Главная - Разное снаряжение - Каркасно-надувная байдарка


Каркасно-надувная байдарка

Туристическое снаряжение - Разное снаряжение

каркасно-надувная байдарка

В последние годы в туризме широкое распространение получили самодельные каркасные байдарки. Сначала они конструктивно выполнялись подобно промышленным образцам, отличаясь от них в основном обводами и весом. Не так давно конструкция байдарок обогатилась двумя новыми принципиальными решениями, позволяющими создавать модели, которые превосходят отечественные и зарубежные, выпускаемые промышленностью. Первое решение заключается в том, что формообразование байдарки осуществляется в равной степени как за счет жесткого каркаса, так и за счет надувных баллонов. Суть второго решения — создание сплошной оболочки, закрывающей кокпит. Впервые каркасно-надувные байдарки(КНБ) построены в Московском туристском клубе «Вольный ветер».

Конструкция каркасно-надувной байдарки.

Двухместная каркасно-надувная байдарка(рис. 1) состойт из разборного каркаса, гибкой оболочки и двух надувных баллонов. Разборный каркас (рис. 2) сделан из тонкостенных дюралевых труб внешним диаметром 10—24 мм из материала типа Д1Т и содержит штевни, кильсон, мидельвейсы, шпангоуты, раму, банки, упоры, а также тросик для стяжки каркаса и кольца, на которые надеваются юбки гребцов.

Штевни, кильсон и мидельвейсы каркасно-надувной байдарки принципиально не отличаются от известных. Рама выполнена в виде верхней и нижней труб, соединенных наклонными перемычками. Она расположена вдоль каждого борта и крепится к шпангоутам и к штевневым пиллерсам. Размеры рамы выбираются так, чтобы между нижней ее трубой и днищем оболочки оставался зазор по всей длине судна. Как и кильсон, рама состоит из разборных стыкуемых секций. Места стыковки приходятся на шпангоуты.

Концевые части каркасно-надувной байдарки объединены в блоки, куда входят штевни, мидельвейсы и крайние секции кильсона и рамы. Каркас имеет семь шпангоутов. Все они выполнены замкнутыми и состоят из верхней и нижней частей. Размеры нижней части меньше размеров байдарки в сечениях соответствующих шпангоутов в среднем на 20% (кроме места крепления рамы). Шпангоуты в каркасно-надувной байдарке еще не определяют обводов и размеров судна.

В описываемой конструкции широко применяются кницы для соединения взаимно перпендикулярных деталей каркаса. Хотя использование книц не является принципиальным, в целом они значительно улучшают конструкцию, делают байдарку удобной при сборке и разборге, менее уязвимой к повреждениям. Так, для сочленения деталей каркаса не применяются винтовые соединения (кроме крепления банок к упорам), отсутствуют различные подвязки.

В каркасно-надувной байдарке используются симметричные и боковые кницы (рис. 3): первые — для крепления мидельвейсов и упоров к шпангоутам, вторые - для крепления шпангоутов к раме. Кницы отливаются из полиэтилена в домашних условиях или выпиливаются из пластмассы, например из поликарбоната.

В верхних углах шпангоутов расположены боковые кницы (рис. 4). В теле кницы имеется вертикальная шпилька. В верхней трубе рамы, в местах крепления со шпангоутами, есть отверстия, куда при сборке каркаса входят шпильки, обеспечивая неподвижное соединение рамы со шпангоутами в продольном направлении. Шпилька также фиксирует стыкуемые секции рамы между собой, обеспечивая дополнительную жесткость каркаса в горизонтальной плоскости. Для увеличения жесткости судна в вертикальной плоскости используется стальной тросик диаметром 3 мм. Тросик крепится к кильсону в местах посадки гребцов и идет между рамой и надувными баллонами с каждого борта, проходя через верхнюю часть центрального шпангоута.

