Главная - Разное снаряжение - Каркасно-надувная байдарка


Каркасно-надувная байдарка

Туристическое снаряжение - Разное снаряжение

каркасно-надувная байдарка

В последние годы в туризме широкое распространение получили самодельные каркасные байдарки. Сначала они конструктивно выполнялись подобно промышленным образцам, отличаясь от них в основном обводами и весом. Не так давно конструкция байдарок обогатилась двумя новыми принципиальными решениями, позволяющими создавать модели, которые превосходят отечественные и зарубежные, выпускаемые промышленностью. Первое решение заключается в том, что формообразование байдарки осуществляется в равной степени как за счет жесткого каркаса, так и за счет надувных баллонов. Суть второго решения — создание сплошной оболочки, закрывающей кокпит. Впервые каркасно-надувные байдарки(КНБ) построены в Московском туристском клубе «Вольный ветер».

Конструкция каркасно-надувной байдарки.

Двухместная каркасно-надувная байдарка(рис. 1) состойт из разборного каркаса, гибкой оболочки и двух надувных баллонов. Разборный каркас (рис. 2) сделан из тонкостенных дюралевых труб внешним диаметром 10—24 мм из материала типа Д1Т и содержит штевни, кильсон, мидельвейсы, шпангоуты, раму, банки, упоры, а также тросик для стяжки каркаса и кольца, на которые надеваются юбки гребцов.

Штевни, кильсон и мидельвейсы каркасно-надувной байдарки принципиально не отличаются от известных. Рама выполнена в виде верхней и нижней труб, соединенных наклонными перемычками. Она расположена вдоль каждого борта и крепится к шпангоутам и к штевневым пиллерсам. Размеры рамы выбираются так, чтобы между нижней ее трубой и днищем оболочки оставался зазор по всей длине судна. Как и кильсон, рама состоит из разборных стыкуемых секций. Места стыковки приходятся на шпангоуты.

Концевые части каркасно-надувной байдарки объединены в блоки, куда входят штевни, мидельвейсы и крайние секции кильсона и рамы. Каркас имеет семь шпангоутов. Все они выполнены замкнутыми и состоят из верхней и нижней частей. Размеры нижней части меньше размеров байдарки в сечениях соответствующих шпангоутов в среднем на 20% (кроме места крепления рамы). Шпангоуты в каркасно-надувной байдарке еще не определяют обводов и размеров судна.

В описываемой конструкции широко применяются кницы для соединения взаимно перпендикулярных деталей каркаса. Хотя использование книц не является принципиальным, в целом они значительно улучшают конструкцию, делают байдарку удобной при сборке и разборге, менее уязвимой к повреждениям. Так, для сочленения деталей каркаса не применяются винтовые соединения (кроме крепления банок к упорам), отсутствуют различные подвязки.

В каркасно-надувной байдарке используются симметричные и боковые кницы (рис. 3): первые — для крепления мидельвейсов и упоров к шпангоутам, вторые - для крепления шпангоутов к раме. Кницы отливаются из полиэтилена в домашних условиях или выпиливаются из пластмассы, например из поликарбоната.

В верхних углах шпангоутов расположены боковые кницы (рис. 4). В теле кницы имеется вертикальная шпилька. В верхней трубе рамы, в местах крепления со шпангоутами, есть отверстия, куда при сборке каркаса входят шпильки, обеспечивая неподвижное соединение рамы со шпангоутами в продольном направлении. Шпилька также фиксирует стыкуемые секции рамы между собой, обеспечивая дополнительную жесткость каркаса в горизонтальной плоскости. Для увеличения жесткости судна в вертикальной плоскости используется стальной тросик диаметром 3 мм. Тросик крепится к кильсону в местах посадки гребцов и идет между рамой и надувными баллонами с каждого борта, проходя через верхнюю часть центрального шпангоута.

