Главная - Разное снаряжение - Как выбрать себе лодку для похода


Как выбрать себе лодку для похода

Туристическое снаряжение - Разное снаряжение

как выбрать себе лодку для похода

Байдарка.

По традиции большинство водников начинают свою походную жизнь с байдарочных путешествий. Это связано с тем, что купить байдарку гораздо проще, чем приобрести надувные суда 5 ЛАС или ПСН, а самодельных кораблей новички не делают. Да и байдарка, пожалуй, наиболее подходит для первого плавания.

У нее хорошая скорость, а отрицательныекачества оказываются весьма полезными: малая остойчивость, хрупкость конструкции, слабая оболочка заставляют туриста быстро учиться читать воду, правильно грести. Ведь небольшой удар о камень может привести к поломке, пробоине, а значит, надо уметь определить по характеру воды, что впереди - мель, перекат или же это просто рябь от ветра, волна или же под петухом воды опасный камень.

Плавание на байдарке учит выдержке, требует хорошей координации движений. Попробуйка, например, сделай гребок в яме между валами, и почти наверняка последует переворот, а стоит промедлить мгновение, и тогда получится и гребок и будет опора о воду. Это приобретенное на байдарке умение поможет туристу и потом, когда он захочет перейти на другие суда. Так, например, байдарочник, зная воду, быстро научится ходить на плоту или надувном судне, а вот плотовику гораздо сложнее научиться ходить на байдарке.

В последнее время все чаще стали появляться группы, идущие в поход на каяках - одноместных байдарках. Его достоинства - отличная маневренность и хорошая скорость, до 10 км/час по стоячей воде, что позволяет быстро передвигаться по озерам и затяжным плесам. Ошибки в гребле проявляются сразу, поэтому каяк служит лучшим учебным судном. В то же время каяк позволяет при хорошей технике проходить очень сложные препятствия. Весит самодельный каяк около 8-12 кг. Кроме перечисленных выше минусов, общих для всех байдарок, каяк неудобно загружать. Двух, а тем более трехместная байдарка обладает лучшей по сравнению с каяком остойчивостью, хорошим ходом, но серийные образцы имеют большой вес, примерно 35 кг (а после доделок 40-45 кг), маневренность их оставляет желать лучшего. Они неудобны в транспортировке, поэтому серийные байдарки обычно используются в походах до 4-5 категорий сложности и то с большими переделками. От многих перечисленных недостатков туристы избавились при изготовлении самодельных байдарок, вес их составляет 13-20 кг, значительно выше маневренность, увеличена остойчивость. Каркас у самоделок более жесткий, чем у промышленных, а коврик из пенополиэтилена, проложенный между каркасом и оболочкой, хорошо предохраняет оболочку от пробоин.

Надувные суда.

Они сейчас в водном туризме, пожалуй, самые модные . Это связано с малым весом, удобной транспортировкой, хорошей остойчивостью, маневренностью. Но скорость их значительно ниже, чем у байдарок. Особенно часто теперь путешествуют группы на катамаранах, двух - и четырехместных.

Надувная лодка.

Надувные резиновые лодки - самый демократичный вариант. Если Вы, Ваш отец и дедушка не рыбаки, то рыбаком наверняка окажется двоюродный дядя, коллега или друг Вася. Короче, всегда можно попросить лодочку на пару недель. В конце концов, не вполне перевелись еще и пункты проката.

Современные лодочки достаточно легки (11-15 кг), удобны в переноске. Предпочтение следует отдать 2-3 местной лодке с высоким баллоном и парой деревянных банок-сидений.

Теперь о недостатках. Рыбацкое судно не предполагает длительных путешествий с большим количеством груза. Если два человека (наилучший вариант - взрослый и ребенок) устраиваются в нем более или менее комфортно, то разместить снаряжение, продукты, личные вещи и т.п. уже не просто.

Кроме того, в лодке нелегко сохранять вещи сухими. На дне рано или поздно соберется немного воды - ведь Вы часто выходите в воду и снова садитесь в судно, при этом с обуви и брюк стекает под ноги речная вода. Полумеры в виде плотных полиэтиленовых мешков для гидроизоляции вещей и продуктов, вполне уместные в простеньком походе на катамаранах, малоэффективны на дне резиновой лодки или байдарки.

Надежное решение существует. Это специальные гидроизолирующие мешки из тонких прорезиненных тканей, применяемые в спортивном водном туризме. Они продаются в специализированных фирмах, занятых изготовлением и продажей туристического снаряжения. На лодке потребность в таких мешках ощутимее.

Неистощимые на выдумку народные массы изобрели другое решение обеих проблем. К лодке привязывается вторая небольшая надувная лодочка-спутник (это может быть даже одноместный полихлорвиниловый суррогат). В нее пакуются все вещи, а сверху они закрываются небольшим полиэтиленовым тентом - для защиты от дождевой воды. И все довольны до тех пор, пока в днище лодки-спутника не обнаружится ма-а-ленькая течь. Выбирая этот, в общем-то, неплохой вариант, примите также во внимание, что связка двух лодок гораздо менее поворотлива и движется несколько медленнее.