Упоры и банки, уже известные элементы самодельных каркасных байдарок, обеспечивают жесткую посадку экипажа. Это позволяет эффективно управлять судном. Банки изготавливаются из стеклоткани и эпоксидной смолы и устанавливаются непосредственно на кильсон, а их боковые части крепятся к упорам. По форме упоры выполнены так, что огибают сверху бедра гребцов ближе к колену. Упоры крепятся с помощью симметричных книц к шпангоутам. Низкая посадка экипажа обеспечивает байдарке большую устойчивость.

Оболочка состоит из деки и днища. Делается она из водонепроницаемой прочной ткани весом 0,7— 1 кг на 1 м2 (например, из прорезиненного капрона от авиационных трапов). Изготовление оболочки — наиболее сложный и ответственный этап в строительстве байдарки от которого зависит успех всей работы. Сложность заключается в том, что оболочку приходится рассчитывать исключительно по теоретическому чертежу, задавшись некой схемой раскроя и не имея возможности примерять части оболочки по каркасу, как это бывает в каркасных байдарках.

Надувные баллоны выполняются из воздухонепроницаемой ткани (например, из ткани 500 или полихлорвиниловой пленки) и во избежание порыва укладываются в чехлы из парашютного капрона. Размещаются баллоны вдоль бортов судна между рамой и оболочкой, крепятся к штевням и к верхней трубе рамы. Надуваются они с помощью штуцера с резиновой трубкой. Надувные баллоны заполняют пространство между рамой и боковой частью оболочки, а также шюр между нижней трубой рамы и днищем, выступая со стороны бортов внутрь байдарки.

На рис. 1 хорошо видно, что у каркасно-надувной байдарке нет традиционного кокпита, закрывающегося съемными фартуками. Здесь дека выполнена с фартуком как единое целое, а в местах посадки гребцов в ней имеются овальные отверстия. Между отверстиями находится застегивающаяся прорезь для сборки, разборки и загрузки судна. Но периметру отверезий для посадки гребцов пристойка. В поворот другого края стойки продета тугая резинка с металлическими крючками на концах - крючки сцепляются на последнем лапе сборки байдарки. На отверстие кладется кольцо и с внутренней стороны оборачивается стойкой, в результате чего образуется выступ, на который после посадки экипажа в судно надевается юбка (рис. 5 ).

Прорезь между гребцами закрывается двумя способами. При первом — края деки соединяются при помощи «молнии». Чтобы разгрузить «молнию», соединяемые части деки стягиваются между собой или притягиваются к каркасу при помощи специальных петель. При втором способе на соединяемых краях деки сделаны буртики (см. рис. 4), кроме того, в конструкции каркаса есть центральный разрезной мидельвейс, выполненный из трубки и имеющий в верхней части разрез по всей длине. При сборке судна края деки соединяют и заводят в трубку так, что буртики оказываются внутри нес.

Преимущество каркасно-надувной байдарки.

Какие же преимущества дает каркасно-налувная байдарка? Основное—значительно меньшую возможность повредить оболочку. По сравнению с каркасными байдарками в каркасно-налувная байдарка меньше элементов каркаса касаются оболочки, а ведь именно в местах соприкосновения с каркасом оболочка наиболее уязвима, особенно се днище. В каркасно-надувной байдарке же отсутствуют привальные брусья, пояса стрингеров, а со стороны днища и бортов оболочки касается лишь кильсон.

Надувной баллон служит надежным амортизатором между рамой и оболочкой при встрече байдарки с препятствиями. Так за 4 гола эксплуатации каркасно-надувной байдарки были единичные случаи пробоя оболочки в местах, где к ней прилетают надувные баллоны.

Элементы каркаса, касаясь в каркасных байдарках дниша, неизбежно создают угловатые обводы. Устранение такого контакта в каркасно-надувной байдарке позволило получить плавные обмолы, что улучшило ее ходовые качества. В то же время каркасно-надувная байдарка сохранила все положительные свойства каркасных байдарок.

Выполнение деки с фартуком как единого целого позволяет надежно защититься от проникновения воды внутрь. Отсутствие фартука в каркасно-надувной байдарке как съемного элемента облегчает сборку, разборку и загрузку судна.