Упоры и банки, уже известные элементы самодельных каркасных байдарок, обеспечивают жесткую посадку экипажа. Это позволяет эффективно управлять судном. Банки изготавливаются из стеклоткани и эпоксидной смолы и устанавливаются непосредственно на кильсон, а их боковые части крепятся к упорам. По форме упоры выполнены так, что огибают сверху бедра гребцов ближе к колену. Упоры крепятся с помощью симметричных книц к шпангоутам. Низкая посадка экипажа обеспечивает байдарке большую устойчивость.

Оболочка состоит из деки и днища. Делается она из водонепроницаемой прочной ткани весом 0,7— 1 кг на 1 м2 (например, из прорезиненного капрона от авиационных трапов). Изготовление оболочки — наиболее сложный и ответственный этап в строительстве байдарки от которого зависит успех всей работы. Сложность заключается в том, что оболочку приходится рассчитывать исключительно по теоретическому чертежу, задавшись некой схемой раскроя и не имея возможности примерять части оболочки по каркасу, как это бывает в каркасных байдарках.

Надувные баллоны выполняются из воздухонепроницаемой ткани (например, из ткани 500 или полихлорвиниловой пленки) и во избежание порыва укладываются в чехлы из парашютного капрона. Размещаются баллоны вдоль бортов судна между рамой и оболочкой, крепятся к штевням и к верхней трубе рамы. Надуваются они с помощью штуцера с резиновой трубкой. Надувные баллоны заполняют пространство между рамой и боковой частью оболочки, а также шюр между нижней трубой рамы и днищем, выступая со стороны бортов внутрь байдарки.

На рис. 1 хорошо видно, что у каркасно-надувной байдарке нет традиционного кокпита, закрывающегося съемными фартуками. Здесь дека выполнена с фартуком как единое целое, а в местах посадки гребцов в ней имеются овальные отверстия. Между отверстиями находится застегивающаяся прорезь для сборки, разборки и загрузки судна. Но периметру отверезий для посадки гребцов пристойка. В поворот другого края стойки продета тугая резинка с металлическими крючками на концах - крючки сцепляются на последнем лапе сборки байдарки. На отверстие кладется кольцо и с внутренней стороны оборачивается стойкой, в результате чего образуется выступ, на который после посадки экипажа в судно надевается юбка (рис. 5 ).

Прорезь между гребцами закрывается двумя способами. При первом — края деки соединяются при помощи «молнии». Чтобы разгрузить «молнию», соединяемые части деки стягиваются между собой или притягиваются к каркасу при помощи специальных петель. При втором способе на соединяемых краях деки сделаны буртики (см. рис. 4), кроме того, в конструкции каркаса есть центральный разрезной мидельвейс, выполненный из трубки и имеющий в верхней части разрез по всей длине. При сборке судна края деки соединяют и заводят в трубку так, что буртики оказываются внутри нес.

Преимущество каркасно-надувной байдарки.

Какие же преимущества дает каркасно-налувная байдарка? Основное—значительно меньшую возможность повредить оболочку. По сравнению с каркасными байдарками в каркасно-налувная байдарка меньше элементов каркаса касаются оболочки, а ведь именно в местах соприкосновения с каркасом оболочка наиболее уязвима, особенно се днище. В каркасно-надувной байдарке же отсутствуют привальные брусья, пояса стрингеров, а со стороны днища и бортов оболочки касается лишь кильсон.

Надувной баллон служит надежным амортизатором между рамой и оболочкой при встрече байдарки с препятствиями. Так за 4 гола эксплуатации каркасно-надувной байдарки были единичные случаи пробоя оболочки в местах, где к ней прилетают надувные баллоны.

Элементы каркаса, касаясь в каркасных байдарках дниша, неизбежно создают угловатые обводы. Устранение такого контакта в каркасно-надувной байдарке позволило получить плавные обмолы, что улучшило ее ходовые качества. В то же время каркасно-надувная байдарка сохранила все положительные свойства каркасных байдарок.

Выполнение деки с фартуком как единого целого позволяет надежно защититься от проникновения воды внутрь. Отсутствие фартука в каркасно-надувной байдарке как съемного элемента облегчает сборку, разборку и загрузку судна.

