Главная - Туризм - Горные маршруты - Перевал Моминг


Перевал Моминг

Туризм - Горные маршруты

перевал моминг

(Col de Moming, ударение на втором слоге), что, возможно, означает разрушенная гора. Перевал поражает своей величественной снежно-ледовой седловиной и могучим ледопадом. Находится он в центральной части Валлиских Альп и соединяет долину Циналь, в верховьях которой расположен тихий, обаятельный поселок с тем же названием, и долину Маттерталь со своей знаменитой столицей Церматт и пиком Маттерхорн. Само собой напрашивается второе название этому перевалу: Ци-Це. Китайцев в нашей команде нет, но дань уважения великой стране надо отдать. Вдруг, лет через двадцать, нам это зачтется.

Как бы перевал ни назывался, нам захотелось его пройти. Прошли. Теперь горим желанием поделиться своими впечатлениями об этом великолепном уголке Европы.

Как туда попасть?

Как увидеть этот чудо-перевал и как к нему добраться? Главное, отбросить стереотип, что Альпы – это далеко и дорого. Поездка в Альпы по цене дешевле, чем тур на поляну Москвина, и сравнима с поездкой Москва-Бишкек-Каракол. Стоимость визы в Швейцарию и авиабилетов до Женевы (680 USD) чуть дешевле, чем стоимость авиаперелета до Бишкека (цена туда и обратно, «Аэрофлот»). Трансфер от Женевы до Циналя через Сьер быстр, безопасен и комфортабелен и по цене примерно такой же, как от Бишкека до Каракола (около 55 USD).

Из Женевы к началу пешей части маршрута – поселку Циналь (Zinal) - можно выехать в день прилета, но можно и повременить. Расскажем, как мы добирались до Циналя в июле 2008 года. Вылет из Москвы в 9-55, приземление в Женеве в 11-30 (везде указано местное время). При этом существует одна тонкость: перевес багажа в рейсах родного «Аэрофлота» до Женевы надо оплачивать из расчета 15 евро за килограмм! Поэтому, если группа идет автономно, т.е. не рассчитывает на ночевки в приютах, хотя бы на части маршрута, разумно покупать некоторые продукты в Швейцарии. Это просто сделать в любом супермаркете практически в каждом поселке. В нашем случае мы провели первый день в Женеве, в центр которой из аэропорта легко добраться на троллейбусе №12. Чтобы купить билеты на городской транспорт, надо заранее побеспокоиться о наличии мелких швейцарских банкнот или монет. Для бюджетных групп рекомендуем останавливаться в общежитии в районе железнодорожного вокзала (см. сайт www.youthhostel.ch ): комнаты на 6-12 человек по 25 USD за ночь, включая завтрак и бесплатный проезд по городу на общественном транспорте. Уютная, домашняя Женева стоит того, чтобы там немного задержаться!

Итак, на второй день берем билет на ж/д вокзале сразу до Циналя и садимся на поезд Женева-Висп (Visp) в 10-36. Эта поездка сама по себе маленький праздник: огромные чистые окна вагонов открывают просторы Женевского озера. Быстро приближаются снежные горы, в районе Монтре у берега озера можно увидеть старинный Шильонский замок и далее - знаменитая долина Роны. В Сьере (Sierre) надо поторопиться пересесть на автобус «La Poste», который отходит через 6 минут после остановки поезда, в 12-40 путь от платформы до остановки «La Poste» не более пары минут. Все рядом и очень удобно. Если прямого автобуса до Циналя нет, то от Сьера можно доехать до местечка Vissoie и там уже пересесть на автобус до нужной остановки. Подъем серпантином по горной дороге менее чем за час приводит к конечной станции. В 13-42 мы на месте – в тихой чудной альпийской деревне Циналь на высоте (Н) 1675 метров. Здесь есть все, что надо: банки, магазины, множество миниотелей, расположенных в домах типа шале. Газ можно купить как здесь, так и в Женеве.

Вернемся к варианту заезда в Циналь без ночевки в Женеве. Прибыв в Женеву, можно сразу сесть в аэропорту на поезд и тут же выехать в сторону Виспа, например в 12-47. Поезда ходят каждые полчаса, автобус Сьер-Циналь значительно реже (7-8 рейсов в день, последний уходит в 18-45). Через 2 часа группа уже в Сьере и может посвятить около часа на закупку всего недостающего в 15-30 садимся на автобус. Еще через час начинается самое главное - поход!