Поскольку каркасно-надувная байдарка имеет большой запас плавучести, ее не требуется дополнительно оборудовать емкостями непотопляемости: надувные баллоны занимают примерно полного объема судна.

Еще одно качество, проявившееся у каркасно-надувной байдарке в процессе эксплуатации и отсутствующее у других туристских байдарок, заключается в следующем. Надувные баллоны в ней плотно прилегают к оболочке, не образуя пустых мест, а максимальная ширина отверстий для гребцов и расстояние между надувными баллонами в районе отверстий примерно равны. В результате байдарка без экипажа будучи перевернутой способна удерживать в себе незначительное количество воды, что позволяет экипажу при оверкиле своими силами ликвидировать его последствия. Так, даже один член экипажа, оказавшийся рядом с ней в воде, сможет залезть с веслом на днище и, сидя на нем, грести к берегу.

Другой прием (он может выполняться как одним гребцом, так и обоими) — более эффективный, но технически более сложный и требует предварительной тренировки сначала на спокойной, а затем уже на бурной воде. Исходное положение: экипаж с веслами находится с одной стороны перевернутой байдарки. Затем ее ставят на борт и выливают воду. В этом положении судно удерживают, пока не выльется основная масса воды. Далее байдарку ставят на киль, и гребцы поочередно залезают в нее, после чего плывут к берегу. Переворачивать байдарку можно либо впрыгнув в нее из воды и взявшись за противоположный борт, либо взявшись под водой за упоры судна.

Эти приемы «самостраховки» успешно применяют туристские труппы в сложных путешествиях.

Hа тренировках и соревнованиях на бурной воде.

Эффективность второго приема особенно наглядно проявляется на соревнованиях водников на Лосевском пороге (ре ка Вуокса), где состязаются и каркасные, и каркасно-надувные байдарки. Так, при оверкиле экипаж выливает воду из своего судна и плывет дальше в нормальном положении 40-70 м. Каркасные же байдарки после переворота и отделения экипажа обычно набирают трюм воду и уносятся рекой в озеро (если их случайно не прибьет к суше), откуда выбраться на берег экипажу с судном без посторонней помощи очень трудно.

На каркасно-надувной байдарке и крайние, и центральный мидельвейсы приподняты относительно уровня рамы байдарки. Это сделано не только для увеличения объема судна, но и для того, чтобы облегчить выполнение эскимосского переворота, а также второго приема самостраховки в случае оверкиля.

Обитаемость каркасно-надувной байдарки может показаться недостаточной для длительного похода. На самом деле это не так. Мы уже говорили, что каркасно-надувная байдарка не требуются емкости непотопляемости, что надувные баллоны плотно прилегают к оболочке, не создавая пустых мест. К тому же специальные бортовые мешки (о них будет сказано ниже) позволяют целиком заполнить оконечности судна. Таким образом, объем каркасно-надувной байдарки можно очень рационально использовать.

В походах IV—VI категорий сложности каркасным байдаркам необходим запас плавучести не менее 120 л. Если еще учесть пустые места между емкостями непотопляемости и оболочкой, обитаемость каркасно-надувных и каркасных байдарок будет примерно одинаковой, что и подтвердилось практикой при переходе с каркасных байдарок на каркасно-надувные.

Грузоёмкость.

Рассмотрим один из вариантов загрузки каркасно-надувной байдарки. Весь груз помешается в основном в четыре водонепроницаемых мешка. Два обычных мешка, в которые укладывают продукты, располагаются за первым гребцом. Здесь можно держать групповое снаряжение (например, ведра, фотоаппарат, имеющие отдельную упаковку). Для концевых частей байдарки изготавливаются специальные мешки по форме ахтерпика и форпика. Кормовой мешок занимает пространство от кормового штевневого пиллерса до банки второго гребца. Носовой мешок (меньших размеров) заполняет пространство от носового штевневого пиллерса до ступней первого гребца. В кормовом мешке лежат личные вещи второго гребца и спальник первого. Причем вставляется кормовой мешок в ахтерпик заполненным наполовину, после чего в него укладывают остальные веши и завязывают. В носовом мешке лежат личные вещи первого гребца. Промокаемых вещей, не уложенных в мешки, в байдарке быть не должно.

