Главная - Туризм - Горные маршруты - Перевал Моминг


Перевал Моминг

Туризм - Горные маршруты

перевал моминг

(Col de Moming, ударение на втором слоге), что, возможно, означает разрушенная гора. Перевал поражает своей величественной снежно-ледовой седловиной и могучим ледопадом. Находится он в центральной части Валлиских Альп и соединяет долину Циналь, в верховьях которой расположен тихий, обаятельный поселок с тем же названием, и долину Маттерталь со своей знаменитой столицей Церматт и пиком Маттерхорн. Само собой напрашивается второе название этому перевалу: Ци-Це. Китайцев в нашей команде нет, но дань уважения великой стране надо отдать. Вдруг, лет через двадцать, нам это зачтется.

Как бы перевал ни назывался, нам захотелось его пройти. Прошли. Теперь горим желанием поделиться своими впечатлениями об этом великолепном уголке Европы.

Как туда попасть?

Как увидеть этот чудо-перевал и как к нему добраться? Главное, отбросить стереотип, что Альпы – это далеко и дорого. Поездка в Альпы по цене дешевле, чем тур на поляну Москвина, и сравнима с поездкой Москва-Бишкек-Каракол. Стоимость визы в Швейцарию и авиабилетов до Женевы (680 USD) чуть дешевле, чем стоимость авиаперелета до Бишкека (цена туда и обратно, «Аэрофлот»). Трансфер от Женевы до Циналя через Сьер быстр, безопасен и комфортабелен и по цене примерно такой же, как от Бишкека до Каракола (около 55 USD).

Из Женевы к началу пешей части маршрута – поселку Циналь (Zinal) - можно выехать в день прилета, но можно и повременить. Расскажем, как мы добирались до Циналя в июле 2008 года. Вылет из Москвы в 9-55, приземление в Женеве в 11-30 (везде указано местное время). При этом существует одна тонкость: перевес багажа в рейсах родного «Аэрофлота» до Женевы надо оплачивать из расчета 15 евро за килограмм! Поэтому, если группа идет автономно, т.е. не рассчитывает на ночевки в приютах, хотя бы на части маршрута, разумно покупать некоторые продукты в Швейцарии. Это просто сделать в любом супермаркете практически в каждом поселке. В нашем случае мы провели первый день в Женеве, в центр которой из аэропорта легко добраться на троллейбусе №12. Чтобы купить билеты на городской транспорт, надо заранее побеспокоиться о наличии мелких швейцарских банкнот или монет. Для бюджетных групп рекомендуем останавливаться в общежитии в районе железнодорожного вокзала (см. сайт www.youthhostel.ch ): комнаты на 6-12 человек по 25 USD за ночь, включая завтрак и бесплатный проезд по городу на общественном транспорте. Уютная, домашняя Женева стоит того, чтобы там немного задержаться!

Итак, на второй день берем билет на ж/д вокзале сразу до Циналя и садимся на поезд Женева-Висп (Visp) в 10-36. Эта поездка сама по себе маленький праздник: огромные чистые окна вагонов открывают просторы Женевского озера. Быстро приближаются снежные горы, в районе Монтре у берега озера можно увидеть старинный Шильонский замок и далее - знаменитая долина Роны. В Сьере (Sierre) надо поторопиться пересесть на автобус «La Poste», который отходит через 6 минут после остановки поезда, в 12-40 путь от платформы до остановки «La Poste» не более пары минут. Все рядом и очень удобно. Если прямого автобуса до Циналя нет, то от Сьера можно доехать до местечка Vissoie и там уже пересесть на автобус до нужной остановки. Подъем серпантином по горной дороге менее чем за час приводит к конечной станции. В 13-42 мы на месте – в тихой чудной альпийской деревне Циналь на высоте (Н) 1675 метров. Здесь есть все, что надо: банки, магазины, множество миниотелей, расположенных в домах типа шале. Газ можно купить как здесь, так и в Женеве.

Вернемся к варианту заезда в Циналь без ночевки в Женеве. Прибыв в Женеву, можно сразу сесть в аэропорту на поезд и тут же выехать в сторону Виспа, например в 12-47. Поезда ходят каждые полчаса, автобус Сьер-Циналь значительно реже (7-8 рейсов в день, последний уходит в 18-45). Через 2 часа группа уже в Сьере и может посвятить около часа на закупку всего недостающего в 15-30 садимся на автобус. Еще через час начинается самое главное - поход!

