Главная - Туризм - Велопоходы - Возрожденный Арал


Возрожденный Арал

Туризм - Велопоходы

возрожденный арал

Активная часть маршрута: с 3 по 12 октября 2006 (десять ходовых дней)
Преодоленное расстояние: 501,5 км (асфальта не более 40 км)
Группа: A13 Expedition Team
Руководитель группы: Габченко А.В.
Заместитель руководителя: Степанов В.А.

Сведения о районе экспедиции Территория малообжитая. На маршруте встречались редкие населенные пункты сельского типа около пятисот жителей в каждом (например: Акеспе, Акбасты). Застройка аулов рассредоточенная, хаотичная. Улицы не имеют покрытия в большей части занесены песком, для велосипедов труднопроходимы. Поселки электрифицированны.

Вода
В некоторые поселки подведен питьевой водопровод. Но дальние аулы, зимовки и одиноко стоящие дома снабжаются из буровых скважин. В зимний период на побережье моря заготавливается лед, который в погребах хранится до лета. Колодцы, нанесенные на карты, в большинстве случаев пересохли, либо отсутствуют на местности по другим причинам.

Аральское море – прежде один из крупнейших внутриконтинентальных, замкнутых водоемов земного шара. Расположенное в центре среднеазиатских пустынь, на высоте 53 м н.у.м. Аральское море выполняло функции гигантского испарителя. Из него поступало в атмосферу около 60 куб. км воды. До 1960 года Аральское море было четвертым по площади озером мира. В 1963 году уровень воды в водоеме составлял 59-60 метров. Сейчас Аральское море разделено на два автономных водоема: Малый Арал и Большой Арал. По данным 2000 года уровень Малого Арала составлял 39 метров, уровень Большого - 32 метра. Однако после строительства в 2005 году Кокаральской дамбы соединившей полуостров Кокарал с Юго-Восточным побережьем переток воды из малого водоема в большой сократился и стал регулируемым. Сейчас Малый Арал пополняется за счет притока воды из реки Сырдарья. В период проведения экспедиции (октябрь 2006 года) уровень воды в Малом Арале колебался в районе 41,35 метров. Однако известно, что летом 2006 в сельхоз сезон, уровень составлял 41,10 – 41,20 метром. Вода в Арале бессточная, горько-соленая.

Рельеф
Местность на территории холмистая с обрывами по старому берегу моря. Большая часть побережья занята незакрепленными песками, несколько раз встречались наметенные барханы. Такие формируются в основном около препятствий, как например, заросли кустарника или дома, заборы поселков. У самой воды илисто-песчанная смесь, лёс. Основные пути сообщения на пройденной территории, - грунтовые и полевые дороги. Магистрали нанесенные на карты 1980-х – 2000-х годов не соответствуют реальности, либо вообще отсутствуют. В сухое время года (осень, зима) движение на полевых дорогах часто затрудненно песками. Весной грунты размокают, продвижение еще более осложнено.

Климат
Климат резко континентальный с большими колебаниями суточных и сезонных температур. В период проведения экспедиции среднедневная температура колебалась в пределах +25 - +30, ночью: +5 - + 10. Затем северный ветер (более 10м/с) принес резкое похолодание до +7 - +10 днем и около нуля ночью. Зима характеризуется холодной, облачной погодой, частыми туманами. Осадки в виде снега. Относительная влажность 80%. Весна отличается переменной погодой. В этот период выпадает наибольшее количество осадков. В основном кратковременные дожди. Влажность достигает 46%. Безводное морское дно действует словно искусственный антропогенный вулкан, - выбрасывая в атмосферу огромные массы солей и тонкодисперсной пыли. Эффект загрязнения усиливается за счет того, что Аральское море расположено на пути мощного струйного течения воздуха с запада на восток. Это способствует выносу аэрозолей в высокие слои атмосферы и быстрому их распространению по планете. Пестициды и характерная Аральская пыль оседает на ледниках Гренландии, в лесах Норвегии и на полях Белоруссии, удаленных от Центральной Азии на тысячи километров.

Флора
Растительность полупустынная, представлена в основном травами – ковыль, полынь типчак и полукустарниками – тамариск, джузгун, саксаул. В заводях встречались заросли камыша.

Организация экспедиции
Означенный маршрут преодолевался в довольно высоком, спортивном темпе. Средний ежедневный километраж 45 км. Максимальные значения: 65 км/день и 35,1 км/час. Поддерживать высокий темп движения позволила физическая подготовка участников. Стоит отметить, прежде экспедиционеры не имели столь богатого опыта автономных вело походов. Проведена предпоходная подготовка велосипедов. Особое внимание было уделено комплектации ремнабора (что в последствии себя очень оправдало). 1600 километров из Алматы до Аральска и обратно команда преодолела на личном автотранспорте. Велосипеды транспортировались на крыше автомобиля с помощью специальных багажников. Несмотря на то, что аральский регион пограничный с территорией Узбекской республики Каракалпакстан никаких специальных документов для посещения местности не требуется. Достаточно иметь при себе удостоверение личности гражданина Республики Казахстан.

