Главная - Разное снаряжение - Принципы работы GPS


Принципы работы GPS

Туристическое снаряжение - Разное снаряжение

принципы работы gps


Не так уж часто сегодня на горной тропе можно встретить человека с GPS-приемником в руках. Но интерес к GPS среди туристов потихоньку растет. А перед тем, как решиться на покупку, хочется больше узнать об использовании приемника в походных условиях. Станет ли он реальным помощником в ориентировании? Или придется выслушивать насмешки друзей и упрекать себя в том, что полторы сотни долларов выброшены на ветер?

Принципы работы GPS изложены довольно ясно в многочисленных статьях. Сравнить разные приемники (и цены) можно на сайтах фирм-продавцов. Нетрудно найти информацию об опыте использования GPS-приемника с портативным компьютером, а также почитать, что думают о GPS те, кто поднимался с ворохом оборудования на Мак-Кинли или пересекал Гренландию. Прочую информацию придется выковыривать по кусочкам из отдельных заметок и форумов. Надеюсь, эта статья поможет туристу, будущему пользователю GPS, сэкономить время.

Сначала рассмотрим несколько обычных ситуаций, в которых может быть полезен GPS-приемник (для краткости я дальше буду называть его просто GPS).

1. Определить расстояние до нужной точки и направление на нее.

Допустим, тропа уходит в лес, в глуши которого находится озеро, а на берегу озера - наша цель. Ведет ли данная тропа к озеру, неизвестно. Может, да, а может, нет.

Идти в густом лесу по компасу, строго придерживаясь одного и того же направления, тяжело (иногда просто невозможно). Возьмем карту, по ней измерим расстояние и азимут до озера от той точки, в которой находимся сейчас. Введем эти данные в GPS, создадим точку (waypoint) Озеро и включим функцию движения к заданной точке (Goto). Теперь, как далеко мы бы ни отклонились от курса, GPS будет показывать направление на точку Озеро и расстояние до нее.

Частный случай: не удается привязаться к карте. Тогда в качестве отправной точки можно выбрать любую другую, привязанную к карте, и уже от нее измерять расстояние и азимут (в навигаторе Garmin eTrex эта функция называется Project).

2. Определить свое местоположение на местности.

Вы находитесь на тропе, видимых ориентиров нет, но есть предыдущие координаты, измеренные по GPS и привязанные к карте (например, место ночевки у слияния двух рек). Нужно определить, сколько вы прошли и где находитесь. Для этого с помощью GPS определите текущие координаты, создайте точку и примените функцию Goto от этой точки к точке, соответствующей месту ночевки. GPS покажет расстояние и азимут. Вам остается отложить на карте расстояние в обратном направлении от места ночевки, и задача решена. Мы использовали GPS таким образом, запутавшись в лесных тропинках на границе Московской и Рязанской областей. GPS помог решить эту проблему.

Ситуации, когда нужно привязаться к карте в отсутствие видимых ориентиров, не так уж редки. В 1999 году на плато горы Спамберга (Сахалин), имея неплохую карту 1 см : 500 м, мы потратили несколько часов, чтобы в тумане, под дождем выйти к нужному краю плато. Будь у нас GPS, дело могло сложиться иначе.

3. Определить точку возврата.

Очень часто в походе необходимо вернуться к нужной точке. Например:

Радиалка . Нужно сходить и вернуться в лагерь.

Разведка. Вернуться к оставленному рюкзаку.

Заброска/закладка. Часть продуктов (а иногда и снаряжения) прячется где-то на маршруте, чтобы забрать их, когда группа будет снова проходить поблизости.

Не всегда можно полагаться на память. Рюкзаки, оставленные среди крупных камней или в таежной глуши ( под большим кедром ), легко потерять, особенно если вы возвращаетесь не по тому пути, по которому шли вначале. Это особенно актуально в одиночных походах, при плохой видимости, при неустойчивой погоде.

Частный случай - запись участка пути (трека, track) во время разведки. Сбившись с пути или сделав кольцо, можно, используя GPS, легко вернуться на тропу. Особенно важно, если тропа малозаметна и/или видимость затруднена.

Еще один пример использования GPS - отметка по ходу движения удобных мест для стоянки, если вы собираетесь возвращаться тем же путем. Мы поступали так во время похода в район Белухи, который связан с цивилизацией (поселком Тюнгур) двумя основными тропами. Мы отметили все стоянки на тропе подъема, чтобы потом, возвращаясь в поселок, знать все возможные варианты для ночевки. На обратном пути, глядя в GPS, мы могли прикинуть: стоит ли разбивать лагерь тут или пройти еще два с половиной километра до следующей удобной поляны?

