Определение туризма
В литературе к существительному ТУРИЗМ можно обнаружить множество разных прилагательных - дальний , местный , зарубежный , иностранный , пешеходный , горный , лыжный , водный , плановый , ''самодеятельный , детский , пролетарский , спортивный , семейный , коммерческий , социальный , познавательный , экскурсионный , спелео , авто , охотничий и т.д.
В периодике промелькнули даже такие, как вещевой , культовый и сексуальный туризм.
Уже само это обилие прилагательных говорит о неоднозначности понятия туризм . Поэтому и затруднительно дать ему исчерпывающее определение.
Наверное, в школе туризм может именоваться не только школьным, но и педагогическим туризмом.
2. Но все эти прилагательные характеризуют лишь частности туризма, все они являются признаками переменными, а не раз и навсегда свойственными туризму Все они характеризуют разные стороны конкретных форм туристских мероприятий: главную цель, продолжительность, способ передвижения, способ организации, сезон, контингент участников и т.п.
А каков коренной, неизменный его признак? Такой, без которого само понятий туризм исчезает?
Корень туризма заключается в ПЕРЕМЕЩЕНИИ человека в пространстве от места его постоянного проживания в какие-либо другие места. Без перемещений нет туризма.
Вместе с тем и ПЕРЕМЕЩЕНИЕ тоже не полностью определяет туризм, так как оно свойственно многим другим явлениям - научным экспедициям, служебным командировкам, военным походам, поездкам в гости, на отдых и т.д. Перемещение как непременный признак туризма само имеет по крайней мере три отличительных элемента - признака второго порядка, которые придают туристскому перемещению специфические черты:
- перемещение (его маршрут, способ, сроки и цели) происходит добровольно, без принуждения, не по обязанности, а по самостоятельно принятому человеком решению (или по решению, совместно выработанному коллективом людей); здесь исключением является ПЛАНОВЫЙ туризм, при котором человек-турист не полностью самостоятелен в определении основных параметров перемещений;
- туристское перемещение производится во время, свободное от служебных обязанностей, учебы. Исключение сделаем лишь для работников сферы туризма, а также для учителей, преподавателей, воспитателей и др.;
- перемещение туристов всегда является временным, длится определенный срок, по истечении которого турист возвращается к месту постоянного проживания.
3. В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны - участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между ПЛАНОВЫМ и САМОДЕЯТЕЛЬНЫМ туризмом.
В чистом виде САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ в школе - это так называемые САМОВОЛЬНЫЕ походы и поездки детей без участия школы, по секрету от учителей и родителей. При этом руководителем (лидером) становится рядовой участник, признанный таковым всеми остальными участниками.
Для школы такой туризм - явление отрицательное (так как туристское мероприятие проходит без контроля и влияния педагогов). В студенческой среде такой туризм занимает основное положение и не является отрицательным.
4. У школьников и у учителей отношение к туризму различное, но не противоречит одно другому.
Для детей туризм - способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенною образа жизни. А для учителей он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.
И те и другие понимают, что туризм не просто развлечение, что в нем нельзя провести четкую разделительную черту между делом и потехой . Если и квалифицировать туризм как отдых, то это не тот отдых, от которого, по выражению Н.К. Крупской, можно только устать и поглупеть .
Однако, учитывая разность отношения к туризму, надо знать, что своих целей в туристской работе учитель постигнет быстрее и легче только при условии удовлетворения интересов детей, которые он должен понять и принять, несмотря на то, что они на первых порах, как правило, весьма примитивны (не вписываются и педагогические требования, нравственные установки).
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
Выбор сноуборда. Что стоит знать, виды сноубордов, типыПравильный выбор сноуборда - очень важное и, наверное, первое дело при планировнаии вашего зимнего отдыха или просто путешествий. Сноубординг дар... |
Список снаряжения на зимний ЭльбрусВес снаряги должен быть минимальный!!! При прочих равных берите то, что полегче. Вступление (условия на Эльбрусе под Новый Год): как показывает м... |
Летнее снаряжение:
Выбор спального мешкаСпальный мешок – это непременный атрибут, который должен быть у каждого уважающего себя путешественника, туриста, автомобилиста, дачника. Список мож... |
Как укладывать вещи в рюкзак?Грамотно упакованный рюкзак немаловажная часть походной жизни. Неправильная упаковка может привести к сильной утомляемости, смещению позвонков и про... |
Рафтинг для смелых:
Южный Буг. Исповедь адмирала18 июня с автовокзала мы стартовали в город Ладыжин. Очень удобно, ходит маршрутка, в которую нам удалось вместиться со всем багажом. Было 4 байды, ... |
Река ИнзерьЦелый год мы собирались на этот долгожданный сплав, ходили в СЮН практически на каждое занятие, и вот наконец настал этот момент... Наш первый сплав |
Отчет о парусно-туристическом походе по БАЛТИЙСКОМУ морю НА КАТАМАРАНАХ «Ветер» и «Мечтатель» ПО МАРСоставил Бойков Алексей, капитан катамарана М388 МЕЧТАТЕЛЬ (frecap@mail.ru). в тесном соавторстве с Веселухой Галиной. ЭкипажИ Катамаран «М... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Заметки вело байкераВ 2001 году официальное закрытие сезона пришлось на воскресенье 14 октября. Погода слегка подкачала: ночью был небольшой минус, лужи замерзли, свис... |
Дневка на жемчужинеДневка на берегу оз.Иссык-Куль. Поездка за водой и в с.Бар-Булак за продуктами Проснулись все равно в 7-30 |
ВелопоходВторник 22.07 103.5 км (грунтовка) Дорога от Першлахты до Филлиповского была очень изматывающая. Сплошные подъемы и спуски по плохой дороге |