Главная - Туризм - Горные маршруты - Перевал Моминг


Перевал Моминг

Туризм - Горные маршруты

перевал моминг

(Col de Moming, ударение на втором слоге), что, возможно, означает разрушенная гора. Перевал поражает своей величественной снежно-ледовой седловиной и могучим ледопадом. Находится он в центральной части Валлиских Альп и соединяет долину Циналь, в верховьях которой расположен тихий, обаятельный поселок с тем же названием, и долину Маттерталь со своей знаменитой столицей Церматт и пиком Маттерхорн. Само собой напрашивается второе название этому перевалу: Ци-Це. Китайцев в нашей команде нет, но дань уважения великой стране надо отдать. Вдруг, лет через двадцать, нам это зачтется.

Как бы перевал ни назывался, нам захотелось его пройти. Прошли. Теперь горим желанием поделиться своими впечатлениями об этом великолепном уголке Европы.

Как туда попасть?

Как увидеть этот чудо-перевал и как к нему добраться? Главное, отбросить стереотип, что Альпы – это далеко и дорого. Поездка в Альпы по цене дешевле, чем тур на поляну Москвина, и сравнима с поездкой Москва-Бишкек-Каракол. Стоимость визы в Швейцарию и авиабилетов до Женевы (680 USD) чуть дешевле, чем стоимость авиаперелета до Бишкека (цена туда и обратно, «Аэрофлот»). Трансфер от Женевы до Циналя через Сьер быстр, безопасен и комфортабелен и по цене примерно такой же, как от Бишкека до Каракола (около 55 USD).

Из Женевы к началу пешей части маршрута – поселку Циналь (Zinal) - можно выехать в день прилета, но можно и повременить. Расскажем, как мы добирались до Циналя в июле 2008 года. Вылет из Москвы в 9-55, приземление в Женеве в 11-30 (везде указано местное время). При этом существует одна тонкость: перевес багажа в рейсах родного «Аэрофлота» до Женевы надо оплачивать из расчета 15 евро за килограмм! Поэтому, если группа идет автономно, т.е. не рассчитывает на ночевки в приютах, хотя бы на части маршрута, разумно покупать некоторые продукты в Швейцарии. Это просто сделать в любом супермаркете практически в каждом поселке. В нашем случае мы провели первый день в Женеве, в центр которой из аэропорта легко добраться на троллейбусе №12. Чтобы купить билеты на городской транспорт, надо заранее побеспокоиться о наличии мелких швейцарских банкнот или монет. Для бюджетных групп рекомендуем останавливаться в общежитии в районе железнодорожного вокзала (см. сайт www.youthhostel.ch ): комнаты на 6-12 человек по 25 USD за ночь, включая завтрак и бесплатный проезд по городу на общественном транспорте. Уютная, домашняя Женева стоит того, чтобы там немного задержаться!

Итак, на второй день берем билет на ж/д вокзале сразу до Циналя и садимся на поезд Женева-Висп (Visp) в 10-36. Эта поездка сама по себе маленький праздник: огромные чистые окна вагонов открывают просторы Женевского озера. Быстро приближаются снежные горы, в районе Монтре у берега озера можно увидеть старинный Шильонский замок и далее - знаменитая долина Роны. В Сьере (Sierre) надо поторопиться пересесть на автобус «La Poste», который отходит через 6 минут после остановки поезда, в 12-40 путь от платформы до остановки «La Poste» не более пары минут. Все рядом и очень удобно. Если прямого автобуса до Циналя нет, то от Сьера можно доехать до местечка Vissoie и там уже пересесть на автобус до нужной остановки. Подъем серпантином по горной дороге менее чем за час приводит к конечной станции. В 13-42 мы на месте – в тихой чудной альпийской деревне Циналь на высоте (Н) 1675 метров. Здесь есть все, что надо: банки, магазины, множество миниотелей, расположенных в домах типа шале. Газ можно купить как здесь, так и в Женеве.

Вернемся к варианту заезда в Циналь без ночевки в Женеве. Прибыв в Женеву, можно сразу сесть в аэропорту на поезд и тут же выехать в сторону Виспа, например в 12-47. Поезда ходят каждые полчаса, автобус Сьер-Циналь значительно реже (7-8 рейсов в день, последний уходит в 18-45). Через 2 часа группа уже в Сьере и может посвятить около часа на закупку всего недостающего в 15-30 садимся на автобус. Еще через час начинается самое главное - поход!

