Главная - Летнее снаряжение - Выбор палатки - правильно


Выбор палатки - правильно

Туристическое снаряжение - Летнее снаряжение

выбор палатки - правильно


У каждого вида похода — своя специфика, и если вы с друзьями собрались просто побродить по горам, а не штурмовать кавказские пятитысячники, навороченная альпинистская палатка для восхождений вам ни к чему. Но это не значит, что к 3-4-местным палаткам для несложного туризма не предъявляется никаких требований!

Итак, если цель похода — отдых, природа, красоты гор, чистый воздух, скинуть пару килограммов — палатка нужна туристская, для походов начальной и средней степени сложности. Здесь возможны два варианта — постоянное перемещение по маршруту или стационарное проживание в лагере. Главное отличие — вес палатки. В первом случае он должен быть как можно меньше — нормой считается 1,3 — 1,4 кг на человека в двух-, трехместной палатке, 1,1 — 1,2 кг в четырехместной (это, конечно, не абсолют, но ориентироваться надо). Во втором случае вес не столь важен, и можно посибаритствовать. Тут все зависит от исхода борьбы, нежелания тащить тяжесть до места назначения и желания комфорта. Побеждает чаще второе, о чем туристы нередко сожалеют уже в походе.

Зная, что палатка будет единственной крышей над головой в течение недели и более, разумно требовать, чтобы она:

* защищала от дождя и снега, не промокала (соответствующие материалы, проклеенные специальной лентой швы, защитная юбка);
* имела хорошую вентиляцию и (обязательно!) не накапливала внутри конденсат (материалы, вентиляционные окошки, два входа);
* была ветроустойчива;
* была достаточно вместительна и комфортна для проживания вашей компании (желателен большой тамбур или два тамбура, два входа);
* быстро ставилась одним человеком, еще быстрее — двумя (мало ли что может случиться); если местность дождливая и предполагается идти по маршруту, лучше, чтобы первым ставится тент, затем внутренняя палатка;
* обладала маленькими, но приятными вещицами вроде антимоскитной сетки, петли для подвешивания фонарика или кармашков для всяких мелочей.

Фиберглас против алюминия

Каркас — основа палатки, ее скелет. И, как подобает скелету, в его функции входит придавать форму палатке и поддерживать ее. Каркас должен быть прочным, жестким (чтобы согнуть, потребуется большое усилие) и упругим (должен сохранять форму при интенсивной длительной нагрузке). Помимо этих свойств, он еще обязан обладать легкостью.

Есть такой простой тест: если собранную пустую палатку надо поднять над землей за одну дугу — форма должна сохраняться без каких-либо деформаций. Это важный показатель прочности и упругости каркаса (и легкости палатки, конечно). Для удобства сборки все части одной дуги нанизывают на резинку; значительно упрощается процесс постановки палатки, так меньше шансов потерять какую-нибудь часть каркаса.

В настоящее время каркас палатки изготавливают в основном из двух материалов — фибергласа (стекловолокна) и алюминия (сплавов алюминия различных марок). Фиберглас — это композитный материал (стекловолокно, пропитанное эпоксидной смолой). Его свойства зависят от технологии изготовления, которых может быть две: более простая и дешевая напоминает производство макарон (бесконечная линия), по другой каждый элемент каркаса производится отдельно и отличается наличием поперечных связей (слоев). Из алюминиевых каркасов распространены каркасы из сплавов 7001, 7071, 6063 — их характеристики очень похожи. Если сравнивать между собой алюминий и стекловолокно, то результаты будут следующими.

Жесткость: если сравнивать характеристики алюминия и стекловолокна (именно волокна, а не готового изделия), то стекловолокно в несколько раз более жесткое, чем алюминий. Но нас интересует жесткость применительно к каркасам палаток. И тут (в готовых изделиях) жесткость алюминиевой трубки несколько выше (несколько — это около 10%, личное мнение эксперта). Жесткость стеклопластиковых трубок, выполненных по разным технологиям, отличается незначительно.

Упругость: упругость стеклопластиковых трубок абсолютна — то есть они ломаются без остаточной деформации. У алюминиевых трубок сплава 7001 при правильной эксплуатации остаточные деформации возможны, хотя обычно они незначительны.

Прочность и надежность: опять — если сравнивать характеристики материалов, то стеклопластик гораздо прочнее, но реальные изделия имеют одинаковую прочность. Алюминий выглядит предпочтительнее за счет того, что прочность и характеристики алюминиевой трубки практически не меняются от срока службы, температуры и внешних воздействий. Напротив, свойства композитов имеют тенденцию ухудшаться со временем («старение» связующего, в том числе и под действием UV излучения), зависят от температуры (+80°С под тентом палатки в солнечный день вполне возможно, а связующее при повышении температуры размягчается). Кроме того, нагрузки при эксплуатации (изгибы, удары, царапины) тоже не увеличивают долговечность изделия. Все эти особенности композитов давно известны из авиационной практики.

