Главная - Летнее снаряжение - Выбор палатки - правильно


Выбор палатки - правильно

Туристическое снаряжение - Летнее снаряжение

выбор палатки - правильно


У каждого вида похода — своя специфика, и если вы с друзьями собрались просто побродить по горам, а не штурмовать кавказские пятитысячники, навороченная альпинистская палатка для восхождений вам ни к чему. Но это не значит, что к 3-4-местным палаткам для несложного туризма не предъявляется никаких требований!

Итак, если цель похода — отдых, природа, красоты гор, чистый воздух, скинуть пару килограммов — палатка нужна туристская, для походов начальной и средней степени сложности. Здесь возможны два варианта — постоянное перемещение по маршруту или стационарное проживание в лагере. Главное отличие — вес палатки. В первом случае он должен быть как можно меньше — нормой считается 1,3 — 1,4 кг на человека в двух-, трехместной палатке, 1,1 — 1,2 кг в четырехместной (это, конечно, не абсолют, но ориентироваться надо). Во втором случае вес не столь важен, и можно посибаритствовать. Тут все зависит от исхода борьбы, нежелания тащить тяжесть до места назначения и желания комфорта. Побеждает чаще второе, о чем туристы нередко сожалеют уже в походе.

Зная, что палатка будет единственной крышей над головой в течение недели и более, разумно требовать, чтобы она:

* защищала от дождя и снега, не промокала (соответствующие материалы, проклеенные специальной лентой швы, защитная юбка);
* имела хорошую вентиляцию и (обязательно!) не накапливала внутри конденсат (материалы, вентиляционные окошки, два входа);
* была ветроустойчива;
* была достаточно вместительна и комфортна для проживания вашей компании (желателен большой тамбур или два тамбура, два входа);
* быстро ставилась одним человеком, еще быстрее — двумя (мало ли что может случиться); если местность дождливая и предполагается идти по маршруту, лучше, чтобы первым ставится тент, затем внутренняя палатка;
* обладала маленькими, но приятными вещицами вроде антимоскитной сетки, петли для подвешивания фонарика или кармашков для всяких мелочей.

Фиберглас против алюминия

Каркас — основа палатки, ее скелет. И, как подобает скелету, в его функции входит придавать форму палатке и поддерживать ее. Каркас должен быть прочным, жестким (чтобы согнуть, потребуется большое усилие) и упругим (должен сохранять форму при интенсивной длительной нагрузке). Помимо этих свойств, он еще обязан обладать легкостью.

Есть такой простой тест: если собранную пустую палатку надо поднять над землей за одну дугу — форма должна сохраняться без каких-либо деформаций. Это важный показатель прочности и упругости каркаса (и легкости палатки, конечно). Для удобства сборки все части одной дуги нанизывают на резинку; значительно упрощается процесс постановки палатки, так меньше шансов потерять какую-нибудь часть каркаса.

В настоящее время каркас палатки изготавливают в основном из двух материалов — фибергласа (стекловолокна) и алюминия (сплавов алюминия различных марок). Фиберглас — это композитный материал (стекловолокно, пропитанное эпоксидной смолой). Его свойства зависят от технологии изготовления, которых может быть две: более простая и дешевая напоминает производство макарон (бесконечная линия), по другой каждый элемент каркаса производится отдельно и отличается наличием поперечных связей (слоев). Из алюминиевых каркасов распространены каркасы из сплавов 7001, 7071, 6063 — их характеристики очень похожи. Если сравнивать между собой алюминий и стекловолокно, то результаты будут следующими.

Жесткость: если сравнивать характеристики алюминия и стекловолокна (именно волокна, а не готового изделия), то стекловолокно в несколько раз более жесткое, чем алюминий. Но нас интересует жесткость применительно к каркасам палаток. И тут (в готовых изделиях) жесткость алюминиевой трубки несколько выше (несколько — это около 10%, личное мнение эксперта). Жесткость стеклопластиковых трубок, выполненных по разным технологиям, отличается незначительно.

Упругость: упругость стеклопластиковых трубок абсолютна — то есть они ломаются без остаточной деформации. У алюминиевых трубок сплава 7001 при правильной эксплуатации остаточные деформации возможны, хотя обычно они незначительны.

Прочность и надежность: опять — если сравнивать характеристики материалов, то стеклопластик гораздо прочнее, но реальные изделия имеют одинаковую прочность. Алюминий выглядит предпочтительнее за счет того, что прочность и характеристики алюминиевой трубки практически не меняются от срока службы, температуры и внешних воздействий. Напротив, свойства композитов имеют тенденцию ухудшаться со временем («старение» связующего, в том числе и под действием UV излучения), зависят от температуры (+80°С под тентом палатки в солнечный день вполне возможно, а связующее при повышении температуры размягчается). Кроме того, нагрузки при эксплуатации (изгибы, удары, царапины) тоже не увеличивают долговечность изделия. Все эти особенности композитов давно известны из авиационной практики.

