
Экономическая эффективность туризма
Экономическая эффективность туризма - это получение экономического эффекта (выигрыша) от организации туризма в масштабах государства; туристского обслуживания региона; производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.
Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями ^показателями.
Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода, предполагающего установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей.
Проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.
Турист как объект туризма. Турист как потребитель туристского продукта представляет собой объект деятельности туристских фирм.
Туристский продукт находит свою оценку лишь в процессе потребления его туристом.
Для правильного понимания туризма вообще, для эффективного правового регулирования международного сотрудничества государств в данной сфере отношений необходимо четко определить понятие «турист».
ООН так определила это понятие: « Турист означает любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо договаривающегося государства, кроме того государства, в котором это лицо проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев с дозволенной целью (кроме цели эмигрировать), как-то: с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями».
Понятие «турист» следует различать с понятием «мигрант» - гражданин, работающий или планирующий найти работу на любой период времени, которая будет оплачиваться в стране пребывания, или лицо, планирующее сопровождать такого гражданина
либо присоединиться к нему в качестве домашнего работника или иждивенца.
Туристами не считаются: граждане, приезжающие в страну по договору или без него в поисках работы; граждане, оставшиеся в стране на постоянное место жительства; жители пограничных районов, живущие по одну сторону границы, а работающие по другую ее сторону. 1
При подготовке туриста к путешествию или во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
- необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну и пребывания там; об обычаях местного населения, религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящегося под особой охраной; состоянии окружающей природной среды;
- свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране временного пребывания ограничительных мер;
- обеспечение личной безопасности, потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
- возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора, розничной купли-продажи турпродукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством;
- содействие органов власти страны временного пребывания в получении правовой и иных видов помощи;
- беспрепятственный доступ к средствам связи.
Во время путешествия, включая транзит, турист обязан:
- соблюдать законодательство страны временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
- сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране временного пребывания;
- соблюдать правила въезда в страну временного пребывания, выезда из страны и пребывания там;
- соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
С экономической точки зрения туристов можно разделить на следующие группы:
- туристы с туристскими потребностями и желанием путешествовать;
- люди с высокой покупательской способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, высокий уровень туристского обслуживания;
- люди с покупательским поведением, касающимся всех природных, психологических, социальных и других причин, заставляющих его определенным образом реагировать на рекламу.
Туристская индустрия представляет собой совокупность средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
В более широком плане туристскую индустрию можно определить как народнохозяйственный комплекс, включающий: пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; различные специализированные предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера, «вторичные» для туризма отрасли (транспортное машиностроение, топливная промышленность, дорожное строительство, пищевая промышленность и т.д.), а также широкую сферу услуг, которыми пользуется турист.
Услуги туристской индустрии:
1) по размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, ботели, пансионаты, санатории, туристские базы; также в частных домах, арендуемых у местного населения, палатках, домиках-прицепах, в поездах, на яхтах и т.д.);
2) по обеспечению туриста питанием (рестораны, столовые, кафе, закусочные, кафетерии, бары и т.д.);
3) по перемещению туриста по стране посещения и другим странам различными видами пассажирского транспорта (поездами, круизными судами, морскими, речными и авиачартерными рейсами, автобусами и др.). Развитие транспортной системы и появление специализированного туристского транспорта сделали значительно более доступными поездки туристов в зарубежные страны по затратам средств и времени. Выбор транспорта зависит от географического положения страны, ее отдаленности от страны выезда и обусловлен также социальным положением туристов и уровнем их доходов;
4) реклама - одна из разновидностей социальной информации, несущей в себе активный элемент новизны. Роль рекламы в туризме очень велика, так как она оказывает влияние на характер и размер спроса турпродукта, определяет уровень информированности населения о рыночном предложении и туристских ресурсах территории.
Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических и духовных сил;
5) сбытовые услуги туристских агентов (разработка маршрутов путешествий, бронирование мест на транспорте и в гостиницах, представление информации о каком-либо ресурсе, имеющихся там средствах размещения, таможенных и пограничных формальностях и др.);
6) по удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в конгрессах, ассамблеях, конференциях, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках);
7) торговых предприятий как общего, так и специального назначения (продажа подарков, сувениров, открыток и т. д.);
8) контрольно-административных органов (пограничных, валютных, карантинных, полиции и служб по оформлению документов: паспортов, виз);
9) служб охраны природы, исторического и культурного наследия;
10) информационных служб;
11) средств информации (газеты, журналы и т. д.);
12) государственных туристских органов (комитеты, департаменты и т. д.);
13) туристских объединений.
