Велотуризм - история и современность
Велотуризм – современный и наиболее прогрессивный вид туризма, уходящий корнями в далекое прошлое. Можно смело утверждать, что возник велотуризм сразу же, как изобрели велосипед. Официальная же история велотуризма в России началась 4 марта 1895 года в городе Санкт-Петербург, где было основано Общество велосипедистов-туристов под названием «Русский туринг-клуб». Позже появились филиалы общества в Киеве, Москве и других городах.
С момента появления велосипед стал представлять собой не только средство передвижения, но и новую возможность по организации качественного отдыха и времяпрепровождения.
С усовершенствованием велосипеда все явственнее становились его явные преимущества перед остальными видами транспорта – высокая мобильность, экологичность, компактность. К тому же, это отличное средство для тренировки организма и общего оздоровления. К преимуществам данного вида транспорта можно также добавить низкие издержки при обслуживании, особенно в сравнении, скажем, с автомобильным транспортом. Резюмируя, можно отметить, что велосипед как транспорт для путешествия обладает наивысшим коэффициентом при соотношении качества и материальных затрат.
К концу 19 века велосипед из средства, доступного исключительно для аристократии, превратился в транспорт для широких масс, являя собой эволюционный переход от лошади к человеку. В России это время характеризовалось расцветом русского капитализма, благодаря чему стремительно развивался рынок продаж двухколесных велосипедов. Вышеназванное общество велосипедистов- туристов быстро росло и развивалось. Если в 1895 году в нем состояло 27 человек, то к 1899 году - уже более тысячи человек. Как и любое общество, оно ставило себе в цели организацию совместного времяпрепровождения по выбранной тематике, занимаясь вопросами как количественного разнообразия выбранных путей и маршрутов, так и качественной организации колонн велотуристов и развитием ступеней поощрения участников.
Подобный подход быстро привел к увеличению количества общества до нескольких тысяч человек, однако революция подкосила данную структуру. В последующие десятилетия направление велотуризма из отдельного общества превратилось в подсекцию Всесоюзной секции туризма, однако первые клубы велотуризма появились только спустя полвека после революции. Бурное развитие идеологии спорта в советском союзе привело к тому, что появилось централизованное управление велотуризмом. Начали проходить собрания и слеты велотуристов, внедрялись стандарты сложности трасс, увеличивались маршруты как для «туров выходного дня», так и многодневные.
Если говорить о послевоенном туризме, то он возрождался достаточно долго. В шестидесятые возобновили свою работу клубы туристов почти в 150 городах СССР, но велосипедные секции были не везде. Далее в 1976 году появились федерации туризма советов по туризму и экскурсиям, начинает зарождаться самодеятельный туризм. Настоящий пик велобума наблюдается в нашей стране в восьмидесятые. Появляются новые объединения велотуристов, проводятся соревнования, слеты, организованные походы в труднодоступные районы, постепенно осваивается плановый велотуризм. В эти годы набирают популярность два вида массовых соревнований - триал и ралли. Конец восьмидесятых ознаменовывается падением железного занавеса, русские велотуристы начинают принимать участие в международных соревнованиях.
Если путешествие на мотоцикле имеет идеологию городских кварталов и хайвеев, то велосипед как средство передвижения во время путешествия несет в себе идеологию свободы передвижения, слияния с природой, ощущения собственного тела. Культивированием данной идеологии занимаются в настоящее время клубы велотуризма, которые являются потомками отделений дореволюционного общества велотуризма и продолжателями дела советских велотурклубов. В них остались школы велоподготовки, традиция собраний и слетов, коучинг и наставничество для новых членов, а также характерное для многих собраний, ведущих истоки от туризма, знакомство с фото и видеоматериалами с путешествий предыдущих лет. Появились лекции и книги по велотуризму. Также добавились туры по соседним странам и совместные велопутешествия по стране вместе с иностранными гостями-любителями велосипедного туризма.
В настоящее время в России развитие велотуризма имеет два направления: многодневные путешествия по преимущественно географическому принципу или географо-историческому маршруту и как способ организации выходного уик-энда, выливающиеся в так называемые «туры выходного дня», представляющее собой поездки в окрестности, прилегающую сельскую местность или на загородную достопримечательность. Каждое направление подразделяется еще на подвиды: экологический, религиозный, экскурсионный, спортивный. Развитие велосипеда, его скоростных и конструкционных данных позволило сделать велотуризм более комфортным и удобным для перевозки средств жизнеобеспечения и походных принадлежностей.
Традиционно стартом для начала путешествий на велосипеде является апрель. Опытные туристы еще до начала апреля планируют уже весь туристический сезон. «Якорными» маршрутами там являются крупные или совместные с другими клубами многодневные путешествия, а промежутки между ними заполняются «турами выходного дня». Хотя в последнее время активное распространение получил зимний велотуризм, где главным условием является ясная погода и утоптанная дорожка. При поездке по зимнему лесу удобнее ездить по лыжне. Важно также наличие специализированной экипировки и шлема для защиты от ветра.
Велотуризм – один из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма.
Независимо от того, является ли путешествие на велосипедах туром выходного дня или это многодневный велопоход, туристические фирмы в большинстве случае предоставляют возможность передвигаться налегке, с комфортом. Багаж находится в машине сопровождения или его подвозят к местам стоянок, кроме того, обеспечивают услугами механика и гидов, бронь на гостиницы или необходимым бивуачным оборудованием.
| Читайте: |
|---|
Зимнее снаряжение:
![]() Личное снаряжение для зимних походовГоловной убор Голову вопреки афористическому утверждению в холоде держать не нужно, а совсем наоборот, так как через голову организм теряет до 25... |
![]() Основные параметры подбора снаряженияОстановимся более подробно на выборе того горнолыжного снаряжения, без которого процесс катания в принципе невозможен. Горные лыжи. Основные крит... |
Летнее снаряжение:
![]() Виды и назначение туристических рюкзаковНа рюкзак, как средство перемещения вашего туристического снаряжения, нужно обратить самое пристальное внимание, поскольку от его правильного выбора... |
![]() Виды палатокКак показывает опыт, палатку можно ставить не везде. Даже если продавцы в магазине говорят вам совершенно противоположное. Для того, чтобы не попаст... |
Рафтинг для смелых:
Отчет о водном туристском походе 4 категории сложности по рекам Чуя, Катунь, Кадрин (Горный Алтай)![]() Руководитель группы Филимонов Г.А. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем уча... |
Рафтинг в Карелии![]() Карелия – это тот уникальный заповедный край, которому сама природа подарила всё необходимое для активного отдыха. Карелия обладает множеством р... |
Паводковые реки подмосковья для начинающих![]() Этот текст посвящен вопросу, на который мне, признаться, уже несколько надоело отвечать: - Куда сводить группу начинающих на паводок на выходные... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Рассказ о семейном авто-вело-путешествии Петербург-Хельсинки![]() Велосипедная часть - Стокгольм-Осло, 750 км). 2001 год. Пролог или Как всё начиналось Мысль прокатиться на велосипедах по Скандинавии пришла м... |
Впечатления участника вело десанта![]() Всего четыре дня вело этап и четыре дня вело водный, а впечатлений – выше крыши! Спали некоторые, в том числе и я, поистине в марафонском режиме:... |
“Здесь вам не равнина, здесь климат иной”![]() 24 августа –финал подъема - пер.Тонг (4023 м) - спуск с перевала, обход снежников, возвращение на серпантин - спуск к с.Туура-Суу - по асфальтовой т... |

























