Главная - Зимнее снаряжение - География лыжного туризма


География лыжного туризма

Туристическое снаряжение - Зимнее снаряжение

география лыжного туризма

Вывод первый и самый главный: широка страна моя родная, а обитаемый, и тем паче, необитаемый мир - еще шире. Вывод второй: жизни человеческой не хватит, чтобы побывать во всех интересных районах.

Теперь, вооруженные этими выводами, перейдем к практическим рекомендациям.

Рекомендации мои будут иметь силу для жителей европейской части России. Просто потому, что жителям славного города Иркутска или не менее прекрасного города Красноярска добраться до тех же Хибин лишь немногим проще, чем до Луны, а вот Саяны - под боком, родные. Что ж, надеюсь, что у вас хватит своей смекалки правильно интерпретировать мои советы, оттолкнувшись от собственных географических координат, а также личных амбиций, финансовых возможностей и запредельных мечтаний.

Итак, вы - житель Петербурга, Москвы, Нижнего etc. (расставить в нужной последовательности). Вы ходили на лыжах в ПВД (походы выходного дня, в простонародии именуемые пьянкой на природе, в отдельных случаях - тренировкой), и в общих чертах представляете, что лыжи - это не две доски, а целый комплекс мероприятий. Допустим, у вас есть соратники по туристскому клубу, или просто компания друзей, разделяющих увлечение угрюмой зимней природой. В самом крайнем случае, вы уже прочитали книгу Наоми Уэмура Один на один с Севером , и готовы отправиться в одиночку хоть в адово пекло. Замечательно.

С чего же, кроме адова пекла, начать свою лыжно-походную биографию? По глубокому убеждению автора, для начала надо постичь таежные азы. В переводе на язык выше вымученных абзацев, первый (е) лыжные походы должны проходить по равнинным таежным территориям: Ленинградской области, Карелии, Архангельской области и т.п. Почему? Ответ прост - потому, что если человек не уверен в том, что при наличии спичек и приобретенных знаний он выживет в ЛЮБЫХ условиях в лесной зоне, ему нечего делать в лыжной шестерке в Забайкалье или на хребте Сунтар-Хаята. Об этих навыках мы подробно еще поговорим, но приобретать их надо в 10 км от ближайшего ларька, однозначно , как говорил один популярный политик. Поход 1 категории сложности по Карелии, с ее неустойчивой погодой, надоевшей тропежкой, однообразной местностью и т.п. через несколько лет позволит вам вдруг почувствовать, что дойти сегодня к ночи до трассы БАМа - реально; что третьи сутки пурги - просто повод хорошо выспаться; что напилить вдвоем без смены дрова на всю ночь для печки - это легкая вечерняя зарядка по сравнению со всем остальным.

Очень удачно, если подобный поход вы смогли совершить в рождественские каникулы. Еще лучше, если вы - студент (а сессию сдали досрочно, вот и смогли сходить на недельку в начале января), и после этого у вас есть еще свободное время на стыке января и февраля. Впрочем, - какие наши годы? Никто не запрещает в один год сходить первый поход, на следующий - второй… Автор этих строк однажды совершил 13 больших походов за год (само собой, не только лыжных), и понял, что ЗРЯ терял это время… Но это тема для не слишком трезвых философских бесед, место которым, возможно, найдется лишь в самом-самом конце нашего повествования.

Итак, после равнинной таежной единички хорошо бы перейти к более сложному рельефу. Или просто к большим амплитудам высот. Для жителей Питера и Москвы - это низкогорья Кольского полуострова: Колвицкие Тундры и т.п. Пусть это будет снова единичка , но зато какая! Это уже Север с большой буквы. Но всюду пока изобилие дров, горная техника не требуется, до населенки в случае чего не больше 1-2 дней пути.

Третий этап - выход в настоящие горы, в поход второй категории сложности. Хибины или Русская Лапландия подходят как нельзя лучше. Наш гипотетический студент в силах отправиться туда в марте в тот же год, ну, а честный гражданин может потратить на этот путь целых три года своей жизни. Или вовремя понять, что это ему вовсе не нужно.