Вес: если сравнивать близкие по жесткости трубки из стекловолокна и алюминия, последние будут в 2,5 — 3 раза легче. Это тоже одно из важных преимуществ алюминия. Такая разница в весе между алюминием и стеклопластиком происходит из-за стремления изготовителя произвести стеклопластиковую трубку, аналогичную по прочности с алюминиевой, для чего приходится увеличивать толщину стенки. Это нужно, например, чтобы не сломать трубку, если на нее наступят ногой. Плюс к тому стеклопластик анизотропен (имеет различные характеристики по разным направлениям), и, чтобы получить приемлемую прочность на расщепление, для «экструзионных» трубок (то есть без поперечных волокон) стенку приходится делать толще.

Кроме того, если сломанную стойку из алюминия довольно легко починить при помощи алюминиевой муфты, то со стеклопластиком все не так просто. Его нужно обрабатывать очень аккуратно, иначе он начнет расщепляться в месте среза. Итак, каркас из фибергласа вполне подходит для несложных походов в весенне-летне-осенний период. Однако если планируется использовать палатку в мороз или подвергать ее воздействию экстремальных погодных условий (например, сильного ветра при горных восхождениях), а также при необходимости экономить каждый грамм веса, то необходимо использовать каркас из дюралюминия. Он прочнее, лучше держит холод и меньше весит, но значительно дороже, чем фибергласовый. Но, даже несмотря на свою отличную прочность, дюралюминий не выдержит, если туристу придет в голову, к примеру, упасть на палатку.

Форма не должна ПОРТИТЬ СОДЕРЖАНИЕ! 3-4-четырехместные палатки чаще всего изготавливают в виде полубочки или полусферы. Полубочки отличаются большей просторностью, но менее ветроустойчивы. Наверное, поэтому сейчас на рынке появляется все больше полусфер и их модификаций, которые отлично противостоят ветру (некоторые фирмы-производители «продувают» опытные образцы в аэродинамической трубе при скорости ветра до 50-60 м/с!), хотя полусферы и имеют меньший жизненный объем из-за сферического свода.

Надежная крыша

Производители палаток используют для обозначения тканей различные названия: Nylon, Nylon Taffeta, Капрон, Polyester, Poly Taffeta, Лавсан и множество других. В этом многообразии очень несложно запутаться, но свет в конце тоннеля виден — на поверку это оказывается элементарным (да, Ватсон!). Дело в том, что для производства тентовых материалов используют ткани на основе полиамидных либо полиэфирных волокон (и иногда смеси типа хлопок+полиамид). Капрон, Nylon, Nylon Taffeta сделаны на основе полиамидных волокон, а Polyester, Poly Taffeta, Лавсан — полиэфирных.

Приводим мнение эксперта: полиамидные волокна отличаются высокой прочностью, легкостью, низкой гигроскопичностью, стойкостью к истиранию и низкой ценой. К минусам этих тканей относят высокое растяжение при намокании и низкую стойкость к воздействию ультрафиолетового излучения (полиамидные волокна имеют особенность под действием ультрафиолета терять до 40% прочности в год). Полиэфирные волокна обладают всеми положительными свойствами полиамидных волокон, указанными выше, и лишены их главных недостатков. Полиэфирные волокна практически не растягиваются при намокании, отличаются повышенной стойкостью к ультрафиолету, а также более высокой прочностью, чем полиамидные волокна, но за это приходится платить — ткани из полиэфирных волокон существенно дороже. Таким образом, если есть выбор, лучше брать палатку с тентом на основе полиэфирных волокон (Polyester). Эта ткань не теряет свою прочность под воздействием ультрафиолета и не растягивается при намокании.

Загадочный «тэкс»

Также в описаниях тканей встречаются обозначения 175t — 250t — это так называемый «тэкс» ткани: чем больше цифра, тем ткань толще и прочнее, но при этом увеличивается ее вес.

Обозначение Ripstop указывает на применение специального плетения, при котором ткань усиливают применением более толстой и прочной нити. Эта нить образует на поверхности ткани рисунок из квадратов, прямоугольников или ромбов, и такое плетение позволяет при минимальном весе создать ткань с высокой прочностью и стойкостью к разрывам. Для тента палатки оптимальным считается текс 210t с плетением Ripstop. Особенно, если палатка покупается не на один раз, а надолго. Больший текс пригоден для восхождений, ночевок на заснеженных вершинах и прочей «экстремальщины».