Вес: если сравнивать близкие по жесткости трубки из стекловолокна и алюминия, последние будут в 2,5 — 3 раза легче. Это тоже одно из важных преимуществ алюминия. Такая разница в весе между алюминием и стеклопластиком происходит из-за стремления изготовителя произвести стеклопластиковую трубку, аналогичную по прочности с алюминиевой, для чего приходится увеличивать толщину стенки. Это нужно, например, чтобы не сломать трубку, если на нее наступят ногой. Плюс к тому стеклопластик анизотропен (имеет различные характеристики по разным направлениям), и, чтобы получить приемлемую прочность на расщепление, для «экструзионных» трубок (то есть без поперечных волокон) стенку приходится делать толще.

Кроме того, если сломанную стойку из алюминия довольно легко починить при помощи алюминиевой муфты, то со стеклопластиком все не так просто. Его нужно обрабатывать очень аккуратно, иначе он начнет расщепляться в месте среза. Итак, каркас из фибергласа вполне подходит для несложных походов в весенне-летне-осенний период. Однако если планируется использовать палатку в мороз или подвергать ее воздействию экстремальных погодных условий (например, сильного ветра при горных восхождениях), а также при необходимости экономить каждый грамм веса, то необходимо использовать каркас из дюралюминия. Он прочнее, лучше держит холод и меньше весит, но значительно дороже, чем фибергласовый. Но, даже несмотря на свою отличную прочность, дюралюминий не выдержит, если туристу придет в голову, к примеру, упасть на палатку.

Форма не должна ПОРТИТЬ СОДЕРЖАНИЕ! 3-4-четырехместные палатки чаще всего изготавливают в виде полубочки или полусферы. Полубочки отличаются большей просторностью, но менее ветроустойчивы. Наверное, поэтому сейчас на рынке появляется все больше полусфер и их модификаций, которые отлично противостоят ветру (некоторые фирмы-производители «продувают» опытные образцы в аэродинамической трубе при скорости ветра до 50-60 м/с!), хотя полусферы и имеют меньший жизненный объем из-за сферического свода.

Надежная крыша

Производители палаток используют для обозначения тканей различные названия: Nylon, Nylon Taffeta, Капрон, Polyester, Poly Taffeta, Лавсан и множество других. В этом многообразии очень несложно запутаться, но свет в конце тоннеля виден — на поверку это оказывается элементарным (да, Ватсон!). Дело в том, что для производства тентовых материалов используют ткани на основе полиамидных либо полиэфирных волокон (и иногда смеси типа хлопок+полиамид). Капрон, Nylon, Nylon Taffeta сделаны на основе полиамидных волокон, а Polyester, Poly Taffeta, Лавсан — полиэфирных.

Приводим мнение эксперта: полиамидные волокна отличаются высокой прочностью, легкостью, низкой гигроскопичностью, стойкостью к истиранию и низкой ценой. К минусам этих тканей относят высокое растяжение при намокании и низкую стойкость к воздействию ультрафиолетового излучения (полиамидные волокна имеют особенность под действием ультрафиолета терять до 40% прочности в год). Полиэфирные волокна обладают всеми положительными свойствами полиамидных волокон, указанными выше, и лишены их главных недостатков. Полиэфирные волокна практически не растягиваются при намокании, отличаются повышенной стойкостью к ультрафиолету, а также более высокой прочностью, чем полиамидные волокна, но за это приходится платить — ткани из полиэфирных волокон существенно дороже. Таким образом, если есть выбор, лучше брать палатку с тентом на основе полиэфирных волокон (Polyester). Эта ткань не теряет свою прочность под воздействием ультрафиолета и не растягивается при намокании.

Загадочный «тэкс»

Также в описаниях тканей встречаются обозначения 175t — 250t — это так называемый «тэкс» ткани: чем больше цифра, тем ткань толще и прочнее, но при этом увеличивается ее вес.

Обозначение Ripstop указывает на применение специального плетения, при котором ткань усиливают применением более толстой и прочной нити. Эта нить образует на поверхности ткани рисунок из квадратов, прямоугольников или ромбов, и такое плетение позволяет при минимальном весе создать ткань с высокой прочностью и стойкостью к разрывам. Для тента палатки оптимальным считается текс 210t с плетением Ripstop. Особенно, если палатка покупается не на один раз, а надолго. Больший текс пригоден для восхождений, ночевок на заснеженных вершинах и прочей «экстремальщины».