Есть у GPS функции, достойные упоминания, но польза от них мне кажется сомнительной.

1. Определение высоты своего положения на местности. Относитесь к этой возможности снисходительно (я не говорю сейчас о моделях приемников с барометрическим альтиметром). Конечно, приятно узнать, на какую высоту вы забрались, и сравнить с предыдущими личными рекордами. Однако расхождение между показаниями GPS и высотами, определяемыми по карте, может составлять добрую сотню метров. К сожалению, недорогие GPS определяют высоту с меньшей точностью, чем хотелось бы.

2. Определение темпа движения. С помощью GPS можно оценить среднюю скорость движения по тропе и прикинуть, сколько времени уйдет, чтобы подойти к месту стоянки. Жаль, что понятие средняя скорость весьма условно. Двигаясь вдоль реки, группа может потратить лишние полчаса на обход прижима, образованного недавним обвалом и отсутствующего на самой точной карте. Поэтому особенно полагаться на эту функцию GPS не следует.

3. Использовать GPS вместо компаса неудобно, что бы ни говорили производители. Например, базовая модель eTrex может играть роль компаса только в движении. Брать по нему азимут и вовсе смешно. Лучше пользоваться обычным магнитным компасом, который не оттягивает карман и не зависит от батареек.

Другие функции вроде определения времени восхода и захода солнца, возможно, производят впечатление, но на маршруте практически бесполезны.

Рассмотрим несколько важных вопросов, касающихся использования GPS в походе.

Точность (accuracy) GPS-ориентирования способами, описанными в пунктах 1 и 2, в большей степени зависит от качества карты и вашей аккуратности и в меньшей степени - от самого GPS. Рассуждения о недостаточной точности определения координат, загрублении приемников и т.д. довольно часто можно встретить в Интернете. Это любопытно, однако куда большую погрешность вносят ошибки при вычислении расстояния и азимута по карте с помощью линейки и компаса.

Покидая место ночевки на озере (Катунский хребет, Алтай), мы измерили расстояние (5 км) и азимут до перевала. При выходе в цирк перевала GPS в целом правильно указывал направление на нужную седловину, так что, будь видимость плохой, мы бы могли взойти на перевал, ориентируясь по GPS. На седловине мы сравнили показания GPS с расчетными. Отклонение составило 300 м - немало, хотя приемлемо для нашей цели. Виноват ли GPS? Скорее, проблема была в том, что мы не точно соотнесли его показания с картой.

Повысить точность можно несколькими простыми приемами, известными любому, кто занимается ориентированием. Выбирайте для измерения несколько точек, по возможности сокращайте расстояния, используйте вместо компаса транспортир и старайтесь подобрать крупномасштабные и заслуживающие доверия карты района.

Погодные условия на GPS не влияют. Приемник способен видеть спутники и в туман, и в дождь.

Работа GPS в лесу, в ущелье или в другой местности, где наблюдается дефицит открытого неба, обычно неустойчивая. Чем меньше обзор, тем труднее дается GPS установка связи со спутниками. Если включить прибор в глухой тайге, может ничего не получиться. Однако почти на любом маршруте встречаются поляны с относительно чистым небом. Если GPS один раз зацепился за спутники, то последующая потеря одного-двух не так уж и страшна - возможно, ориентирование даже не прервется.

Сколько нужно батареек - зависит от модели GPS. Фирма Garmin говорит, что ее базовый eTrex может непрерывно работать от двух щелочных батареек более 20 часов. Насколько мне известно, мало кто достигал такого замечательного результата в походной жизни. Купив приемник, сразу переведите его в экономный режим и не держите постоянно включенным - это почти никогда не требуется. Включайте приемник только для того, чтобы записать новую точку, или если GPS действительно нужен для ориентирования (основные случаи описаны в начале статьи). Если вы последуете этому совету, одного комплекта щелочных батареек хватит на 5-7 дней. В первый поход лучше взять дополнительный комплект батареек, потому что некоторое время уйдет на освоение прибора.