Дека, скрепленная разрезным мидельвейсом, при загрузке центральной части не открывается. Загрузка осуществляется через отверстие для гребцов, что при определенном навыке и подготовке снаряжения позволяет значительно экономить время. Если дека скреплена «молнией», ее расстегивают и производят загрузку обычным способом, при котором в центральной части судна можно разместить больше груза.

Продяк сборки байдарки.

Порядок сборки и разборки каркасно-надувной байдарки примерно такой же, как у каркасных байдарок. Сначала части каркаса собираются в носовую и кормовую секции. Затем к каркасу подвязываются надувные баллоны, секции поочередно вставляются в оболочку и стыкуются между собой.

Процесс стыковки секций, наиболее трудоемкий в каркасных байдарках, в каркасно-надувной байдарке осуществляется гораздо легче, поскольку при этом происходит лишь небольшое натяжение оболочки, к тому же каркас в поперечном направлении свободно располагается в оболочке. Далее дека при помощи разрезного мидельвейса или «молнии» закрывается.

В местах посадки гребцов устанавливаются кольца, а затем уже можно надувать баллоны (ртом или помпой). После того как баллоны надуты, их резиновые трубки через переходник соединяются, давление в баллонах выравнивается. Этим обеспечивается центровка каркаса в оболочке.

Размеры каркасно-надувной байдарки.

Каркасно-надувная байдарка имеет длину 4,5 м, максимальную ширину 0,75 м, высоту от верхней трубы рамы до днища в центральной части судна 0,28 м. Такие размеры (длина и ширина) являются минимально разрешенными «Правилами соревнований по технике водного туризма». Вес байдарки — 16 кг, полный объем — около 600 л, объем надувных баллонов — примерно 120 л.

Сплав на каркасно-надувной байдарке.

На каркаснонадувных байдарках мы выступаем на соревнованиях и ходим в сложные походы. За три года эксплуатации совершено много путешествий V и VI категорий сложности как байдарочными группами, так и в составе комбинированных групп. Судно хорошо зарекомендовало себя. Наиболее полно его преимущества проявились в сложных походах. Однако управление каркасно-надувной байдаркой требует от экипажа определенных навыков в технике водного туризма, а также тщательной подготовки к путешествию.

При строительстве каркасно-надувной байдарки размеры ее можно увеличить на 7—10% по сравнению с приведенными выше. В этом случае полный объем судна, а также обитаемость увеличатся примерно на 30%. в то же время байдарка сохранит достаточно хорошую управляемость и будет доступна в эксплуатации более широкому кругу туристов. На основе изложенных принципов можно строить как одноместные, так и трехместные каркаснонадувные байдарки.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Зимние походы

Это конечно шутка, но, собираясь зимой в горы, необходимо очень внимательно отнестись к подбору команды, выбору маршрута, комплектации рюкзака. Как ...

News image

Специальное зимнее снаряжение

Не ставя себе цель подробно рассказать об устройстве и технических характеристиках всего альпинистского снаряжения, вкратце назову что есть что....

Летнее снаряжение:

News image

Тепловой баланс и температурные режимы спальных мешков

European Outdoor Group Наука давно проникла во все области человеческой деятельности и, конечно, в отрасль разработки и производства снаряжения дл...

News image

Выбор спального мешка

Спальный мешок – это непременный атрибут, который должен быть у каждого уважающего себя путешественника, туриста, автомобилиста, дачника. Список мож...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Брюссель

News image

В Брюсселе жили в отеле Tulip Inn Boulevard 3*. Отель хороший, не хуже гаагской 4*. Находится в 15 минутах бодрого шага от Гра...

Оптика для охоты в Киргизии

News image

Правильный подбор оптического прицела это важная составляющая удачной охоты. Начнем отталкиваться от того в каких условиях в...