Подходы

От автобусной остановки вверх по долине вдоль поселка надо пройти 1,5 км по автодороге до моста на левый берег реки Нависенс (La Navisence), берущей начало на юге из ледника Циналь. Далее вверх автомобильное движение запрещено, хотя грунтовка идет до приюта Petit Mounte на высоте 2142 м. Мы же прошли путь по этой дороге до слияния рек Нависенс и Моминг за полтора часа. Здесь следует перейти по деревянному мосту на правый берег потока выше стрелки. За мостом развилка. Если пойти по правой тропе, то через несколько минут, углубившись в лесок справа по ходу, можно найти удивительно тихое, чистое, а, главное, безлюдное место для ночевки. Прозрачный горный поток рядом, но при этом он не мешает своим грохотом. Назовем эти стоянки Классическими (Н=1920).

Как видно из представленной выше временной раскладки, на стоянках в лесу можно запросто оказаться в 18 часов. Таким образом, путь из Москвы до Классических стоянок занимает 10 часов. Представляете, всего за 10 часов вы переходите в другое измерение! Опьяняющий воздух, хрустальный ручей, снежные шапки вершин, просвечивающие сквозь зелень берез, тишина и покой. И нет вам никакого финансового кризиса, политической грязи на телеэкране, толкотни в метро и гадких пробок на улицах.

Как ходят перевал Моминг

Теперь непосредственно о прохождении нашего Ци-Це. Перевал Моминг (3777 м) расположен в северном гребне-отроге главного хребта Валлиских Альп, отходящим от него у вершины Tete de Valpelline. В этом разветвленном гребне выделяются пики Дан Бланш (Dent Blanche, 4357 м) и Вейссхорн (Weisshorn, 4506 м). Оледенение здесь значительное, напоминающее районы Центрального Приэльбрусья. Одно из понижений между вершинами Цинальротхорн (Zinalrothorn, 4221 м) на юге и Вейссхорном на севере и есть перевал Моминг. (Строго говоря, наш перевал ограничивают вершинки Северный (3863) и Южный (3963) Моминг). Его седловина самая простая на многокилометровом гребневом отрезке. Уточним, что «простая» - относительно соседних перевалов, но при этом самая выразительная, приковывающая взгляды любого путешественника, оказавшегося в этом районе.

Путь из долины к подножью Ци-Це идет от Классических стоянок по левой тропе от развилки у деревянного моста с общим направлением на восток в сторону горного приюта Ар Питетта (Ar Pitetta, 2786 м). Дорога до этой хижины мимо озера с тем же названием (2230 м) занимает 2,5 – 3 часа. Ночевка c полупансионом в приюте Клуба альпинистов Швейцарии ( CAS ) стоит около 50 USD. От приюта перевал Моминг предстоит во всей своей красе как логичный путь из огромного цирка одноименного ледника на восток. Ледник спадает с северных склонов Цинальротхорна многоступенчатым широким ледопадом. Нижняя его ступень по-видимому обходится с юга по дуге под склонами вершины Бессо (Besso). Большая фирновая горизонтальная терраса соединяет основание верхней ступени ледопада, что прямо под взлетом Ци-Це, со снежными полями над нижней ступенью. Прохождение верхней ступени с нависающими сераками потенциально лавиноопасно и может потребовать разведки. Набор высоты на этом участке 250 м при средней крутизне 45°. Затем предстоит подъем по наклонному плато под взлет последний для опытного туриста не должен представлять принципиальных сложностей (150 м х 40-45°).

По нашим оценкам подъем на седловину от приюта может занять 7-10 часов, спуск на восток еще добавит около 5 часов. Сложно и долго. Нужен полный набор бивачного снаряжения, ибо погода в этих местах после обеда может развернуться на 180 градусов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Специальное зимнее снаряжение

Не ставя себе цель подробно рассказать об устройстве и технических характеристиках всего альпинистского снаряжения, вкратце назову что есть что....

News image

Предупреждение пищевых отравлений в туристическом поход

В туристическом походе вопрос гигиены звучит особенно остро. Чтобы избежать желудочных расстройств, которые в походе могут закончиться плачевно, при...

Летнее снаряжение:

News image

Как выбрать палатку

Теперь давайте поговорим о том, на что следует обращать внимание при выборе палатки. 1. Количество спальных мест Если вам нужна палатка на одн...

News image

Как укладывать вещи в рюкзак?

