Машак на западе и Кумердак на востоке. В полукилометре от станции долина реки имеет вид ущелья. Здесь Юрюзань с шумом пробивается среди крупных глыб, заваливших ее русло. Местные жители называют это место Шумы . Вода в реке чистая, прозрачная. Берега высокие, покрытые преимущественно хвойным лесом (ель, пихта), но много лиственных деревьев, ягод (земляника, малина). Примерно через 3 часа туристы подходят к поляне, где некогда была деревня Круглое. Деревни давно уже нет, и только заросли крапивы указывают, что здесь раньше стояли дома. За деревней берега Юрюзани делаются ниже, появляются болота, среди которых реку не всегда можно найти.
Туристы проходят еще одну крапивную поляну (бывшая деревня Прудки) и идут вдоль хребта Машак до тех пор, пока его отроги, изменив направление на юго-восточное, не загородят пути. Тогда следует подниматься на хребет по обычной здесь осыпи. Камни покрыты мхом, много живых ( живых камней достаточно и на подступах к Машаку). Вот выдержка из дневника ленинградского туриста Юзуфовича: Идем по камням осыпи... Входим в высокую густую траву. Идти трудно. Трава покрывает огромные камни (старая осыпь). Идем осторожно. В траве не видно ям среди камней. Ямы эти глубоки и потому опасны... .
На вершине Машака (1381 м) триангуляционная вышка. Отсюда хорошо виден Ямантау (75 км). Туристы берут азимут на его седловину и спускаются с Машака в межгорье. Тропа на седловину Ямантау идет по лугам среди высокой травы. Место для ночлега найти здесь нелегко – слишком сыро. Обычно туристы поднимаются сперва на седловину и, оставив на ней рюкзаки, совершают подъем на Большой Ямантау к увенчивающей его триангуляционной вышке. Вершина Ямантау представляет собой обширную и ровную местами заболоченную площадку. Кое-где на ней валяются кварцитовые глыбы. С вершины в хорошую погоду открывается широкий обзор окружающих гору лесных и горных далей. Но хорошая погода здесь бывает не часто. Ведь это дурная гора . От седловины можно идти на Кузъелгу, Тирлянский или Шушпу.
На Кузъелгу. С седловины горы, взяв азимут 270°, туристы спускаются к долине реки Малый Инзер и через несколько километров выходят на дорогу, ведущую к селу Кузъелга (около 95 км), проходят деревни Бардагулово (около 120 км) и Реветь (около 135 км). При желании кончить поход в Инзере из этого поселка по узкоколейке можно приехать в Белорецк. Можно продолжить маршрут до Уфы водой. В этом случае необходимо выяснить (например, в сельсовете), насколько высоко стоит вода в реке Инзер и насколько проходим перекат Сарышта. Если вода достаточно высокая, нужно ехать до станции Курманяй, в селе Запань (2 км от станции) купить лодку и на ней плыть по Инзеру, Симу, Белой до села Охлебинино вниз. Если же из-за низкой воды Сарышта непроходим, следует идти вдоль берега реки вниз по течению и в лесобирже Бриштамак (ниже села Ассы) приобрести бревна для плота, на котором сплавиться до Охлебинино (см. маршрут Река Инзер ).
На Тирлянский и Шушпу. Туристы спускаются с юго-восточной стороны седловины. Подъем и спуск идут по россыпям кварцитовидного песчаника (уместно напомнить о необходимости внимательно выбирать дорогу). Не представит большого труда попасть на тропу, идущую в юго-восточном направлении к долине Большого Инзера. Реку придется переходить вброд, но это не страшно – здесь она мелка. От переправы идет явственная дорога к Журавлиному Болоту (около 100 км) – пустому, догнивающему поселку. От него путь раздваивается; к Тирлянскому (125 км) ведет хорошая проселочная дорога. Местность живописная. Леса чередуются с лугами, а невысокие хребты – с понижениями. К Шушпе (112 км) туристы движутся по недействующей и понемногу разбираемой узкоколейке. Шушпа – железнодорожная станция между Тирлянским и Белорецком.
| Читайте: |
|---|
Зимнее снаряжение:
![]() Личное снаряжение для зимних походовГоловной убор Голову вопреки афористическому утверждению в холоде держать не нужно, а совсем наоборот, так как через голову организм теряет до 25... |
![]() Зимние походыЗимние походы различаются по сложности, уровень которой зависит от района проведения похода, продолжительности похода и температурного режима. Ниже ... |
Летнее снаряжение:
![]() Из чего делают палатки«…материал тента полиэстер PU 185 T RipStop».. для непосвященных это выглядит китайской грамотой, но в этой фразе указана очень важная информация, п... |
![]() Как укладывать вещи в рюкзак?Грамотно упакованный рюкзак немаловажная часть походной жизни. Неправильная упаковка может привести к сильной утомляемости, смещению позвонков и про... |
Рафтинг для смелых:
Отчет о водном туристском походе 2 категории сложности (с элементами 5) по рекам Казыр, Томь (Кузнец![]() Руководитель группы Карташев Я.Ю. Авторы отчета: Карташев Ярослав, Филимонов Григорий. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и... |
На вершину Ямантау![]() Начальный пункт – ст. Юрюзань, конечный: а) пос. Инзер; б) пос. Тирлянский; в) ст |
Жигулевская кругосветка![]() «Жигулевская кругосветка» – один из самых любимых и популярных водных маршрутов в Самарской области и за ее пределами. Хотя этот маршрут совершенно ... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
SARDEGNA BELLA![]() Сардиния действительно красива. Она похожа и не похожа на другие средиземноморские курорты. Похожесть – очевидна. Необыкновенного цвета вода в залив... |
Нарынская полупустыня![]() самый длинный и жаркий день 21 августа - спуск по ущелью р.Куртка - мост через р.Нарын (1638 м) - Ак-Тал - мини-перевал (2085 м) - г.Нарын, го... |
Мега Трофи Караван Крым![]() Часть 1 Отчёт - рассказ о путешествии, а также некоторые идеи организации мега-трофи. Рассказывает Кузнецов Андрей - руководитель Мега-Трофи Кара... |
