Поскольку каркасно-надувная байдарка имеет большой запас плавучести, ее не требуется дополнительно оборудовать емкостями непотопляемости: надувные баллоны занимают примерно полного объема судна.

Еще одно качество, проявившееся у каркасно-надувной байдарке в процессе эксплуатации и отсутствующее у других туристских байдарок, заключается в следующем. Надувные баллоны в ней плотно прилегают к оболочке, не образуя пустых мест, а максимальная ширина отверстий для гребцов и расстояние между надувными баллонами в районе отверстий примерно равны. В результате байдарка без экипажа будучи перевернутой способна удерживать в себе незначительное количество воды, что позволяет экипажу при оверкиле своими силами ликвидировать его последствия. Так, даже один член экипажа, оказавшийся рядом с ней в воде, сможет залезть с веслом на днище и, сидя на нем, грести к берегу.

Другой прием (он может выполняться как одним гребцом, так и обоими) — более эффективный, но технически более сложный и требует предварительной тренировки сначала на спокойной, а затем уже на бурной воде. Исходное положение: экипаж с веслами находится с одной стороны перевернутой байдарки. Затем ее ставят на борт и выливают воду. В этом положении судно удерживают, пока не выльется основная масса воды. Далее байдарку ставят на киль, и гребцы поочередно залезают в нее, после чего плывут к берегу. Переворачивать байдарку можно либо впрыгнув в нее из воды и взявшись за противоположный борт, либо взявшись под водой за упоры судна.

Эти приемы «самостраховки» успешно применяют туристские труппы в сложных путешествиях.

Hа тренировках и соревнованиях на бурной воде.

Эффективность второго приема особенно наглядно проявляется на соревнованиях водников на Лосевском пороге (ре ка Вуокса), где состязаются и каркасные, и каркасно-надувные байдарки. Так, при оверкиле экипаж выливает воду из своего судна и плывет дальше в нормальном положении 40-70 м. Каркасные же байдарки после переворота и отделения экипажа обычно набирают трюм воду и уносятся рекой в озеро (если их случайно не прибьет к суше), откуда выбраться на берег экипажу с судном без посторонней помощи очень трудно.

На каркасно-надувной байдарке и крайние, и центральный мидельвейсы приподняты относительно уровня рамы байдарки. Это сделано не только для увеличения объема судна, но и для того, чтобы облегчить выполнение эскимосского переворота, а также второго приема самостраховки в случае оверкиля.

Обитаемость каркасно-надувной байдарки может показаться недостаточной для длительного похода. На самом деле это не так. Мы уже говорили, что каркасно-надувная байдарка не требуются емкости непотопляемости, что надувные баллоны плотно прилегают к оболочке, не создавая пустых мест. К тому же специальные бортовые мешки (о них будет сказано ниже) позволяют целиком заполнить оконечности судна. Таким образом, объем каркасно-надувной байдарки можно очень рационально использовать.

В походах IV—VI категорий сложности каркасным байдаркам необходим запас плавучести не менее 120 л. Если еще учесть пустые места между емкостями непотопляемости и оболочкой, обитаемость каркасно-надувных и каркасных байдарок будет примерно одинаковой, что и подтвердилось практикой при переходе с каркасных байдарок на каркасно-надувные.

Грузоёмкость.

Рассмотрим один из вариантов загрузки каркасно-надувной байдарки. Весь груз помешается в основном в четыре водонепроницаемых мешка. Два обычных мешка, в которые укладывают продукты, располагаются за первым гребцом. Здесь можно держать групповое снаряжение (например, ведра, фотоаппарат, имеющие отдельную упаковку). Для концевых частей байдарки изготавливаются специальные мешки по форме ахтерпика и форпика. Кормовой мешок занимает пространство от кормового штевневого пиллерса до банки второго гребца. Носовой мешок (меньших размеров) заполняет пространство от носового штевневого пиллерса до ступней первого гребца. В кормовом мешке лежат личные вещи второго гребца и спальник первого. Причем вставляется кормовой мешок в ахтерпик заполненным наполовину, после чего в него укладывают остальные веши и завязывают. В носовом мешке лежат личные вещи первого гребца. Промокаемых вещей, не уложенных в мешки, в байдарке быть не должно.