Важный вопрос - как хранить и транспортировать GPS. Для приемника нужно купить или сшить чехол. Чехлы, которые предлагают фирмы-продавцы, обычно сделаны из кожи и для похода малопригодны. Под дождем кожа намокает и сушится потом долго. Лучше чехол из синтетического материала. Чехол может скрывать GPS полностью и не иметь пластикового окошка - на деле оно и не нужно. Хорошо, если чехол изнутри выложен чем-то мягким, чтобы не повредить стекло прибора при случайном ударе или падении. На маршруте ремешок от GPS должен быть пристегнут к чехлу через маленький карабин. Тогда, случайно выскользнув из руки, прибор не ударится о камни и не покатится вниз по снежному склону, а повиснет на страховке . Если чехол с прибором висит на шее, он будет болтаться, цепляться за ветки деревьев, мешать при ходьбе. Держать GPS в кармане рюкзака нет смысла - замучаетесь снимать-надевать рюкзак. Не цепляйте GPS к поясу - ухудшите обзор неба, то есть, контакт со спутниками. Лучше прикрепить чехол к лямке рюкзака на уровне немного ниже плеча. Получается маленький съемный карман, из которого GPS можно легко вынуть на ходу.

Если же прибор не нужен, уберите его в рюкзак. Ни к чему также привлекать внимание правоохранительных органов, если только вы не носите в нагрудном кармане разрешение Госсвязьнадзора. Да и батарейки поберечь стоит.

Боится ли GPS воды? Garmin утверждает, что нет. Однако мы не советуем экспериментировать с купанием GPS - погружать его в речку, оставлять на ночь лежащим в траве и т.п. Упакованный в чехол, наш приемник чувствовал себя вполне нормально под дождем, но при первой возможности мы убирали его подальше.

Подведем итог.

Я не отношу себя к слепым почитателям GPS, но еще дальше я от ортодоксов, которые брюзжат, что GPS себя не оправдывает, коль скоро не может заменить компас, карту и мозги. Таким людям я бы хотел напомнить, что время сапог-скороходов и скатертей-самобранок еще не наступило. GPS - не нянька, которая заботливо ведет чайника по маршруту любой сложности. Владелец GPS нуждается в компасе и карте не меньше, чем другие туристы. Без элементарных навыков ориентирования GPS становится симпатичной игрушкой. Если же такие навыки вы уже приобрели, то GPS поможет сэкономить время, правильно расходовать силы на маршруте и ориентироваться в сложных метеоусловиях. При весе в 150 г и цене порядка $170 (в Москве по состоянию на лето 2002 г.) базовая модель приемника Garmin eTrex является хорошим выбором для туриста. Так что берите с собой в горы GPS, и он вас не разочарует.

Вы можете обратить внимание, почему в этой статье не рассматриваются варианты использования GPS с закачанными в него картами. Объяснение простое: недорогие модели GPS такой функции не имеют. А те, что имеют, существенно дороже. На мой взгляд, такое вложение средств (учитывая затраты времени на установку программы, сканирование карты и т.д.) сегодня вряд ли целесообразно, по крайней мере, для походов в Подмосковье и в популярных горных районах. То же касается использования GPS с портативным компьютером.

И самое последнее. Прокладывая маршруты по горным перевалам, любуясь грандиозными водопадами, обнаруживая удобные места для стоянок, не забывайте отмечать точки GPS. Эта информация может пригодиться не только вам, но и тем, кто еще только собирается в поход по вашим следам .

P.S. Автор не имеет никакого отношения к компании Garmin и не рекламирует продукцию этой компании. Модель Garmin eTrex взята в качестве примера как недорогой и доступный в России портативный GPS-приемник




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Зимний туристический поход в горы

Техника передвижения. Движение в походах осуществляется, как правило, по тропам. В горах оно имеет свои особенности. На крутых подъемах длина шага с...

News image

Групповое снаряжение в лыжном походе

Спальный мешок должен быть сделан из легких, дышащих материалов, обеспечивающих определенную температуру комфорта. В зимних путешествиях применя...

Летнее снаряжение:

News image

Палатка

Сейчас лето, пора отпусков, и огромное количество людей отправились путешествовать. Некоторые предпочитают путешествовать при помощи и поддержке тур...

News image

Ваш выбор рюкзака

Итак, вы определились с типом рюкзака. Пусть это будет экспедиционный или штурмовой рюкзак. Теперь нужно выбрать в магазине конкретную модель. Пр...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Смысл жизни – возвращение к своему естеству

News image

Человеческая личность обретает свои лучшие черты и устремления в детстве и юности. Со временем, под гнетом жизненных обстоятельс...

