Главная - Туризм - Велопоходы - Возрожденный Арал


Возрожденный Арал

Туризм - Велопоходы

возрожденный арал

Активная часть маршрута: с 3 по 12 октября 2006 (десять ходовых дней)
Преодоленное расстояние: 501,5 км (асфальта не более 40 км)
Группа: A13 Expedition Team
Руководитель группы: Габченко А.В.
Заместитель руководителя: Степанов В.А.

Сведения о районе экспедиции Территория малообжитая. На маршруте встречались редкие населенные пункты сельского типа около пятисот жителей в каждом (например: Акеспе, Акбасты). Застройка аулов рассредоточенная, хаотичная. Улицы не имеют покрытия в большей части занесены песком, для велосипедов труднопроходимы. Поселки электрифицированны.

Вода
В некоторые поселки подведен питьевой водопровод. Но дальние аулы, зимовки и одиноко стоящие дома снабжаются из буровых скважин. В зимний период на побережье моря заготавливается лед, который в погребах хранится до лета. Колодцы, нанесенные на карты, в большинстве случаев пересохли, либо отсутствуют на местности по другим причинам.

Аральское море – прежде один из крупнейших внутриконтинентальных, замкнутых водоемов земного шара. Расположенное в центре среднеазиатских пустынь, на высоте 53 м н.у.м. Аральское море выполняло функции гигантского испарителя. Из него поступало в атмосферу около 60 куб. км воды. До 1960 года Аральское море было четвертым по площади озером мира. В 1963 году уровень воды в водоеме составлял 59-60 метров. Сейчас Аральское море разделено на два автономных водоема: Малый Арал и Большой Арал. По данным 2000 года уровень Малого Арала составлял 39 метров, уровень Большого - 32 метра. Однако после строительства в 2005 году Кокаральской дамбы соединившей полуостров Кокарал с Юго-Восточным побережьем переток воды из малого водоема в большой сократился и стал регулируемым. Сейчас Малый Арал пополняется за счет притока воды из реки Сырдарья. В период проведения экспедиции (октябрь 2006 года) уровень воды в Малом Арале колебался в районе 41,35 метров. Однако известно, что летом 2006 в сельхоз сезон, уровень составлял 41,10 – 41,20 метром. Вода в Арале бессточная, горько-соленая.

Рельеф
Местность на территории холмистая с обрывами по старому берегу моря. Большая часть побережья занята незакрепленными песками, несколько раз встречались наметенные барханы. Такие формируются в основном около препятствий, как например, заросли кустарника или дома, заборы поселков. У самой воды илисто-песчанная смесь, лёс. Основные пути сообщения на пройденной территории, - грунтовые и полевые дороги. Магистрали нанесенные на карты 1980-х – 2000-х годов не соответствуют реальности, либо вообще отсутствуют. В сухое время года (осень, зима) движение на полевых дорогах часто затрудненно песками. Весной грунты размокают, продвижение еще более осложнено.

Климат
Климат резко континентальный с большими колебаниями суточных и сезонных температур. В период проведения экспедиции среднедневная температура колебалась в пределах +25 - +30, ночью: +5 - + 10. Затем северный ветер (более 10м/с) принес резкое похолодание до +7 - +10 днем и около нуля ночью. Зима характеризуется холодной, облачной погодой, частыми туманами. Осадки в виде снега. Относительная влажность 80%. Весна отличается переменной погодой. В этот период выпадает наибольшее количество осадков. В основном кратковременные дожди. Влажность достигает 46%. Безводное морское дно действует словно искусственный антропогенный вулкан, - выбрасывая в атмосферу огромные массы солей и тонкодисперсной пыли. Эффект загрязнения усиливается за счет того, что Аральское море расположено на пути мощного струйного течения воздуха с запада на восток. Это способствует выносу аэрозолей в высокие слои атмосферы и быстрому их распространению по планете. Пестициды и характерная Аральская пыль оседает на ледниках Гренландии, в лесах Норвегии и на полях Белоруссии, удаленных от Центральной Азии на тысячи километров.

Флора
Растительность полупустынная, представлена в основном травами – ковыль, полынь типчак и полукустарниками – тамариск, джузгун, саксаул. В заводях встречались заросли камыша.

Организация экспедиции
Означенный маршрут преодолевался в довольно высоком, спортивном темпе. Средний ежедневный километраж 45 км. Максимальные значения: 65 км/день и 35,1 км/час. Поддерживать высокий темп движения позволила физическая подготовка участников. Стоит отметить, прежде экспедиционеры не имели столь богатого опыта автономных вело походов. Проведена предпоходная подготовка велосипедов. Особое внимание было уделено комплектации ремнабора (что в последствии себя очень оправдало). 1600 километров из Алматы до Аральска и обратно команда преодолела на личном автотранспорте. Велосипеды транспортировались на крыше автомобиля с помощью специальных багажников. Несмотря на то, что аральский регион пограничный с территорией Узбекской республики Каракалпакстан никаких специальных документов для посещения местности не требуется. Достаточно иметь при себе удостоверение личности гражданина Республики Казахстан.