Над нами — кубометры воды…

После названия ткани обычно идет цифра, например 2000 или 3000. Она обозначает водостойкость — то есть максимальную высоту водяного столба в миллиметрах, при котором ткань еще не промокает. Согласно стандарту DIN, водонепроницаемыми считаются ткани с водостойкостью более 2000 мм. Остальные (если их водостойкость больше 1000 мм) именуются тканями с водоотталкивающими свойствами. К ним относится, например, известная «серебрянка» (Nylon Taffeta) — она характеризуется водостойкостью от 600 до 1500 мм.

Существуют ткани с водостойкостью 6000 мм и даже 10000 мм. Они чаще всего применяются для изготовления пола в палатке. При небольшой его площади не так сказывается большой вес ткани, а высокая водостойкость и стойкость к истиранию оказываются здесь очень к месту. Водостойкое покрытие тканей обычно выполняется из полиуретана PU, но некоторые фирмы используют и ткани с другим покрытием. Фирма The North Faсe, например, использует ткань с покрытием Silicon, покрытие которой отличается меньшим весом при высокой водостойкости и стойкости к погодным условиям и ультрафиолетовому излучению, но при всех своих положительных свойствах такие ткани почти вдвое дороже обычных, что не лучшим образом сказывается на цене палатки.

В идеале водостойкость ткани тента должна равняться 2000-4000 мм. Если меньше — ткань будет промокать в сильный дождь, больше — будет слишком тяжелой.

Пропитка не пытка!

Хорошо, если ткань имеет дополнительную влагозащитную пропитку, обозначаемую обычно WR (или W/R — не путать с W/C!). При наличии такого покрытия капли воды скатываются с ткани, а не впитываются, что улучшает ее водостойкость и позволяет сохранить минимальный вес палатки даже при мокром тенте.

Если же этих полезных буквочек нет, а палатка в целом хорошая — не спешите ее забраковывать. Просто нужно приобрести специальный водоотталкивающий состав (жидкость или аэрозоль) и обработать им палатку.

Для внутренней палатки больше подходят полиамидные «дышащие» ткани с тексом около 190. Отлично, если есть влагозащитная пропитка, не мешающая «дыханию» ткани, но пропускающая конденсат только в одну сторону, то есть препятствующая его каплям проникать обратно внутрь палатки (идея наподобие знаменитых женских прокладок).

Ползком по дну

Дно палатки очень многое может рассказать о ее предназначении. Так, если палатка нужна для прохождения пешего маршрута, дно лучше выбирать полиамидным или полиэфирным (то есть из той же ткани, что и тент, только с большей водостойкостью). Лучше, чтобы водостойкость составляла не менее 3000 мм (до 10000 мм). Чем больше водостойкость, тем ткань тяжелее — это тоже следует учитывать.

Альтернатива легким нейлону или полиэстру — армированный полиэтилен или полипропилен. Эта ткань абсолютно не промокает и отличается высокой прочностью и стойкостью к истиранию. Причем полипропилен еще более прочный, чем полиэтилен. Дополнительным плюсом является также вдвое меньшая цена, чем на ткани для спортивных палаток. Но эти материалы, во-первых, более тяжелые, а во-вторых — более жесткие. То есть если с палаткой за плечами придется много ходить и часто разбирать-собирать ее, недостатки очевидны. Лишний вес никогда не добавлял походу удовольствия, а повышенная жесткость приводит к увеличению размера палатки в упаковке. Так что дно из армированного полиэтилена — выбор тех туристов, которые не собираются часто и помногу менять лагерь.

Входим — выходим

Существует еще несколько нюансов, отличающих продуманную конструкцию палатки, например устройство входа. Наиболее прост в изготовлении и долговечен тубус («рукав»), но вот пользоваться им неудобно. Раньше большинство самодельных палаток снабжалось именно таким входом, но теперь тубус остался только у зимних, «арктических» моделей, где существует риск обмерзания молнии и требуется обеспечить минимальный зазор между влезающим в палатку человеком и тканью палатки — чтобы внутрь влетело меньше снега. Тут уж не до комфорта!

В настоящее время преобладают D-образные и U-образные входы на молнии, удобные и функциональные. В несложных походах молния признается наилучшим вариантом — но выполняется она все-таки с пластиковыми зубьями.

Кстати, обратите внимание на величину ячеек противомоскитной сетки входа и вентиляционных окошек — некоторые (особенно в дешевых моделях) рассчитаны скорее на африканского москита, чем на карельскую мошку!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Зимний аварийный переход

Средние скорости передвижения по снегу без лыж составляют: 2 км/ч — при толщине снежного покрова 30-50 см; 1 км/ч — при толщине 50-70 см; 0,5 км/ч —...