2 недели в Тибете или как наши мечты иногда сбываются

News image

Тибет…. так как я уже много лет осознанно иду по пути, то все что связанно с Тибетом и Гималаями всегда будоражило и волновало м...

Республика Марий-Эл май

News image

I. Справочные сведения 1.Проводящая организация: Казанский Государственный Технический университет им. А

Зимние походы:

Отчет о горном походе по Алтаю 2-й категории сложности

News image

Нитка маршрута: Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к) - дол. р. Аккем - оз

Отчет о походе по Карпатам в феврале

News image

В феврале 2006 года мы решили в который раз слиться с природой. В качестве полигона были выбраны зимние Карпаты. Зимний поход эт...

Седой Урал, хмурая Тайга

News image

Еще с лета, с теплого и солнечного лета меня преследовала одна навязчивая мысль: мне хотелось в горы. Причем зимой. Я прекрасно ...

Смотритель дома на горе

News image

На южном Урале, на горе Дальний Таганай, среди метелей и туманов стоит дом — старая метеостанция. От Златоуста до неё километров...

Горные походы:

Отчет о зимнем горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в янва

News image

Заявленная и пройденная нитки маршрута, отличия и их причины Заявленная: Сел. Ахсау - плато Ахва - пер. Уаза Центральный ч...

Лыжный поход

News image

Старт: примерно 8:08 Финиш: около 18:27 Общее время в пути: 10 часов 19 минут Внимание: в тексте возможен мат! (Отредакти...

Впечатления новичка

News image

В электричке получаю номер и предупреждение о том что я заблужусь, да я и сам знаю: в отличие от Дмитриевской сотни, вторая поло...

Как мы прошли перевал Моминг

News image

Из фотоматериалов и карты видно, что прохождение ледопада не обязательно, если под взлет Ци-Це спуститься с северного плеча Цина...

Велопоходы:

“Здесь вам не равнина, здесь климат иной”

News image

24 августа –финал подъема - пер.Тонг (4023 м) - спуск с перевала, обход снежников, возвращение на серпантин - спуск к с.Туура-Су...

Поход по Карпатам

News image

Отчет о велопоходе по Карпатам. Львов - (вело: Ужгород - Ясиня) - Черновцы Время проведения: 01 - 10 сентября 2003 г. Участ...

Заметки вело байкера

News image

В 2001 году официальное закрытие сезона пришлось на воскресенье 14 октября. Погода слегка подкачала: ночью был небольшой минус,...

Отчет о велопоходе

News image

Изменения маршрута п осравнению с заявленным: коснулись следующих участков: Между зимовкой Карабулак и поселком Акеспе предполаг...

Рафтинг для смелых:

Южный Буг. Исповедь адмирала

News image

18 июня с автовокзала мы стартовали в город Ладыжин. Очень удобно, ходит маршрутка, в которую нам удалось вместиться со всем багажом. Было 4 байды, ...

Отчет о парусно-туристическом походе по БАЛТИЙСКОМУ морю НА КАТАМАРАНАХ «Ветер» и «Мечтатель» ПО МАР

News image

Составил Бойков Алексей, капитан катамарана М388 МЕЧТАТЕЛЬ (frecap@mail.ru). в тесном соавторстве с Веселухой Галиной. ЭкипажИ Катамаран «М...

Рафтинг в Якутии

News image

Якутия богатейший край, источник неисчерпаемых природных богатств. И одним из главнейших ресурсов региона являются, конечно же, местные реки: знамен...

Велопоходы:

Отчет о походе

News image

1) Киргизию можно рекомендовать как исключительно удачный регион для совершения походов практически сколь угодно большой трудности. При этом услови...

Маршрут Все яйлы Крыма

News image

Вступление Идея «звездного похода» в Крым возникла в феврале и после обсуждения с Леней Ливеровским она оформилась в конкретное предложение. Пред...

Велопоход

News image

Вторник 22.07 103.5 км (грунтовка) Дорога от Першлахты до Филлиповского была очень изматывающая. Сплошные подъемы и спуски по плохой дороге

Авторизация