Краткое описание маршрута
Пройденный путь представляет собой первопрохождение по кольцевому маршруту вокруг Малого Арала. Основные пути сообщения на данной территории, - грунтовые и полевые дороги среди солончаков и песков. Рабочая высота над уровнем моря не превышает ста метров. В ходе прохождения выяснилось, что магистрали, нанесенные на карты 1980-х – 2000-х годов, в абсолютном большинстве не соответствуют реальности, либо вообще отсутствуют. Маршрут пройден через четыре поселка и две зимовки. Начался и завершился в городе Аральск. Участок от Аральска до аула Жаланаш в значительной степени оказался не соответствующим запланированному. Обозначенная на карте дорога отсутствовала вовсе. Верным ориентиром послужила нанесенная на карту ЛЭП. Однако в последствии оказалось от аула Сарышаганак до Жаланаша уложен грейдер на карте не обозначенный. Таким образом, участок Аральск – Жаланаш представляет из себя грейдер, которым нашей команде удалось воспользоваться только на половину. Обозначенная на карте грунтовая дорога от Жаланаша до аула Тастубек так же отсутствует. Существует несколько полевых дорог проходящих по суглинистым и лёсовым почвам, а так же через идеально ровный солончак, непроходимый весной в «большую воду». Местами дороги переметены песком. Полёвки соединяющей на карте зимовку Карабулак и поселок Акеспе так же не существует.

За десятилетия что Арал усох местные жители накатали более прямую и удобную полёвку по морскому побережью. Никакой грунтовой дороги вдоль западного побережья моря время так же не сохранило. В реальности от поселка Акеспе до поселка Акбасты машины ходят по пескам и эта дорога, по словам местных водителей, считается одной из лучших с этой стороны моря. Кокаральский полуостров еще два года назад был транспортным тупиком, поэтому ни какой грунтовой дороги здесь быть не могло. Сейчас к дамбе соединяющей полуостров с Юго-Восточным побережьем ведет хорошо накатанная полевка. Поверхность дамбы имеет грейдерную отсыпку. Для велосипедного передвижения грунтовка мало привлекательна, потому что спрессована грузовиками в форму стиральной доски. Далее грунтовая дорога соединяет Кокаральскую дамбу с понтонным мостом через Сырдарью и аулом Карашалан.

Хотя дорога отсыпана недавно местами так же имеет форму стиральной доски (неподалеку строится новая ГЭС). Аул Карашалан с более крупными селениями Бугунь и Аманоткель соединен старой, но широкой грунтовой дорогой. Полевая дорога Бугунь – Коктем представляет собой труднопроходимые пески. Местные пользуются ей крайне редко, в основном при наличии трех мостового грузовика «Урал».

Отрезок Чомиш – Аральск, это часть асфальтовой, международной трассы М32 Шымкент - Самара.

Состав команды
Команда участников вело экспедиции «Возрожденный Арал 2006» сформирована на базе А13 Expedition Team, - команды мультиспортсменов, специализирующихся на горном и вело туризме, сноуборде, рафтинге и сплавах по бурной воде. Команда А13 Expedition Team уже четвертый год существует как объединение группы идейно вдохновленных любителей экстремального туризма. Костяк команды сложился из дипломированных инструкторов по горному туризму.

Александр Габченко – руководитель экспедиции, фотограф, автор отчета. Активист А13 Expedition Team. 1978 г.р. Велосипед Giant, велорюкзак Мираж-80 Снаряжение .
Владимир Степанов – заместитель руководителя, штурман, водитель. Дипломированный инструктор по пешеходному туризму. Активист А13 Expedition Team. 1978 г.р. Велосипед Merida , велорюкзак Мираж-80 Снаряжение .
Юлия Сахарчук - завхоз, медсестра, кок. Дипломированный младший инструктор по горному туризму. Активист А13 Expedition Team. 1981 г.р. Велосипед Merida, велорюкзак «Байк лайн-60» «БАСК».
Александр Стрелецкий – механик. Мастер спорта СССР по велогонкам на шоссе. Почетный член А13 Expedition Team. 1971 г.р. Велосипед Giant, велорюкзак «Мерида» (2шт).
Владимир Трушников – телеоператор. Почетный член А13 Expedition Team. 1976 г.р. Велосипед Trek , велорюкзак «Мерида» (2шт).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Список снаряжения на зимний Эльбрус

Вес снаряги должен быть минимальный!!! При прочих равных берите то, что полегче. Вступление (условия на Эльбрусе под Новый Год): как показывает м...

News image

Снаряжение для зимнего велотуризма и зимней ночевки в л

Многих велосипедистов пугает ночевка в зимнем лесу. Как сказал неизвестный мне поэт: «Я видел смерть, зимой в палатках жил…» Начнем с рассказа пр...