News image

Личное снаряжение в лыжном походе

К личному снаряжению относятся одежда, обувь, рюкзак и другие индивидуально используемые вещи. Вес личного снаряжения составляет примерно 10...

Летнее снаряжение:

News image

Укладка рюкзака

На простых маршрутах. Центр тяжести должен быть расположен близко к туловищу, идеально - на высоте плеч. Спальный мешок обычно кладётся в нижнее о...

News image

Рюкзак. Выбор рюкзака

Выбор рюкзака очень важен для любого похода , ведь рюкзак влияет не только на удовольствие, но и на здоровье туриста. Часто туристы понимают свои ош...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Отчет об авто путешествии

News image

Село Юркино (храм Рождества Христова, XYI века), Иосифо-Волоцкий монастырь («Святой колодец» Иосифа Волоцкого), с. Спирово (...

Исполнение желаний

News image

Дело было в начале августа 2004 года. Ранним утром (в середине ночи по московскому времени!!!) наша скромная мужская компания, ...

Зачем мы едем в джунгли

News image

сидячий образ жизни... независимо от родства и систематического положения приводит к формированию сходных черт строения – тело п...

О Республике Марий-Эл

News image

Техническое описание прохождения группой маршрута (дневник похода): 30.10.04. В 15-25 поезд «Казань – Йошкар-Ола» прибыл на с...

Зимние походы:

Зимний поход от шеф-повара Дульского

News image

В зимний поход звали меня давно, и почти каждый год. Вот, счастье такое я преступно от себя отталкивал, придумывая внешние и вну...

Чимганские горы

News image

Поездка в Узбекистан была предпринята мною совершенно спонтанно и так как я в очередной раз получил статус холостяка, то и прогр...

Рассказ с картинками о походе на снегоступах по парку О

News image

Парк Оуланка. Вид со скал Ристикалло. Вместо эпиграфа. * * * На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И д...

Отчет о походе выходного дня на моховое болото - оз. Св

News image

Идея найти и организовать группу туристов, интересующихся природой болот, возникла недавно, хотя зрела давно. После нескольких д...

Горные походы:

Отчет о зимнем горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в янва

News image

Заявленная и пройденная нитки маршрута, отличия и их причины Заявленная: Сел. Ахсау - плато Ахва - пер. Уаза Центральный ч...

Поход в горы

News image

...Про эту 100-километровую гонку я слышал очень давно

Лыжный марафон Финская лыжня

News image

Л.Л.: Желание попасть в Финляндию на знаменитый лыжный марафон появилось у меня еще года два назад, когда мне, человеку далекому...

Путешествие по Европе: Чертов мост. Семейное восхождени

News image

Восхождение на Маттерхорн я начал планировать сразу, как только мы с женой решили поехать в гости к нашим родственникам и друзья...

Велопоходы:

Маршрут Все яйлы Крыма

News image

Вступление Идея «звездного похода» в Крым возникла в феврале и после обсуждения с Леней Ливеровским она оформилась в конкретн...

Архангельск-Северодвинск-Солза-Кянда-Тамица-Покровское-

News image

Выбор онежского полуострова для очередных покатушек был не случайным. Давно хотелось побывать на Белом море и посмотреть Соловки...

SARDEGNA BELLA

News image

Сардиния действительно красива. Она похожа и не похожа на другие средиземноморские курорты. Похожесть – очевидна. Необыкновенног...

На велосипеде зимой

News image

Впервые эта статья была опубликована в газете Вольный Ветер в конце 2006 года Я думаю, что не сильно ошибусь, сказав, что на ...

Рафтинг для смелых:

Отчет о водном походе чайников

News image

Отчет о водном походе чайников. Собрались в водный поход чайники, которые в этом деле, короче, в первый раз. Собралась группа из 21 человека, сборн...

Апрельские покатушки на Вуоксе

News image

Отчет о поездке Наша команда в составе компании «Адвентурс» и их друзей долго ломала голову, куда бы отправиться на выходные потренироваться пе...

Ростов-на-Дону – Туапсе

News image

28.07.04 18-45 стартовали из Москвы, поезд Атаман Платов , видимо, борющийся за звание фирменного: проводницы - в форме, очень вежливые, в купе ...

Велопоходы:

Велопробег МОСКВА – КОТЛАС

News image

Впечатления автора По традиции тихохода я сразу оказался в хвосте. Некоторое время ехали вместе с Вадимом Кудиным и Иваном от Версаччи, беседовал...

Вело Питер

News image

Полюс Холода - 2004 Якутск - Чурапча - Хандыга - Тёплый ключ - Кюбюме - Томтор В марте 2004 команда Бивак экстрим прошла на велосипедах от Якутск...

Валаам без Валаама

News image

Начиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люди из Велопитера) орг...

Авторизация