Четырехместный катамаран имеет баллоны весом 12-15 кг, с дюралевой рамой, весит 40-50 кг. В лесных районах раму чаще всего изготавливают на месте из дерева. Скорость такого корабля 3-5 км/час, поэтому лучше не использовать его на стоячей воде. Но если не надо торопиться, то с таким судном можно очень хорошо отдохнуть на реке. Благодаря большой остойчивости по широкой палубе можно ходить, с нее удобно рыбачить, купаться. Большая грузоподъемность - до двух тонн и большая площадь позволяют брать объемный тяжелый груз. Изготовить катамаран не сложно. Особую популярность эти суда получили на сложных маршрутах 4-6 категорий сложности. На них пройдено большинство самых трудных рек.

Двухместный катамаран обладает теми же достоинствами, но в уменьшенных размерах, при этом скорость такого судна тоже несколько меньше, чем у четверки . Двухместные катамараны бывают трех видов. При продольной посадке гребцы сидят друг за другом между баллонами и могут работать как байдарочными, так и канойными веслами. Недостаток этого варианта в том, что баллоны должны располагаться близко друг от друга, а это отрицательно сказывается на скорости, маневренность тоже невелика.

При параллельной посадке, когда гребцы сидят каждый посередине своего баллона, достигается отличная маневренность. Однако при этом трудно одному человеку управлять всем катамараном, который к тому же сложно выводить из суводи на струю без разворота.

Встречаются и любители диагональной посадки - один на носу баллона, другой член экипажа - на корме второго баллона. При этом к недостаткам второго варианта расположения гребцов добавляется и перекос рамы даже при оптимальном распределении груза. По мнению многих водников, этот вариант - самый неудачный.

Простота изготовления, отличные эксплуатационные качества, безопасность использования позволяют применять катамараны в походах от 1 до 6 категории сложности.

ЛАСы - Лодки Авиационные Спасательные, трех - и пятиместные (соответственно ЛАС-3 и ЛАС-5) можно встретить на разных маршрутах, особенно среднеазиатских, где в верховьях рек трудности с лесом. Надувное дно, большие борта создают необходимый комфорт, а небольшой вес и удобство транспортировки позволяют делать с лодками большие пешие переходы. Особенно удобны такие суда для несложных путешествий и походов выходного дня, так как подготовка к сплаву заключается лишь я их накачивании. Отрицательные качества ЛАСа - малая скорость, недостаточная прочность материала (правда, некоторые туристы делают дополнительную оболочку по дну из материалов типа брезента, а сверху фартук, чтобы не заливало водой). Для сложных походов часто не хватает остойчивости. В продаже ЛАС встречается редко и то только в комиссионных магазинах.

Из ПСН-6, ПСН-10, СП-12 и других наиболее часто применяется в походах плот спасательный надувной шестиместный (ПСН-6). Это четырехугольное надувное судно с палаткой требует значительных переделок. Палатка снимается, а надувные стойки укладываются на нос и корму. Для защиты днища делается чехол, верх закрывается фартуком, так как при заполнении судна водой, кроме прочих неудобств, оно становится полностью неуправляемым. Помещается в нем обычно 4, реже 5 человек. ПСН обладает большой остойчивостью, вес сравнительно небольшой, удобно в транспортировке, легко разворачивается, но ходовые качества очень плохие. Ходят на таких судах только по рекам с хорошим течением. Из-за небольшой жесткости в сложных местах они иногда складываются. Были случаи, когда гребцы вылетали из своих мест, а судно плыло дальше как ни в чем не бывало, поэтому некоторые туристы для жесткости делают деревянную или дюралевую раму. Наибольшее применение ПСН-6 получил в сложных водных походах и гораздо реже из-за малой скорости и трудности приобретения такой же, как и ЛАСов, их можно встретить на простых реках. Обычно ПСН-6 берут на маршруты, начиная с 4 категории сложности и выше. Все сказанное о ПСН-6 относится и к остальным надувным судам. При этом круглая форма у СП, например, значительно усложняет греблю, снижая и без того малую скорость.

Плоты бывают деревянные, на камерах, на продольных и на поперечных гондолах. Деревянные плоты сейчас практически не применяются, это связано и со сложностью изготовления, и с плохими эксплуатационными качествами. Плотами на надувных элементах пользуются и на очень простых и на очень сложных маршрутах. Они обладают наибольшей из всех судов грузоподъемностью и остойчивостью, но своего хода у них нет. Маневренность лучше у плотов с поперечными гондолами. Работа на плотах требует большой слаженности экипажа, что достигается годами совместных тренировок.

Приведенные характеристики судов не претендуют на полноту. Рассказ только об основных достоинствах и недостатках туристского флота поможет вам в выборе судна, особенно если вы новичок.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Зимнее снаряжение:

News image

Скрытые прелести зимнего туризма

Для многих из нас понятия «отпуск» и «лето» стали почти синонимами. Зимой наши леса и пляжи безмолвствуют, а многие турфирмы еле шевелятся как медве...

