
Велотуризм - история и современность
Велотуризм – современный и наиболее прогрессивный вид туризма, уходящий корнями в далекое прошлое. Можно смело утверждать, что возник велотуризм сразу же, как изобрели велосипед. Официальная же история велотуризма в России началась 4 марта 1895 года в городе Санкт-Петербург, где было основано Общество велосипедистов-туристов под названием «Русский туринг-клуб». Позже появились филиалы общества в Киеве, Москве и других городах.
С момента появления велосипед стал представлять собой не только средство передвижения, но и новую возможность по организации качественного отдыха и времяпрепровождения.
С усовершенствованием велосипеда все явственнее становились его явные преимущества перед остальными видами транспорта – высокая мобильность, экологичность, компактность. К тому же, это отличное средство для тренировки организма и общего оздоровления. К преимуществам данного вида транспорта можно также добавить низкие издержки при обслуживании, особенно в сравнении, скажем, с автомобильным транспортом. Резюмируя, можно отметить, что велосипед как транспорт для путешествия обладает наивысшим коэффициентом при соотношении качества и материальных затрат.
К концу 19 века велосипед из средства, доступного исключительно для аристократии, превратился в транспорт для широких масс, являя собой эволюционный переход от лошади к человеку. В России это время характеризовалось расцветом русского капитализма, благодаря чему стремительно развивался рынок продаж двухколесных велосипедов. Вышеназванное общество велосипедистов- туристов быстро росло и развивалось. Если в 1895 году в нем состояло 27 человек, то к 1899 году - уже более тысячи человек. Как и любое общество, оно ставило себе в цели организацию совместного времяпрепровождения по выбранной тематике, занимаясь вопросами как количественного разнообразия выбранных путей и маршрутов, так и качественной организации колонн велотуристов и развитием ступеней поощрения участников.
Подобный подход быстро привел к увеличению количества общества до нескольких тысяч человек, однако революция подкосила данную структуру. В последующие десятилетия направление велотуризма из отдельного общества превратилось в подсекцию Всесоюзной секции туризма, однако первые клубы велотуризма появились только спустя полвека после революции. Бурное развитие идеологии спорта в советском союзе привело к тому, что появилось централизованное управление велотуризмом. Начали проходить собрания и слеты велотуристов, внедрялись стандарты сложности трасс, увеличивались маршруты как для «туров выходного дня», так и многодневные.
Если говорить о послевоенном туризме, то он возрождался достаточно долго. В шестидесятые возобновили свою работу клубы туристов почти в 150 городах СССР, но велосипедные секции были не везде. Далее в 1976 году появились федерации туризма советов по туризму и экскурсиям, начинает зарождаться самодеятельный туризм. Настоящий пик велобума наблюдается в нашей стране в восьмидесятые. Появляются новые объединения велотуристов, проводятся соревнования, слеты, организованные походы в труднодоступные районы, постепенно осваивается плановый велотуризм. В эти годы набирают популярность два вида массовых соревнований - триал и ралли. Конец восьмидесятых ознаменовывается падением железного занавеса, русские велотуристы начинают принимать участие в международных соревнованиях.
Если путешествие на мотоцикле имеет идеологию городских кварталов и хайвеев, то велосипед как средство передвижения во время путешествия несет в себе идеологию свободы передвижения, слияния с природой, ощущения собственного тела. Культивированием данной идеологии занимаются в настоящее время клубы велотуризма, которые являются потомками отделений дореволюционного общества велотуризма и продолжателями дела советских велотурклубов. В них остались школы велоподготовки, традиция собраний и слетов, коучинг и наставничество для новых членов, а также характерное для многих собраний, ведущих истоки от туризма, знакомство с фото и видеоматериалами с путешествий предыдущих лет. Появились лекции и книги по велотуризму. Также добавились туры по соседним странам и совместные велопутешествия по стране вместе с иностранными гостями-любителями велосипедного туризма.
В настоящее время в России развитие велотуризма имеет два направления: многодневные путешествия по преимущественно географическому принципу или географо-историческому маршруту и как способ организации выходного уик-энда, выливающиеся в так называемые «туры выходного дня», представляющее собой поездки в окрестности, прилегающую сельскую местность или на загородную достопримечательность. Каждое направление подразделяется еще на подвиды: экологический, религиозный, экскурсионный, спортивный. Развитие велосипеда, его скоростных и конструкционных данных позволило сделать велотуризм более комфортным и удобным для перевозки средств жизнеобеспечения и походных принадлежностей.
Традиционно стартом для начала путешествий на велосипеде является апрель. Опытные туристы еще до начала апреля планируют уже весь туристический сезон. «Якорными» маршрутами там являются крупные или совместные с другими клубами многодневные путешествия, а промежутки между ними заполняются «турами выходного дня». Хотя в последнее время активное распространение получил зимний велотуризм, где главным условием является ясная погода и утоптанная дорожка. При поездке по зимнему лесу удобнее ездить по лыжне. Важно также наличие специализированной экипировки и шлема для защиты от ветра.
Велотуризм – один из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма.
Независимо от того, является ли путешествие на велосипедах туром выходного дня или это многодневный велопоход, туристические фирмы в большинстве случае предоставляют возможность передвигаться налегке, с комфортом. Багаж находится в машине сопровождения или его подвозят к местам стоянок, кроме того, обеспечивают услугами механика и гидов, бронь на гостиницы или необходимым бивуачным оборудованием.
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
![]() Список одежды для зимнего походаТуристическое снаряжение – это наша парафия. Ваша – это личные вещи, которые безусловно понадобятся в походе. К списку вещей первой необходимости от... |
![]() Активный зимний отдых. Снаряжение напрокат: где, что иГорнолыжный спорт торжественно и упорно занимает свою нишу среди видов зимнего отдыха. Вокруг нас растут горки, мы в обиходе свободно обсуждаем моде... |
Летнее снаряжение:
![]() Виды палатокКак показывает опыт, палатку можно ставить не везде. Даже если продавцы в магазине говорят вам совершенно противоположное. Для того, чтобы не попаст... |
![]() Выбор спального мешкаЭтот информационный листок был предоставлен EOG, с целью проинформировать потребителя о новом стандарте EN 13537 относительно температурных параметр... |
Рафтинг для смелых:
Отчет о водном походе чайников![]() Отчет о водном походе чайников. Собрались в водный поход чайники, которые в этом деле, короче, в первый раз. Собралась группа из 21 человека, сборн... |
На Кавказ ездить можно и нужно![]() Водный поход Привет, друзья-пилигримовцы, Я вернулся с Кавказа и хочу рассказать об этом вам. Наверное, описание будет несколько сумбурным... |
На вершину Ямантау![]() Начальный пункт – ст. Юрюзань, конечный: а) пос. Инзер; б) пос. Тирлянский; в) ст |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Тянь-Шань – Киргизия![]() Маршрут: Сосновка - пер.Тео-Ашуу по старой дороге (3590 м) - пер.Ала-Бель (3176 м)-Токтогул - Торкент - пер.Тудзу-Суу (2000 м) - пер |
Маршрут Все яйлы Крыма![]() Вступление Идея «звездного похода» в Крым возникла в феврале и после обсуждения с Леней Ливеровским она оформилась в конкретное предложение. Пред... |
Израиль на велосипеде![]() Жгучее желание проехать по югу Израиля на велосипеде возникло у меня при первом посещении етой замечательной страны. Так уж вышло, что прошло целых ... |