С экономической точки зрения, туристская индустрия есть единый производственно-имущественный комплекс, объединяющий материально-техническую базу, сырье и рабочую силу.
Материально-техническая база туризма. Туристские хозяйствующие субъекты для осуществления своей деятельности должны располагать различными средствами труда. Совокупность средств труда, функционирующих в туризме, составляет его материально-техническую базу.
Материально-техническая база (МТБ) включает сеть туристских сооружений (здания), их техническое оснащение, транспортные средства и другие основные фонды.
МТБ является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для обслуживания туристов полным комплексом услуг.
В состав МТБ туризма входят: туристская фирма (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, туристские клубы, станции и т. п.
Туристская фирма - крупное туристское предприятие, которое предоставляет туристам весь комплекс услуг туризма. Она занимается также разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок на них.
Объекты МТБ туризма можно классифицировать по признакам: по видам предоставляемых услуг, по экономическим элементам и видам собственности объектов МТБ.
По экономическим элементам объекты МТБ подразделяются на основные фонды и оборотные производственные фонды.
Основные фонды - это совокупность материально-производственных ценностей в стоимостном выражении, служащих в течение длительного периода времени и утрачивающих свою стоимость по частям, в процессе амортизации. Как средство труда эти фонды многократно используются в хозяйственном процессе, не меняя форму.
Оборотные производственные фонды - активы целиком потребляемые в одном производственном цикле и полностью переносящие свою стоимость на изготавливаемый продукт. Как правило, их натурально-вещественная форма не сохраняется и оборотные фонды возвращаются хозяйствующему субъекту в денежной форме после завершения кругооборота средств. Эти фонды состоят из предметов труда (сырье, материалы, топливо, тара и др.), средств труда со сроком службы менее 1 года или стоимостью не более 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за единицу, незавершенного производства (полуфабрикаты), расходов будущих периодов.
Основу материально-технической базы туризма составляет гостиничное хозяйство, так как любой туристский маршрут в первую очередь привязан к средствам размещения.
Читайте: |
---|
Зимнее снаряжение:
![]() География лыжного туризмаВывод первый и самый главный: широка страна моя родная, а обитаемый, и тем паче, необитаемый мир - еще шире. Вывод второй: жизни человеческой не хва... |
![]() Практические советы для зимних походовВеличественные горы, живописные ущелья, горные реки и множество других, природных и рукотворных, достопримечательностей привлекают туристов на Кавка... |
Летнее снаряжение:
![]() Как выбрать спальникКаждый поход представляет собой не только передвижение по местности, но и ночлеги, которые составляют 35% походного времени. В зависимости от того н... |
![]() Виды рюкзаковТкань От прочности ткани во многом зависит долговечность рюкзака (немаловажны также швы и конструкционные особенности, но об этом чуть позже). ... |
Рафтинг для смелых:
Вода, вода, кругом вода…![]() Чем ближе лето, тем популярнее в корпоративной среде становятся так называемые «инсентив-туры». Культурный отдых с элементами риска, соревнований и ... |
Акватрофи-КАРАВАН по р. Зелим![]() С 6 августа по 22 августа 1998 г. в велоклубе Караван состоялся второй многодневный поход Велосплав-КАРАВАН реке Зелим на Урале. Маршрут сост... |
Рафтинг в Карелии![]() Карелия – это тот уникальный заповедный край, которому сама природа подарила всё необходимое для активного отдыха. Карелия обладает множеством р... |
Туристическое снаряжение:
Велопоходы:
По верхушкам Тянь-Шаньских елей![]() 22 августа – г.Нарын (2052 м) - Таш-Башат - Эки-Нарын - Орюк-Там - р.Кара-Саз (до 2700 м) С утра выехали не рано. Диме надо было привести орга... |
Нарынская полупустыня![]() самый длинный и жаркий день 21 августа - спуск по ущелью р.Куртка - мост через р.Нарын (1638 м) - Ак-Тал - мини-перевал (2085 м) - г.Нарын, го... |
Дневка на жемчужине![]() Дневка на берегу оз.Иссык-Куль. Поездка за водой и в с.Бар-Булак за продуктами Проснулись все равно в 7-30 |