Дека, скрепленная разрезным мидельвейсом, при загрузке центральной части не открывается. Загрузка осуществляется через отверстие для гребцов, что при определенном навыке и подготовке снаряжения позволяет значительно экономить время. Если дека скреплена «молнией», ее расстегивают и производят загрузку обычным способом, при котором в центральной части судна можно разместить больше груза.

Продяк сборки байдарки.

Порядок сборки и разборки каркасно-надувной байдарки примерно такой же, как у каркасных байдарок. Сначала части каркаса собираются в носовую и кормовую секции. Затем к каркасу подвязываются надувные баллоны, секции поочередно вставляются в оболочку и стыкуются между собой.

Процесс стыковки секций, наиболее трудоемкий в каркасных байдарках, в каркасно-надувной байдарке осуществляется гораздо легче, поскольку при этом происходит лишь небольшое натяжение оболочки, к тому же каркас в поперечном направлении свободно располагается в оболочке. Далее дека при помощи разрезного мидельвейса или «молнии» закрывается.

В местах посадки гребцов устанавливаются кольца, а затем уже можно надувать баллоны (ртом или помпой). После того как баллоны надуты, их резиновые трубки через переходник соединяются, давление в баллонах выравнивается. Этим обеспечивается центровка каркаса в оболочке.

Размеры каркасно-надувной байдарки.

Каркасно-надувная байдарка имеет длину 4,5 м, максимальную ширину 0,75 м, высоту от верхней трубы рамы до днища в центральной части судна 0,28 м. Такие размеры (длина и ширина) являются минимально разрешенными «Правилами соревнований по технике водного туризма». Вес байдарки — 16 кг, полный объем — около 600 л, объем надувных баллонов — примерно 120 л.

Сплав на каркасно-надувной байдарке.

На каркаснонадувных байдарках мы выступаем на соревнованиях и ходим в сложные походы. За три года эксплуатации совершено много путешествий V и VI категорий сложности как байдарочными группами, так и в составе комбинированных групп. Судно хорошо зарекомендовало себя. Наиболее полно его преимущества проявились в сложных походах. Однако управление каркасно-надувной байдаркой требует от экипажа определенных навыков в технике водного туризма, а также тщательной подготовки к путешествию.

При строительстве каркасно-надувной байдарки размеры ее можно увеличить на 7—10% по сравнению с приведенными выше. В этом случае полный объем судна, а также обитаемость увеличатся примерно на 30%. в то же время байдарка сохранит достаточно хорошую управляемость и будет доступна в эксплуатации более широкому кругу туристов. На основе изложенных принципов можно строить как одноместные, так и трехместные каркаснонадувные байдарки.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Выбор горнолыжного снаряжения

Крепление для горнолыжника заключает в себе, всеми изученный тезис, единства и борьбы противоположностей. Надо хорошо прикрепить так, чтобы малейшее...

News image

Горные лыжи

Важно ли хорошое горнолыжное снаряжение? Несомненно! Правильная экипировка – залог хорошего зимнего отдыха. И напротив – даже при наличии самых хоро...

Летнее снаряжение:

News image

Виды палаток

Как показывает опыт, палатку можно ставить не везде. Даже если продавцы в магазине говорят вам совершенно противоположное. Для того, чтобы не попаст...

News image

Области применения рюкзаков

Экспедиционные Так принято называть рюкзаки объемом свыше 80 литров, предназначенные для длительных путешествий и самого жесткого использования. ...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Дикарем в Турцию, или как я не стал шкипером

News image

В детстве я имел мечту – встать за штурвал настоящей яхты. Исполнить ее в нашем сухопутном городе было совершенно нереально и я ...

В царстве медведя и лосося

News image

Перелет на вертолете из Петропавловска-Камчатского до Курильского озера, занимающий около полутора часов, пролетает как один миг...

