Определение туризма
В литературе к существительному ТУРИЗМ можно обнаружить множество разных прилагательных - дальний , местный , зарубежный , иностранный , пешеходный , горный , лыжный , водный , плановый , ''самодеятельный , детский , пролетарский , спортивный , семейный , коммерческий , социальный , познавательный , экскурсионный , спелео , авто , охотничий и т.д.
В периодике промелькнули даже такие, как вещевой , культовый и сексуальный туризм.
Уже само это обилие прилагательных говорит о неоднозначности понятия туризм . Поэтому и затруднительно дать ему исчерпывающее определение.
Наверное, в школе туризм может именоваться не только школьным, но и педагогическим туризмом.
2. Но все эти прилагательные характеризуют лишь частности туризма, все они являются признаками переменными, а не раз и навсегда свойственными туризму Все они характеризуют разные стороны конкретных форм туристских мероприятий: главную цель, продолжительность, способ передвижения, способ организации, сезон, контингент участников и т.п.
А каков коренной, неизменный его признак? Такой, без которого само понятий туризм исчезает?
Корень туризма заключается в ПЕРЕМЕЩЕНИИ человека в пространстве от места его постоянного проживания в какие-либо другие места. Без перемещений нет туризма.
Вместе с тем и ПЕРЕМЕЩЕНИЕ тоже не полностью определяет туризм, так как оно свойственно многим другим явлениям - научным экспедициям, служебным командировкам, военным походам, поездкам в гости, на отдых и т.д. Перемещение как непременный признак туризма само имеет по крайней мере три отличительных элемента - признака второго порядка, которые придают туристскому перемещению специфические черты:
- перемещение (его маршрут, способ, сроки и цели) происходит добровольно, без принуждения, не по обязанности, а по самостоятельно принятому человеком решению (или по решению, совместно выработанному коллективом людей); здесь исключением является ПЛАНОВЫЙ туризм, при котором человек-турист не полностью самостоятелен в определении основных параметров перемещений;
- туристское перемещение производится во время, свободное от служебных обязанностей, учебы. Исключение сделаем лишь для работников сферы туризма, а также для учителей, преподавателей, воспитателей и др.;
- перемещение туристов всегда является временным, длится определенный срок, по истечении которого турист возвращается к месту постоянного проживания.
3. В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны - участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между ПЛАНОВЫМ и САМОДЕЯТЕЛЬНЫМ туризмом.
В чистом виде САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ в школе - это так называемые САМОВОЛЬНЫЕ походы и поездки детей без участия школы, по секрету от учителей и родителей. При этом руководителем (лидером) становится рядовой участник, признанный таковым всеми остальными участниками.
Для школы такой туризм - явление отрицательное (так как туристское мероприятие проходит без контроля и влияния педагогов). В студенческой среде такой туризм занимает основное положение и не является отрицательным.
4. У школьников и у учителей отношение к туризму различное, но не противоречит одно другому.
Для детей туризм - способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенною образа жизни. А для учителей он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.
И те и другие понимают, что туризм не просто развлечение, что в нем нельзя провести четкую разделительную черту между делом и потехой . Если и квалифицировать туризм как отдых, то это не тот отдых, от которого, по выражению Н.К. Крупской, можно только устать и поглупеть .
Однако, учитывая разность отношения к туризму, надо знать, что своих целей в туристской работе учитель постигнет быстрее и легче только при условии удовлетворения интересов детей, которые он должен понять и принять, несмотря на то, что они на первых порах, как правило, весьма примитивны (не вписываются и педагогические требования, нравственные установки).
| Читайте: |
|---|
Зимнее снаряжение:
![]() Лыжные палки и дополнительное снаряжениеДля коротких прогулок по готовым лыжням, с легким рюкзаком за плечами, хороши высокие беговые палки. Палки для конькового хода длиннее, чем для кла... |
![]() Выбор лыжного снаряженияНе отходя от кассы. Выбор лыжного снаряжения: советы и рекомендации. Заниматься спортом необходимо с самого раннего детства. Это отличный способ... |
Летнее снаряжение:
![]() Выбор спального мешкаСпальный мешок – это непременный атрибут, который должен быть у каждого уважающего себя путешественника, туриста, автомобилиста, дачника. Список мож... |
![]() Виды палаток от производетелейПроизводителей палаток в России и в частности в Петербурге очень много. Кроме этого, к нам везут палатки из-за границы. Много говорят о финских , ... |
Рафтинг для смелых:
В августе на Байкале![]() В нашем очередном походе на Байкал 2006 г. пришлось там немного поштормовать (ходили вдвоем с Натальей, одним судном). Собственно, вся история – спл... |
Акватрофи-КАРАВАН по р. Зелим![]() С 6 августа по 22 августа 1998 г. в велоклубе Караван состоялся второй многодневный поход Велосплав-КАРАВАН реке Зелим на Урале. Маршрут сост... |
Отчет о водном походе по Сейму и Десне![]() Сейм, Десна (платформа Река Сейм - Макошино) 30.04.2005 - 4.05 |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Отчет о велопоходе![]() Изменения маршрута п осравнению с заявленным: коснулись следующих участков: Между зимовкой Карабулак и поселком Акеспе предполагался подъем по полев... |
Тур-де-Дюрсо![]() Рассказ о водном велопоходе. Общие сведения. Сроки проведения: 26 августа-9 сентября 2000 года. Маршрут планировался, как центральный поход... |
Караван-Онего![]() В 2002 году избранный состав КАРАВАНа успешно по частям возвратился из велопохода вокруг Онежского озера. Отрадно отметить, что на части мы и наш... |

