News image

Природные методы лечения в походе

В походе турист один на один с природой, вдали от оборудованных больниц. Именно поэтому он обязан знать основы полевой медицины - то есть уметь реша...

Летнее снаряжение:

News image

Системы ветниляции в рюкзаках

Система вентиляции рюкзаков Loap AAS I Простая в использовании модифицируемая система AAS I разработанная для наиболее экстремального использо...

News image

Как поставить палатку?

Для того, чтобы понять, как же ставить палатку, следует сперва выяснить, какая же палатка у вас в наличии. На сегодняшний день в продаже в основн...

rightArrow attach snow cart1 target rightArrow

Летние походы:

Монастыри приладожья

News image

Начиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люд...

Дикарем в Турцию, или как я не стал шкипером

News image

В детстве я имел мечту – встать за штурвал настоящей яхты. Исполнить ее в нашем сухопутном городе было совершенно нереально и я ...

«Особенности национального экотуризма»

News image

Природа юга Камчатки исключительно ранима, поэтому экотуризм – наиболее подходящий вид путешествий для тех, кто стремится познак...

«Spa-салон» в окружении вулканов

News image

Из заказника на «вахтовке» мы переезжаем в поселок Паужетка, который расположен в месте выхода многочисленных паро - и гидротерм...

Зимние походы:

Отчет о горном походе 3 категории сложности по хребту К

News image

Нитка маршрута: Новая Чара - дол. Среднего Сакукана - изба ГМС - пер. Трех Жандармов (2А) - пер. 25 лет Сов

Смотритель дома на горе

News image

На южном Урале, на горе Дальний Таганай, среди метелей и туманов стоит дом — старая метеостанция. От Златоуста до неё километров...

Отчет о 15-дневном конном походе к высокогорному озеру

News image

УЙМЕНЬ - ЭТО СИЛА!!! И странно и чудно - везде по всему краю хвалят Русский Алтай. И горы-то прекрасны, и недра-то м...

Новый Год на Эльбрусе, зимнее восхождение на Эльбрус

News image

И так банальное желание встречать Новый Год вне дома возникло и в канун 2011 года, где-то так в сентябре 2010. Я уже точно оп...

Горные походы:

Лыжный марафон Финская лыжня

News image

Л.Л.: Желание попасть в Финляндию на знаменитый лыжный марафон появилось у меня еще года два назад, когда мне, человеку далекому...

О не случайности случайностей

News image

Сейчас, собираясь в дорогу, я уже точно знаю, что, если бы всё происходило так, как запланировал, то и не стоило бы выходить из ...

Отчет о зимнем походе на Приполярный Урал

News image

Часть I, картографическая. 1. Схема региона и нашего с Митянькой по нему путешествия. Для любопытных

Лыжный поход

News image

Старт: примерно 8:08 Финиш: около 18:27 Общее время в пути: 10 часов 19 минут Внимание: в тексте возможен мат! (Отредакти...

Велопоходы:

Дневка на жемчужине

News image

Дневка на берегу оз.Иссык-Куль. Поездка за водой и в с.Бар-Булак за продуктами Проснулись все равно в 7-30

Заметки вело байкера

News image

В 2001 году официальное закрытие сезона пришлось на воскресенье 14 октября. Погода слегка подкачала: ночью был небольшой минус,...

По верхушкам Тянь-Шаньских елей

News image

22 августа – г.Нарын (2052 м) - Таш-Башат - Эки-Нарын - Орюк-Там - р.Кара-Саз (до 2700 м) С утра выехали не рано. Диме над...

Нарынская полупустыня

News image

самый длинный и жаркий день 21 августа - спуск по ущелью р.Куртка - мост через р.Нарын (1638 м) - Ак-Тал - мини-перевал (2...

Рафтинг для смелых:

Южный Буг. Исповедь адмирала

News image

18 июня с автовокзала мы стартовали в город Ладыжин. Очень удобно, ходит маршрутка, в которую нам удалось вместиться со всем багажом. Было 4 байды, ...

Рафтинг в Якутии

News image

Якутия богатейший край, источник неисчерпаемых природных богатств. И одним из главнейших ресурсов региона являются, конечно же, местные реки: знамен...

Вместо Иссык-Куля - БоденЗее, и другая культурная программа

News image

Рекомендуем окрестности и сам городок Meersburg. Кемпинги в наличии. Очень красивая набережная, виноградники Spat - Burgunder, духовой оркестр веч...

Велопоходы:

Валаам без Валаама

News image

Начиналось все с того, что кроме «Велодесантов» с открытым участием несколько лет подряд Караван совместно с Велодесантом (люди из Велопитера) орг...

Kerimäki — идём на восток!

News image

При разработке маршрута своего первого в жизни велопохода, для меня немаловажную роль играла простота схода с маршрута и эвакуации. Именно поэтому я...

Parikkala и Punkaharju

News image

Это известное туристическое место, обязанное своей популярностью красивой природе… главная достопримечательность — семикилометровая коса шириной бук...

Авторизация