Подходы

От автобусной остановки вверх по долине вдоль поселка надо пройти 1,5 км по автодороге до моста на левый берег реки Нависенс (La Navisence), берущей начало на юге из ледника Циналь. Далее вверх автомобильное движение запрещено, хотя грунтовка идет до приюта Petit Mounte на высоте 2142 м. Мы же прошли путь по этой дороге до слияния рек Нависенс и Моминг за полтора часа. Здесь следует перейти по деревянному мосту на правый берег потока выше стрелки. За мостом развилка. Если пойти по правой тропе, то через несколько минут, углубившись в лесок справа по ходу, можно найти удивительно тихое, чистое, а, главное, безлюдное место для ночевки. Прозрачный горный поток рядом, но при этом он не мешает своим грохотом. Назовем эти стоянки Классическими (Н=1920).

Как видно из представленной выше временной раскладки, на стоянках в лесу можно запросто оказаться в 18 часов. Таким образом, путь из Москвы до Классических стоянок занимает 10 часов. Представляете, всего за 10 часов вы переходите в другое измерение! Опьяняющий воздух, хрустальный ручей, снежные шапки вершин, просвечивающие сквозь зелень берез, тишина и покой. И нет вам никакого финансового кризиса, политической грязи на телеэкране, толкотни в метро и гадких пробок на улицах.

Как ходят перевал Моминг

Теперь непосредственно о прохождении нашего Ци-Це. Перевал Моминг (3777 м) расположен в северном гребне-отроге главного хребта Валлиских Альп, отходящим от него у вершины Tete de Valpelline. В этом разветвленном гребне выделяются пики Дан Бланш (Dent Blanche, 4357 м) и Вейссхорн (Weisshorn, 4506 м). Оледенение здесь значительное, напоминающее районы Центрального Приэльбрусья. Одно из понижений между вершинами Цинальротхорн (Zinalrothorn, 4221 м) на юге и Вейссхорном на севере и есть перевал Моминг. (Строго говоря, наш перевал ограничивают вершинки Северный (3863) и Южный (3963) Моминг). Его седловина самая простая на многокилометровом гребневом отрезке. Уточним, что «простая» - относительно соседних перевалов, но при этом самая выразительная, приковывающая взгляды любого путешественника, оказавшегося в этом районе.

Путь из долины к подножью Ци-Це идет от Классических стоянок по левой тропе от развилки у деревянного моста с общим направлением на восток в сторону горного приюта Ар Питетта (Ar Pitetta, 2786 м). Дорога до этой хижины мимо озера с тем же названием (2230 м) занимает 2,5 – 3 часа. Ночевка c полупансионом в приюте Клуба альпинистов Швейцарии ( CAS ) стоит около 50 USD. От приюта перевал Моминг предстоит во всей своей красе как логичный путь из огромного цирка одноименного ледника на восток. Ледник спадает с северных склонов Цинальротхорна многоступенчатым широким ледопадом. Нижняя его ступень по-видимому обходится с юга по дуге под склонами вершины Бессо (Besso). Большая фирновая горизонтальная терраса соединяет основание верхней ступени ледопада, что прямо под взлетом Ци-Це, со снежными полями над нижней ступенью. Прохождение верхней ступени с нависающими сераками потенциально лавиноопасно и может потребовать разведки. Набор высоты на этом участке 250 м при средней крутизне 45°. Затем предстоит подъем по наклонному плато под взлет последний для опытного туриста не должен представлять принципиальных сложностей (150 м х 40-45°).

По нашим оценкам подъем на седловину от приюта может занять 7-10 часов, спуск на восток еще добавит около 5 часов. Сложно и долго. Нужен полный набор бивачного снаряжения, ибо погода в этих местах после обеда может развернуться на 180 градусов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Бизнес план прокат инвентаря.

Зимнее снаряжение:

News image

Зимнее туристическое снаряжение для активных туров

Этот список снаряжения является результатом многих и многих походов, и придерживаться его очень желательно. Если вы планируете не брать какие-либо и...

News image

Выбор сноуборда. Что стоит знать, виды сноубордов, типы

Правильный выбор сноуборда - очень важное и, наверное, первое дело при планировнаии вашего зимнего отдыха или просто путешествий. Сноубординг дар...

Летнее снаряжение:

News image

Виды палаток

Как показывает опыт, палатку можно ставить не везде. Даже если продавцы в магазине говорят вам совершенно противоположное. Для того, чтобы не попаст...