Грамотно упакованный рюкзак немаловажная часть походной жизни. Неправильная упаковка может привести к сильной утомляемости, смещению позвонков и про...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Маршруты за пределами Юго-Восточной Азии

News image

Программа Тайного Меридиана по Южной Америке остается по-прежнему относительно недорогой. Главная часть этой программы проходит ...

Вперед – на Тымерокан

News image

Мои знакомые уверяли меня, что где-то читали, что Тымера с эвенкийского языка переводится как «опасная». А раз мы летим на реку ...

Отчет об авто путешествии

News image

Село Юркино (храм Рождества Христова, XYI века), Иосифо-Волоцкий монастырь («Святой колодец» Иосифа Волоцкого), с. Спирово (...

Монастыри приладожья

News image

Начиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люд...

Зимние походы:

Отчет о зимнем велопоходе по берегу Ледовитого океана

News image

Сказ о походе по Карскому морю В апреле 2007 года при поддержке наших спонсоров, фирмы «Нормал» и авиакомпании «Аэрофлот Норд...

А вы любите горы?

News image

Санкт-Петербург - Новороссийск и обратно. После двух лет поездок на море на машине стал накапливаться какой-то опыт, а так же...

Седой Урал, хмурая Тайга

News image

Еще с лета, с теплого и солнечного лета меня преследовала одна навязчивая мысль: мне хотелось в горы. Причем зимой. Я прекрасно ...

Смотритель дома на горе

News image

На южном Урале, на горе Дальний Таганай, среди метелей и туманов стоит дом — старая метеостанция. От Златоуста до неё километров...

Горные походы:

Пикник на обочине

News image

“Целью похода была самая высокая точка хребта Яблоновый, что в Читинской области, – гора Кусотка (Косотуй) 1678 м.”..

Зимний поход в Хибины

News image

ВЕЛИЧИЕ МАЛЕНЬКИХ ГОР Несколько месяцев, начиная с ноября прошлого года, в Ленинском клубе туристов Москвы по вторникам соб...

У каждого своя Победа

News image

Часть 1: Вводная После успешного опыта на Ленина и Корженевской следующим логичным шагом было бы посещение Иныльчека, что я и...

Впечатления новичка

News image

В электричке получаю номер и предупреждение о том что я заблужусь, да я и сам знаю: в отличие от Дмитриевской сотни, вторая поло...

Велопоходы:

Знакомство с финской Карелией

News image

Всё похоже на Россию — только, всё же, не Россия… Если быть справедливым, то моё знакомство с финской Карелией состоялось не...

Опыт коммерческого велопутешествия

News image

Гарщина… Гарщина и отстой кричали настоящие КАРАВАНщики, когда под шлепки помидоров я отправлялся в коммерческий велотур. ...

Архангельск-Северодвинск-Солза-Кянда-Тамица-Покровское-

News image

Выбор онежского полуострова для очередных покатушек был не случайным. Давно хотелось побывать на Белом море и посмотреть Соловки...

Крым-де-Пелетон

News image

Техника: Горные велосипеды, 2 гибрида/туринга на базе Спутника . Предыстория. АН: Поход на Майские праздники в Крым ст...

Рафтинг для смелых:

На вершину Ямантау

News image

Начальный пункт – ст. Юрюзань, конечный: а) пос. Инзер; б) пос. Тирлянский; в) ст

Вместо Иссык-Куля - БоденЗее, и другая культурная программа

News image

Рекомендуем окрестности и сам городок Meersburg. Кемпинги в наличии. Очень красивая набережная, виноградники Spat - Burgunder, духовой оркестр веч...

Акватрофи-КАРАВАН по р. Зелим

News image

С 6 августа по 22 августа 1998 г. в велоклубе Караван состоялся второй многодневный поход Велосплав-КАРАВАН реке Зелим на Урале. Маршрут сост...

Велопоходы:

Дневка на жемчужине

News image

Дневка на берегу оз.Иссык-Куль. Поездка за водой и в с.Бар-Булак за продуктами Проснулись все равно в 7-30

Караван-Онего

News image

В 2002 году избранный состав КАРАВАНа успешно по частям возвратился из велопохода вокруг Онежского озера. Отрадно отметить, что на части мы и наш...

Kerimäki — идём на восток!

News image

При разработке маршрута своего первого в жизни велопохода, для меня немаловажную роль играла простота схода с маршрута и эвакуации. Именно поэтому я...

Авторизация