Краткое описание маршрута
Пройденный путь представляет собой первопрохождение по кольцевому маршруту вокруг Малого Арала. Основные пути сообщения на данной территории, - грунтовые и полевые дороги среди солончаков и песков. Рабочая высота над уровнем моря не превышает ста метров. В ходе прохождения выяснилось, что магистрали, нанесенные на карты 1980-х – 2000-х годов, в абсолютном большинстве не соответствуют реальности, либо вообще отсутствуют. Маршрут пройден через четыре поселка и две зимовки. Начался и завершился в городе Аральск. Участок от Аральска до аула Жаланаш в значительной степени оказался не соответствующим запланированному. Обозначенная на карте дорога отсутствовала вовсе. Верным ориентиром послужила нанесенная на карту ЛЭП. Однако в последствии оказалось от аула Сарышаганак до Жаланаша уложен грейдер на карте не обозначенный. Таким образом, участок Аральск – Жаланаш представляет из себя грейдер, которым нашей команде удалось воспользоваться только на половину. Обозначенная на карте грунтовая дорога от Жаланаша до аула Тастубек так же отсутствует. Существует несколько полевых дорог проходящих по суглинистым и лёсовым почвам, а так же через идеально ровный солончак, непроходимый весной в «большую воду». Местами дороги переметены песком. Полёвки соединяющей на карте зимовку Карабулак и поселок Акеспе так же не существует.

За десятилетия что Арал усох местные жители накатали более прямую и удобную полёвку по морскому побережью. Никакой грунтовой дороги вдоль западного побережья моря время так же не сохранило. В реальности от поселка Акеспе до поселка Акбасты машины ходят по пескам и эта дорога, по словам местных водителей, считается одной из лучших с этой стороны моря. Кокаральский полуостров еще два года назад был транспортным тупиком, поэтому ни какой грунтовой дороги здесь быть не могло. Сейчас к дамбе соединяющей полуостров с Юго-Восточным побережьем ведет хорошо накатанная полевка. Поверхность дамбы имеет грейдерную отсыпку. Для велосипедного передвижения грунтовка мало привлекательна, потому что спрессована грузовиками в форму стиральной доски. Далее грунтовая дорога соединяет Кокаральскую дамбу с понтонным мостом через Сырдарью и аулом Карашалан.

Хотя дорога отсыпана недавно местами так же имеет форму стиральной доски (неподалеку строится новая ГЭС). Аул Карашалан с более крупными селениями Бугунь и Аманоткель соединен старой, но широкой грунтовой дорогой. Полевая дорога Бугунь – Коктем представляет собой труднопроходимые пески. Местные пользуются ей крайне редко, в основном при наличии трех мостового грузовика «Урал».

Отрезок Чомиш – Аральск, это часть асфальтовой, международной трассы М32 Шымкент - Самара.

Состав команды
Команда участников вело экспедиции «Возрожденный Арал 2006» сформирована на базе А13 Expedition Team, - команды мультиспортсменов, специализирующихся на горном и вело туризме, сноуборде, рафтинге и сплавах по бурной воде. Команда А13 Expedition Team уже четвертый год существует как объединение группы идейно вдохновленных любителей экстремального туризма. Костяк команды сложился из дипломированных инструкторов по горному туризму.

Александр Габченко – руководитель экспедиции, фотограф, автор отчета. Активист А13 Expedition Team. 1978 г.р. Велосипед Giant, велорюкзак Мираж-80 Снаряжение .
Владимир Степанов – заместитель руководителя, штурман, водитель. Дипломированный инструктор по пешеходному туризму. Активист А13 Expedition Team. 1978 г.р. Велосипед Merida , велорюкзак Мираж-80 Снаряжение .
Юлия Сахарчук - завхоз, медсестра, кок. Дипломированный младший инструктор по горному туризму. Активист А13 Expedition Team. 1981 г.р. Велосипед Merida, велорюкзак «Байк лайн-60» «БАСК».
Александр Стрелецкий – механик. Мастер спорта СССР по велогонкам на шоссе. Почетный член А13 Expedition Team. 1971 г.р. Велосипед Giant, велорюкзак «Мерида» (2шт).
Владимир Трушников – телеоператор. Почетный член А13 Expedition Team. 1976 г.р. Велосипед Trek , велорюкзак «Мерида» (2шт).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Виды лыж

Лыжи делятся на несколько групп. 1. По целевой аудитории Выбирая лыжи, нужно, прежде всего, исходить из того, для какой цели вы их приобретаете....