Подходы

От автобусной остановки вверх по долине вдоль поселка надо пройти 1,5 км по автодороге до моста на левый берег реки Нависенс (La Navisence), берущей начало на юге из ледника Циналь. Далее вверх автомобильное движение запрещено, хотя грунтовка идет до приюта Petit Mounte на высоте 2142 м. Мы же прошли путь по этой дороге до слияния рек Нависенс и Моминг за полтора часа. Здесь следует перейти по деревянному мосту на правый берег потока выше стрелки. За мостом развилка. Если пойти по правой тропе, то через несколько минут, углубившись в лесок справа по ходу, можно найти удивительно тихое, чистое, а, главное, безлюдное место для ночевки. Прозрачный горный поток рядом, но при этом он не мешает своим грохотом. Назовем эти стоянки Классическими (Н=1920).

Как видно из представленной выше временной раскладки, на стоянках в лесу можно запросто оказаться в 18 часов. Таким образом, путь из Москвы до Классических стоянок занимает 10 часов. Представляете, всего за 10 часов вы переходите в другое измерение! Опьяняющий воздух, хрустальный ручей, снежные шапки вершин, просвечивающие сквозь зелень берез, тишина и покой. И нет вам никакого финансового кризиса, политической грязи на телеэкране, толкотни в метро и гадких пробок на улицах.

Как ходят перевал Моминг

Теперь непосредственно о прохождении нашего Ци-Це. Перевал Моминг (3777 м) расположен в северном гребне-отроге главного хребта Валлиских Альп, отходящим от него у вершины Tete de Valpelline. В этом разветвленном гребне выделяются пики Дан Бланш (Dent Blanche, 4357 м) и Вейссхорн (Weisshorn, 4506 м). Оледенение здесь значительное, напоминающее районы Центрального Приэльбрусья. Одно из понижений между вершинами Цинальротхорн (Zinalrothorn, 4221 м) на юге и Вейссхорном на севере и есть перевал Моминг. (Строго говоря, наш перевал ограничивают вершинки Северный (3863) и Южный (3963) Моминг). Его седловина самая простая на многокилометровом гребневом отрезке. Уточним, что «простая» - относительно соседних перевалов, но при этом самая выразительная, приковывающая взгляды любого путешественника, оказавшегося в этом районе.

Путь из долины к подножью Ци-Це идет от Классических стоянок по левой тропе от развилки у деревянного моста с общим направлением на восток в сторону горного приюта Ар Питетта (Ar Pitetta, 2786 м). Дорога до этой хижины мимо озера с тем же названием (2230 м) занимает 2,5 – 3 часа. Ночевка c полупансионом в приюте Клуба альпинистов Швейцарии ( CAS ) стоит около 50 USD. От приюта перевал Моминг предстоит во всей своей красе как логичный путь из огромного цирка одноименного ледника на восток. Ледник спадает с северных склонов Цинальротхорна многоступенчатым широким ледопадом. Нижняя его ступень по-видимому обходится с юга по дуге под склонами вершины Бессо (Besso). Большая фирновая горизонтальная терраса соединяет основание верхней ступени ледопада, что прямо под взлетом Ци-Це, со снежными полями над нижней ступенью. Прохождение верхней ступени с нависающими сераками потенциально лавиноопасно и может потребовать разведки. Набор высоты на этом участке 250 м при средней крутизне 45°. Затем предстоит подъем по наклонному плато под взлет последний для опытного туриста не должен представлять принципиальных сложностей (150 м х 40-45°).

По нашим оценкам подъем на седловину от приюта может занять 7-10 часов, спуск на восток еще добавит около 5 часов. Сложно и долго. Нужен полный набор бивачного снаряжения, ибо погода в этих местах после обеда может развернуться на 180 градусов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

География лыжного туризма

Вывод первый и самый главный: широка страна моя родная, а обитаемый, и тем паче, необитаемый мир - еще шире. Вывод второй: жизни человеческой не хва...

News image

Обморожения. Предупреждение и первая помощь

Воздействие холода на весь организм вызывает его общее охлаждение. При этом наступает расстройство кровообращения, вначале кожи, а затем и глубже-ра...

Летнее снаряжение:

News image

Из чего делают палатки

«…материал тента полиэстер PU 185 T RipStop».. для непосвященных это выглядит китайской грамотой, но в этой фразе указана очень важная информация, п...