Над нами — кубометры воды…

После названия ткани обычно идет цифра, например 2000 или 3000. Она обозначает водостойкость — то есть максимальную высоту водяного столба в миллиметрах, при котором ткань еще не промокает. Согласно стандарту DIN, водонепроницаемыми считаются ткани с водостойкостью более 2000 мм. Остальные (если их водостойкость больше 1000 мм) именуются тканями с водоотталкивающими свойствами. К ним относится, например, известная «серебрянка» (Nylon Taffeta) — она характеризуется водостойкостью от 600 до 1500 мм.

Существуют ткани с водостойкостью 6000 мм и даже 10000 мм. Они чаще всего применяются для изготовления пола в палатке. При небольшой его площади не так сказывается большой вес ткани, а высокая водостойкость и стойкость к истиранию оказываются здесь очень к месту. Водостойкое покрытие тканей обычно выполняется из полиуретана PU, но некоторые фирмы используют и ткани с другим покрытием. Фирма The North Faсe, например, использует ткань с покрытием Silicon, покрытие которой отличается меньшим весом при высокой водостойкости и стойкости к погодным условиям и ультрафиолетовому излучению, но при всех своих положительных свойствах такие ткани почти вдвое дороже обычных, что не лучшим образом сказывается на цене палатки.

В идеале водостойкость ткани тента должна равняться 2000-4000 мм. Если меньше — ткань будет промокать в сильный дождь, больше — будет слишком тяжелой.

Пропитка не пытка!

Хорошо, если ткань имеет дополнительную влагозащитную пропитку, обозначаемую обычно WR (или W/R — не путать с W/C!). При наличии такого покрытия капли воды скатываются с ткани, а не впитываются, что улучшает ее водостойкость и позволяет сохранить минимальный вес палатки даже при мокром тенте.

Если же этих полезных буквочек нет, а палатка в целом хорошая — не спешите ее забраковывать. Просто нужно приобрести специальный водоотталкивающий состав (жидкость или аэрозоль) и обработать им палатку.

Для внутренней палатки больше подходят полиамидные «дышащие» ткани с тексом около 190. Отлично, если есть влагозащитная пропитка, не мешающая «дыханию» ткани, но пропускающая конденсат только в одну сторону, то есть препятствующая его каплям проникать обратно внутрь палатки (идея наподобие знаменитых женских прокладок).

Ползком по дну

Дно палатки очень многое может рассказать о ее предназначении. Так, если палатка нужна для прохождения пешего маршрута, дно лучше выбирать полиамидным или полиэфирным (то есть из той же ткани, что и тент, только с большей водостойкостью). Лучше, чтобы водостойкость составляла не менее 3000 мм (до 10000 мм). Чем больше водостойкость, тем ткань тяжелее — это тоже следует учитывать.

Альтернатива легким нейлону или полиэстру — армированный полиэтилен или полипропилен. Эта ткань абсолютно не промокает и отличается высокой прочностью и стойкостью к истиранию. Причем полипропилен еще более прочный, чем полиэтилен. Дополнительным плюсом является также вдвое меньшая цена, чем на ткани для спортивных палаток. Но эти материалы, во-первых, более тяжелые, а во-вторых — более жесткие. То есть если с палаткой за плечами придется много ходить и часто разбирать-собирать ее, недостатки очевидны. Лишний вес никогда не добавлял походу удовольствия, а повышенная жесткость приводит к увеличению размера палатки в упаковке. Так что дно из армированного полиэтилена — выбор тех туристов, которые не собираются часто и помногу менять лагерь.

Входим — выходим

Существует еще несколько нюансов, отличающих продуманную конструкцию палатки, например устройство входа. Наиболее прост в изготовлении и долговечен тубус («рукав»), но вот пользоваться им неудобно. Раньше большинство самодельных палаток снабжалось именно таким входом, но теперь тубус остался только у зимних, «арктических» моделей, где существует риск обмерзания молнии и требуется обеспечить минимальный зазор между влезающим в палатку человеком и тканью палатки — чтобы внутрь влетело меньше снега. Тут уж не до комфорта!

В настоящее время преобладают D-образные и U-образные входы на молнии, удобные и функциональные. В несложных походах молния признается наилучшим вариантом — но выполняется она все-таки с пластиковыми зубьями.

Кстати, обратите внимание на величину ячеек противомоскитной сетки входа и вентиляционных окошек — некоторые (особенно в дешевых моделях) рассчитаны скорее на африканского москита, чем на карельскую мошку!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Скрытые прелести зимнего туризма

Для многих из нас понятия «отпуск» и «лето» стали почти синонимами. Зимой наши леса и пляжи безмолвствуют, а многие турфирмы еле шевелятся как медве...

News image

Зимнее снаряжение

Для зимы мне эта куртка понравилась больше, чем гортексовая или любая другая мембранная. Вообще у самой этой куртки единственный недостаток по сра...