В этом походе уже будут перевалы, где придется карабкаться в кошках по обледенелым склонам, думать о лавиноопасности, прикидывать возможность дневного перехода данной группы от леса до леса. Возможно, придется пурговать в долине в ожидании хоть какой-то приемлемой погоды. В случае с Хибинами перевалы могут быть до 1Б к.тр. (типа Северного Чоргорра). Этот поход неизбежно станет решающим: некоторый процент его участников дальше не пойдет, остановившись на достигнутом. Оно и к лучшему: дальше будет только хуже.

Поход третьей категории сложности следующей зимой может пройти в более удаленном районе. Отличный вариант - Кузнецкий Алатау. Простые подъезды (либо поездом для студентов , либо самолетом для остальных ), ночлеги пока еще в лесной зоне в шатре с печкой. Глубокое тропление лыжни, которое уже не вызывает паники и ощущения безысходности. И - чувство выхода на новый уровень!

Вместо Кузнецкого Алатау вполне можно сходить и на Приполярный Урал, но нормальные маршруты там начинаются все-таки с четверки , поэтому придется прибиваться к другой компании или еще что-то изобретать.

Тут надо оговориться: можно сходить единичку на Кодаре, можно пятерку на Кольском полуострове. Но логика маршрута будет утеряна. В первом случае это будет фактически подъем по одной долине, простой перевал и спуск обратно к БАМу по другой; во втором поход пройдет под лозунгом: Где бы тут еще веревки повесить? . О втором автор может говорить с уверенностью, поскольку руководил подобным мероприятием 11 лет назад. Кстати, тогда нам это нравилось.

Итак, пытаясь быть логичным, посоветую тройку на Кузнецком Алатау. Если совсем нет времени или средств - дежурный Кольский. Есть еще немного стремный вариант тройки на Полярном Урале в районе Рай-Иза или Пайера. Не стоит отправляться в горную тундру, если ни у кого из группы нет тундрового опыта.

Чем выше категория сложности похода и больше опыт его участников, тем шире распахиваются просторы. Итак, четверки . Для Кольского это верхний предел логичного маршрута. Для Приполярного Урала это самое оно . Это уже Алтай, уже Восточный Саян, просто отличный вариант для Хамар-Дабана, Западного Саяна… Можно пробовать свои силы в чисто тундровых районах.

С пятерками начинаются обратные проблемы: уже не все районы подходят для столь высокой категории сложности. Но все же, вне пределов Европейской части России большинство горных районов позволяют проводить именно пятерки .

Участники шестерок вряд ли нуждаются в моих рекомендациях




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Список личных вещей и снаряжения для зимнего похода

Вещи и снаряжение для зимнего похода гораздо тяжелее, специфичнее и существенно дороже, чем для летнего. Многое пришло в туризм из альпинизма, где в...

News image

Как выбрать горнолыжное снаряжение

Горнолыжного снаряжения сейчас очень много разного и везде. Казалось бы, подобная ситуация должна радовать всех горнолыжников. Вот заходишь ты в маг...

Летнее снаряжение:

News image

Укладка рюкзака: как правильно укладывать вещи в рюкзак

Упаковка рюкзака – дело настолько непростое, что в туризме существует несколько разных школ этого процесса. Мы с вами рассмотрим один из самых распр...

News image

Типы рюкзаков

Мягкий рюкзак Так называют рюкзаки, которые не имеют никаких жестких элементов каркаса. По объему это могут быть как очень большие, так и совсем ...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Вперед к Кайлашу…

News image

Новый день… я полон ожиданий и в боевом настрое мы завтракаем все теми же лепешками так как основная провизия уже в джипе и ...

Конный тур по озерам Марийского края

News image

Первый день 2 августа Поезд № 54 Москва – Чебоксары прибыл в г. Чебоксары (г. Шупашкар – 534 года) в 8.00

Река Мрас-Су

News image

Протяженность сплава - 220 км. Сезонность-июнь - август. Категория сложности:- III Мрас-Су, левый приток Томи, - одна из наибо...