News image

Личное снаряжение в лыжном походе

К личному снаряжению относятся одежда, обувь, рюкзак и другие индивидуально используемые вещи. Вес личного снаряжения составляет примерно 10...

Летнее снаряжение:

News image

Виды спальных мешков

Спальные мешки бывают: - одеяла - одеяла с подголовниками - одеяла с капюшонами - коконы По утеплителям они подразделяются на: - син...

News image

Выбор рюкзака

Форма Форма основной емкости рюкзака определяется его предназначением и законами физики. Чем выше центр тяжести рюкзака и чем ближе он расположен...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Остров Валаам

News image

Валаам... В седую древность уходит история этого северного архипелага

Маршруты за пределами Юго-Восточной Азии

News image

Программа Тайного Меридиана по Южной Америке остается по-прежнему относительно недорогой. Главная часть этой программы проходит ...

Вперед – на Тымерокан

News image

Мои знакомые уверяли меня, что где-то читали, что Тымера с эвенкийского языка переводится как «опасная». А раз мы летим на реку ...

О Республике Марий-Эл

News image

Техническое описание прохождения группой маршрута (дневник похода): 30.10.04. В 15-25 поезд «Казань – Йошкар-Ола» прибыл на с...

Зимние походы:

Смотритель дома на горе

News image

На южном Урале, на горе Дальний Таганай, среди метелей и туманов стоит дом — старая метеостанция. От Златоуста до неё километров...

Избушка на горе Дальний Таганай

News image

Лес вокруг изменился до неузнаваемости: ели попадались все чаще невысокие, склоненные ветром и покрытые толстым снежным панцирем...

Чимганские горы

News image

Поездка в Узбекистан была предпринята мною совершенно спонтанно и так как я в очередной раз получил статус холостяка, то и прогр...

Зимний пеший поход на о. Большой Уссурийский

News image

Выдалась у меня вчера днем пара свободных часов и я решил, что схожу-ка я на остров Большой Уссурийский. Тем более из моего окна...

Горные походы:

О не случайности случайностей

News image

Сейчас, собираясь в дорогу, я уже точно знаю, что, если бы всё происходило так, как запланировал, то и не стоило бы выходить из ...

Как мы покоряли Альпы

News image

Участники - Воликов Константин, Гоголинский Кирилл, Перегудов Дмитрий АК МИФИ. Все решения принимали единогласно, никто никем не...

Поход по Черногорскому хребту

News image

Зимний поход по Черногорскому хребту или «... Отпустите меня в Гималаи»

Отчет о зимнем горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в янва

News image

Заявленная и пройденная нитки маршрута, отличия и их причины Заявленная: Сел. Ахсау - плато Ахва - пер. Уаза Центральный ч...

Велопоходы:

Отчет о велопоходе

News image

Изменения маршрута п осравнению с заявленным: коснулись следующих участков: Между зимовкой Карабулак и поселком Акеспе предполаг...

Ruunaan retkeilyalue — Lieksa

News image

Lieksassa, Pielisen rantamilla ja vaarojen katveessa - ovat vuosisatojen ajan kohdanneet itä ja länsi sekä luonto...

Валаам без Валаама

News image

Начиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люд...

Восточнее Костомукши и Сортавалы

News image

Ночью было тепло, одежда, взятая из рюкзака, не понадобилась. Просыпаюсь в 7.30 — идёт дождь. Коротаю время за утренним чаепитие...

Рафтинг для смелых:

Рафтинг в Якутии

News image

Якутия богатейший край, источник неисчерпаемых природных богатств. И одним из главнейших ресурсов региона являются, конечно же, местные реки: знамен...

Жигулевская кругосветка

News image

«Жигулевская кругосветка» – один из самых любимых и популярных водных маршрутов в Самарской области и за ее пределами. Хотя этот маршрут совершенно ...

Mikle. 2009г

News image

Справа по течению Волги от Васильевских островов, в районе поселка Малая Рязань, начинаются живописные скалы, примерно посредине между Малой Рязанью...

Велопоходы:

Крым-де-Пелетон

News image

Техника: Горные велосипеды, 2 гибрида/туринга на базе Спутника . Предыстория. АН: Поход на Майские праздники в Крым становится уже доброй ...

Kerimäki — идём на восток!

News image

При разработке маршрута своего первого в жизни велопохода, для меня немаловажную роль играла простота схода с маршрута и эвакуации. Именно поэтому я...

Опыт коммерческого велопутешествия

News image

Гарщина… Гарщина и отстой кричали настоящие КАРАВАНщики, когда под шлепки помидоров я отправлялся в коммерческий велотур. Так представлялась м...

Авторизация