
Определение туризма
В литературе к существительному ТУРИЗМ можно обнаружить множество разных прилагательных - дальний , местный , зарубежный , иностранный , пешеходный , горный , лыжный , водный , плановый , ''самодеятельный , детский , пролетарский , спортивный , семейный , коммерческий , социальный , познавательный , экскурсионный , спелео , авто , охотничий и т.д.
В периодике промелькнули даже такие, как вещевой , культовый и сексуальный туризм.
Уже само это обилие прилагательных говорит о неоднозначности понятия туризм . Поэтому и затруднительно дать ему исчерпывающее определение.
Наверное, в школе туризм может именоваться не только школьным, но и педагогическим туризмом.
2. Но все эти прилагательные характеризуют лишь частности туризма, все они являются признаками переменными, а не раз и навсегда свойственными туризму Все они характеризуют разные стороны конкретных форм туристских мероприятий: главную цель, продолжительность, способ передвижения, способ организации, сезон, контингент участников и т.п.
А каков коренной, неизменный его признак? Такой, без которого само понятий туризм исчезает?
Корень туризма заключается в ПЕРЕМЕЩЕНИИ человека в пространстве от места его постоянного проживания в какие-либо другие места. Без перемещений нет туризма.
Вместе с тем и ПЕРЕМЕЩЕНИЕ тоже не полностью определяет туризм, так как оно свойственно многим другим явлениям - научным экспедициям, служебным командировкам, военным походам, поездкам в гости, на отдых и т.д. Перемещение как непременный признак туризма само имеет по крайней мере три отличительных элемента - признака второго порядка, которые придают туристскому перемещению специфические черты:
- перемещение (его маршрут, способ, сроки и цели) происходит добровольно, без принуждения, не по обязанности, а по самостоятельно принятому человеком решению (или по решению, совместно выработанному коллективом людей); здесь исключением является ПЛАНОВЫЙ туризм, при котором человек-турист не полностью самостоятелен в определении основных параметров перемещений;
- туристское перемещение производится во время, свободное от служебных обязанностей, учебы. Исключение сделаем лишь для работников сферы туризма, а также для учителей, преподавателей, воспитателей и др.;
- перемещение туристов всегда является временным, длится определенный срок, по истечении которого турист возвращается к месту постоянного проживания.
3. В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны - участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между ПЛАНОВЫМ и САМОДЕЯТЕЛЬНЫМ туризмом.
В чистом виде САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ в школе - это так называемые САМОВОЛЬНЫЕ походы и поездки детей без участия школы, по секрету от учителей и родителей. При этом руководителем (лидером) становится рядовой участник, признанный таковым всеми остальными участниками.
Для школы такой туризм - явление отрицательное (так как туристское мероприятие проходит без контроля и влияния педагогов). В студенческой среде такой туризм занимает основное положение и не является отрицательным.
4. У школьников и у учителей отношение к туризму различное, но не противоречит одно другому.
Для детей туризм - способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенною образа жизни. А для учителей он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.
И те и другие понимают, что туризм не просто развлечение, что в нем нельзя провести четкую разделительную черту между делом и потехой . Если и квалифицировать туризм как отдых, то это не тот отдых, от которого, по выражению Н.К. Крупской, можно только устать и поглупеть .
Однако, учитывая разность отношения к туризму, надо знать, что своих целей в туристской работе учитель постигнет быстрее и легче только при условии удовлетворения интересов детей, которые он должен понять и принять, несмотря на то, что они на первых порах, как правило, весьма примитивны (не вписываются и педагогические требования, нравственные установки).
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
![]() Выбор горнолыжного снаряженияКрепление для горнолыжника заключает в себе, всеми изученный тезис, единства и борьбы противоположностей. Надо хорошо прикрепить так, чтобы малейшее... |
![]() Подготовка и хранение лыжПрежде чем впервые встать на новые лыжи, их надо подготовить, причём подготовка несколько отличается для пластиковых и деревянных лыж. Деревянные... |
Летнее снаряжение:
![]() Выбор палатки: допрос с пристрастиемИтак, мы разобрались с количеством мест, тамбурами и конструкцией палаток. Это позволит нам сделать осознанный выбор той или иной палатки. Но это ещ... |
![]() Как выбрать спальникКаждый поход представляет собой не только передвижение по местности, но и ночлеги, которые составляют 35% походного времени. В зависимости от того н... |
Рафтинг для смелых:
Акватрофи-КАРАВАН по р. Угре и р. Жиздре![]() С 1 мая по 9 мая 1998 г. в велоклубе Караван состоялся первый многодневный поход Акватрофи-КАРАВАН по Подмосковью. Маршрут состоял из двух сп... |
Отчет о водном туристском походе 4 категории сложности по рекам Чуя, Катунь, Кадрин (Горный Алтай)![]() Руководитель группы Филимонов Г.А. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем уча... |
Ростов-на-Дону – Туапсе![]() 28.07.04 18-45 стартовали из Москвы, поезд Атаман Платов , видимо, борющийся за звание фирменного: проводницы - в форме, очень вежливые, в купе ... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
Parikkala и Punkaharju![]() Это известное туристическое место, обязанное своей популярностью красивой природе… главная достопримечательность — семикилометровая коса шириной бук... |
Дорога на Hatunkylä и Сергей Дудко![]() Для того, чтобы действительно стать дороги м гостем, необходимо направить свои колёса как можно дальше от очагов массового туризма и … ездить неб... |
Велопробег МОСКВА – КОТЛАС![]() Впечатления автора По традиции тихохода я сразу оказался в хвосте. Некоторое время ехали вместе с Вадимом Кудиным и Иваном от Версаччи, беседовал... |