Река Мрас-Су

News image

Протяженность сплава - 220 км. Сезонность-июнь - август. Категория сложности:- III Мрас-Су, левый приток Томи, - одна из наибо...

Река Мрассу

News image

Семеро смелых не считая лодок или 12 дней вниз по реке Что Вы знаете о Горной Шории? Это территория, расположенная на юге ...

Отчет об авто путешествии

News image

Село Юркино (храм Рождества Христова, XYI века), Иосифо-Волоцкий монастырь («Святой колодец» Иосифа Волоцкого), с. Спирово (...

Зимние походы:

Новый Год в Карпатах

News image

Идей и планов по поводу встречи Нового года нет. Под рукой интернет…чего бы мне хотелось? Чего-то яркого, незабываемого… Случа...

Отчет о горном походе по Алтаю 2-й категории сложности

News image

Нитка маршрута: Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к) - дол. р. Аккем - оз

Избушка на горе Дальний Таганай

News image

Лес вокруг изменился до неузнаваемости: ели попадались все чаще невысокие, склоненные ветром и покрытые толстым снежным панцирем...

Отчет о походе по Карпатам в феврале

News image

В феврале 2006 года мы решили в который раз слиться с природой. В качестве полигона были выбраны зимние Карпаты. Зимний поход эт...

Горные походы:

Лыжный марафон Финская лыжня

News image

Л.Л.: Желание попасть в Финляндию на знаменитый лыжный марафон появилось у меня еще года два назад, когда мне, человеку далекому...

Впечатления первопроходца

News image

Выехали очень и очень неспешно – такова была изначальная тактика. Пропускали вперед даже ветеранов, которых мы обычно обгоняем. ...

Как мы покоряли Альпы

News image

Участники - Воликов Константин, Гоголинский Кирилл, Перегудов Дмитрий АК МИФИ. Все решения принимали единогласно, никто никем не...

Зимний поход в Хибины

News image

ВЕЛИЧИЕ МАЛЕНЬКИХ ГОР Несколько месяцев, начиная с ноября прошлого года, в Ленинском клубе туристов Москвы по вторникам соб...

Велопоходы:

Заметки вело байкера

News image

В 2001 году официальное закрытие сезона пришлось на воскресенье 14 октября. Погода слегка подкачала: ночью был небольшой минус,...

Знакомство с финской Карелией

News image

Всё похоже на Россию — только, всё же, не Россия… Если быть справедливым, то моё знакомство с финской Карелией состоялось не...

Валаам без Валаама

News image

Начиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люд...

Отчет о походе Мега-Трофи-КАРАВАН

News image

C 30 апреля по 11 мая 1998 г. велоклуб КАРАВАН провел многодневное Мега-Трофи КАРАВАН по горному Крыму. Что такое Мега-Т...

Рафтинг для смелых:

Каякинг – спорт для смелых

News image

Активные водные виды спорта все больше завоевывают сердца людей во всем мире. И один из наиболее динамично развивающихся видов, в том числе и в ...

Отчет о парусно-туристическом походе по БАЛТИЙСКОМУ морю НА КАТАМАРАНАХ «Ветер» и «Мечтатель» ПО МАР

News image

Составил Бойков Алексей, капитан катамарана М388 МЕЧТАТЕЛЬ (frecap@mail.ru). в тесном соавторстве с Веселухой Галиной. ЭкипажИ Катамаран «М...

Акватрофи-КАРАВАН по р. Угре и р. Жиздре

News image

С 1 мая по 9 мая 1998 г. в велоклубе Караван состоялся первый многодневный поход Акватрофи-КАРАВАН по Подмосковью. Маршрут состоял из двух сп...

Велопоходы:

Впечатления участника вело десанта

News image

Всего четыре дня вело этап и четыре дня вело водный, а впечатлений – выше крыши! Спали некоторые, в том числе и я, поистине в марафонском режиме:...

Вело Питер

News image

Полюс Холода - 2004 Якутск - Чурапча - Хандыга - Тёплый ключ - Кюбюме - Томтор В марте 2004 команда Бивак экстрим прошла на велосипедах от Якутск...

Чехия! Пиво! Велосипед!

News image

Нитка маршрута: С-Петербург - Брест - Warszawa - Wroclaw (ж.д.) Wroclaw - Zabkowice Sl.- Paczkow - Чешская граница - Javornik - Jesenik - Praha (ж

Авторизация