Усадьба Поленово, с. Бехово

News image

Отчет об автопутешествии из цикла: «Святые источники и родники Московской области и близлежащих областей» Усадьба Поленово...

Северный Брабанд

News image

БРЕДА и ТИЛБУРГ Довольно крупные города с типичными средневековыми центрами – торговая площадь с ратушей и собором. Современ...

Зимние походы:

Новый Год на Эльбрусе, зимнее восхождение на Эльбрус

News image

И так банальное желание встречать Новый Год вне дома возникло и в канун 2011 года, где-то так в сентябре 2010. Я уже точно оп...

Седой Урал, хмурая Тайга

News image

Еще с лета, с теплого и солнечного лета меня преследовала одна навязчивая мысль: мне хотелось в горы. Причем зимой. Я прекрасно ...

Зимний поход в Карпаты

News image

это очень похоже на наш Новогодный вариант Возникла идея написать отчет о горном зимнем походе по Украинским Карпатам, чтобы бы...

Зимний поход по Памиру

News image

С большим облегчением снимаю с себя обязанности по мониторингу команды МАИ, которая завершила лыжный поход по Памиру с восхожден...

Горные походы:

Пеший поход в горы

News image

Примечание. Все географические несовпадения случайны. День первый. Согласно заявленному плану, 10 мая в 9 утра Караван ...

У каждого своя Победа

News image

Часть 1: Вводная После успешного опыта на Ленина и Корженевской следующим логичным шагом было бы посещение Иныльчека, что я и...

Отчет о зимнем походе на Приполярный Урал

News image

Часть I, картографическая. 1. Схема региона и нашего с Митянькой по нему путешествия. Для любопытных

Впечатления новичка

News image

В электричке получаю номер и предупреждение о том что я заблужусь, да я и сам знаю: в отличие от Дмитриевской сотни, вторая поло...

Велопоходы:

Восточнее Костомукши и Сортавалы

News image

Ночью было тепло, одежда, взятая из рюкзака, не понадобилась. Просыпаюсь в 7.30 — идёт дождь. Коротаю время за утренним чаепитие...

Походец по северо-восточному и северному берегам Ладожс

News image

В начале 2003 года у меня вместе с друзьями из московского клуба КАРАВАН появилась идея провести совместный походик по берегам Л...

Велопоход по ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ

News image

Инта – р. Кожим - р. Балбанью – оз. Б

Отчет о походе

News image

1) Киргизию можно рекомендовать как исключительно удачный регион для совершения походов практически сколь угодно большой трудно...

Рафтинг для смелых:

Ростов-на-Дону – Туапсе

News image

28.07.04 18-45 стартовали из Москвы, поезд Атаман Платов , видимо, борющийся за звание фирменного: проводницы - в форме, очень вежливые, в купе ...

Вместо Иссык-Куля - БоденЗее, и другая культурная программа

News image

Рекомендуем окрестности и сам городок Meersburg. Кемпинги в наличии. Очень красивая набережная, виноградники Spat - Burgunder, духовой оркестр веч...

Жигулевская кругосветка

News image

«Жигулевская кругосветка» – один из самых любимых и популярных водных маршрутов в Самарской области и за ее пределами. Хотя этот маршрут совершенно ...

Велопоходы:

Как я ездил в однодневный поход с ночевкой с Экскурсион-кар

News image

Однажды рано утром (то есть еще до 12) у меня все началось хорошо: в воскресенье не на шутку распогодилось и сравнительно небольшая компания разнома...

Ruunaan retkeilyalue — Lieksa

News image

Lieksassa, Pielisen rantamilla ja vaarojen katveessa - ovat vuosisatojen ajan kohdanneet itä ja länsi sekä luonto ja kulttuuri… (В...

Архангельск-Северодвинск-Солза-Кянда-Тамица-Покровское-Онега

News image

Выбор онежского полуострова для очередных покатушек был не случайным. Давно хотелось побывать на Белом море и посмотреть Соловки. Онежский полуост...

Авторизация