Главная - Туризм - Горные маршруты - Перевал Моминг


Перевал Моминг

Туризм - Горные маршруты

перевал моминг

(Col de Moming, ударение на втором слоге), что, возможно, означает разрушенная гора. Перевал поражает своей величественной снежно-ледовой седловиной и могучим ледопадом. Находится он в центральной части Валлиских Альп и соединяет долину Циналь, в верховьях которой расположен тихий, обаятельный поселок с тем же названием, и долину Маттерталь со своей знаменитой столицей Церматт и пиком Маттерхорн. Само собой напрашивается второе название этому перевалу: Ци-Це. Китайцев в нашей команде нет, но дань уважения великой стране надо отдать. Вдруг, лет через двадцать, нам это зачтется.

Как бы перевал ни назывался, нам захотелось его пройти. Прошли. Теперь горим желанием поделиться своими впечатлениями об этом великолепном уголке Европы.

Как туда попасть?

Как увидеть этот чудо-перевал и как к нему добраться? Главное, отбросить стереотип, что Альпы – это далеко и дорого. Поездка в Альпы по цене дешевле, чем тур на поляну Москвина, и сравнима с поездкой Москва-Бишкек-Каракол. Стоимость визы в Швейцарию и авиабилетов до Женевы (680 USD) чуть дешевле, чем стоимость авиаперелета до Бишкека (цена туда и обратно, «Аэрофлот»). Трансфер от Женевы до Циналя через Сьер быстр, безопасен и комфортабелен и по цене примерно такой же, как от Бишкека до Каракола (около 55 USD).

Из Женевы к началу пешей части маршрута – поселку Циналь (Zinal) - можно выехать в день прилета, но можно и повременить. Расскажем, как мы добирались до Циналя в июле 2008 года. Вылет из Москвы в 9-55, приземление в Женеве в 11-30 (везде указано местное время). При этом существует одна тонкость: перевес багажа в рейсах родного «Аэрофлота» до Женевы надо оплачивать из расчета 15 евро за килограмм! Поэтому, если группа идет автономно, т.е. не рассчитывает на ночевки в приютах, хотя бы на части маршрута, разумно покупать некоторые продукты в Швейцарии. Это просто сделать в любом супермаркете практически в каждом поселке. В нашем случае мы провели первый день в Женеве, в центр которой из аэропорта легко добраться на троллейбусе №12. Чтобы купить билеты на городской транспорт, надо заранее побеспокоиться о наличии мелких швейцарских банкнот или монет. Для бюджетных групп рекомендуем останавливаться в общежитии в районе железнодорожного вокзала (см. сайт www.youthhostel.ch ): комнаты на 6-12 человек по 25 USD за ночь, включая завтрак и бесплатный проезд по городу на общественном транспорте. Уютная, домашняя Женева стоит того, чтобы там немного задержаться!

Итак, на второй день берем билет на ж/д вокзале сразу до Циналя и садимся на поезд Женева-Висп (Visp) в 10-36. Эта поездка сама по себе маленький праздник: огромные чистые окна вагонов открывают просторы Женевского озера. Быстро приближаются снежные горы, в районе Монтре у берега озера можно увидеть старинный Шильонский замок и далее - знаменитая долина Роны. В Сьере (Sierre) надо поторопиться пересесть на автобус «La Poste», который отходит через 6 минут после остановки поезда, в 12-40 путь от платформы до остановки «La Poste» не более пары минут. Все рядом и очень удобно. Если прямого автобуса до Циналя нет, то от Сьера можно доехать до местечка Vissoie и там уже пересесть на автобус до нужной остановки. Подъем серпантином по горной дороге менее чем за час приводит к конечной станции. В 13-42 мы на месте – в тихой чудной альпийской деревне Циналь на высоте (Н) 1675 метров. Здесь есть все, что надо: банки, магазины, множество миниотелей, расположенных в домах типа шале. Газ можно купить как здесь, так и в Женеве.

Вернемся к варианту заезда в Циналь без ночевки в Женеве. Прибыв в Женеву, можно сразу сесть в аэропорту на поезд и тут же выехать в сторону Виспа, например в 12-47. Поезда ходят каждые полчаса, автобус Сьер-Циналь значительно реже (7-8 рейсов в день, последний уходит в 18-45). Через 2 часа группа уже в Сьере и может посвятить около часа на закупку всего недостающего в 15-30 садимся на автобус. Еще через час начинается самое главное - поход!

