Развитие туризма в XX веке
Туризм - История развития туризма
В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и другие.
В 1901 году “Русский туринг клуб” был преобразован в “Российское общество туристов”, которое просуществовало до лета 1928 года. По уставу членами РОТ не могли быть учащиеся, молодежь и военные низших чинов. Членами Рот были привилегированные денежные люди. Общество ставило своей задачей организацию туристских путешествий по России и за границей, знакомство с достопримечательностями древних русских городов, а также организацию путешествий к “ святым местам”.
В 1907 году при ”Российском обществе туристов” создается комиссия по организации образовательных экскурсий по России для школьников, которое занималось экскурсиями по России и знакомством с древними Русскими городами. В 1911 году правление общества переезжает из Петербурга в Москву. В 1914 году “Российское общество туризма” насчитывало 5 тысяч человек.
После революции 1917 года многие организации и общества были запрещены.
Возникновение советского туризма можно отнести к 20-м годам XX века.
В 1918 году создается первая туристическая организация ”Бюро школьных экскурсий”. В 1919 году были приняты декреты о лечебных местностях. На их основе стали строиться курорты различных направлений. В 1920 году было подписан декрет “об использовании Крыма для лечения трудящихся”. В 1921 году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное строительство тур баз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др. Под дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие дома богатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры. С 20-х годов вновь свою активную деятельность начинает “Российское общество туризма”. В 1928 году РОТ был закрыт, и на его основе было создано “Общество пролетарского туризма ОПТ РСФСР, а в марте 1930 года – “Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий”, ОПТиЭ, членами являлись 6,5 миллионов человек. “Общество пролетарского туризма и экскурсий” объединило экскурсионно-туристские общества и организации, такие как “Советский турист”, “Турист Грузии” и другие. В 1929 году создается Всесоюзное акционерное общество “Интурист”, для обслуживания зарубежных туристов и организацией туристских поездок граждан СССР за рубеж. С течением времени у “Интуриста” были открыты отделения во многих городах СССР и представительства в зарубежных странах. В дальнейшем в собственности Госком интуриста СССР за границей находилось 4 туристические фирмы и свыше 20 представительств, часть которых было зарегистрировано под знаком ВАО ”Интурист”.
Весной 1936 года руководство внутренним туризмом и экскурсиями передается Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов. При ВЦСПС был учрежден Цент туристко-экскурсионное управление, с соответственными управлениями в республиках, краях и областях.
В 1958 году ЦК ВЛКСМ создает свою туристскую организацию – Бюро международного молодежного туризма, “Спутник” для организации поездок советской молодежи за рубеж и зарубежной молодежи в СССР. Организацией туристко-экскурсионной работы со школьниками занимается Центральная детская экскурсионно-туристическая организация, созданная в 1918 году и преобразованная в 1932 году.
31 мая 1983 года Указом Президиума Верховного Совета СССР общество было преобразовано в Комитет по иностранному туризму СССР.
На территории бывшего СССР единое туристское пространство, в рамках которого действовала советская туристская индустрия, была поделена на несколько секторов. Это привело к тому что сейчас туристская индустрия находиться в неразвитом состоянии.
Итак, мне бы хотелось, подвести некоторый итог развитию туризма в России, которое можно разделить на 5 этапов.
Просветительский этап - длился до 1890 года. Этот этап характеризуется развитием горного туризма, началом экскурсионной деятельности и лечебно оздоровительного отдыха.
Предпринимательский этап – длился с 1890 года до 20 годов XX века. В это время в России активно строятся железные дороги. Появляются туристические организации, клубы, общества, компании. Это время элитарного туризма, путешествовали состоятельные слои общества.
Организационно-централизованный – 20-60 года XX века. Основная черта этого этапа – централизация туризма. Преобладали социальные функции над хозяйственными.
Административно-нормативный – длился с 1970 года до 1990 года. Этот этап характеризуется быстрым развитием планового и социального туризма, при нарастающих темпах резкого отставания качества от мировых стандартов.
Переходный этап – с 1990 годов до наших дней. Особенность состоит в том, что начался переход к экономическим методам развития туризма на законодательной основе.
Но, не смотря на все сложности, которые испытывает на сегодняшний день туристическая отрасль в России, она продолжает развиваться.
| Читайте: |
|---|
Зимнее снаряжение:
![]() Зимний туристический поход в горыТехника передвижения. Движение в походах осуществляется, как правило, по тропам. В горах оно имеет свои особенности. На крутых подъемах длина шага с... |
![]() Практические советы для зимних походовВеличественные горы, живописные ущелья, горные реки и множество других, природных и рукотворных, достопримечательностей привлекают туристов на Кавка... |
Летнее снаряжение:
![]() Как укладывать вещи в рюкзак?Грамотно упакованный рюкзак немаловажная часть походной жизни. Неправильная упаковка может привести к сильной утомляемости, смещению позвонков и про... |
![]() Спальный мешок в походе любой сложности обеспечивает Ваш комфортный отдых и здоровый сон. Это самое интимное для Вас место в палатке, поскольку в нё... |
Рафтинг для смелых:
Отчет о водном туристском походе 2 категории сложности (с элементами 5) по рекам Казыр, Томь (Кузнец![]() Руководитель группы Карташев Я.Ю. Авторы отчета: Карташев Ярослав, Филимонов Григорий. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и... |
Акватрофи-КАРАВАН по р. Угре и р. Жиздре![]() С 1 мая по 9 мая 1998 г. в велоклубе Караван состоялся первый многодневный поход Акватрофи-КАРАВАН по Подмосковью. Маршрут состоял из двух сп... |
Южный Буг. Исповедь адмирала![]() 18 июня с автовокзала мы стартовали в город Ладыжин. Очень удобно, ходит маршрутка, в которую нам удалось вместиться со всем багажом. Было 4 байды, ... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Знакомство с финской Карелией![]() Всё похоже на Россию — только, всё же, не Россия… Если быть справедливым, то моё знакомство с финской Карелией состоялось несколькими годами ран... |
Дневка на жемчужине![]() Дневка на берегу оз.Иссык-Куль. Поездка за водой и в с.Бар-Булак за продуктами Проснулись все равно в 7-30 |
Рассказ о семейном авто-вело-путешествии Петербург-Хельсинки![]() Велосипедная часть - Стокгольм-Осло, 750 км). 2001 год. Пролог или Как всё начиналось Мысль прокатиться на велосипедах по Скандинавии пришла м... |

