News image

Выбор спального мешка

Этот информационный листок был предоставлен EOG, с целью проинформировать потребителя о новом стандарте EN 13537 относительно температурных параметр...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Заповедники и национальные парки России

News image

На сегодняшний день на всей территории России, от заполярного круга до субтропиков, во всех природных зонах 70 субъектов Федерац...

Лошади

News image

Все лошади в горах Киргизии не большие но чрезвычайно выносливые. Многие называют их Киргизкой породы, так как в основном их р...

Отчет об авто путешествии

News image

Село Юркино (храм Рождества Христова, XYI века), Иосифо-Волоцкий монастырь («Святой колодец» Иосифа Волоцкого), с. Спирово (...

«Spa-салон» в окружении вулканов

News image

Из заказника на «вахтовке» мы переезжаем в поселок Паужетка, который расположен в месте выхода многочисленных паро - и гидротерм...

Зимние походы:

Апрельское Заполярье

News image

Данный тур комбинирует в себе зимний туристический поход на снегоступах и зимнее альпинистское восхождение начального уровня. Ид...

А вы любите горы?

News image

Санкт-Петербург - Новороссийск и обратно. После двух лет поездок на море на машине стал накапливаться какой-то опыт, а так же...

Смотритель дома на горе

News image

На южном Урале, на горе Дальний Таганай, среди метелей и туманов стоит дом — старая метеостанция. От Златоуста до неё километров...

Лыжный траверс центрального Хамар-Дабана

News image

Идея Командир в течение нескольких лет болел мыслью пройти траверс центральной части Хамар-Дабана, да не с кем было. И вот в ...

Горные походы:

О не случайности случайностей

News image

Сейчас, собираясь в дорогу, я уже точно знаю, что, если бы всё происходило так, как запланировал, то и не стоило бы выходить из ...

Как мы покоряли Альпы

News image

Участники - Воликов Константин, Гоголинский Кирилл, Перегудов Дмитрий АК МИФИ. Все решения принимали единогласно, никто никем не...

Пикник на обочине

News image

“Целью похода была самая высокая точка хребта Яблоновый, что в Читинской области, – гора Кусотка (Косотуй) 1678 м.”..

Путешествие по Европе: Чертов мост. Семейное восхождени

News image

Восхождение на Маттерхорн я начал планировать сразу, как только мы с женой решили поехать в гости к нашим родственникам и друзья...

Велопоходы:

Вдоль Пинеги

News image

Велопоход на тандеме 24 июля – 8 августа 2006 г. Всего 833 км Маршрут: Ядриха (Котлас) – Двинской – Ламбас – Согра –...

Велопоход в Испанию

News image

Сколько живу на свете, всегда на ноябрьские праздники решал проблему: куда поехать? На Север в поисках первого снега? Так там де...

Велопоход по ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ

News image

Инта – р. Кожим - р. Балбанью – оз. Б

Отчет о велопоходе

News image

Изменения маршрута п осравнению с заявленным: коснулись следующих участков: Между зимовкой Карабулак и поселком Акеспе предполаг...

Рафтинг для смелых:

На Кавказ ездить можно и нужно

News image

Водный поход Привет, друзья-пилигримовцы, Я вернулся с Кавказа и хочу рассказать об этом вам. Наверное, описание будет несколько сумбурным...

Река Инзерь

News image

Целый год мы собирались на этот долгожданный сплав, ходили в СЮН практически на каждое занятие, и вот наконец настал этот момент... Наш первый сплав

Вместо Иссык-Куля - БоденЗее, и другая культурная программа

News image

Рекомендуем окрестности и сам городок Meersburg. Кемпинги в наличии. Очень красивая набережная, виноградники Spat - Burgunder, духовой оркестр веч...

Велопоходы:

SARDEGNA BELLA

News image

Сардиния действительно красива. Она похожа и не похожа на другие средиземноморские курорты. Похожесть – очевидна. Необыкновенного цвета вода в залив...

Походец по северо-восточному и северному берегам Ладожского

News image

В начале 2003 года у меня вместе с друзьями из московского клуба КАРАВАН появилась идея провести совместный походик по берегам Ладожского озера. Что...

Дорога на Hatunkylä и Сергей Дудко

News image

Для того, чтобы действительно стать дороги м гостем, необходимо направить свои колёса как можно дальше от очагов массового туризма и … ездить неб...

Авторизация