Подходы

От автобусной остановки вверх по долине вдоль поселка надо пройти 1,5 км по автодороге до моста на левый берег реки Нависенс (La Navisence), берущей начало на юге из ледника Циналь. Далее вверх автомобильное движение запрещено, хотя грунтовка идет до приюта Petit Mounte на высоте 2142 м. Мы же прошли путь по этой дороге до слияния рек Нависенс и Моминг за полтора часа. Здесь следует перейти по деревянному мосту на правый берег потока выше стрелки. За мостом развилка. Если пойти по правой тропе, то через несколько минут, углубившись в лесок справа по ходу, можно найти удивительно тихое, чистое, а, главное, безлюдное место для ночевки. Прозрачный горный поток рядом, но при этом он не мешает своим грохотом. Назовем эти стоянки Классическими (Н=1920).

Как видно из представленной выше временной раскладки, на стоянках в лесу можно запросто оказаться в 18 часов. Таким образом, путь из Москвы до Классических стоянок занимает 10 часов. Представляете, всего за 10 часов вы переходите в другое измерение! Опьяняющий воздух, хрустальный ручей, снежные шапки вершин, просвечивающие сквозь зелень берез, тишина и покой. И нет вам никакого финансового кризиса, политической грязи на телеэкране, толкотни в метро и гадких пробок на улицах.

Как ходят перевал Моминг

Теперь непосредственно о прохождении нашего Ци-Це. Перевал Моминг (3777 м) расположен в северном гребне-отроге главного хребта Валлиских Альп, отходящим от него у вершины Tete de Valpelline. В этом разветвленном гребне выделяются пики Дан Бланш (Dent Blanche, 4357 м) и Вейссхорн (Weisshorn, 4506 м). Оледенение здесь значительное, напоминающее районы Центрального Приэльбрусья. Одно из понижений между вершинами Цинальротхорн (Zinalrothorn, 4221 м) на юге и Вейссхорном на севере и есть перевал Моминг. (Строго говоря, наш перевал ограничивают вершинки Северный (3863) и Южный (3963) Моминг). Его седловина самая простая на многокилометровом гребневом отрезке. Уточним, что «простая» - относительно соседних перевалов, но при этом самая выразительная, приковывающая взгляды любого путешественника, оказавшегося в этом районе.

Путь из долины к подножью Ци-Це идет от Классических стоянок по левой тропе от развилки у деревянного моста с общим направлением на восток в сторону горного приюта Ар Питетта (Ar Pitetta, 2786 м). Дорога до этой хижины мимо озера с тем же названием (2230 м) занимает 2,5 – 3 часа. Ночевка c полупансионом в приюте Клуба альпинистов Швейцарии ( CAS ) стоит около 50 USD. От приюта перевал Моминг предстоит во всей своей красе как логичный путь из огромного цирка одноименного ледника на восток. Ледник спадает с северных склонов Цинальротхорна многоступенчатым широким ледопадом. Нижняя его ступень по-видимому обходится с юга по дуге под склонами вершины Бессо (Besso). Большая фирновая горизонтальная терраса соединяет основание верхней ступени ледопада, что прямо под взлетом Ци-Це, со снежными полями над нижней ступенью. Прохождение верхней ступени с нависающими сераками потенциально лавиноопасно и может потребовать разведки. Набор высоты на этом участке 250 м при средней крутизне 45°. Затем предстоит подъем по наклонному плато под взлет последний для опытного туриста не должен представлять принципиальных сложностей (150 м х 40-45°).

По нашим оценкам подъем на седловину от приюта может занять 7-10 часов, спуск на восток еще добавит около 5 часов. Сложно и долго. Нужен полный набор бивачного снаряжения, ибо погода в этих местах после обеда может развернуться на 180 градусов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Список личных вещей и снаряжения для зимнего похода

Вещи и снаряжение для зимнего похода гораздо тяжелее, специфичнее и существенно дороже, чем для летнего. Многое пришло в туризм из альпинизма, где в...

News image

Специальное снаряжение в лыжном походе

Лыжи - самое специальное снаряжение для лыжных походов. Туристские лыжи бывают окантованные ( тиса , бескид ) и неокантованные ( дрова ). Турис...

Летнее снаряжение:

News image

Рюкзаки

Такой сложный вопрос как выбор рюкзака для многих определяется рядом факторов: мнением знакомых, рекламой, стоимостью, собственным опытом и ещё чем ...