Отчет об авто путешествии

News image

Село Юркино (храм Рождества Христова, XYI века), Иосифо-Волоцкий монастырь («Святой колодец» Иосифа Волоцкого), с. Спирово (...

Зимние походы:

Евгений Чучин: рассказы о походах

News image

Среди  людей,  общающихся  с  природой  в свободное время,можно выделить слелующие типы:  1)  Туристы.  Люди  чрезвычайножад...

Зимний поход от шеф-повара Дульского

News image

В зимний поход звали меня давно, и почти каждый год. Вот, счастье такое я преступно от себя отталкивал, придумывая внешние и вну...

Отчет о 15-дневном конном походе к высокогорному озеру

News image

УЙМЕНЬ - ЭТО СИЛА!!! И странно и чудно - везде по всему краю хвалят Русский Алтай. И горы-то прекрасны, и недра-то м...

Зимний поход в Карпаты

News image

это очень похоже на наш Новогодный вариант Возникла идея написать отчет о горном зимнем походе по Украинским Карпатам, чтобы бы...

Горные походы:

У каждого своя Победа

News image

Часть 1: Вводная После успешного опыта на Ленина и Корженевской следующим логичным шагом было бы посещение Иныльчека, что я и...

Пеший поход в горы

News image

Примечание. Все географические несовпадения случайны. День первый. Согласно заявленному плану, 10 мая в 9 утра Караван ...

Лыжный марафон Финская лыжня

News image

Л.Л.: Желание попасть в Финляндию на знаменитый лыжный марафон появилось у меня еще года два назад, когда мне, человеку далекому...

Путешествие по Европе: Чертов мост. Семейное восхождени

News image

Восхождение на Маттерхорн я начал планировать сразу, как только мы с женой решили поехать в гости к нашим родственникам и друзья...

Велопоходы:

Велопоход

News image

Вторник 22.07 103.5 км (грунтовка) Дорога от Першлахты до Филлиповского была очень изматывающая. Сплошные подъемы и спуски...

Израиль на велосипеде

News image

Жгучее желание проехать по югу Израиля на велосипеде возникло у меня при первом посещении етой замечательной страны. Так уж вышл...

Отчет о велопоходе

News image

Подробный маршрут: Светогорск — Imatra — 6-й веломаршрут — Rautjärvi — Parikkala — 14-й веломаршрут — Punkaharju — дорог...

Маршрут Все яйлы Крыма

News image

Вступление Идея «звездного похода» в Крым возникла в феврале и после обсуждения с Леней Ливеровским она оформилась в конкретн...

Рафтинг для смелых:

Отчет о водном туристском походе 2 категории сложности (с элементами 5) по рекам Казыр, Томь (Кузнец

News image

Руководитель группы Карташев Я.Ю. Авторы отчета: Карташев Ярослав, Филимонов Григорий. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и...

Ростов-на-Дону – Туапсе

News image

28.07.04 18-45 стартовали из Москвы, поезд Атаман Платов , видимо, борющийся за звание фирменного: проводницы - в форме, очень вежливые, в купе ...

Река Инзерь

News image

Целый год мы собирались на этот долгожданный сплав, ходили в СЮН практически на каждое занятие, и вот наконец настал этот момент... Наш первый сплав

Велопоходы:

SARDEGNA BELLA

News image

Сардиния действительно красива. Она похожа и не похожа на другие средиземноморские курорты. Похожесть – очевидна. Необыкновенного цвета вода в залив...

“Здесь вам не равнина, здесь климат иной”

News image

24 августа –финал подъема - пер.Тонг (4023 м) - спуск с перевала, обход снежников, возвращение на серпантин - спуск к с.Туура-Суу - по асфальтовой т...

Рассказ о семейном авто-вело-путешествии Петербург-Хельсинки

News image

Велосипедная часть - Стокгольм-Осло, 750 км). 2001 год. Пролог или Как всё начиналось Мысль прокатиться на велосипедах по Скандинавии пришла м...

Авторизация