News image

Тепловой баланс и температурные режимы спальных мешков

European Outdoor Group Наука давно проникла во все области человеческой деятельности и, конечно, в отрасль разработки и производства снаряжения дл...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Монастыри приладожья

News image

Начиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люд...

Трофейные качества животных

News image

Добыть по настоящему трофейное животное очень сложно. В разных районах Киргизии размер рогов различный, также отличается и фор...

Республика Марий-Эл май

News image

I. Справочные сведения 1.Проводящая организация: Казанский Государственный Технический университет им. А

Персонал обслуживающий охотников

News image

В Киргизии как правило во время охоты охотников обслуживает следующее количество людей. Во время радиальных выходов. Прово...

Зимние походы:

Новый Год в Саянах

News image

Идея похода заключалась в том чтобы встретить новый год в Саянах, желательно на Шумаке, на минеральных источниках. Не все смогли...

Апрельское Заполярье

News image

Данный тур комбинирует в себе зимний туристический поход на снегоступах и зимнее альпинистское восхождение начального уровня. Ид...

Экстрим выходной на Чатыр-Даге, Крым или День Св. Вале

News image

После огромных положительных впечатлений от первого в своей жизни зимнего похода на Говерлу, я не раздумывая подала заявку в ...

Отчет о горном походе 3 категории сложности по хребту К

News image

Нитка маршрута: Новая Чара - дол. Среднего Сакукана - изба ГМС - пер. Трех Жандармов (2А) - пер. 25 лет Сов

Горные походы:

Лыжный марафон Финская лыжня

News image

Л.Л.: Желание попасть в Финляндию на знаменитый лыжный марафон появилось у меня еще года два назад, когда мне, человеку далекому...

Впечатления новичка

News image

В электричке получаю номер и предупреждение о том что я заблужусь, да я и сам знаю: в отличие от Дмитриевской сотни, вторая поло...

Путешествие по Европе: Чертов мост. Семейное восхождени

News image

Восхождение на Маттерхорн я начал планировать сразу, как только мы с женой решили поехать в гости к нашим родственникам и друзья...

Впечатления первопроходца

News image

Выехали очень и очень неспешно – такова была изначальная тактика. Пропускали вперед даже ветеранов, которых мы обычно обгоняем. ...

Велопоходы:

Savonlinna

News image

Савонлинна — достаточное основание для того, чтобы планировать маршрут именно под посещение этого места Просыпаюсь в 06.00 —...

Опыт коммерческого велопутешествия

News image

Гарщина… Гарщина и отстой кричали настоящие КАРАВАНщики, когда под шлепки помидоров я отправлялся в коммерческий велотур. ...

“Здесь вам не равнина, здесь климат иной”

News image

24 августа –финал подъема - пер.Тонг (4023 м) - спуск с перевала, обход снежников, возвращение на серпантин - спуск к с.Туура-Су...

SARDEGNA BELLA

News image

Сардиния действительно красива. Она похожа и не похожа на другие средиземноморские курорты. Похожесть – очевидна. Необыкновенног...

Рафтинг для смелых:

Рафтинг в Якутии

News image

Якутия богатейший край, источник неисчерпаемых природных богатств. И одним из главнейших ресурсов региона являются, конечно же, местные реки: знамен...

Отчет о водном походе чайников

News image

Отчет о водном походе чайников. Собрались в водный поход чайники, которые в этом деле, короче, в первый раз. Собралась группа из 21 человека, сборн...

Акватрофи-КАРАВАН по р. Зелим

News image

С 6 августа по 22 августа 1998 г. в велоклубе Караван состоялся второй многодневный поход Велосплав-КАРАВАН реке Зелим на Урале. Маршрут сост...

Велопоходы:

Тур-де-Дюрсо

News image

Рассказ о водном велопоходе. Общие сведения. Сроки проведения: 26 августа-9 сентября 2000 года. Маршрут планировался, как центральный поход...

Велопоход по Хибинам Апатиты

News image

– р. М. Белая - пер. Рамзая – оз

Тянь-Шань – Киргизия

News image

Маршрут: Сосновка - пер.Тео-Ашуу по старой дороге (3590 м) - пер.Ала-Бель (3176 м)-Токтогул - Торкент - пер.Тудзу-Суу (2000 м) - пер

Авторизация