News image

Тепловой баланс и температурные режимы спальных мешков

European Outdoor Group Наука давно проникла во все области человеческой деятельности и, конечно, в отрасль разработки и производства снаряжения дл...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Персонал обслуживающий охотников

News image

В Киргизии как правило во время охоты охотников обслуживает следующее количество людей. Во время радиальных выходов. Прово...

Отчет о пешеходном туристском походе второй категории с

News image

Руководитель группы:Добровольский Александр Вячеславович Содержание: Паспорт маршрута Краткая характеристика района пу...

Зачем мы едем в джунгли

News image

сидячий образ жизни... независимо от родства и систематического положения приводит к формированию сходных черт строения – тело п...

Путешествие в Узбекистан

News image

В Узбекистан хотелось давно, но в Новосибирске турами в Среднюю Азию не занимаются, так как считают что это не безопасно. Че...

Зимние походы:

Евгений Чучин: рассказы о походах

News image

Среди  людей,  общающихся  с  природой  в свободное время,можно выделить слелующие типы:  1)  Туристы.  Люди  чрезвычайножад...

Смотритель дома на горе

News image

На южном Урале, на горе Дальний Таганай, среди метелей и туманов стоит дом — старая метеостанция. От Златоуста до неё километров...

Алтай или я снова хочу в прекрасную Азию

News image

Рассказ о том, как это все происходило глазами организатора. Встреча с Алтаем всегда как-то оттягивалась, по разным причинам,...

Отчет о горном походе по Алтаю 2-й категории сложности

News image

Нитка маршрута: Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к) - дол. р. Аккем - оз

Горные походы:

Лыжный марафон Финская лыжня

News image

Л.Л.: Желание попасть в Финляндию на знаменитый лыжный марафон появилось у меня еще года два назад, когда мне, человеку далекому...

Отчет о зимнем походе на Приполярный Урал

News image

Часть I, картографическая. 1. Схема региона и нашего с Митянькой по нему путешествия. Для любопытных

Как мы прошли перевал Моминг

News image

Из фотоматериалов и карты видно, что прохождение ледопада не обязательно, если под взлет Ци-Це спуститься с северного плеча Цина...

Впечатления новичка

News image

В электричке получаю номер и предупреждение о том что я заблужусь, да я и сам знаю: в отличие от Дмитриевской сотни, вторая поло...

Велопоходы:

Как я ездил в однодневный поход с ночевкой с Экскурсио

News image

Однажды рано утром (то есть еще до 12) у меня все началось хорошо: в воскресенье не на шутку распогодилось и сравнительно неболь...

Ruunaan retkeilyalue — Lieksa

News image

Lieksassa, Pielisen rantamilla ja vaarojen katveessa - ovat vuosisatojen ajan kohdanneet itä ja länsi sekä luonto...

Велопоход

News image

Вторник 22.07 103.5 км (грунтовка) Дорога от Першлахты до Филлиповского была очень изматывающая. Сплошные подъемы и спуски...

Отчет о походе

News image

1) Киргизию можно рекомендовать как исключительно удачный регион для совершения походов практически сколь угодно большой трудно...

Рафтинг для смелых:

Паводковые реки подмосковья для начинающих

News image

Этот текст посвящен вопросу, на который мне, признаться, уже несколько надоело отвечать: - Куда сводить группу начинающих на паводок на выходные...

Отчет о парусно-туристическом походе по БАЛТИЙСКОМУ морю НА КАТАМАРАНАХ «Ветер» и «Мечтатель» ПО МАР

News image

Составил Бойков Алексей, капитан катамарана М388 МЕЧТАТЕЛЬ (frecap@mail.ru). в тесном соавторстве с Веселухой Галиной. ЭкипажИ Катамаран «М...

Рафтинг в Карелии

News image

Карелия – это тот уникальный заповедный край, которому сама природа подарила всё необходимое для активного отдыха. Карелия обладает множеством р...

Велопоходы:

Тянь-Шань – Киргизия

News image

Маршрут: Сосновка - пер.Тео-Ашуу по старой дороге (3590 м) - пер.Ала-Бель (3176 м)-Токтогул - Торкент - пер.Тудзу-Суу (2000 м) - пер

Знакомство с финской Карелией

News image

Всё похоже на Россию — только, всё же, не Россия… Если быть справедливым, то моё знакомство с финской Карелией состоялось несколькими годами ран...

Караван-Онего

News image

В 2002 году избранный состав КАРАВАНа успешно по частям возвратился из велопохода вокруг Онежского озера. Отрадно отметить, что на части мы и наш...

Авторизация