Летнее снаряжение:

News image

Рюкзаки

Рюкзак - один из немногих видов туристского снаряжения, без которого не обойтись в любом виде путешествий. Горный поход, лыжная прогулка, подходы к ...

News image

Виды спальных мешков

Спальные мешки бывают: - одеяла - одеяла с подголовниками - одеяла с капюшонами - коконы По утеплителям они подразделяются на: - син...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Одежда и обувь во время охотничьего тура в Киргизию

News image

Надо иметь комплект одежды в котором комфортно находится по собственным ощущениям в определенных температурных условиях. Б...

Мажойский каскад май 2008. Порог Малыш поглотит Чибитск

News image

. Уже не первый год наша команда водников из Новосибирска и группы поддержки дружно выезжает в Горный Алтай на майские праздн...

Ладога

News image

Походец по северо-восточному и северному берегам Ладожского озера Федор Ельцов

Голландия и Бельгия - две страны, два мира

News image

Амстердам-Гаага-Эфтелинг-Брюгге-Брюссель Мама, папа и дочка 6 лет. Сами. ПОДГОТОВКА Давно зрел план отвезти дочь в...

Зимние походы:

Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни

News image

Попадая в Африку, многие начинают сразу валять дурака. Выражаясь более мягко – впадают в детство..

Winter Scottish Climbing, Ben Nevis

News image

В прошлые выходные приобщились к зимним шотландским горам - вместе с Лешей Долининым поползали по склонам Бен-Невиса. в субботу ...

Зимний поход по Памиру

News image

С большим облегчением снимаю с себя обязанности по мониторингу команды МАИ, которая завершила лыжный поход по Памиру с восхожден...

Экстрим выходной на Чатыр-Даге, Крым или День Св. Вале

News image

После огромных положительных впечатлений от первого в своей жизни зимнего похода на Говерлу, я не раздумывая подала заявку в ...

Горные походы:

Путешествие по Европе: Чертов мост. Семейное восхождени

News image

Восхождение на Маттерхорн я начал планировать сразу, как только мы с женой решили поехать в гости к нашим родственникам и друзья...

Подход в первый лагерь на леднике Звездочка

News image

За словом — дело, и вот, пообедав, мы втроем выходим на Звездочку. Ради интереса включаю GPS, хотя тропа более-менее видна, а с ...

Впечатления новичка

News image

В электричке получаю номер и предупреждение о том что я заблужусь, да я и сам знаю: в отличие от Дмитриевской сотни, вторая поло...

У каждого своя Победа

News image

Часть 1: Вводная После успешного опыта на Ленина и Корженевской следующим логичным шагом было бы посещение Иныльчека, что я и...

Велопоходы:

Kerimäki — идём на восток!

News image

При разработке маршрута своего первого в жизни велопохода, для меня немаловажную роль играла простота схода с маршрута и эвакуац...

Ruunaan retkeilyalue — Lieksa

News image

Lieksassa, Pielisen rantamilla ja vaarojen katveessa - ovat vuosisatojen ajan kohdanneet itä ja länsi sekä luonto...

Дорога на Костомукшу

News image

Это Хануд. Планета, где меня родили …. Просыпаюсь по будильнику, быстро, но без спешки, собираюсь и выезжаю. Погода, вроде, н...

Тур-де-Дюрсо

News image

Рассказ о водном велопоходе. Общие сведения. Сроки проведения: 26 августа-9 сентября 2000 года. Маршрут планировался, к...

Рафтинг для смелых:

Паводковые реки подмосковья для начинающих

News image

Этот текст посвящен вопросу, на который мне, признаться, уже несколько надоело отвечать: - Куда сводить группу начинающих на паводок на выходные...

Вместо Иссык-Куля - БоденЗее, и другая культурная программа

News image

Рекомендуем окрестности и сам городок Meersburg. Кемпинги в наличии. Очень красивая набережная, виноградники Spat - Burgunder, духовой оркестр веч...

Каякинг – спорт для смелых

News image

Активные водные виды спорта все больше завоевывают сердца людей во всем мире. И один из наиболее динамично развивающихся видов, в том числе и в ...

Велопоходы:

Израиль на велосипеде

News image

Жгучее желание проехать по югу Израиля на велосипеде возникло у меня при первом посещении етой замечательной страны. Так уж вышло, что прошло целых ...

Отчет о велопоходе

News image

Подробный маршрут: Светогорск — Imatra — 6-й веломаршрут — Rautjärvi — Parikkala — 14-й веломаршрут — Punkaharju — дорога № 14, Savonlinna —...

Дорога на Hatunkylä и Сергей Дудко

News image

Для того, чтобы действительно стать дороги м гостем, необходимо направить свои колёса как можно дальше от очагов массового туризма и … ездить неб...

Авторизация