Летнее снаряжение:

News image

Виды рюкзаков

Ткань От прочности ткани во многом зависит долговечность рюкзака (немаловажны также швы и конструкционные особенности, но об этом чуть позже). ...

News image

Выбор спального мешка

При относительно небольшом весе спальный мешок должен оставаться теплым и комфортным, несмотря на холодную ночь в походе. Спальный мешок для похода ...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Ландшафт в Киргизии на местах охоты

News image

Горы в зависимости от региона высота их будет всегда различная. Подходить к животным придется на лошади но потом спешиваться и...

Мажойский каскад май 2008. Порог Малыш поглотит Чибитск

News image

. Уже не первый год наша команда водников из Новосибирска и группы поддержки дружно выезжает в Горный Алтай на майские праздн...

Река Мрассу

News image

Семеро смелых не считая лодок или 12 дней вниз по реке Что Вы знаете о Горной Шории? Это территория, расположенная на юге ...

Бельгия

News image

Пунктом назначения был Брюгге, но на пути к нему мы планировали осмотреть Антверпен. АНТВЕРПЕН Проехав около 100 км, м...

Зимние походы:

Седой Урал, хмурая Тайга

News image

Еще с лета, с теплого и солнечного лета меня преследовала одна навязчивая мысль: мне хотелось в горы. Причем зимой. Я прекрасно ...

Алтай или я снова хочу в прекрасную Азию

News image

Рассказ о том, как это все происходило глазами организатора. Встреча с Алтаем всегда как-то оттягивалась, по разным причи...

Экстрим выходной на Чатыр-Даге, Крым или День Св. Вале

News image

После огромных положительных впечатлений от первого в своей жизни зимнего похода на Говерлу, я не раздумывая подала заявку в ...

Зимний поход в Карпаты

News image

это очень похоже на наш Новогодный вариант Возникла идея написать отчет о горном зимнем походе по Украинским Карпатам, чтобы бы...

Горные походы:

Лыжный марафон Финская лыжня

News image

Л.Л.: Желание попасть в Финляндию на знаменитый лыжный марафон появилось у меня еще года два назад, когда мне, человеку далекому...

Пеший поход в горы

News image

Примечание. Все географические несовпадения случайны. День первый. Согласно заявленному плану, 10 мая в 9 утра Караван ...

Отчет о зимнем горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в янва

News image

Заявленная и пройденная нитки маршрута, отличия и их причины Заявленная: Сел. Ахсау - плато Ахва - пер. Уаза Центральный ч...

О не случайности случайностей

News image

Сейчас, собираясь в дорогу, я уже точно знаю, что, если бы всё происходило так, как запланировал, то и не стоило бы выходить из ...

Велопоходы:

Отчет о велопоходе

News image

Изменения маршрута п осравнению с заявленным: коснулись следующих участков: Между зимовкой Карабулак и поселком Акеспе предполаг...

Возрожденный Арал

News image

Активная часть маршрута: с 3 по 12 октября 2006 (десять ходовых дней) Преодоленное расстояние: 501,5 км (асфальта не более 40 к...

На велосипеде зимой

News image

Впервые эта статья была опубликована в газете Вольный Ветер в конце 2006 года Я думаю, что не сильно ошибусь, сказав, что на ...

SARDEGNA BELLA

News image

Сардиния действительно красива. Она похожа и не похожа на другие средиземноморские курорты. Похожесть – очевидна. Необыкновенног...

Рафтинг для смелых:

Река Инзерь

News image

Целый год мы собирались на этот долгожданный сплав, ходили в СЮН практически на каждое занятие, и вот наконец настал этот момент... Наш первый сплав

На Кавказ ездить можно и нужно

News image

Водный поход Привет, друзья-пилигримовцы, Я вернулся с Кавказа и хочу рассказать об этом вам. Наверное, описание будет несколько сумбурным...

Рафтинг для смелых

News image

СПЛАВЫ ПО РЕКЕ МЗЫМТА: Если вы еще ни разу не сплавлялись на Кавказе – возьмите старт на реке Мзымта! Горная красавица, берущая свои истоки у Бол...

Велопоходы:

Велопробег МОСКВА – КОТЛАС

News image

Впечатления автора По традиции тихохода я сразу оказался в хвосте. Некоторое время ехали вместе с Вадимом Кудиным и Иваном от Версаччи, беседовал...

Тянь-Шань – Киргизия

News image

Маршрут: Сосновка - пер.Тео-Ашуу по старой дороге (3590 м) - пер.Ала-Бель (3176 м)-Токтогул - Торкент - пер.Тудзу-Суу (2000 м) - пер

Дорога на Hatunkylä и Сергей Дудко

News image

Для того, чтобы действительно стать дороги м гостем, необходимо направить свои колёса как можно дальше от очагов массового туризма и … ездить неб...

Авторизация